методическая разработка урока "Информационные модели процесса передачи информации"
методическая разработка по информатике и икт (11 класс) на тему

Богачева Галина Владимировна

В данной разработке представлены конспект урока, презентация к уроку и файл для практической части урока. На уроке будут построены и исследованы информационные модели – математическая, табличная и графическая – процесса передачи информации.  Этот материал позволит повторить и закрепить знания из курса информатики по темам «Решение  задач на передачу данных по компьютерным сетям»,«Ввод формул в Excel», «Условная функция», «Построение графиков функций», а также показать практическое применение знаний, полученных на уроках информатики и математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационные модели процесса передачи информации

Конспект открытого урока в 11А классе

Учителя – Богачёва Г.В

Цель урока:

  1. Определить математический аппарат, необходимый для решения задач на передачу информации.
  2. Повторить и закрепить знания из курса информатики по темам «Решение  задач на передачу данных по компьютерным сетям»,«Ввод формул в Excel», «Условная функция», «Построение графиков функций».
  3. Построить информационные модели – математическую, табличную и графическую – процесса передачи информации. Исследовать эти модели.
  4. Показать практическое применение знаний, полученных на уроках информатики и математики.
  5. Подготовка к ЕГЭ по информатике.
  6. Показать связь между предметами.

Задачи урока:

  • Образовательные:

уметь решать задачи на передачу данных по компьютерным сетям,

уметь вводить формулы в электронные таблицы, строить графики,

научить применять полученные знания на практике;

  • Воспитательная:

формирование самостоятельности, ответственности при построении моделей;

  • Развивающие:

развитие памяти, внимательности, познавательного интереса к предмету;

развитие навыков аналитического мышления.

Методы обучения:

  • фронтальный опрос (при закреплении знаний)
  • объяснительно – иллюстративный (презентация)
  • практический (при построении табличной и графической моделей)
  • исследовательский

План урока:

  1. Организационный момент

На прошлом уроке мы научились решать задачи на тему «Передача информации по компьютерным сетям». Пожалуйста, сформулируйте, отчего зависит время передачи данных (от объема информации, от скорости) и как зависит (от объема – прямо пропорционально, от скорости – обратно пропорционально). Сегодня на уроке мы определим математический аппарат, необходимый для решения этих задач, построим информационные модели задачи – математическую, табличную и графическую в среде Excel, исследуем эти модели, доказав уже прозвучавшие утверждения, определим, когда есть смысл архивировать файл перед передачей.

  1. Актуализация знаний

 Решение данной задач требуетпонимания процесса передачи информации, процесса архивации и разархивации, знание единиц измерения информации и умение переводить из одних единиц в другие, знания различных видов моделей, умения работать в среде Excel (вводить и копировать формулы, использовать условную функцию, строить графики).

  1. Построение математической модели

На слайде – условие задачи. Решаем задачу на доске, выявляя математический аппарат, необходимый для этого (пропорции, проценты, вычленение степеней 2, умение сокращать дроби). Анализируем формулы для построения табличной модели в электронных таблицах.

7.jpg


  1. Построение табличной модели в электронных таблицах

11.jpg

  1. Исследование модели, построение графических моделей

Строим графики:

- копируем лист, задаём одинаковый объем информации, переданной по сети – строим зависимость времени от скорости,

- копируем лист, задаём одинаковую скорость, разный объем информации – строим зависимость времени от объема информации,

- копируем лист, одинаковые объем и скорость передачи – разная степень сжатия. Вывод о целесообразности архивации перед передачей информации.

9.jpg


  1. Подведение итогов

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  3. Построение математической модели задачи.
  4. Построение табличной модели этой задачи.
  5. Решение задачи.
  6. Исследование модели, построение различных графических моделей.
  7. Подведение итогов.

