Материалы урока "Моделирование и формализация"
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс) на тему

Конспект и презентация урока  по информатике на тему "Моделирование и формализация"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное автономное образовательное учреждение «Арский агропромышленный профессиональный колледж» Тема урока Моделирование и формализация Учитель информатики и ИКТ Гафурова Г.М..

Слайд 2

Моделирование и формализация Моделирование как метод познания: - моделирование; - модель. Формы представления моделей: - модели материальные и модели информационные; - формализация.

Слайд 3

Наглядные модели В процессе обучения: в курсе географии в курсе физики в химии в биологии

Слайд 5

Моделирование как метод познания Модели позволяют представить в наглядной форме объекты и процессы недоступные для непосредственного восприятия (очень большие или очень маленькие объекты, очень быстрые или очень медленные процессы …)

Слайд 6

Модели в проектировании Чертежи и макеты имеют важную роль в создании различных технических устройств, машин и механизмов, зданий, электрических цепей…

Слайд 7

Теоретические модели – теории, законы, гипотезы и т.д. (гелиоцентрическая система мира Коперника, модель атома Резерфорда- Бора, модель генома человека …)

Слайд 8

Все художественное творчество – процесс создания моделей: любое литературное произведение – модель реальной человеческой жизни живописные полотна скульптуры театральные постановки

Слайд 9

М о д е л и р о в а н и е Моделирование – это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.

Слайд 10

Модель Модель – это некий новый объект, отражающий существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса. Никакая модель не может заменить сам объект.

Слайд 11

Модели по области применения учебные (в т.ч. тренажеры) опытные – при создании новых технических средств научно-технические аэродинамическая труба испытания в опытовом бассейне имитатор солнечного излучения вакуумная камера в Институте космических исследований вибростенд НПО «Энергия»

Слайд 12

Один оригинал – одна модель? Оригиналу может соответствовать несколько разных моделей и наоборот! ! материальная точка

Слайд 13

Формы представления моделей

Слайд 14

Модели Предметные (материальные) Информационны е Описательные Графические Формальные Математические Логические Табличные

Слайд 15

Предметные модели воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме (глобус, анатомические муляжи, модели кристаллических решеток, макеты зданий и другое)

Слайд 16

Информационные модели представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме. Знаковые информационные модели строятся с использованием различных знаков (знаковых систем), могут быть представлены в форме текста (например, программы на языке программирования), формулы (например, II закона Ньютона), таблицы (например, периодической таблицы элементов Д.И.Менделеева) и т.д.

Слайд 17

Для создания описательных информационных моделей используются естественные языки (стихи, рассказы, описание природы)

Слайд 18

Примеры графических информационных моделей – графики, чертежи, схемы.

Слайд 19

В табличной информационной модели объекты или их свойства представлены в виде списка, а их значения размещаются в ячейках прямоугольной таблицы. Годы 1997 1998 1999 Цена компьютера 1800 1200 800

Слайд 20

Формальные информационные модели строятся с помощью формальных языков (язык математики, язык логики) 2KOH + H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + 2H 2 O

Слайд 21

Модели, построенные с использованием математических понятий и формул, называются математическими моделями . F = m*a (а+в) 2 =а 2 +в 2

Слайд 22

Язык алгебры логики позволяет строить формальные логические модели, например, логические модели устройств компьютера: сумматор, триггер.

Слайд 23

Ф о р м а л и з а ц и я

Слайд 24

Формализация – процесс построения информационных моделей с помощью формальных языков.

Слайд 25

Технология решения задач на ЭВМ Построение описательной модели Формализация (математическая модель) Построение компьютерной модели Проведение компьютерного эксперимента Анализ результатов и корректировка модели

Слайд 26

Предметные модели воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме Информационные модели представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме. Примеры графических информационных моделей – графики, чертежи, схемы. Модели, построенные с использованием математических понятий и формул, называются математическими моделями Для создания описательных информационных моделей используются естественные языки



Предварительный просмотр:

ГАОУ СПО «Арский агропромышленный профессиональный колледж»

У р о к – и с с л е д о в а н и е

Учитель: Гафурова Г.М.

п. Урняк

Тема урока: Моделирование и формализация.

Цели урока:   Ввести понятия: моделирование,

формализация, модель;

Развивать навыки работы учащихся на ЭВМ

с приложением Microsoft Word;

Повышать интерес учащихся к предмету Информатика как средству познания.

План урока:

I.Организационная часть. Сообщение цели урока.

II. Изучение нового материала.

1.Моделирование как метод познания :

  1. моделирование;
  2. модель.

2. Формы представления моделей.

  1. модели материальные и модели информационные;

                2) формализация.

