Методическая разработка урока "Табличные информационные модели", информатика и ИКТ 7 класс, УМК Босова Л.
методическая разработка по информатике и икт (7 класс) по теме

Ломина Марина Владимировна

Методическая разработка урока включает:

  • конспект урока;
  • персональный лист-заданий ученика;
  • дидактический материал;
  • интерактивные задания для интерактивной доски STAR Board (файл Табличные модели.yar документ Star Board Software).

 

Конспект урока по информатике в 7 классе.

(1 урок – 40 минут)

Раздел программы: Информационное моделирование

тема занятия: «Табличные информационные модели»

тип занятия: комбинированный урок

Цели занятия:

v        Образовательная:

·          Упорядочить имеющиеся представления учащихся о табличных информационных моделях;

·         Сформировать умения создавать таблицы на основе текстовых данных.

·         Повторить/ сформировать умения создания таблиц.

v      Развивающая:

·                     Развивать представление учащихся о таблицах;

·                     Развивать у учащихся умение работать в среде MicrosoftWord;

·                     Развивать у учащихся познавательный интерес к предмету.

v      Воспитательная:

·                 Формировать у учащихся бережное отношение к имуществу, внимательность, трудолюбие, аккуратность, самостоятельность.

Оборудование (с указанием использованного электронного пособия): презентация в PowerPoint «Табличные информационные модели», дидактические материалы по теме «Простые таблицы», учебник, персональный листок с заданиями ученика, интерактивные задания для интерактивной доски STARBOARDHitachi, интерактивный тест

Основные понятия:

Информационная модель;

Табличная информационная модель.

Перечень знаний, умений, навыков, способностей, которые предполагается развить или осваивать на данном занятии:

-          понимать смысл понятия: Табличная информационная модель;

-          уметь приводить примеры табличных моделей;

-          уметь создавать таблицы в среде MicrosoftWord;

Краткий план открытого урока с указанием времени на каждый пункт плана:

  1. Организационный момент – 1 минута.
  2. Актуализация знаний -7 минут.
  3. Изучение нового материала – 16 минут.
  4. Постановка нового домашнего задания – 1 минута.
  5. Практическая работа – 7 минут.
  6. Контроль знаний (тест) – 5 минут

       7.  Подведение результатов и итогов урока – 3 минуты.

 

Этап урока

время

Содержание этапа

Организационный момент.

1 минута

Приветствие учащихся, уточнение отсутствующих.

Сегодня на уроке повторим изученное ранее по теме моделирование. Рассмотрим новую информационную модель. И выполним тест по теме моделирование.

Повторение

Проверка домашнего задания

7 минут

Цель

компетенции

 

 

 

знания

умения

методы

формы

Используемые дистанционные ресурсы или их компоненты

Систематизировать знания по теме «Информационное моделирование»; проверить умение составлять математические модели.

Знания определения модели; натурные и информационные модели;

Составлять математические модели.

репродуктивный

опрос

Интерактивные задания

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формулировка 1-го задания: Вставьте пропущенные слова.

Опрос -  выполнения задания. Открытие шторки.

 

 

Формулировка 2-го задания: распределить модели по группам.

Формулировка 3-го задания: составить схему видов информационных моделей.

 

Задаю вопрос: какие модели вы создавали на прошлых уроках?

 

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ:

№ 21 р.т. с.49

Прочитать сиквейн: ОБЩЕНИЕ, МОДЕЛЬ

№ 23 р.т. с.49

№ 24 р.т. с.50

 

 

 

 

  1. Вставляют пропущенные слова в основные понятия по теме моделирование. (на карточке). Учащиеся сравнивают свои ответы с ответом отвечающего ученика и с ответом на доске.
  2. Выполняют и проверка задания
  3. Рисуют схему у себя на листочках. Проверяют с выполнением задания на доске

 

Ответ учеников: мы создавали словесные модели и математические.

 

 

Читают сиквейн

 

АВ=35-(11+16)=8 (км)

ВС= 12-8=4 (км)

СD= 11-4=7 (км)

DE=12-7=5 (км)

EF=16-5=11 (км)

Изучение нового материала

16 минут

цель

компетенции

 

 

 

знания

умения

методы

формы

ЦОР

Упорядочить имеющиеся представления учащихся о табличных информационных моделях.

Структуру и правила оформление таблиц.

Приводить примеры таблиц.

Объяснительно - иллюстративный

Рассказ, беседа

Презентация

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формулирую проблемное задание: рассмотрите следующий набор фактов:

Анаконда – длинная. У электрички «глаза» горят. Человек бодрствует днем. На баранов коты не охотятся. Сова покрыта перьями. Мышей ужи ловят, а баранов нет. Сова может передвигаться на двух ногах. Человек не ловит мышей.  Анаконды ловят баранов.  Совы не длинные. Уж не может передвигаться на двух ногах. Электричка когти не втягивает. Кот – животное не длинное. У совы глаза горят. Кошки ловят мышей. Тело анаконды перьями не покрыто. Уж не имеет перьев. Кот втягивает когти. Ночного образа жизни электрички не ведут. Глаза у кошек горят. Люди баранов не ловят. Когти сова втягивать не умеет. Электрички – длинные. Уж ведет ночной образ жизни. Кошки не умеют ходить на двух ногах. На баранов сова не охотится. Анаконда ведет ночной образ жизни. Человек – без перьев.  Длинным уж не является. На двух ногах анаконда не передвигается. Электричка не охотится ни на мышей, ни на баранов. Человек не относится к существам, у которых горят глаза. Кошки ведут ночной образ жизни. На мышей анаконда не охотится. Глаза у ужа не горят. Анаконда не имеет когтей. Днем сова спит. Электрички не передвигаются на двух ногах. Когти у человека не втягиваются. У кота перьев нет. У анаконды глаза горят. Уж не втягивает когти. Человек передвигается на двух ногах. Мышей сова ловит. Перьями электричка не покрыта.