Список  источников

  1. Демоверсии ЕГЭ по информатике

 http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory

  1. Открытый банк заданий ЕГЭ

      http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege

  1. Блог http://galinabogacheva.livejournal.com/

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель – Богачёва Г.В Лицей № 144 Санкт-Петербурга Информационные модели процесса передачи информации

Слайд 2

Представьте себе, что Вы работаете менеджером и в ваши обязанности входит передача по компьютерным сетям большого числа файлов разного типа. Вы можете менять скорость передачи, вы каждый раз решаете, нужно ли архивировать файл или быстрее передать его без сжатия. Сегодня на уроке мы определим математический аппарат, необходимый для решения этих задач, построим информационные модели задачи 9 демоверсии 2015 – математическую, табличную и графическую в среде Excel , исследуем эти модели, определим, когда есть смысл архивировать файл перед передачей.

Слайд 3

Задача Документ объёмом 20 Мбайт можно передать с одного компьютера на другой двумя способами. А. Сжать архиватором, передать архив по каналу связи, распаковать. Б. Передать по каналу связи без использования архиватора. Какой способ быстрее и насколько, если: средняя скорость передачи данных по каналу связи составляет 2 20 бит в секунду; объём сжатого архиватором документа равен 20% исходного; время, требуемое на сжатие документа, – 5 секунд ( t 1 ) , на распаковку – 1 секунда ( t 2 ) ?

Слайд 4

Задача Обозначения : I B - объём документа, МБ v - скорость передачи данных по каналу связи, бит в с x - объём сжатого архиватором документа, в % t 1 - время, требуемое на сжатие документа, с t 2 - время, требуемое на распаковку, с I A - объем сжатого архиватором документа, битов t 3 - время на передачу архива по каналу связи, с t A - время передачи файла по каналу связи c сжатием t B - время передачи файла по каналу связи без сжатия

Слайд 5

Рассчитываем объем сжатого архиватором документа ( I A ) решаем пропорцию: 20 Мб – 100% I A Мб – 20% Отсюда I A = (20*20)/100 = 400/100= 4 Мб = 4* 2 10 Кбайт = 4*2 20 байт = 4*2 23 бит Рассчитываем время на передачу архива по каналу связи ( t 3 ) : Решаем пропорцию 1 с – 2 20 бит t 3 с – 4*2 23 бит t 3 = 4*2 23 / 2 20 = 2 5 = 32 с Добавляем время на сжатие документа и на распаковку, получаем, что при способе А требуется 32с + 5с +1с = 38 с. Рассчитываем время передачи файла по каналу связи без сжатия (способ Б) ( t B ) : 1 с – 2 20 бит t B с – 20*2 23 бит Отсюда t B = 20*2 23 / 2 20 = 20 * 2 3 =160 с Разница 160 с – 38 с = 122 с Ответ : А122

Слайд 6

Построение табличной модели

Слайд 7

Построение графических моделей

Слайд 8

Выводы Определили математический аппарат, необходимый для решения задач на передачу информации. Построить информационные модели – математическую, табличную и графическую – процесса передачи информации. Исследовали эту модель.

Слайд 9

Источники Демоверсии ЕГЭ по информатике http ://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory Открытый банк заданий ЕГЭ http ://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege Блог http://galinabogacheva.livejournal.com/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Модели данных, используемые в СУБД"

Практически все современные СУБД используют реляционную модель данных. В основе этой модели, предложенной Е.Ф.Коддом в 1970 году, лежит понятие отношения. Речь идет об отношениях, заключенных в двумер...

Информационные процессы Передача информации

Презентация может быть использована во внеурочной деятельности в начальной школе при прохождении темы "Информационные процессы"....

Информационные процессы. Передача информации.

1.     Цели урока:a.     содержательнаяформирование у учащихся представления об информационном процессе «Передача информации»;b.     деятель...

Методическая разработка «Изготовление модели «Модель класса ФСР - 6,5»»

Методическая разработка«Изготовление модели «Модель класса ФСР - 6,5»»...

Методическая разработка «Изготовление модели «Модель класса ФСР - 6,5»»

Методическая разработка«Изготовление модели «Модель класса ФСР - 6,5»»...

Методическая разработка «Изготовление модели «Модель класса ФСР - 6,5»»

Методическая разработка«Изготовление модели «Модель класса ФСР - 6,5»»...