Практикум по Основы логики в офисных приложениях Word, Excel, Access
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (8 класс) по теме
Изучение курса «Практикум по Основы логики в офисных приложениях Word, Excel, Access» в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
• формирование готовности у учащихся к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять инструментальные средства и средства информационных технологий в любом предмете для реализаций учебных целей и саморазвития;
• развитие мировоззрения через формирование у обучающихся понимания применения теоретических понятий логических операций и операций отношений в различных средах;
• развитие логического мышления;
• развитие познавательных способностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_programma_logika.doc | 153.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс «Практикум по Основы логики в офисных приложениях Word, Excel, Access ».
Изучение курса «Практикум по Основы логики в офисных приложениях Word, Excel, Access » в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
- формирование готовности у учащихся к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять инструментальные средства и средства информационных технологий в любом предмете для реализаций учебных целей и саморазвития;
- развитие мировоззрения через формирование у обучающихся понимания применения теоретических понятий логических операций и операций отношений в различных средах;
- развитие логического мышления;
- развитие познавательных способностей учащихся.
В результате прохождения курса
Учащиеся должны:
- уметь определять является ли информативное или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
- уметь объяснять сущность терминов «понятие», «суждение », « умозаключение »;
- уметь приводить примеры алгоритмов с использованием логических операций;
- уметь применять операции отношений и логические операции в различных компьютерных средах;
- знать определение понятия алгебры логики высказывания, виды операции над ними: конъюнкция, дизъюнкция, инверсия;
- уметь составлять таблицы истинности.
- уметь решать простейшие логические задачи табличным способом, методом рассуждений и методом алгебры логики;.
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий, решение задач.
По стандарту учащиеся знакомы с приложениями Word, Excel, Access. В результате изучения курса учащиеся углубляют знания знания логики с точки зрения алгебры логики и логических отношений.
Количество часов:- 8 часов;
Форма итоговой аттестации обучающихся – проверочная работа.
Элективный курс: прикладной, пробный.
Примерное распределение часов по темам
№ | Тема | Кол-во часов |
2. | Основы логики Логические понятия. Операции отношений. Логические операции. | 1 |
3. | Применение математических и логических функций в программе-приложении Word для выполнения расчетов и вычислений в таблице. | 2 |
4 | Применение математических и логических функций в программе-приложении Excel для выполнения расчетов и составления таблицы истинности. | 2 |
6. | Введение в программу-приложение Access , в которой применяются операции отношений, логические операции. Применение логических функций и операции отношений в программе-приложении Access для поиска. . | 2 |
7 | Проверочная работа. Подведение итогов. | 1 |
.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
Основы логики Логические понятия. Операции отношений. Логические операции. Операции отношений: =, <>, <=, =>, <, >. Основные понятия и операции формальной логики. Высказывания. Простые и составные высказывания. Логические величины. Логические операции(конъюнкция, дизъюнкция, инверсия). Построение таблиц истинности логических выражений. Решение простейших логических задач различными способами.
Учащиеся должны знать:
- логические константы: истина или ложь, логические переменные, логические выражения;
- определение простого и составного высказывания;
- логические операции: конъюнкция, дизъюнкция, отрицание, их обозначения;
- правила выполнения логических операций в виде таблицы истинности;
Учащиеся должны уметь:
- применять операции отношений в выражениях c переменными вида a=в, b<> в, a<=s , c=>f, d<-r, c>0;
- классифицировать понятия по определенному признаку;
- устанавливать логические отношения;
- решать простейшие логические задачи средствами алгебры логики;
- решать простейшие логические табличным способом;
- решать простейшие логические задачи с помощью рассуждений;
.Применение математических и логических функций в программе-приложении Word для выполнения расчетов и вычислений в таблице (6 часов).
Вставка формул в таблицу: Таблица, формула, выбор формата числа, необходимой функции. Обозначение специальных диапазонов ABOVE; BELOW; LEFT;RIGHT(все ячейки, соответственно, выше, ниже, левее, правее текущей). Формула =2*(А1+А2) – удвоенная сумма значений первой и второй ячейки первого столбца. Формула = AVERAGE(B1:C4) – среднее значение восьми чисел(из диапазона). Формула = SUM(LEFT)- сумму значений во всех ячейках, расположенных левее текущей ячейки. Применение логических функций : and, not, or. Использование функций if, false, true.
