Методика преподавания темы Управление и алгоритмы. Программное управление работой компьютера
материал (информатика и икт, 9 класс) на тему

Уважаемые коллеги!

Я думаю, что каждому из нас приходится посещать курсы повышениф квалификации.

В 2011 году я посещала курсы в ПАПО по теме "Основы алгоритмизации и программирования в курсе средней школы"

Представляю вам зачетную работу. Возможно, кому-то она и пригодится.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное  учреждение

Педагогическая академия последипломного образования

Итоговая работа

Методика преподавания темы

«Управление и алгоритмы.

Программное управление работой  компьютера»

в школьном курсе Информатики и  ИКТ

слушатель курса

«Алгоритмизация и программирование

 в курсе информатики в средней школе

(методический аспект)

Болотова А.А.

Руководитель курса

к.п.н., доцент В.В. Кащей

Москва, 2011

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………..3-4
  2. Методика преподавания темы «Управление и алгоритмы. Программное управление работой компьютера» ……………………………………5-29
  3.  Учебно-тематический план 9 класс …………………………9-14
  4.  Методический материал к некоторым подтемам темы «Программирование на Pascal» .............................................15-22
  5.  Примеры лабораторных работ темы  «Программирование на Pascal» в 9 классе ……………………………………………23-29
  6. Выводы……………………………………………………………………30
  7. Список использованных источников……………………………………31

 

Введение

За время  преподавания информатики в школе (с 2005 года, т.е. в течение 5 лет) актуальность тем «Управление и алгоритмы», «Программное управление работой компьютера» претерпела некоторые  изменения. Я думаю, что эти темы становятся достаточно актуальны, в первую очередь потому, что по ним есть задания в ГИА и ЕГЭ по информатике и ИКТ. На изучение данных тем в 9 классе отводится  соответственно 10 и 12 часов ( из 68 часов). Большая часть времени отводится на преподавание тем цикла «Информационные и коммуникационные технологии». Наряду с этим нисколько не изменились требования к уровню усвоения знаний и умений этого раздела программы по информатике, так как он остается основой фундаментальных знаний по предмету.

Вообще, в  течение длительного периода учителя информатики находились в затруднительном положении, так как не имели утвержденных Министерством образования РФ программ и учебников, а предлагались только «рекомендованные». С введением новой компьютерной техники можно было бы предпочтение отдать преподаванию компьютерных технологий, так как лет пять назад  это было современно и актуально. После прохождения курса в педагогической академии «Алгоритмизация и программирование в курсе информатики в средней школе (методический аспект») (руководитель курса Кащей Владимир Васильевич) для  себя я решила, что необходимо изыскать возможности, чтобы преподавание тем  осталось на достаточном теоретическом и практическом уровне.

В нашей школе выделено время для изучения информатики в 5-7 классах, так называемый пропедевтический курс.  Дети знакомятся  с понятием алгоритма и основными алгоритмическими конструкциями в 6 классе (учебник Л. Босовой). В 7 классе мы продолжаем работать с темами «Алгоритмики»: рассматриваем вопросы -  исполнители алгоритмов, исполнитель «Робот», цикл, ветвление. Базовый курс предмета изучается в 8-9 классах; если раньше передо мной стоял выбор учебника для 8-9 классов, то теперь выбор однозначен. В 8-9 классах имеет смысл работать с учебником Семакина, чтобы дети были хорошо подготовлены к сдаче ГИА по предмету Информатика и ИКТ. «Начиная изучать темы алгоритмизации и программирования, мы не можем не вспомнить о кибернетике. Управление — обширная область использования компьютеров. С помощью компьютеров управляют самолетами, ракетами, промышленными установками, производственными коллективами, отраслями экономики и пр. Оказывается, что у таких разнообразных вариантов управления есть общие законы. Они были открыты в науке кибернетике. Всякое управление происходит по определенным правилам, которые называются алгоритмом управления. Алгоритм, записанный на языке программирования, «понятном» компьютеру, называется компьютерной программой. В этой части курса мы научимся  строить алгоритмы и писать несложные программы на языке программирования Паскаль», – так или примерно так и начинаются первые уроки.

