Проектная деятельность на уроках информатики
статья (информатика и икт) по теме

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проектная деятельность учащихся

на уроках информатики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

учитель информатики

Гудкова Марина Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Необходимость

Становление информационного общества ставит перед людьми новые задачи. Им необходимо овладеть новыми информационными технологиями. Успех достигается там, где активно используются современные средства коммуникаций, информационные технологии и сетевые приложения, такие как электронная почта, дистанционное обучение, мультимедиа, моделирование.

И именно уроки информатики способствуют формированию всех необходимых качеств для адаптации к изменяющимся условиям жизни.

Информатика – предмет, где традиционная составляющая (книга) и электронная составляющая (компьютер) позволяют учителю перенести акцент на самостоятельную работу учащихся, это означает, что от объяснительно-иллюстративных технологий необходимо перейти на применение метода проектов с использованием элементов личностно-ориентированной технологии.

Развитие мышления, творческих способностей позволяют активно познавать мир. Поэтому необходимой составной частью общего образования является развитие познания. Проектное мышление включает в себя все необходимые методы познания, способствует формированию проектной культуры, обеспечивает объединение различных областей знаний.

Актуальность

         Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и навыков самостоятельной продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. Актуальным является использование в обучении приемов и методов, которые формируют  умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках каждого учебного предмета, в том числе и информатики, призваны решить проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. Конечным результатом является сформированность умений и  навыков мышления, то есть способность к самообучению.

       Теоретическая база

  1. Образовательные стандарты для основной и средней школы по информатике.

  2. Примерная программа курса информатики средней школы. «Дрофа», Москва, 2001 год.

  3. Учебники для общеобразовательных учреждений:

    • Информатика и ИКТ. Учебник для 7 класса. Угринович Н.Д. БИНОМ, Лаборатория знаний, 2006 год.

    • Информатика и ИКТ. Учебник для 8 класса. Угринович Н.Д. БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010 год.

    • Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса. Угринович Н.Д. БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010 год.

    • Информатика и ИКТ. Учебник для 10 класса. Угринович Н.Д. БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010 год.

    • Информатика и ИКТ. Учебник для 11 класса. Угринович Н.Д. БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010 год.

  4. Электронное сопровождение:

  • Методическая копилка. Сайт для учителей информатики.

  • Информатика. Электронное поурочное планирование, 9-11 класс. Издательство «Учитель», Волгоград, 2010 год.

  • Программирование на ТУРБО ПАСКАЛЬ. Электронное поурочное планирование. Издательство «Учитель», Волгоград, 2010 год.

  1. Используемые педагогические технологии:

  • Метод проектов.

  • В.В.Фирсов. «Уровневая дифференциация при обучении».

 

Цели и задачи

В Стратегии модернизации образования отмечается, что важными целями образования стали:

  • развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;

  • формирование высокого уровня правовой культуры;

  • развитие способности к созидательной деятельности, сотрудничеству;

  • толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.


Ориентируясь на цели системы образования и учитывая специфику преподаваемых мною предметов «Информатика и информационные технологии», определяю цель:

подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и в силу этого способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.


Исходя из этой цели, ставлю перед собой задачи:

  • Помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки.

  • Способствовать развитию творческого потенциала учащихся.

  • Создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки.

  • Способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде.

Прогнозируемые результаты.

Ожидаемый (отсроченный) результат при внедрении метода проекта видится следующим:

  • это личность, положительно мотивирующая и проживающая ситуации своего учения; вовлеченная в активный, сознательно спланированный ею познавательный процесс;

  • это личность, вовлеченная в поисковую и исследовательскую деятельность по добыванию знаний, умеющая работать с информацией, трансформировать её в необходимые знания и применять их,

  • это личность, умеющая осмысливать, оценивать и предъявлять себя, свою деятельность и её результаты, то есть личность со сформированными в той или иной степени информационной, учебной, исследовательской, коммуникативной, личностной компетентностями, с выявленными доминирующими интересами, со сформированными мировоззрением и личностной позицией, что в конечном итоге и будет способствовать её успешной самореализации.

Методика работы

 

Согласно Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта по информатике и ИКТ, основными целями обучения являются:

  1. Формирование основ научного мировоззрения.

  2. Развития мышления учащихся.

  3. Подготовка учащихся к практическому труду, продолжению образования.

 

Для достижения поставленных целей в своей работе я использую традиционные и нетрадиционные методы преподавания:

  1. Применяю элементы ИКТ-технологии при проведении уроков информатики:

а) использование мультимедийных презентаций позволяет мне представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что облегчает запоминание и усвоение изучаемого материала, сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Создавать презентации учащиеся могут индивидуально или группой. Презентации ученики создают как в рамках проекта, так и по конкретным заданиям или по желанию.

б) создание Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекстовых документов HTML является интересным и увлекательным занятием для учащихся старших классов. Для создания сайтов мы с ними используем цифровые фотоаппараты, видеокамеры ( оборудование приносят сами учащиеся). Ребята с огромным интересом вовлекаются в данный процесс. Им интересно и радостно видеть себя и своих друзей на экране.

в) использование на уроках готовых продуктов:

  • Windows XP;

  • Excel 2003;

  • Power Point 2003;

  • Internet Explorer 6.0;

  • и другие.

На уроках с использованием мультимедийных продуктов у детей вырабатываются устойчивые практические навыки самостоятельной работы. Например, при изучении темы «Электронные таблицы» удобно использовать CD- диске «Практический курс Excel 2003», некоторые вопросы предлагаю учащимся самостоятельно изучить или использовать данную программу для закрепления пройденного материала.

г) использование Интернета на уроках и во внеурочное время. Ученики учатся искать информацию, анализировать ее, использовать в своих целях. Обязательно на таких занятиях говорим о защите своих и чужих авторских прав. Учителя-предметники, ученики чаще стали искать всевозможные материалы для уроков и конкурсов. У меня есть группа детей консультантов ( Михалев Наиль, Баталов Магомед, 10 «А» класс, Виноградов Николай, Мартиросян Анаит, 11 «Б» класс), которые помогают в этой работе, могут проконсультировать в любом вопросе с работой в Интернет.

2. Интегрированные уроки. Такие типы уроков использую для изучения большого объема материала, где необходимо показать связь, как информационные технологии позволяют активизировать изучение информатики с другими предметами или с жизненными ситуациями (теория информации, теория алгоритмов, программирование, моделирование и т. д.). В основном такие уроки я провожу в 10-11 классах, где изучается теоретический курс информатики (в основном). Данная форма уроков также повышает интерес к предмету. Например, некоторые задачи математики, физики мы решаем с помощью компьютера (строили графики сложных функций с помощью Excel, решали сложные функции, для уроков географии строили различные диаграммы, для уроков технологии обсчитывали количество материалов, необходимое для проведения ремонтных работ и т. д.). У учеников формируется понятие о системе основных положений информатики как науки в соответствии с ее местом в современной системе знаний. Ну и конечно, новая форма сдачи экзамена ЕГЭ также заставляет заинтересоваться теоретическими вопросами информатики, понять и разобраться в них.

3. Урок – игра. Игра – особая форма взаимодействия ребенка с миром. Такие уроки формируют положительное отношение уч-ся к овладению компьютерной грамотностью. Чаще всего такие уроки я использую в 5-7 классах, но не исключаю данную форму и в старших классах: например проводим имитационные игры, где дети выступают в роли учителя, директора, завуча и т. д.. Например, на уроке по теме «Исполнитель и его система команд» дети выбирают, кто будет роботом, придумывают для него систему команд и робот начинает выполнять те или иные команды. По очереди каждый ребенок может стать роботом. Урок проходит интересно, и никогда у детей не возникает вопрос кто же такой исполнитель.

 

Система уроков, подчиняющихся определенному плану, предусматривает различные формы организации учебной деятельности школьников. На практике применяю групповую и индивидуальную формы работы с учащимися.

а) Работа в группах. Во время проведения такого урока класс делится на группы, каждая группа получает задание, в процессе обсуждения и выполнения определенной работы ученики достигают поставленной перед ними цели, у них развивается общий интерес –выполнить первыми, победить. Удобно использовать данную форму работы для изучения таких тем, как «История развития ВТ», «Основные устройства компьютера», «Информация и информационные процессы» и т. д.

б) Индивидуальные формы работы позволяют проконтролировать знания ребенка на разных этапах понимания и восприятия информации, ликвидировать пробелы, развивать способности сильных детей.

Использование различных форм деятельности учащихся позволяет мне развивать коммуникативные компетенции: умение работать в группах, находить нужную информацию, обрабатывать ее, хранить, передавать; у учеников формируется понимание о том, что компьютер является мощным и быстродействующим инструментом в руках человека, умение использовать информационные технологии в жизни.

 

Проектная деятельность требует огромной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны детей. Детям дается задание, начинается огромный процесс в создании проекта: ставятся цели и задачи, ищется материал, создаются поделки, фотографии и т. д. Результат - защита проектов на уроке или во внеурочное время – конкурс, конференция, выступление на классном часе. Идет совместное обсуждение, выставляются оценки. Данная форма работы развивает огромный интерес к предмету и к творчеству ребенка.

Метод проектов на уроках информатики предполагает наличие самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов. Самостоятельная деятельность учащихся и творческий подход предполагается на каждом этапе проекта – начиная от выбора темы до получения результата. При работе над проектом должен быть получен осязаемый результат: конкретное решение проблемы или продукт (рисунок, схема, открытка, пиктограмма, тест, презентация, таблица и т.д.), готовый к применению.

Технология работы по методу проектов — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

 

В основе любого проекта я выделяю три составляющие:

1.Заказчик.

2.Наличие социально-значимой цели, необходимость законченного проекта.

3. Рефлексия по поводу сделанного.

Работа над любым проектом включает определенные этапы выполнения проекта, которые стоит четко спланировать для достижения максимальной эффективности проектной работы.

Мне близка методика организации проекта, предложенная И.В. Кругловой, начальником Центра наставничества молодых специалистов общеобразовательных учреждений г. Москвы:

I. Погружение в проект

II. Организация деятельности 2 урока

III. Осуществление деятельности внеурочная деятельность

IV. Презентация результатов 2 урока

 

При работе над проектом перед каждым учащимся стоит проблема достижения баланса между временем разработки и качеством проекта. Поэтому разработала проектную папку, которую сообщаю всем учащимся на вводных уроках. Перед началом работы составляю проектную папку, состоящую из следующих разделов:

1. Паспорт проектной работы

        • Руководитель проекта

        • Учебные предметы, в рамках которого осуществляется

        • Возраст участников проекта

        • Количество проектных групп

        • Тип проекта

        • Заказчик проекта

        • Цель проекта

        • Задачи проекта

        • Вопросы проекта

        • Необходимое оборудование

        • Аннотация

        • Предполагаемый продукт

          2. Этапы работы над проектом

          Этап

          Продолжитель

          ность

          Место работы

          учащихся

          Содержание

          Выход этапа

          1 этап

          Целеполагание

           

           

           

           

          2 этап

          Планирование

           

           

           

           

          3 этап

          Выбор методов проверки

           

           

           

           

          4 этап

          Выполнение

           

           

           

           

          5 этап

          Защита проекта

           

           

           

           

           

3.Критерии оценивания проекта.

1) Выбор темы (актуальность, новизна, важность, представляет интерес для широкого круга зрителей, известные и неизвестные факты):

 

Самооценка

 

Оценка

a) Логичность изложения материала.

 

 

b) Раскрытие темы.

 

 

c) Наличие вывода (если необходимо).

 

 

d) Информативность (количество известной и неизвестной информации).

 

 

e) Объем переработанного материала.

 

 

2) Оформление:

 

 

a) Читаемость текста.

 

 

b) Выбор подходящей цветовой гаммы.

 

 

c) Соответствие дизайна содержанию презентации.

 

 

3) Подбор иллюстраций:

 

 

a) Свои рисунки (стандартные рисунки).

 

 

b) Сканированные фотографии.

 

 

4) Используемые эффекты:

 

 

a) Анимация.

 

 

b) Звуки (свои, стандартные).

 

 

c) Видео.

 

 

5) Оправданность (нужность) используемых эффектов.

 

 

6) Навигация по слайдам: (наличие кнопок, гиперссылок, эффективность их использования).

 

 

7) Инновационность работы.

 

 

8) Оригинальность предложенных решений.

 

 

9) Артистизм и выразительность выступления.

 

 

10) Ответы на вопросы.

 

 

          1. План выполнения работ.

п/п

Вид деятельности

Ответственные

Сроки выполнения

1

Формирование групп.

 

 

2

Выбор темы, определение проблем.

 

 

3

Распределение заданий.

 

 

4

Работа с источниками информации.

 

 

5

Сдача черновиков литературы.

 

 

6

Оформление черновика отчета.

 

 

7

Набор текста черновика отчета на ПК.

 

 

8

Сегментирование текста на слайды.

Подготовка к презентации.

 

 

9

Оформление презентации.

 

 

10

Сдачаотчетов групп.

 

 

11

Подготовка к защите проекта.

 

 

12

Защита проекта.

 

 

13

Оценкарезультатов деятельности.

 

 

14

Оформление проектной папки.

 

 

5. Состав проектных групп:

        • Группа 1

        • Группа 2

        • Группа 3

        • Группа 4

        • Эксперты

 

Для контроля устного сообщения советую использовать шкалу из четырех уровней обученности. В основувыделения этих уровней положено качество выполнения обучаемым поставленной перед ним коммуникативной задачи в соответствии с выделенными критериями сформированности коммуникативных умений.

Оптимальный уровень

Достаточный

уровень

Удовлетворительный

уовень

Неудовлетворительный уровень

Учащийся решает все поставленные задачи в соответствии с перечисленными критериями.

Учащийся способен решить большинство из поставленных задач в соответствии

с выше перечисленными.

Учащийся испытывает постоянные затруднения при выполнении поставленных задач.

Учащийся не может выполнить большинство из стоящих перед ним коммуникативных задач.

 

В ходе работы над проектом происходит постепенное заполнение папки иногда вместе с администратором проекта, выбираемого из числа его участников.

 

Мною опробованы разные виды проектов по информатике. Но в ходе процесса обучения я применяю следующую классификацию проектов:

1)по доминирующей деятельности учащихся:

  • Исследовательский - главной целью является выдвижение и проверка гипотезы с использованием современных научных методов.

  • Информационный - акцент поставлен на работу с информацией и презентацию продукта.

  • Практико-ориентированный нацелен на решение социальной проблемы прикладного характера.

  • Творческий - проект, центром которого является творческий продукт -

результат самореализации участников проектной группы.

  • Игровой - изначально определены лишь роли участников и правила взаимоотношений между ними, тогда как структура, форма продукта и результаты остаются открытыми.

2)по содержанию:

  • монопредметный,

  • межпредметный.

В монопредметном проекте по информатике учащиеся получают как практические, так и теоретические сведения по предмету. Так, например, при разработке проекта «Виды мониторов» классификация мониторов, их характеристики будут являться теоретическими, а оформление отчета потребует больше практических знаний и умений. У любого ученика есть интересующие его предмет, тема, вопрос, на которые он с большим желанием готов создавать проект, а для оформления результатов или выступления ему, скорее всего, потребуется компьютер с его возможностями. И тогда вместе с добыванием знаний по основному предмету, он будет получать знания и умения по информатике. Поэтому я, как учитель информатики всегда заинтересована в любых проектах, которые выполняются учащимися в школе.

3) по объему затраченного времени:

  • краткосрочные,

  • среднесрочные,

  • долгосрочные.

Мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока. Их разработка наиболее продуктивна для базового курса информатики. Пример: проект «Составление рекламного модуля», 9 класс. Работа над проектом ведется в группах, продолжительность — 20 минут (подготовка — 10 минут, презентация каждой группы —2 минуты). Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома. Пример: проект поздравительной открытки , информатика, 9 класс. Работа осуществляется индивидуально, продолжительность — 4 урока. Подготовительный этап осуществляется дома, презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка на заключительном 4 уроке.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта происходит сочетание классных форм работы с внеклассными. Долгосрочные (годичные, двухгодичные) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Как правило, все задания, выполняемые внутри одной темы, я объединяю в один общий проект, например, в случае создания школьного сайта. Кроме того, долгосрочные проекты применяю и использую в работе школьного научного общества «Юность. Наука. Культура».

4) по количеству участников проекта:

  • индивидуальный,

  • парный,

  • групповой.

5) по видам презентации:

  • издательский,

  • инсценирующий,

  • видео – демонстрирующий,

  • компьтеро – демонстрирующий,

  • Интернет представительствующий.

6)по способам объединения результатов на этапе презентации:

  • урок, классный час,

  • конференция,

  • конкурс, состязание, концерт.

7) по сфере применения результатов:

  • экологический

  • страноведческий

  • социологический

  • краеведческий

  • этнографический

  • лингвистический

  • культурологический

  • маркетинговый

  • экономический

Кроме того, условно проекты классифицирую и по их месту в учебном процессе: на урочные и внеурочные (и те, и другие, в свою очередь, подразделяются на групповые и индивидуальные). Поэтапное рассмотрение урочного проекта по классам представлено в таблице.

