Построение графиков и диаграмм с помощью Excel
методическая разработка по информатике и икт (8 класс) по теме

Чудаева Елена Владимировна

Разработка занятия научного общества учащихся по выработке умения представлять текстовую информацию в виде графиков и диаграмм с помощью приложения Excel.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ex.ppt2.22 МБ
Microsoft Office document icon shudaeva_ex.doc349.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Чудаева Е.В.

заместитель директора по УВР

МБОУ «Инсарская  СОШ № 1»

г. Инсар, Республика Мордовия

Упражнения на формирование умения составлять на основе письменного текста таблицы, схемы, графики с использованием Microsoft Office Excel

Таблица – это приведение в систему информации посредством горизонтального деления (строк) и вертикального деления (колонок, столбцов или граф.)

Схема – это условное графическое изображение, показывающее составные части объекта и связи между ними.

График – это наглядное изображение зависимости какой-либо величины от другой.

Диаграмма – это средство наглядного графического изображения информации, предназначенное для сравнения не скольких величин или нескольких значений одной величины, слежения за изменением их значений и т.п.

Технология работы с текстом

Цель:   проверка умений анализировать и обобщать несистематизированную  информацию и представлять её в виде различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма).  

Содержание проверки:

  1. умение анализировать и интерпретировать информацию;
  2. умение правильно обобщать  понятия при анализе и  интерпретации текста;
  3. соотносить значение отдельных слов и фраз с изученным материалом;
  4. определять логические связи в тексте и представлять текстовую информацию в виде таблиц, схем, диаграмм;
  5. определять личное отношение к выбору способа преобразования информации;
  6. обоснованно высказывать и аргументировать собственную точку зрения.

Характер заданий:

  1. Выявляет осознанность восприятия и точности воспроизведения информации.
  2. Преобразование и интерпретация текста.
  3. Определение отношения объекта с другими объектами.
  4. Выявление существенных признаков объекта.
  5. Выявляет умение сравнивать и классифицировать данные по существенным признакам.
  6. Использование полученных из текста знаний в новой ситуации, собственная аргументация, формулировка оценочных суждений.

План занятия

  1. Организационный момент
  2. Объяснение нового материала
  3. Практическая работа
  4. Подведение итогов занятия
  5. Рефлексия

Построение диаграмм и графиков  на основе электронных таблицах Excel

В программе Excel термин диаграмма используется для обозначения всех видов графического представления числовых данных. На одной диаграмме можно отображать несколько рядов данных. Диаграмма может располагаться на том же листе, на котором находятся данные, или на любом другом. Для построения диаграммы обычно используют Мастер диаграмм, запускаемый щелчком на кнопке Мастер диаграмм на стандартной панели инструментов.

Оформление диаграммы состоит в выборе оформления диаграммы. На вкладках окна мастера задаются:

  1. название диаграммы, подписи осей (вкладка Заголовки);
  2. отображение и маркировка осей координат (вкладка Оси);
  3. отображение сетки линий, параллельных осям координат (вкладка Линии сетки);
  4. описание построенных графиков (вкладка Легенда);
  5. отображение надписей, соответствующих отдельным элементам данных на графике (вкладка Подписи данных);
  6. представление данных, использованных при построении графика, в виде таблицы (вкладка Таблица данных).

В зависимости от типа диаграммы некоторые из перечисленных вкладок могут отсутствовать.

Размещение диаграммы. Выбираем, следует ли использовать для размещения диаграммы новый рабочий лист или один из имеющихся. Обычно этот выбор важен только для последующей печати документа, содержащего диаграмму.

Редактирование диаграммы. Готовую диаграмму можно изменить. Если требуется внести в диаграмму существенные изменения, следует вновь воспользоваться мастером диаграмм. Для этого следует открыть рабочий лист с диаграммой или выбрать диаграмму, внедренную в рабочий лист с данными. Запустив, мастер диаграмм, можно изменить текущие параметры, которые рассматриваются в окнах мастера, как заданные по умолчанию.

Построение диаграмм

Рассмотрим диаграммы 3 различных самых распространенных типов. В разных книгах они носят разные названия. Будем их называть: круговые диаграммы, столбчатые, линейные.

I. Круговая диаграмма служит для сравнения нескольких величин в одной точке. Она особенно полезна, если величины в сумме составляют нечто целое (100%).

Пример 1. Незнайка торгует канцелярскими товарами: блокнотами, карандашами и тетрадями. Будем считать, что за день он продал 2 блокнота, 13 карандашей и 45 тетрадей.  Построить круговую диаграмму, показывающую, какой товар покупался в течение дня чаще всего.

Рассмотрим последовательность действий табличного процессора, при построении круговой диаграммы. Круговая диаграмма, как и следует из названия, располагается на круге. Круг – 360 градусов. Суммарное количество проданных товаров составляет 60 штук. Значит, на 1 штуку товара приходится 360:60=6 градусов. Пересчитаем «товар в градусы»:

2-м блокнотам будет соответствовать 2*6 = 12 градусов;

13-ти карандашам: 13*6 = 78 градусов;

45-ти тетрадям: 45*6 = 270 градусов.

Осталось разбить круг на три сектора: 12, 78 и 270 градусов.

Решение. Выделим блок клеток А1:ВЗ  содержащий данные для графической обработки. Данные располагаются в столбцах.