3. Практическая работа: создание компьютерной модели генеалогического дерева семьи обучающегося

III. Практическая работа на ЭВМ.

IV. Подведение итогов. Задание на дом.

 


Ход урока:

I.  Организационная часть. Сообщение цели урока. (слайд №1)

-    Сегодня на уроке мы познакомимся со следующими понятиями:

  1. моделирование
  2. модель
  3. формализация

Убедимся в необходимости моделирования как метода познания и построим модель вашей семьи

II. Актуализация знаний

  1. Исправление синтаксических ошибок в заданном тексте.
  2. Интерактивное тестирование обучающихся по теме «Архитектура компьютера»  с помощью пультов Activote и флипчарта, созданного на программе ActivInspire

 III. Изучение нового материала.

1. Моделирование как метод познания                            

Человечество в своей деятельности (научной, образовательной, технологической, художественной) постоянно создаёт и использует модели окружающего мира. Модели позволяют представить в наглядной форме объекты и процессы, недоступные для непосредственного восприятия (очень большие или очень маленькие объекты, очень быстрые или очень медленные и др.)

Наглядные модели часто используются в процессе обучения:

Например:

в курсе географии – глобус

в курсе физики – двигатель внутреннего сгорания

в курсе химии – модели молекул и кристаллических решёток

в курсе биологии – ДНК

Модели играют важную роль в создании различных технических устройств, машин и механизмов, зданий, электрических цепей и т.д.

Развитие науки невозможно без создания теоретических моделей – теорий, законов, гипотез и т.д.

Всё художественное творчество является процессом создания моделей: любое литературное произведение – модель реальной человеческой жизни, живописные полотна, скульптуры, театральные постановки.

Моделирование – это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.

Каждый объект имеет большое количество различных свойств. В процессе построения модели выделяются главные, наиболее существенные для проводимого исследования, свойства.

Модель – это некий новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса.

Никакая модель не может заменить сам объект. Но при решении конкретной задачи, когда нас интересует определённые свойства изучаемого объекта, модель оказывается полезным, а иногда и единственным инструментом исследования.  

   

 

2. Формы представления моделей.  

  1. Модели материальные и информационные.

Все модели можно разбить на 2 большие класса: предметные (материальные) и модели информационные.

Предметные модели воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме (глобус, анатомические муляжи, модели кристаллических решеток, макеты зданий и другие)

Информационные модели представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме, знаковые информационные модели строятся с использованием различных языков (знаковых систем) могут быть представлены в форме текста ( например, программы на языке программирования) формулы ( например 2-ой закон Ньютона) таблицы (например, периодическая таблица элементов Д.И. Менделеева) и другие.

  1. Формализация

 Естественные языки используются для создания описательных информационных моделей (например, гелиоцентрическая модель мира Коперника).

Для отображения различных процессов часто прибегают к построению графиков, чертежей, схем – это примеры графических информационных моделей.

с помощью формальных языков строятся формальные информационные модели (математические, логические).

Модели, построенные с использованием математических понятий и формул, называются математическими моделями.

Язык алгебры логики позволяет строить формальные логические модели, например,

логические модели устройств компьютера: сумматора и триггера.

Процесс построения информационных моделей с помощью формальных языков называется формализацией.

В процессе познания окружающего мира человечество постоянно использует моделирование и формализацию. При изучении нового объекта сначала строится его описательная информационная модель на естественном языке, затем она формализуется, т.е. выражается с использованием формальных языков (математики, логики и другие)

III. Закрепление учебного материала.

  1. Обучающая игра с помощью интерактивной доски и программного обеспечения WizTeach: распределить  предложенные на доске модели по видам.
  2. Интерактивное тестирование обучающихся с помощью пультов Activote и флипчарта созданного на программе ActivInspire

IV. Выполнение практической работы учащимися.

Построить компьютерную модель генеалогического дерева вашей семьи

(работы обучающихся  выводится на экран через мультимедийный проектор с помощью программного обеспечения Netop School )

V.Подведение итогов. (Слайд №1)

Вопросы к классу:

  1. Что такое моделирование?
  2. Что такое модель?
  3. Какие бывают модели?
  4. Что такое формализация?

Оцениваются практические работы.

VI. Задание на дом.

П.4.1-4.3 (Статистические и динамические информационные модели)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме: «Моделирование и формализация»

закрепление знания общих принципов работы табличного процессора MSExcelи умения составить таблицу для решения конкретной задачи;приобретение навыков в составлении таблиц разного типа, особенно имеющих...

Разработки содержания уроков информатики в моделях по теме «Моделирование и формализация» 9 класс

Учебный материал позволяет очень быстро и визуально изучить тему «Моделирование и формализация» в 9 классе при помощи моделей содержания учебного материала и слайдовых презентаций, приступить к её пра...

Моделирование и формализация

Система и ее составляющие....

Тесты по теме "Моделирование и формализация" 9 класс

Проверочные тесты к темам: "Моделирование и формализация", "Формализация и визуализация моделей","Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере"....

Моделирование, формализация, визуализация

Презентация к уроку. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация, визуализация моделей....

Самостоятельная работа "Формализация и моделирование" 9 класс

Самостоятельная работа "Формализация и моделирование" 9 класс...

Моделирование, формализация, визуализация

Модели́рование — исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлен...