Информационные процессы. Передача информации.
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) на тему

1.     Цели урока:

a.     содержательная

формирование у учащихся представления об информационном процессе «Передача информации»;

b.     деятельностная

научиться работать в группе и совместно принимать решения, отработать навыки работы с ИКТ.

c.      развивающая

развитие творческой личности.

2.     Задачи:

a.     Обучающие

•      раскрыть смысл понятий  «Источник информации», «Приёмник информации»;

•      раскрыть  суть  информационного  процесса  передачи  информации;

•      ознакомить учащихся со схемой передачи информации;

•      познакомить учащихся с примерами  передачи  информации,  научить  выделять  в  них источники  информации,  информационные  каналы,  приёмники информации;

•      познакомить учащихся с основами работы с электронными образовательными ресурсами.

b.     Развивающие

•      применение методов информационного поиска;

•      актуализация сведений из личного опыта;

•      самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

•      развитие логического мышления;

•      формирование навыков письма;

•      развитие процессов мышления и познавательных интересов;

•      развитие грамотной, диалогической  речи;

c.      воспитательные

•      формирование навыков самоорганизации;

•      способствовать воспитанию информационной культуры учащихся;

•      формирование настойчивости в достижении поставленной цели, умения работать самостоятельно.

3.     Предметные результаты:

•      сформировать представление о трех основных компонентов информационного обмена: источник информации – информационная связь – потребитель информации;

•      уметь использовать термины «источник информации», «приемник информации», «канал связи», понимать различия и назначение этих терминов в обыденной речи и в рамках предметного курса информатики;

•      ознакомить учащихся со схемой передачи информации;

•      сформировать понятие о биологическом и техническом каналах связи;

•      развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств.

4.     Личностные результаты:

•        Формирование умения самостоятельно оценивать и принимать решения;

•        формирование ценности здорового образа жизни;

•        формирование понятия связи различных явлений, процессов, объектов с информационной деятельностью человека;

•        актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности;

•        формирование навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды, навыков обеспечения защиты значимой личной информации;

•        формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность;

•        формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве.

 

5.     Метапредметные результаты:

•        Формирование представления об информационном процессе передачи информации.

•        формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

6.     Тип урока 

•        Урок «открытия» новых знаний.

7.     Формы работы учащихся:

•        Эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и опыт учащихся; фронтальная работа;

•        групповая работа;

•        индивидуальная работа;

•        компьютерное тестирование.

8.     Необходимое техническое оборудование

•        компьютерный класс (13 компьютеров);

•        мультимедийное оборудование;

•        выход в сеть Интернет;

•        ресурс к УМК  на сайте Единой коллекции ЦОР www.school-collection.edu.ru;

9.     Структура и ход  урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnye_protsessy._peredacha_informatsii.docx34.34 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР - КЛАСС УРОКА
Информационные процессы. Передача информации.

ФИО (полностью)

Белобородая Елена Алексеевна

Место работы

МБОУ «СОШ п.Новопушкинское»

Должность

учитель информатики

Предмет

информатика

Класс

5

Тема и номер урока в теме

Передача информации, урок № 2

Базовый учебник

Информатика: учебник для 5 класса / Босова Л. Л., Босова А. Ю.  – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  1. Цели урока:
  1. содержательная

формирование у учащихся представления об информационном процессе «Передача информации»;

  1. деятельностная

научиться работать в группе и совместно принимать решения, отработать навыки работы с ИКТ.

  1. развивающая

развитие творческой личности.

  1. Задачи:
  1. Обучающие
  • раскрыть смысл понятий  «Источник информации», «Приёмник информации»;
  • раскрыть  суть  информационного  процесса  передачи  информации;
  • ознакомить учащихся со схемой передачи информации;
  • познакомить учащихся с примерами  передачи  информации,  научить  выделять  в  них источники  информации,  информационные  каналы,  приёмники информации;
  • познакомить учащихся с основами работы с электронными образовательными ресурсами.
  1. Развивающие
  • применение методов информационного поиска;
  • актуализация сведений из личного опыта;
  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • развитие логического мышления;
  • формирование навыков письма;
  • развитие процессов мышления и познавательных интересов;
  • развитие грамотной, диалогической  речи;
  1. воспитательные
  • формирование навыков самоорганизации;
  • способствовать воспитанию информационной культуры учащихся;
  • формирование настойчивости в достижении поставленной цели, умения работать самостоятельно.
  1. Предметные результаты:
  • сформировать представление о трех основных компонентов информационного обмена: источник информации – информационная связь – потребитель информации;
  • уметь использовать термины «источник информации», «приемник информации», «канал связи», понимать различия и назначение этих терминов в обыденной речи и в рамках предметного курса информатики;
  • ознакомить учащихся со схемой передачи информации;
  • сформировать понятие о биологическом и техническом каналах связи;
  • развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств.
  1. Личностные результаты:
  • Формирование умения самостоятельно оценивать и принимать решения;
  • формирование ценности здорового образа жизни;
  • формирование понятия связи различных явлений, процессов, объектов с информационной деятельностью человека;
  • актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности;
  • формирование навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды, навыков обеспечения защиты значимой личной информации;
  • формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве.

  1. Метапредметные результаты:
  • Формирование представления об информационном процессе передачи информации.
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
  1. Тип урока  
  • Урок «открытия» новых знаний.
  1. Формы работы учащихся:
  • Эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и опыт учащихся; фронтальная работа;
  • групповая работа;
  • индивидуальная работа;
  • компьютерное тестирование.
  1. Необходимое техническое оборудование
  • компьютерный класс (13 компьютеров);
  • мультимедийное оборудование;
  • выход в сеть Интернет;
  • ресурс к УМК  на сайте Единой коллекции ЦОР www.school-collection.edu.ru;
  1. Структура и ход  урока


 

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

Организационный момент.

Постановка домашнего задания.

нет

  • Проверка готовности учащихся к уроку.
  • Приветствие.
  • Постановка Д.З.
  • Настраивание на работу;
  • Проверка наличия всех необходимых  принадлежностей.
  • Записывают Д.З. в тетрадь.

5

Актуализация знаний

нет

  • Организация диалога с учащимися.
  • Фронтальный опрос.

- Перечисли основные действия  с информацией?

- Из перечисленных вами действий с информацией мы уже знакомы с хранением информации. Настал черед познакомиться с процессом передачи информации. Назовите тему и цель урока?

  • Ответы на вопросы учителя.

- хранение, передача, обработка;

- тема: «Передача информации», цель: узнать о способах передачи информации, информационных каналах.

5

Объяснение нового материала

ЭОР № 1: История средств передачи информации.

  • Демонстрирует ЭОР. Обсуждает с учениками историю средств передачи информации.

- как же происходит процесс передачи информации? (просмотр слайдов и видео)

- после просмотра видео:

- поясни, как происходит передача информации?

  • Рассказывают учителю о своих познаниях в сфере средств передачи информации, получают недостающие знания.

С древних времен: костровая связь, бой барабанов

-Почтовая служба появилась 2500 лет назад в Египте и Риме.

-Первый телеграф появился во Франции в 18 веке.

-Телефон Белла, США, 1876 г.

- Радиоприемник А.С. Попова 1895 г.

-Телевизор был изобретен в 30-х годах 20 века

-1969 год считается годом рождения сети Интернет

7

Объяснение нового материала

ЭОР № 2:

Источник и приемник информации.

  • Демонстрирует ЭОР, задает вопросы.
  • Предлагает ученикам записать понятия в тетрадь.

- объясните схему передачи информации;

- какие каналы связи существуют?

- что может служить каналом связи?

- может ли в процессе передачи информации присутствовать обратная связь?

- заполните схему по образцу.

  • Отвечают на вопросы учителя.
  • Записывают понятия в тетрадь.

- от источника информации к приемнику информации через канал связи;

- существуют биологические и технические каналы передачи информации.

-провода, воздух и многое другое;

- да, возможна обратная связь, если приемник имеет возможность ответить на сигнал от источника информации.

- заполняют схему.

8

Первичное закрепление знаний

нет

  • Предлагает учащимся решить ситуации по карточкам. Определить источник и приемник информации, есть ли обратная связь.
  • Решают задания по карточкам в мини-группах.

5

Физкультминутка

нет

  • Организация группы на физкультминутку, демонстрация видео.
  • Выполняют упражнения для глаз, а так же физическую разминку.

2

Систематизация и закрепление изученного материала. Контроль знаний.

ЭОР №3: Вопрос 1 – Тема: "Источник и приемник информации"

  • Учитель слушает и корректирует ответы учащихся. Задает наводящие вопросы.
  • Предлагает ученикам выполнить задание за ПК.
  • Отвечают на подготовленные учителем вопросы;
  • Пересаживаются для индивидуальной работы за компьютерами.

10

Подведение итогов урока.

Рефлексия

нет

  • Проводит рефлексию;
  • Выставляет оценки.

- Можете ли вы назвать тему урока?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

  • Отражают свое отношение к уроку.

Отвечают на поставленные вопросы.

3


Приложение к плану-конспекту урока

Передача информации

(Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

История средств передачи информации

Информационный

Презентация

Демонстрация к лекции

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/030dba93-cf42-4fab-8502-c1fe4659e682/9_136.swf

2

Источник и приемник информации

Информационный

Анимация

Примеры источников и приемников информации

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f530aee3-c82c-407c-b91d-d4c6637a3fb5/%5BINF_022%5D_%5BAM_01%5D.swf

3

Вопрос 1 - Тема "Источник и приемник информации"

Контролирующий

тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3567ab74-06fb-4c3a-a176-2a6658808345/%5BINF_017%5D_%5BQS_01%5D.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные процессы. Носители информации

Разработка урока информатики (2 класс за программой "Сходинки до інформатики)....

Информационные процессы Передача информации

Презентация может быть использована во внеурочной деятельности в начальной школе при прохождении темы "Информационные процессы"....

Информационные процессы Хранение информации

Презентация может быть использована во внеурочной деятельности в начальной школе при прохождении темы "Информационные процессы"....

Презентация "Информация, информационные процессы, количество информации"

Презентация "Информация, информационные процессы, количество информации" предназначена для изучения данной темы в 10 классе....

Информационные процессы. Обработка информации

Обработка (преобразование) информации — это процесс изменения формы представления информации или её содержания....

методическая разработка урока "Информационные модели процесса передачи информации"

В данной разработке представлены конспект урока, презентация к уроку и файл для практической части урока. На уроке будут построены и исследованы информационные модели – математическая, табличная...

Конспект урока по теме: "Информационные процессы. Передача", 5кл

Конспект урока по информатике по теме: "Информационные процессы. Передача" по программе Босовой Л.Л. для 5 класса.У каждого ученика должна быть тетрадь и учебник из УМК Босовой Л.Л....