 

Класс

 

Этапы урочного проекта

5-6 классы

7-11 классы

Введение в проектную деятельность

Кратковременные проекты (не более 3-4 уроков)

По возможностям учебного процесса

Самостоятельная работа исполнителя с оформлением результатов деятельности

В проект включаются элементы практических работ (для поддержки уверенности ученика в своих силах)

Полная самостоятельность

Защита или (и) анализ проекта

Совместный анализ

Защита и анализ на уроке

Возможная область применения в учебной и внеурочной деятельности

-Внеклассная работа

-Часть других проектов

-Материалы для уроков

-Внеклассная работа

 

Темы проектов выбираются учащимися самостоятельно или по рекомендации учителя-предметника. Одним из наиболее важных требований в отборе тем проектов считаю его творческую направленность. При подборе творческих проектов обязательно учитываю индивидуальные особенности школьников, степень их подготовки, возрастные и физиологические возможности. Кроме того, важным требованием при отборе творческих проектов является их общественно полезная или личностная значимость. Общественно полезная ценность объекта проектирования может включать в себя значимость по удовлетворению запросов учащегося, семьи, школы, общества. И как должное: выбранный проект должен обеспечивать безопасные условия работы учащихся.

 

Проект на основе информационных технологий многогранен, эффективен, перспективен, неисчерпаем. Основная школа в будущем – это школа проектов.

Применяя метод проектов на уроках информатики, я стремлюсь повысить практическую значимость предмета, разнообразить формы организации учебной деятельности учащихся. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения.

Заключение

Школа будущего – школа проектов, так как:

  • Проект многогранен, эффективен.

  • Проект перспективен.

  • Проект неисчерпаем.

  • Проект - это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе.

  • Ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален.

  • Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен.

  • Проект дает необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

  • Проект - это форма организации учебного процесса.

  • Проект - это особая философия образования: философия цели и деятельности, результатов и достижений, - далекая от формирования чисто теоретической образованности.

  • Позволяет органично соединить несоединимое - ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.

Литература

1.Образовательные стандарты для основной и средней школы по информатике.

2.Примерная программа курса информатики средней школы. «Дрофа», Москва, 2001 год, http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp

3.Учебники для общеобразовательных учреждений:

    • Информатика и ИКТ. Учебник для 7 класса. Угринович Н.Д. БИНОМ, Лаборатория знаний, 2006 год.

    • Информатика и ИКТ. Учебник для 8 класса. Угринович Н.Д. БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010 год.

    • Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса. Угринович Н.Д. БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010 год.

    • Информатика и ИКТ. Учебник для 10 класса. Угринович Н.Д. БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010 год.

    • Информатика и ИКТ. Учебник для 11 класса. Угринович Н.Д. БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010 год.

    • Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для 10 -11 классов. Угринович Н.Д. БИНОМ, Лаборатория знаний, 2004 год.

    • Информатика. Учебник для 10-11 классов. Под редакцией профессора Н.В.Макаровой. «Питер», Москва, 2004 год.

    • Информатика. Учебник для 8-9 классов. Под редакцией профессора Н.В.Макаровой. «Питер», Москва, 2004 год.

    • Информатика и ИКТ. Практикум 8-9 классы. Под редакцией профессора Н.В.Макаровой. «Питер», Москва, 2008 год.

    • Информатика. Учебное пособие для 7-9 классов ОУ. Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А., Москва, «Просвещение», 2005 год.

    • Информатика. Учебное пособие для 10-11 классов ОУ. Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А., Москва, «Просвещение», 2005 год.

4.Методическая литература:

  • Информатика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. ЕГЭ – 2008, ФИПИ, Москва, «Интеллект – Центр», 2007 год.

  • Информатика. Сборник экзаменационных заданий. ЕГЭ – 2009, ФИПИ, Москва, «ЭКСМО», 2009 год.

  • Информатика. Типовые тестовые задания от разработчиков ФИПИ, Москва, «Экзамен», 2010 год.

  • Информатика и ИКТ. Задачник-практикум в 2-х томах. Залогова Л.А., Плаксин М.А., БИНОМ, Лаборатория Знаний, 2010год.

5.Электронное сопровождение:

  • Методическая копилка. Сайт для учителей информатики.

  • Информатика. Электронное поурочное планирование, 9-11 класс. Издательство «Учитель», Волгоград, 2010 год.

  • Программирование на ТУРБО ПАСКАЛЬ. Электронное поурочное планирование. Издательство «Учитель», Волгоград, 2010 год.