Попробуйте, пользуясь этим набором, ответить на следующие вопросы:

  1. Кто ловит мышей?
  2. Кто ведет ночной образ жизни?
  3. Какие общие свойства у ужа и анаконды?
  4. Кто (что) длиннее и имеет горящие глаза?

Поиск ответов займет достаточно много времени.

Как представить эти факты, что бы поиск ответов был минимальным?

Сегодня мы с вами продолжим знакомство с информационными моделями – таблицы. Тема нашего урока «Табличные информационные модели» . Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Используя учебник § 2.5 и презентацию, дайте ответы на следующие вопросы:

  1. В каких случаях удобно использовать таблицы?
  2. Назовите преимущества табличной информационной модели .
  3. На какие две группы (условно) можно разделить множество таблиц?
  4. Какова структура таблицы?
  5. Какие правила нужно соблюдать при оформлении таблиц?
  6. Как на основании информации, представленной в текстовой форме, составить табличную модель?
  7. Какие типы таблиц относятся к простым?
  8. Какую информацию содержит таблица типа «Объекты-свойства»?
  9. Какую информацию содержит таблица типа «Объекты-объекты-один»?

Каждые три вопроса выделены. Это означает что вы работаете в группах. Каждой группе надо ответить на свои вопросы и представить их классу.

Формирую группы по 4 учащихся. 

 

Выслушиваю  и оцениваю ответы.

Вернёмся к нашему заданию и на основе изученного материала создадим таблицу: Назовите имена объектов в данном тексте.

 

 

 

Перечислите свойства, которым обладают или не обладают объекты.

  1. Уточнить структуру таблицы:
  2. Заголовок наличие свойств у объектов
  3. Заголовки граф и строк: В заголовках граф – имена объектов; в заголовках строк – свойства.
  4. Как указать наличие свойства у объекта? +, -

 

Итак наша таблица выглядит следующим образом ТАБЛИЦА 1. Осталось внести значения. Теперь легко ответить на вопросы.

Ученики читают факты.

Предлагают различные решения данной проблемы.

РЕШЕНИЕ представить данные факты в виде таблицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся формируются по группам.

Изучают материал и записывают в тетрадь ответы на вопросы.

Выполняют задание:

  1. Выделим в тексте имена объектов, имена свойств объектов и значения свойств объектов (Кот, Сова, Человек, Уж, Анаконда, Электричка – имена объектов;

Свойства:

  • Передвигаться на двух ногах;
  • Покрыто перьями;
  • Ловит мышей;
  • Глаза горят;
  • Умеет втягивать когти;
  • Ведет ночной образ жизни;
  • Ловит баранов;
  • Длинное.

 

 

 

 

 

Постановка нового домашнего задания

1 минута

§2.5 стр.58-64 вопросы  на стр. 69 1-7.

 Р.т. №28-31 с 51-53

Практическая работа

7 минут

Практическая  работа №6, задание 1, 2

 

Тест

5 минут

Проверить знания по теме моделирование

 

Интерактивный тест

Интерактивный тест № 2

 

Подведение результатов и итогов урока

 

3 минуты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Комментирование результатов работы учащихся. Выставление оценок с комментариями. Вопросы, что научились делать?

  1. С какими информационными моделями вы познакомились сегодня на уроке?
  2. Какие преимущества обеспечивают табличные модели по сравнению со словесным описанием?
  3. Любое ли словесное описание можно заменить таблицей?
  4. Что вы вспомнили и научились делать на уроке?

Оценивают свою деятельность

 

  1. Таблицей.
  2. Информация, представленная в таблице, наглядна, компактна, легко обозрима.
  3. Нет.

      4.  Создавать таблицы, используя операции вставки и удаления строк и столбцов, применяя автоформатирование и сортировку данных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tablichnye_modeli.rar2.19 МБ

Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по информатике "Интеллектуал" (7 класс)

Разработка внеклассного мероприятия по информатике и ИКТ для 7 класса "Интеллектуал"....

Методическая разработка урока-обобщения по информатике в 10 классе в форме командных соревнований «Клуб любителей информатики»

Представленный урок можно проводить в 10 классе после изучения темы: «Информация», «Кодирование информации», «Аппаратная реализация компьютера», «Программное обеспечение», «Основы логики». Длительност...

Разработка урока «Информационные модели на графах», 6 класс

Урок изучения нового материала «Информационные модели на графах» формирует виды деятельности, которые имеют метапредметный характер. Умение структурировать и визуализировать информацию с помощью схем ...

методическая разработка урока "Информационные модели процесса передачи информации"

В данной разработке представлены конспект урока, презентация к уроку и файл для практической части урока. На уроке будут построены и исследованы информационные модели – математическая, табличная...

Методическая разработка-урок по модели "Перевернутый класс" 2019

Урок иностранного языка по модели "Перевёрнутый класс", февраль 2019 г....

Методическая разработка урока "Применение моделей смешанного обучения для введения новой лексики на уроках английского языка в 6-м классе

Методическая разработка урока "Применение моделей смешанного обучения для введения новой лексики на уроках английского языка в 6-м классе...

Информатика 7-9 класс ФГОС Босова Л.Л., Босова А.Ю.

Учебники по информатике издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» для начального, основного и среднего общего образования являются основной единственного в своем роде непрерывного курса инф...