У учащихся  складывается неоднозначное отношение к изучению темы. Некоторые считают, что информатику можно знать без тем ««Управление и алгоритмы», «Программное управление работой компьютера», хотя значимость тем никто не отрицает. Поэтому, как выход из положения, считаю, что практическое применение и дополнительные часы для работы можно найти при изучении темы «Моделирование». Например, при обработке табличного типа данных в программных средах Excel, Word и Pascal. Если учесть, что объектно-ориентированное программирование продолжает изучаться в 10-11 классах, то считаю, что при правильной методике преподавания, ученики должны получить необходимый объем знаний по этой теме.

2. Методика преподавания темы «Понятие алгоритма. Программирование»

Основные понятия, которые с которыми учащиеся знакомятся в курсе изучаемого раздела это - алгоритм, исполнитель алгоритма, система команд исполнителя, способы записи алгоритма, формальное исполнение алгоритма, алгоритмический язык,  схема,  линейный,  разветвляющийся,  циклический, и вспомогательный алгоритмы, системы программирования.

В обыденной жизни дети не встречаются с этими понятиями дословно, но они находят применение алгоритмов в различной деятельности человека, о чем важно сообщить детям на первом же уроке и подтвердить это примерами.

Современные профессии становятся все более интеллектоёмкими, требующими развитого логического мышления. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности  к  анализу и синтезу. Наиболее доступный материал для развития мышления – это изучение темы «Алгоритмы» и обучение построению алгоритмов при решении любой задачи. Алгоритмическое мышление является необходимой частью научного взгляда на мир. В то же время оно включает и некоторые общие мыслительные навыки, полезные и в более широком контексте. К таким относится, например, разбиение задачи на подзадачи.

Обучение школьника основам алгоритмического мышления  базируется на понятии исполнителя. Основой для введения исполнителей служат задачи. Исполнители, используемые в курсе, традиционны. Единожды введенные исполнители в дальнейшем активно используются на протяжении всего курса. Общая схема подачи материала в курсе следующая: от частного к общему, от примера к понятию. Подача материала допускает шесть форм - стадий:

  1. манипуляция с физическими предметами;
  2. театрализация;
  3. манипуляция с объектами на экране компьютера;
  4. командный режим управления экранными объектами;
  5. управление экранными объектами с помощью линейных программ;
  6. продвинутое программирование с использованием процедур и

других универсальных конструкций.

Разнообразие форм уроков способствует повышению уровня обученности учеников. Уроки в форме игры, практических заданий, применение заданий разноуровневых, дифференцированных заданий, организация конкурсных заданий вызывает интерес к предмету. Задания для самоконтроля, взаимоконтроля, работа группами решает проблему организации работы, как со слабоуспевающими учениками, так и с одаренными. Для развития логического мышления наиболее приемлемы методики «Творческого решения изобретательских задач», «Технология модульного обучения» с применением опорных конспектов. Эти методики могут быть применены при изучении информатики в любом классе, они имеют практическую направленность. Важно для ученика владеть способами решения ключевых задач по темам, иметь библиотеку алгоритмов для решения той или иной задачи.  Проблемные уроки развивают творческую активность ученика.

Применение знаний, полученных на уроке информатики, во внеклассной деятельности позволяет углубить знания детей в этой области, проявить творчество, изобретательность, развить способности. 

Теоретический и практический объем знаний и умений, который должен приобрести ученик в процессе изучения тем «Управление и алгоритмы», «Программное управление работой компьютера» настолько велик, что требует большой подготовки учителя, наличия теоретического и методического материала. Для того чтобы ученик действительно научился программировать, он должен:

  1. уметь приводить примеры алгоритмов, перечислять свойства алгоритмов;
  2. уметь определять возможность применения исполнителя для решения конкретной задачи по системе его команд;
  3. знать основные алгоритмические конструкции и уметь использовать их для построения алгоритмов;
  4. уметь строить и исполнять алгоритмы для учебных исполнителей;
  5. уметь использовать стандартные алгоритмы для решения учебных задач;
  6. уметь записать на учебном алгоритмическом языке (или языке программирования) алгоритм решения простой задачи;
  7. уметь составлять простейшие алгоритмы и записывать их различными способами;
  8. знать один из языков программирования, основные алгоритмические конструкции языка и соответствующие им операторы языка программирования, подпрограммы: функции, процедуры, рекурсии;
  9. знать переменные величины: тип, имя, значение, уметь их описывать;
  10. знать структурированные типы данных: массивы, записи, файлы;
  11. уметь решать основные учебные задачи:
  12. упорядочивание массива;
  13. поиск минимального и максимального элементов массива с указанием их местоположения;
  14. определение количества одинаковых и разных букв в тексте, количества слов в тексте;
  15. уметь работать с записями и файлами;
  16. уметь разработать программу методом последовательной детализации (сверху вниз) и сборочным методом (снизу вверх);
  17. знать машинную графику. Уметь построить график функции, создать движущиеся  изображения, моделировать простейшие физические процессы;
  18. уметь применять численные методы, создавать диалоговые программы. Знать различные технологии программирования;
  19. знать объектно-ориентированное программирование: объект, свойства  объекта, операции над объектом.

Из перечисленного,  выше становится ясным, что в рамках современной программы решить задачу обучения учеников программированию, не возможно. И это объясняется несколькими причинами:

  1. недостаточным количеством уроков, отведенных на изучение этого раздела;
  2. изучение базового курса в среднем звене, когда дети еще недостаточно подготовлены (отсутствует необходимая теоретическая подготовка детей по математике и физике и др.);
  3. ученики еще не сделали для себя выбор в профессиональной подготовке и не уверены, что занятия программированием им необходимы.

Поэтому и остается основной задачей обучения программированию – знакомство с одним из языков программирования, что можно объяснить процентным соотношением тех, кто применяет компьютер в учебной и профессиональной деятельности, и программистов от числа всех пользователей компьютера.

2.1.   Учебно-тематический план  9 класс.

урока

Тема  урока

Практические

работы

Разделы учебника

1

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных.

§ § 1, 3

2

Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами

§ 1,

3

Электронная почта, телеконференции, обмен файлами

§ 2

4

Работа с электронной почтой

§ 2

5

Интернет  Служба World Wide Web. Способы поиска информации в Интернете

§ § 4, 5

6

Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске. Приобретаемые умения и навыки:

§ 4

7

Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем

§ 5

8

Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора

§ 5

9

Итоговая практическая работа по теме «Интернет»

§ § 4, 5

10

Итоговое тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях»

§ § 1  - 5  

11

Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели

§ § 6, 7

12

Табличные модели.

§ 8

13

Информационное моделирование на компьютере

§ 9

14

Проведение компьютерных экспериментов с  математической и имитационной моделью

§ 9

15

Итоговое тестирование по теме  «Информационное моделирование».

§ §6 - 9  

16

Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных

§ 10  

17

Назначение СУБД.

Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы.

§ 11  

18

Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей.

§ 12

19

Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере

§ 12

20

Условия поиска информации, простые логические выражения

§ 13

21

Формирование простых запросов к готовой базе данных

§ 13

22

Логические операции. Сложные условия поиска

§ 14

23

Формирование сложных запросов к готовой базе данных

§ 14

24

Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки

§ 15

25

Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение

§ 15

26

Итоговая работа по базам данных

§ §10 -  15  

27

Итоговый тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных».

§ §10 -  15  

28

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера

§ 16

29

Представление чисел в памяти компьютера

§ 17

30

Табличные расчёты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы. Данные в электронной таблице: числа, тексты, формулы. Правила заполнения таблиц .

§ §18, 19

31

Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование.

§ §18, 19

32

Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы

§ 20  

33

Использование встроенных математических и статистических функций.  Сортировка таблиц

§ 20  

34

Деловая графика. Логические операции и условная функция. Абсолютная адресация. Функция времени.

§ §21, 22

35

Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации.

§ §21, 22

36

Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. Имитационные модели

§ §23, 24

37

Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере».

§ § 16 - 24  

38

Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы.

§ § 25, 27, 28

39

Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов. Выполнение практического задания.

§ 28  

40

Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод.        

§ 29  

41

Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов. Выполнение практического задания.

§ 29  

42

Управление с обратной связью. Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием

§ §26, 30

43

Работа с циклами. Выполнение практического задания

§ 30  

44

Ветвления. Использование двухшаговой детализации

§ 31  

45

Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений

§ 31  

46

Зачётное задание по алгоритмизации.

§ § 25 - 31  

47

Тест  по теме «Управление и алгоритмы»

48

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные,  основные типы,  присваивание, ввод и вывод данных

§ §32, 33

49

Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания. Линейные вычислительные алгоритмы.

§ §34, 35

50

Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Разработка линейных алгоритмов. Выполнение практического задания .

§ 35  

51

Оператор ветвления

§ §36, 37

52

Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений.  

§ 38  

53

Логические операции на Паскале

Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций

§ §37, 38

54

Циклы на языке Паскаль

§ §39, 40

55

Разработка программ c использованием цикла с предусловием

§39

56

Одномерные массивы в Паскале

§ §41, 42

57

Разработка программ обработки  одномерных массивов

§ §41, 42

58

Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве

Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве

§ 43  

59

Тест  по теме «Программное управление работой компьютера».

§ § 32 - 43  

60

Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления

§ §44, 45

61

История ЭВМ и ИКТ

§ § 45 - 47

62

Основы социальной информатики

§ §48, 49

63

Тест по теме «Информационные технологии и общество»

§ 44 - 49  

64

Подготовка к итоговому тестированию по курсу 9 кл

Учебник 9 кл.

65

Итоговое тестирование по курсу 9 класса

Учебник 9 кл.

2.2. Методический материал к теме «Программирование на Pascal» в 9 классе

В начале 70-х годов Н.Виртом создан специальный язык программирования Паскаль для обучения студентов. Вскоре язык получил широкое распространение и среди профессиональных прикладных и системных программистов. По структуре и содержанию Паскаль близок к алгоритмическому языку школьного курса основ информатики и поэтому представляет значительный интерес для школьников и студентов математического профиля пединститутов.

Паскаль в настоящее время реализован на различных ЭВМ и имеет много версий. В данной работе в справочной и методической форме излагается язык Паскаль, реализованный в системе программирования Турбо Паскаль 7.0, разработанной американской корпорации Borland, которая является одной из самых популярных систем программирования в мире.

Язык Паскаль постоянно совершенствуется и развивается. Появление Windows и инструментальных средств Borland Paskal with Objects и Delphi для разработки программ в среде Windows лишний раз показало, какие неисчерпаемые возможности таит он в себе: и Borland Pascal, и используемый в Delphi язык Object Pascal основываются на Турбо Паскале и развивают его идеи.

Содержание темы

  1. Возникновение и назначение языка Паскаль. Оболочка
  2. Структура программы.
  3. Оператор присваивания, операторы ввода и вывода информации.
  4. Линейные вычислительные алгоритмы
  5. Операторы.
  6. Логические операции на Паскале.
  7. Циклы на языке Паскаль.
  8. Символьные переменные.
  9. Массивы.

Интегрированная инструментальная оболочка Турбо Паскаля 6.0.

Она включает в себя:

  1. многооконный текстовый редактор, для обработки текстов программ на языке Turbo Pascal;
  2. компоновщик программ;
  3. отладчик программ;
  4. система  контекстной  информационной помощи (на английском языке);
  5. компилятор  (переводчик)  текста программ на языке Turbo Pascal в программу на машинных кодах.

Существует два  "вида" переводчиков языков программирования:

  1. "Компилятор" переводчик текста программ. Он переводит всю программу сразу и только после этого,  если в ней нет ошибок, запускает её на выполнение.
  2. "Интерпретатор",  который переводит текст программы построчно и сразу построчно её выполняет.

По внешним признакам её можно разделить на три области.

  1. Первая, средняя часть экрана. Это область многооконного текстового редактора. Именно в этой области размещаются и редактируются тексты программ, или любой другой текст.
  2. Вторая, верхняя часть экрана.  "Меню" управления всеми  ресурсами ИИО (Интегрированной  инструментальной оболочки).  С его помощью можно очень быстро освоить ИИО TP, так как это меню управляет всеми функциональными возможностями данной системы.
  3. Третья, нижняя часть экрана.  Это строка подсказок. В этой строке постоянно содержится подсказка,  или несколько подсказок пользователю о состоянии системы и действиях доступных в данный момент.

Вы можете работать либо в Меню,  либо в экранном текстовом редакторе. Активным называется окно редактора,  ограниченное двойной,  белой рамкой. В середине верхней части рамки размещается имя файла. Справа и снизу окна расположены так называемые  полосы  прокрутки(скроллинга). В правом верхнем углу размещается номер окна. Все операции  можно  выполнить  с помощью Меню ИИО. Для этого необходимо в него перейти,  нажав клавишу (F10).  Чтобы вернуться из  любого  места  Меню в редактор достаточно нажать клавишу (Esc). Основное Меню ИИО TP содержит следующие поля (опции):

  1. работа с файлами (File);          
  2. редактирование (Edit);
  3. поиск (Search);                   
  4. выполнение (Run);
  5. компиляция (Compile);             
  6. отладка (Debug);
  7. инструментальные средства (Tools);
  8. параметры (Options);
  9. окна (Window);                    
  10. помощь (Help).

При выборе каждой опции главного Меню, ниже его появляется "выпадающее" подменю, в котором тоже есть свой курсор, передвигаемый клавишами управления движением курсора.

"Выбор" опции  или  поля  главного  Меню,  -  это нажатие клавиши(Enter). Чтобы вернуться из подменю в область многооконного текстового редактора, достаточно нажать клавишу (Esc).

  1. File New - открывает новый файл или,  что то же самое, новое окно в редакторе.
  2. Window Close - закрывает активное окно.
  3. (Alt <номер окна>) - сделать  активным любое окно. 
  4. Window Size/Move - изменить размеры (если Вы будете нажимать клавиши перемещения курсора вместе с  клавишей(Shift), то  будут изменяться размеры этого окна/ переместить).
  5. Window Tile - размещение всех открытых окон встык.
  6. Window Cascade - каскадное размещение всех открытых окон.
  7. Window Zoom - увеличение размеров активного окна до размеров экрана.
  8. Window Next - активизируется следующее по номеру окно.
  9. Window Previous - активизируется предыдущее по номеру окно.

Диалоговое окно Information содержит краткое информационное сообщение и "кнопки".

  1. Yes    - да
  2. No     - нет

Cancel - отказаться от выполнения операции.

Сменить активную кнопку можно с помощью клавиши - Tab.

Диалоговое окно Save File as - можете ввести имя файла.

File   Save - сохранить изменения в файле,  который уже имеет своё имя.

Диалоговое окно Open a File - операция по  чтению  информации с диска.

Компиляция и выполнение программ.

Выполнение программ осуществляется с помощью опции меню  Run. При этом сначала текст программы будет "откомпилирован", а затем сразу же выполнен. Выход из Turbo Pascal 7.0.  осуществляется  с  помощью  опции главного меню  File   Exit.

 Задание 1. Составить таблицу с кратким описанием интерфейса окна Pascal.

Переводчик

Элементы окна

Выполнение

Выход

Компилятор

текстового редактора

"Меню" управления:

File New
Edit
Run
Compile
Window Close
Window Tile
Window Cascade

Диалоговое окно

Yes  
No   
Cancel

опция

Run 

Run

меню 

File  
Exit

Интерпретатор

строка подсказок

полосы  прокрутки

Структура программы.

Текст программы в системе программирования Turbo Pascal представляет  собой  обычный  текстовый  файл,  который Вы будете составлять в текстовом редакторе интегрированной инструментальной оболочки. Программа состоит из отдельных разделов или блоков, которые должны располагаться в следующем порядке:

  1. [ - заголовок программы;]
  2. [ - раздел объявления меток;]
  3. [ - раздел объявления констант;]
  4. [ - раздел объявления типов;]
  5. [ - раздел объявления переменных;]
  6. [ - раздел объявления процедур и функций;]
  7. [- тело программы.]

Заголовок программы

  1. состоит из зарезервированного слова program и имени программы, так на-
  2. зываемого идентификатора.  Завершается заголовок,  так же как и  любая
  3. другая строка программы,  точкой с запятой.

Идентификатор - это  имя,  свободно избираемое программистом для элементов программы (Процедур,  Функций, Констант, Переменных и Типов данных). Идентификатор должен удовлетворять следующим условиям:

  1. должен начинаться с латинской буквы или с символа подчёркивания;
  2. TP не различает большие и малые буквы;
  3. начиная  со второй позиции можно применять наряду с буквами цифры;
  4. пробел  в  TP  является  разделителем  и не может присутствовать внутри идентификатора;
  5. зарезервированные слова (такие как begin, end, program в качестве идентификатора не допускаются; - max длина идентификатора при сравнениях 63 символа.

Раздел объявления переменных

Переменными называются параметры программы, значения которых могут изменятся  в процессе её выполнения.  Все используемые в программе переменные должны быть определены с указанием их типов в разделе  объявления переменных. Этот раздел начинается служебным словом Var

Var

<список переменных 1>: <тип 1>;

Например:    

VAR
a: integer;
bf14: real;

Тело программы

  1. начинается словом begin,  а заканчивается словом end с точкой, которая
  2. является признаком конца программы.

Операция присваивания применяется для записи информации в объявленную в  программе  переменную. Знак операции присваивания ":=" двоеточие равно.

Оператор ввода информации - Readln(a);

При выполнении этого оператора на экране  монитора  возникнет  курсор.

После этого Вы должны набрать на клавиатуре нужное число и нажать клавишу Enter.

Операторы вывода информации - Write, Writeln.

Чтобы вывести текстовое сообщение на экран, его необходимо ограничить  специальными  знаками апострофа.  Write('Эта строка, от апострофа до апострофа, будет выведена.');

Можно вывести значение объявленной раннее переменной.  Для  этого необходимо просто указать её имя. Например: Write(a);

Write('Значение переменной а равно ',a)- вывод текстовыого сообщения и значения переменных одновременно. При выводе информации оператором Writeln курсор перехо-

дит на начало следующей строки. В фигурных скобкиах – комментарии. Пример:

PROGRAM exampl_2; {заголовок программы}
  VAR  {раздел объявления переменных}
    X,у: integer;
    Summa: integer;
BEGIN   {начало тела программы}
     Write('Введите первое число:  ');  {вывод сообщения}
     Readln(x);   {ввод числа}
     Write('Введите второе число:  ');
     Readln(y);
     Summa:=x+y;   {присваивание}
     Writeln('Результат суммирования:  ',summa);
END.

Задание 2. Составить схему структуры программы.

PROGRAM 
VAR
BEGIN
END

2.3. Примеры лабораторных работ темы  «Программирование на Pascal» в 9 классе

Лабораторная работа № 1. Операторы ввода, вывода, присваивания. Линейный алгоритм.

Цель: Научиться вводить линейные программы.        

Для ввода данных с клавиатуры используется оператор "Readln", например Readln(A), где А- имя переменной (переменная- это несколько ячеек оперативной памяти, имеющих общее имя).

Вывод данных на экран осуществляется операторами Write(A,B,C), где A,B,C список вывода.

Запись данных в ячейки памяти, выполняется с помощью оператора присваивания, например A:=2.

Чтобы выводимые числовые значения не сливались визуально в одно число, перечисляемые в операторе Writeln( ) переменные следует разделять пробелами, заключенными в апострофы:

Writeln(A,' ', B,' ',C). Другой способ разделения выводимых данных заключается в использовании формата длины поля: Writeln(A:N:М), где N-число знаков в целой, М - в десятичной части числа.

Командная строка заканчиваются знаком “;”. Для решения задач применяются стандартные функции Pascal. Например,  mod – остаток от деления целых чисел, div – целочисленное деление.

Описание типа переменных выполняет служебное слово Var в разделе описания, например:

Var a,b,c:integer; {описание целых чисел}
x,y,z:real; {описание вещественных чисел}

Задание 1.    Наберите программу, вычислите значение С=2*А-3*В. Вывод переменных выполнить форматированным.

Program Vvod-Vivod;
Var A,B,C: integer;
Begin
        Write('A= '); Readln(A);
        Write('B= '); Readln(B);
        Writeln('Вывод значений переменных A,B:');
        Writeln(A,B);
        С:=2*А-3*В;
        Writeln('C= ',С);
       Readln;
End.

Задание 2. Самостоятельная работа.

  1. Написать программу вычисления площади  прямоугольного треугольника для а = 3; в = 4;
  2. Написать программу вычисления площади трапеции для а = 2.3; в =4.5;  h = 5;
  3. Найти остаток от деления целых чисел а, в и их целочисленное деление;
  4. Расстояние между точками с координатами (x1,у1) и (x2,y2).

Лабораторная работа № 2. Ввод и редактирование программ, содержащих циклы.

Цель: Научить вводить редактировать и составлять программы, содержащие циклы с параметром.

Цикл – многократно повторяемая часть алгоритма. Оператор цикла с параметром организует выполнение одного оператора заранее известное количество раз.

Операторы цикла с параметром  for вызывает повторяющееся выполнение оператора, пока управляющей переменной присваивается возрастающая последовательность значений - вариант первый (или убывающая - вариант второй), тип параметра описывается в разделе описаний.

Для вычисления значений выражений применяются стандартные функции Pascal:

SQR(x) – квадрат числа х;
SQRT(x) – корень квадратный из числа х;
a DIV b - после деления a/b отбрасывается дробную часть;
ABS(a)  - модуль числа a;
RANDOM(X)-получение случайного числа на интервале (0,Х) ( при задании параметра randomize).

Вариант организации цикла первый ( по возрастанию):

FOR i := start TO finish DO <оператор>

Вариант организации цикла второй (по убыванию):

FOR i := start DOWNTO finish DO <оператор>

В этих структурах:

     i - параметр цикла;
     start - начальное значение параметра;
     finish - конечное значение параметра;
     <оператор> - тело цикла.

Задание 1. Вывести на экран дисплея значения функции у=0.3х2 -4.15х -0.01 для х от -10 до 10.
Измените те программные строки, с помощью которых вычислите квадратные корни чисел от 0 до 100.

PROGRAM lab2;                                                        
VAR
    х:integer;
    у:real;
BEGIN
    for х:= -10 to 10 do
    у:=0.3*sqr(x)-4/15*x-0.01;
    Writeln('у=',у);
    Readln;
END.

Задание 2. Самостоятельная работа.

  1. Вычислите модули целых чисел от -5 до 5;
  2. Найти остатки от деления числа  100 на числа в интервале  от 5 до 20;
  3. Написать программу вычисления площадей прямоугольника с основанием 8 и значениями высоты от 2 до 8;
  4. Получите на экране 10 случайных чисел от 0 до 15.

Лабораторная работа 3. Ввод и редактирование программ, содержащих ветвления. Операторы IF … THEN … ELSE.

Цель: Научиться вводить и редактировать разветвляющиеся программы.

Алгоритм называется разветвляющимся, если  в зависимости от выполнения определённых условий он реализуется по одному из  нескольких,  заранее  предусмотренных  направлений.

Формат оператора (если <условие> то <оператор 1> иначе <оператор 2>;):

полная форма

сокращенная форма

if <условие> then <оператор 1>
else <оператор 2>;

  if <условие> then <оператор 1>;

<условие> - некоторое логическое выражение, истинность которого проверяется;
<оператор 1> - оператор,  который выполняется, если логическое выражение <условие> истинно.
<оператор 2> - оператор,  который выполняется, если логическое выражение <условие> ложно.

Условный  оператор  IF является самостоятельным,  ни перед then, ни перед else точку с запятой ставить нельзя. Составной оператор представляет собой группу операторов, ограниченных так называемыми операторными скобками  Begin End;  (в разветвленном алгоритме при применении операторных скобок  для <оператора 1> после End точка с запятой не ставятся).

Задание 1. Написать программу для нахождения значения функции при х<0  y =5x-3, при x>=0  y =  для х = -8.34; -0.158; 1.21; 625

Program lab3;
  Var x,y:real;
Begin
  Write(‘x=’); readln(a);
IF X>0 THEN Y:=SQRT(X)
      ELSE Y:=5*X-3;

Writeln( ‘X=’,X,’Y=’,Y);
Readln;
END.

2. Самостоятельная работа.

  1. Написать программу вычисления значения функции у =  для х = -6; -3; 0; 3; 6.
  2. Вычислить значение  функции у =  при допустимых значениях аргумента.
  3. Написать программу для решения линейного уравнения ах + в = с;
  4. Вычислить значение  дискриминанта квадратного уравнения d = b2 – 4ac. Вывести на экран число корней уравнения в зависимости от значения дискриминанта этого уравнения.

Лабораторная работа 4. Массивы. Обработка элементов массива.

Цель: Научиться вводить и редактировать программы обработки переменных табличного типа.

До сих пор мы рассматривали переменные, которые имели только одно значение, могли содержать в себе только одну величину определенного типа. Массивом будем называть упорядоченную последовательность данных одного типа. Проще всего представить себе массив в виде таблицы, где каждая величина находится в собственной ячейке. Положение ячейки в таблице должно однозначно определяться набором координат (индексов). Самой простой является линейная таблица, в которой для точного указания на элемент данных достаточно знания только одного числа (индекса). Описание:

Var <Переменная-массив> : Array [<Диапазон индексов>] Of <Тип элементов>;

Примеры описания массивов:

N : Array ['A'..'Z'] Of Integer;
T :
Array [1..40] Of Real;

Массив N имеет индексы символьного типа и целочисленные элементы; массив Т может хранить в себе 40 чисел типа Real. Обращение к отдельному элементу массива производится при помощи указания имени всего массива и в квадратных скобках – индекса.  Функции Pascal:

возведение в степень (ах) EXP(X*(LN(A)) (из основного логарифмического тождества);
Целая часть числа  INT(X)  наибольшее целое число, не превосходящее аргумента х;
Генератор случайных чисел  RANDOM(X) числа от 0 до Х (RANDOMIZE – случайным образом числа)

Задание 1. Напечатать программу, заполняющую массив значениям квадратов индексов элементов.

Program lab5;
   
Const    N=50; {Константа N будет содержать количество элементов массива}
    Var       A : Array [1..N] Of Integer;
                   I : Integer;

Begin
    For I:=1 To N Do
    A[I]:=I*I;
    For I:=1 To N Do
    Write(A[I],'VVV');

End.

Задание 2. Самостоятельная работа.

  1. Напечатать программу, заполняющую массив значениям  кубов индексов элементов.
  2. Напечатать программу, заполняющую массив числами, противоположными индексам элементов.

3.Выводы.

Системы программирования занимают важное место в программном обеспечении современных ЭВМ. Системы программирования - это универсальные средства работы с информацией. В современной информатике выделяются два основных направления развития языков программирования: процедурное и непроцедурное. При построении процедурной программы необходимо ясно представлять,  какие действия и в какой последовательности будут производиться при ее выполнении. Следовательно, процедурное программирование основано на алгоритмическом мышлении и может служить средством его развития. Среди процедурных языков выделяются структурные и операционные языки. В структурных языках одним оператором записываются целые алгоритмические структуры: ветвления, циклы. В операционных языках для этого используются несколько операций. В нашей школе в качестве языка программирования мы выбираем  структурный язык программирования Turbo Pascal, позволяющий решать не только разнообразные задачи, но и создавать собственные проекты.

Список использованных источников

  1. Кащей В.В. Основы информатики и вычислительной техники. Лекции.
  2. Климант Ю.В. Язык Паскаль. Уроки по программированию
  3.  http://www.rusedu.info
  4. http://festival.1september.ru
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Pascal

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программное управление работой компьютера

Презентация 9класс к учебнику И. Г. Семакина...

Методика преподавания темы "Производная" в вечерней школе

В данной работе дано планирование темы и представлены материалы для уроков....

Методика преподавания темы Алгоритмы и исполнители

Методические рекомендации по изучению темы "Алгоритмы" для гуманитарных и математических классов.Приводятся примеры задач и алгоритмов их решения разного уровня сложности....

Методика преподавания темы «Квадратные уравнения»

*«Квадратные уравнения» - главная тема цикла «Квадратные уравнения – квадратичная функция – квадратные неравенства»*Навык решения квадратных уравнений необходим каждому ученику для итоговой аттестации...

Методика преподавания темы «Решение задач с использованием графических возможностей cреды Delphi».

Методическая разработка для общеоразовательной школы. Поурочное знакомство с графикой на языке программирования Delphi/...

«Содержание и методика преподавания темы «Деньги» на разных этапах обучения».

Методическая разработка  осуществлена в рамках участия в проекте "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ" на площадкеСанкт-...