Первый столбец А1:АЗ выделенного блока является столбцом названий секторов;

второй столбец В1:ВЗ выделенного блока содержит числовые данные диаграммы. Круговая диаграмма будет выглядеть следующим образом:

Анализ. Круговая диаграмма не всегда обеспечивает необходимую наглядность представления информации. Во-первых, на одном круге может оказаться слишком много секторов. Во-вторых, все сектора могут быть примерно одинакового размера. Вместе эти две причины делают круговую диаграмму малополезной.

II. Столбчатая диаграмма служит для сравнения нескольких величин в нескольких точках. Столбчатые диаграммы (как и следует из названия) состоят из столбиков. Высота столбиков определяется значениями сравниваемых величин. Каждый столбик привязан к некоторой опорной точке.

Пример 2. Будем считать, что Незнайка торговал в течение недели и продал следующее количество газет в день: в понедельник – 20 штук, во вторник – 25 штук, в среду – 32 штуки, в четверг – 30 штук, в пятницу – 23, в субботу – 30, а в воскресенье он отдыхал.  

Решение. В нашем случае высота столбика будет определяться количеством газет, которое Незнайка продавал за день, а опорная точка будет соответствовать одному дню недели.  

Выделим блок клеток A1-F2, содержащий данные для графической обработки. Данные располагаются в строках. Первая строка (A1:F1) выделенного блока является строкой Х координат (опорные точки); вторая строка (A2:F2) выделенного блока содержит Y координаты (высоты столбиков) диаграммы. Столбчатая диаграмма будет выглядеть следующим образом:

Осталось указать  заголовок диаграммы: “Незнайка торгует газетами”.

III. График служит для того, чтобы проследить за изменением нескольких величин при переходе от одной точки к другой.

Пример 3. Построить график, отражающий изменение количества проданных газет в течение недели. (по условию задачи 2). Построение данной диаграммы аналогично построению столбчатой. Но вместо столбиков просто отмечается их высота (точками, черточками, крестиками - неважно) и полученные отметки соединяются прямыми линиями (диаграмма - линейная). Вместо закраски столбиков используются разные отметки (ромбики, треугольники, крестики и т.д.), разная толщина и типы линий (сплошная, пунктирная и пр.), разный цвет.

Практическая работа (с дальнейшей проверкой)

Задание 1. Постройте круговую диаграмму распределения площади суши и мирового океана. Для этого нужно составить электронную таблицу в Microsoft Excel, на панели управления найти команду “МАСТЕР ДИАГРАММ”. 

Суша представлена:

 Лес - 57 млн.кв.км.

Степь - 24 млн.кв.км.

Тундры – 14 млн.кв.км,

Пустыни – 27 млн.кв.км,

Болота – 13 млн.кв.км.

Пашня 15 млн. кв. км

Мировой океан:

Тихий - 179,7 млн.кв.км.

Атлантический - 93,4 млн.кв.км.

Индийский - 74,9 млн.кв.км.

Северный Ледовитый – 13,1 млн.кв.км.

Задание 2. Постройте столбчатую диаграмму крупных водохранилищ России (площадь, объем, средняя глубина, напор). Предварительно систематизируйте полученные данные в таблицу. 

Средняя глубина Камского водохранилища – 6,5 м. Площадь Горьковского водохранилища – 1400 кв.км. Объем Рыбинского водохранилища - 25 куб.км. Напор Цимлянского водохранилища – 26 м. Площадь Братского водохранилища – 5300 кв.км, напор -104 м Средняя глубина Куйбышевского водохранилища –10,4 м. Объем Цимлянского водохранилища – 24 куб.км. Площадь Рыбинского водохранилища – 4650 кв.км. Объем Братского водохранилища – 180 куб.км. Площадь Камского водохранилища – 1700 кв.км. Напор Куйбышевского водохранилища – 28 м. Средняя глубина Цимлянского водохранилища – 9,2 м. Напор Камского водохранилища – 21 м. Площадь Куйбышевского водохранилища – 5000кв.км. Напор Рыбинского водохранилища – 25 м. Средняя глубина Братского водохранилища – 34 м. Объем Куйбышевского водохранилища –52 куб. км. Напор Горьковского водохранилища – 18 м. Средняя глубина Рыбинского водохранилища – 5,5 м. Объем Камского водохранилища – 11 куб. км. Площадь Цимлянского водохранилища – 2600 кв.км.

Задание 3. Постройте графики функций:

а) у=2cos(x), на интервале (-7; 7);         б) y=IxI+Isin(x)I, на отрезке [-10;10].

Инструкция:

1. Открываем чистый лист книги Microsoft Excel. Делаем два столбца, в одном из которых будет записан аргумент, а в другом — функция

2. Забиваем в столбец с аргументом x значения  так, чтобы вас устраивал выбранный отрезок, на котором вы будете рассматривать график функции. В ячейку C3 забьём формулу функции, которую вы собираетесь строить. Формулы в Excel всегда начинаются со знака "=".

3. Перейдём непосредственно к построению графика. Меню «Вставка» → «Диаграмма».

4. Выбираем любую из точечных диаграмм. Нажимаем «Далее». Следует заметить, что нам необходима именно точечная диаграмма.

Рефлексия.

  1. Что нового вы узнали на занятии?
  2. Чему вы научились?
  3. Какое у вас настроение в конце занятия?
  4. Можете ли вы объяснить выполнение данных заданий однокласснику, пропустившему сегодня занятие?