Учащиеся должны знать:
- обозначение специальных диапазонов;
Учащиеся должны уметь:
- заполнять и форматировать таблицы в текстовом редакторе Word;
- вставлять формулы в таблицу, выбирая необходимую функцию, формата числа;
- применять логические функции: and, not, or.
- использовать функции if, false, true.
4 Применение математических и логических функций в программе-приложении Excel для выполнения расчетов и составления таблицы истинности (5 час).
Электронные таблицы Excel. Запуск и общий вид экрана. Столбцы, строки, ячейки. Ввод текста, чисел, формул. Форматирование таблицы.
Встроенные логические функции: ЕСЛИ, И, ИЛИ, ИСТИНА, ЛОЖЬ, НЕ. Команда: Вставка, функция, логические функции. Введение логических функций, аргументов функций. Составление таблицы истинности базовых трёх логических функций. Таблицы в режиме отображения формул и в режиме отображения значений. Логические законы: двойного отрицания, переместительный, сочетательный, распределительный, общей инверсии(законы де Моргана).Простые логические выражения. Составление таблицы истинности для исходного и конечного логических выражений.
Учащиеся должны уметь:
- запускать программу-приложение Excel;
- заполнять и форматировать таблицы в электронных таблицах Excel;
- вводить логические функции в формулы, аргументы функций: 1 или 0;
- переключать таблицы в режиме отображения формул и в режиме отображения значений.
- используя логические законы составлять простейшие логические выражения;
- сопоставление результатов таблиц истинности для исходного и конечного логических выражений;
5. Алгоритмы. Язык программирования Паскаль (10 часов).
Определение понятия алгоритма. Свойства алгоритмов. Исполнители вокруг нас и компьютерные. Формы записи алгоритмов: словесные, в виде блок-схем, в виде программ. Обозначение блоков. Линейные алгоритмы. Структура программы на языке Паскаль. Типы данных, описываемых в программе.
Алгоритмы с ветвлениями. Логические отношения, реализуемые с помощью компьютера. Логические операции(отрицание – NOT, логическое умножение–AND, логическое сложение – OR, исключающее «или» – XOR). Операции отношений: =, <>, <=, =>, <, >. Решение задач на языке программирования Паскаль.
Учащиеся должны приводить примеры:
- исполнителя, системе команд конкретного исполнителя;
Учащиеся должны знать:
- определение понятия алгоритма, его свойства;
- о способах описания алгоритмов, понятие блок-схемы, обозначения блоков;
- правила записи линейного алгоритма; обозначения блоков;
- правила записи разветвленного алгоритма; обозначения блоков;
- структуру программы на языке Паскаль;
- типы данных, описываемых в программе;
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры алгоритмов;
- записывать алгоритм известными способами;
- составлять линейные алгоритмы; и записывать их различными способами, в том
числе и на языке программирования; - составлять алгоритмы с разветвлениями и записывать их различными способами при решении задач, в том числе и на языке программирования;
- реализовывать условные и безусловные переходы в программе;
- использовать при решении задач логические операции и логические отношения;
6. Введение в программу-приложение Access , в которой применяются операции отношений, логические операции. Применение логических функций и операции отношений в программе-приложении Access для поиска (5 часа).
Создание табличной базы данных в режиме конструктора в базе данных Access. Введение записи в режиме таблицы. Задание ключевого поля. Сформировать запрос по выбору записей по полю числового типа используя операцию отношений:>,<, = . Сортировка записей алфавитном порядке. В базе данных сформировать запрос по выбору записей по полю текстового типа. Сформировать запрос по выбору записей по полю числового типа используя операцию отношений: =>,<= ,<>. Сформировать запрос для удаления записей.
Учащиеся должны знать:
- способы применения логических функций и операции отношений при формировании запроса в базе данных Access;
Учащиеся должны уметь:
- запускать программу-приложение Access;
- в режиме таблицы вводить в базу данных записи;
- создавать таблицу в режиме конструктора в базе данных Access;
- заполнять имена полей, типы данных;
- задавать ключевое поле;
- вводить записи;
- задавать ключевое поле;
- сформировать запрос;
8. Проверочная работа. Подведение итогов (1 час) .
Литература
Учебники . Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Том 1/ под ред.И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера – 5-е изд.–М. : Бином. Лаборатория знаний, 2008.
Занимательные задачи по информатике/Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская 3-е изд.–М. : Бином. Лаборатория знаний, 2007. –(Задачник)
Календарно-тематическое планирование
№ П/п | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля, измерители | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Основы логики Логические понятия. Операции отношений. Логические операции. (5) | |||||||
1 | Операции отношений. Основные понятия и операции формальной логики. | 1 | Комбинированный урок | Операции отношений: =, <>, <=, =>, <, >. Высказывания. Простые и составные высказывания Основные понятия и операции формальной логики. Решение простейших логических задач различными способами. | Учащиеся должны знать:.определение простого и составного высказывания; логические константы: истина или ложь, логические переменные, логические выражения; решать простейшие логические задачи с помощью рассуждений; Учащиеся должны уметь: применять операции отношений в выражениях c переменными вида a=в, b<> в, a<=s , c=>f, d<-r, c>0; решать простейшие логические табличным способом; | взаимоконтроль | |
2 | Логические величины. Логические операции. Решение простейших логических задач различными способами Построение таблиц истинности логических выражений. Практическая проверочная работа (20 мин.) | 1 | Комбинированный урок | Логические величины. Логические операции(конъюнкция, дизъюнкция, инверсия). Построение таблиц истинности логических выражений. Решение простейших логических задач различными способами Построение таблиц истинности логических выражений. Решение простейших логических задач различными способами | Учащиеся должны знать: логические операции: конъюнкция, дизъюнкция, отрицание, их обозначения; правила выполнения логических операций в виде таблицы истинности; Учащиеся должны уметь: устанавливать логические отношения; решать простейшие логические задачи средствами алгебры логики; | взаимоконтроль | |
Введение в программу-приложение Word, в которой применяются операции отношений, логические операции. (6) | |||||||
3 | Вставка формул в таблицу Формула – удвоенная сумма значений. Формула – среднее значение чисел. | 1 | Комбинированный урок | Вставка формул в таблицу. Таблица, формула, выбор формата числа, необходимой функции. Обозначение специальных диапазонов ABOVE; BELOW; LEFT;RIGHT(все ячейки, соответственно, выше, ниже, левее, правее текущей). Формула =2*(А1+А2) – удвоенная сумма значений первой и второй ячейки первого столбца. Формула = AVERAGE(B1:C4) – среднее значение восьми чисел(из диапазона). | Учащиеся должны знать: обозначение специальных диапазонов; Учащиеся должны уметь: вставлять формулы в таблицу, выбирая необходимую функцию, формата числа; | самоконтроль, взаимоконтроль в парах, | |
4 | Формула - сумму значений. Применение логических функций. Практическая контрольная работа (20 мин.) | 1 | Урок контроля, оценки | Формула = SUM(LEFT)- сумму значений во всех ячейках, расположенных левее текущей ячейки. Применение логических функций : and, not, or. Использование функций if, false, true. | Учащиеся должны умет: применять логические функции: and, not, or; использовать функции if, false, true. | взаимоконтроль | |
Введение в программу-приложение Excel, в которой применяются операции отношений, логические операции. (5) | |||||||
5 | Встроенные логические функции. Составление таблицы истинности базовых трёх логических функций. | 1 | Комбинированный урок | Встроенные логические функции: ЕСЛИ, И, ИЛИ, ИСТИНА, ЛОЖЬ, НЕ. Команда: Вставка, функция, логические функции. Введение логических функций, аргументов функций в ЭТ. Составление таблицы истинности базовых трёх логических функций. Таблицы в режиме отображения формул и в режиме отображения значений. | Учащиеся должны уметь: вводить логические функции в формулы, аргументы функций: 1 или 0; переключать таблицы в режиме отображения формул и в режиме отображения значений. Учащиеся должны уметь: сопоставление результатов таблиц истинности для исходного и конечного логических выражений; | самоконтроль, взаимоконтроль в парах, | |
Введение в программу-приложение Access , в которой применяются операции отношений, логические операции. Применение логических функций и операции отношений в программе-приложении Access для поиска (5). | |||||||
