О некоторых приёмах использования компьютера на уроках математики
статья по информатике и икт по теме

В статье рассматриваются некоторые приёмы использования компьютера на уроках математики

Скачать:


Предварительный просмотр:

О НЕКОТОРЫХ ПРИЁМАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Байдак Татьяна Анатольевна (bta1968@yandex.ru)

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 (МОУ СОШ №6), г. Гуково

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые приёмы использования информационных технологий на уроках математики.

Каждый раз, приходя в V класс на свой первый урок, я начинаю его словами великого Яна Снядецкого (1756-1830): «Математика – царица всех наук. Её возлюбленный – истина, её наряд – простота и ясность. Дворец этой владычицы окружён тернистыми зарослями, и, чтобы достичь его, каждому приходится продираться сквозь чащу. Случайный путник не обнаружит во дворце ничего привлекательного. Красота его откроется лишь разуму, любящему истину, закалённому в борьбе с трудностями, свидетельствующему о незаурядности и непреодолимой склонности человека к необычайно запутанным, но неиссякаемым и возвышенным наслаждениям ума, свойственным самой природе людей». И продолжаю: «Я поведу всех вас во дворец этой царицы и, очень надеюсь, что случайных путников среди нас не окажется. А помогут нам в этом верные друзья – учебник, тетрадь и, конечно же, компьютер. Итак, в добрый путь!».

В кабинете включен компьютер, проектор, и дети вместе с моей речью видят, как появляются на экране эти великие слова, а ниже – Ян Снядецкий (1756-1830). Всё очень просто, но вот готов и первый пример для устного счёта: «Сколько лет прожил этот математик?»

Компьютер лишь дополняет живое слово учителя, делая процесс получения знаний более интересным и разнообразным, но глаза детей уже горят, все включились в работу!

Компьютер прочно вошёл в нашу жизнь, нашел свое место в каждой школе, в каждой второй семье. Все большее число учащихся осваивают первоначальные навыки пользователя компьютером ещё в начальной школе. А потому отказаться от использования компьютера на уроках математики просто нельзя. Целесообразность его использования объясняется тем, что появляется возможность достичь тех результатов обучения, какие нельзя получить без применения такового.

С появлением своего учебного кабинета, оснащенного мультимедийным комплектом, у меня значительно расширились возможности использования информационных технологий на уроке. И, как следствие, встала проблема оптимального использования данного технического средства. Для удачного её решения я работаю в тесной связи с преподавателем информатики нашей школы, который вооружил своих коллег комплексом авторских электронных разработок и программ.

Преимущество современного педагога заключается в свободе выбора методик и технологий, учебников и программ. Формы и место использования информационных технологий на уроке, конечно, зависят от содержания самого урока, целей, которые я ставлю перед собой. Практика работы показывает, что наиболее эффективно использование компьютера на уроках математики в следующих направлениях:

  1. при проведении устного счёта на тренажёре, что позволяет ученику за небольшое время выполнить большой объём вычислений, отработать различные вопросы теории и практики;
  2. при изложении нового материала, когда появляется возможность дополнить устное объяснение различными иллюстрациями - слайдами, схемами, чертежами с применением анимации, что позволяет рассматривать вопросы математической теории в движении, вызвать интерес и повышенное внимание обучающихся;
  3. при проведении самостоятельных работ, когда мыслительные процессы учащегося остаются вне поля зрения учителя, контроль осуществляется самим компьютером, чтобы ученик сразу увидел свой успех или ошибку;
  4. при организации исследовательской деятельности учащихся.

Остановлюсь на некоторых, на мой взгляд, удачных приёмах использования компьютера на уроках математики.

  1. Использование тренажёров для проведения устного опроса, разработанного мною в программе Microsoft PowerPoint с помощью Visual Basic for Applications.

На экран при помощи проектора выводится слайд с определённым количеством вопросов, закодированных номерами. Чем больше вопросов, тем выше возможность опроса большего числа учеников. Ученик сам выбирает номер вопроса. Задание ему предъявляет компьютер и у первого нет никаких шансов избежать ответа или вычислений, понадеявшись на то, что его не спросят, как это часто бывает при обычном фронтальном опросе. А учителю - оперативно осуществить контроль и скорректировать результаты такой работы. Такие тренажёры можно использовать практически на любом уроке математики, алгебры, геометрии.

  1. Использование опорных конспектов, выполненных в программе для создания презентаций Microsoft PowerPoint, с применением цвета, звука, анимации.

Компьютерные презентации – это самые современные технологии представления информации. Применять их можно на любом этапе урока: при ознакомлении с новым материалом, при закреплении изученного, на обобщающих уроках, при проверке и коррекции знаний и умений обучающихся.

Когда я провела свои первые пробные уроки, основанные на демонстрации компьютерных презентаций, то увидела неподдельный интерес у учащихся. Ведь нередко урок математики сводится лишь к «прохождению» программы, причём преимущественно с использованием объяснительно-иллюстративного метода: посмотри, как делаю я, повтори и запомни. В таких случаях при объяснении нового материала большинство учеников являются лишь пассивными наблюдателями. Каждый учитель знает, как важно немного остановиться после предъявления определения, формулировки утверждения или в доказательстве теоремы, чтобы дать возможность обучающимся глубже вникнуть в них. При устном объяснении это сделать трудно – класс может дезорганизоваться. Компьютер же позволяет сделать необходимую паузу: выделить главное, дополнить построения, многократно повторить логические цепочки.

В центре любого образовательного процесса стоит ученик, ведомый учителем к знаниям, во дворец великой владычицы - математики. Не факт, что использование компьютера на уроке сделает этот путь лёгким и счастливым. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.

Литература

Математика в школе №5 1993г.

WWW/pedsovet.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютера на уроках математики

В современном обществе совокупность знаний и навыков работы с вычислит ельной техникой ценится особенно высоко. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на ра...

Использования компьютера на уроках математики

Использования компьютера на уроках математики...

Статья. Использование компьютера на уроках математики, 2015 г

В статье рассмотрены модели использования компьютера в учебном процессе...

09.04 доклад на тему"Использование современных приёмов и методов на уроках математики с целью формирования УУД в интегрированных классах и классах СКК"

Использование современных приёмов и методов на уроках математики с целью формирования УУД в интегрированных классах и классах СКК...

Некоторые методические аспекты использования компьютера на уроках физики.

В публикации рассматриваются отдельные методические приёмы использования современных компьютерных технологий на уроках физики в общеобразовательной школе....

Некоторые приёмы устного счёта на уроках математики в 5-6 классах

Устные вычисления дают возможность не только быстро производить расчеты в уме, но и развивают память, культуру мысли, ее четкость, ясность и быстроту, сообразительность, умение отыскивать наибо...

Использование компьютеров на уроках математики

Использование компьютеров на уроках математики...


 

Комментарии

Очень интересный, современный, своевременный материал.Спасибо.