6 | Формирование запроса. Сортировка записей. | 1 | Комбинированный урок | Сформировать запрос по выбору записей по полю числового типа используя операцию отношений:>,<, = . Сортировка записей алфавитном порядке. |
Учащиеся должны знать: способы применения логических функций и операции отношений при формировании запроса в базе данных Access; | взаимоконтроль | |
7 | Формирование запроса по выбору записей по полю текстового и числового типов. | 1 | Комбинированный урок | В базе данных сформировать запрос по выбору записей по полю текстового типа. Сформировать запрос по выбору записей по полю числового типа используя операцию отношений: =>,<= , <>. Сформировать запрос для удаления записей. |
Учащиеся должны знать: способы применения логических функций и операции отношений при формировании запроса в базе данных Access; Учащиеся должны знать: способы применения логических функций и операции отношений при формировании запроса в базе данных Access; Учащиеся должны уметь: сформировать запрос; | самоконтроль, взаимоконтроль , | |
8 | Проверочная работа. Подведение итогов. | 1 | Урок контроля, оценки | Учащиеся должны уметь: выполнять задачи на применения логических функций. | фронтальный опрос |
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 9
Дзержинского района г. Волгограда
Утверждаю директор МОУ лицея № 9 ____________Жигульская И.В. «_____» ________ 2008 г. | Согласовано Руководитель кафедры учителей информатики Дзержинского района ____________ Бобровская Л.Н. «_____» ________ 2008 г. | Согласовано Зам. Директора по УВР ___________ /Финогенова Н.К./ «_____» ________ 2008 г. | Рассмотрено на заседании кафедры учителей математики, физики, информатики Протокол № 1 от 25.08.08 Зав. кафедрой МО___________/ Рожко О.П / подпись |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРАКТИКУМА ПО ТЕМЕ
«РЕШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ СРЕДСТВАМИ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
ДЛЯ 7 КЛАССА
2008 г. Составитель программы: Учитель информатики Широкова Л.В.
Приложение
№ | Фамилия | Страна | Перекладина | Кольца | Конь |
302 | Робсон Джон | США | 9.225 | 9.000 | 8.875 |
303 | Леонидов Сергей | Россия | 9.500 | 9.225 | 9.875 |
305 | Чугайнов Андрей | Россия | 9.225 | 9.775 | 9.925 |
301 | Пьолин Франсуа | Франция | 8.500 | 8.900 | 8.225 |
304 | Штольц Андреас | Германия | 9.775 | 9.225 | 9.000 |
308 | Морозов Олег | Украина | 9.885 | 9.500 | 9.625 |
309 | Джонсон Фрэнк | США | 8.885 | 9.000 | 9.325 |
310 | ЛиГрег | США | 9.500 | 9.500 | 9.225 |
307 | Овсиенко Геннадий | Украина | 9.975 | 9.000 | 9.225 |
306 | Куэртен Пьер | Франция | 9.925 | 8.775 | 9.500 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока - лекции на тему: "Программа Microsoft Power Point 2007. Интерфейс офисного приложения"
В данном материале содержится план урока - лекции по теме "Программа Power Point 2007. Интерфейс офисного приложения"....
Основы логики и логические основы компьютера
Основы логики и логические основы компьютера....
Основы логики в 8 классе. Задания по логике
Материал для дистанционного занятия 10 мая 2013 года. Выполнить работу в электронной форме. Файл сохранить в рабочей папке....
Программа факультативного курса по информатике для 7 класса "Офисные приложения".
Программа факультативного курса по информатике для 7 класса "Офисные приложения"....
Microsoft Office (Word, Excel, Access, PowerPoint, Internet Explorer)
Вы познакомитесь с пакетом прикладных программ фирмы Microsoft Office. Изучение этого пакета позволит вам реализовать свои творческие возможности. Если вы имеете склонность к сочинительству, то ...
Программа дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) "Особенности использования офисных приложений незрячими на примере использования офисного пакета MS Office 2016"
Пояснительная записка Целью предлагаемой программы, согласно общему направлению процесса социальной реабилитации инвалидов по зрению и интеграции их в обществе, является приобр...
Кроссворд по теме "Офисные приложения Word и Excel"
Кроссворд выполнен в программе презентации Power Point по теме "Офисные приложения Word и Excel". Правильный ответ открывается при нажатии на вопрос....
Комментарии
Элективный курс «Практикум по Основы логики в офисных приложени
Практикум по Основы логики в офисных приложениях Word, Excel, Ac