Использование ИКТ для повышения эффективности обучения
статья по информатике и икт по теме

Рябоконь Евгения Владимировна

Каким образом компьютер помогаем учителю готовить и проводить уроки?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx38.98 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ для повышения эффективности обучения

Компьютеризация школ и новые задачи в воспитании школьников

На сегодняшний день очень актуален вопрос о компьютеризации школ, в которой можно выделить три основные цели:

  1. обеспечение всеобщей компьютерной грамотности (в этом случае компьютер является объектом изучения);
  2. развитие высших психических функций, формирование качеств личности – образованности, самостоятельности, критичности, ответственности;
  3. использование компьютера в качестве средства, повышающего эффективность обучения.

В результате развития информационных технологий меняются  цели и задачи, стоящие перед современным     обществом -  акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация его на личностно-ориентированный подход. Ученик должен стать личностью, способной решать новые, не  встречавшиеся ранее задачи, быстро находить, осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания.

Перед школой стоят новые задачи, одна из которых – подготовка детей к самостоятельной жизни. Для этого следует обеспечить учеников знаниями, умениями  и навыками, необходимыми в современном обществе. Неотъемлемой частью этих навыков является умение использовать компьютерные технологии, поскольку в наше время  ИКТ охватывают все сферы человеческой деятельности.

В образовательном процессе компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, т.е. возможны два направления использования компьютерных технологий. При первом – усвоение знаний, умений и навыков ведет к осознанию возможностей компьютерных технологий, к формированию умений их использования при решении разнообразных задач. При втором – компьютерные технологии являются мощным средством повышения эффективности организации учебно-воспитательного процесса.

Компьютер как помощник учителю

Компьютер является хорошим помощником для преподавателя. Применение ИКТ позволяет учителю, не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решить определенные  задачи:

  1. повышать мотивацию и наглядность в обучении;
  2. дифференцировать работу учащихся при выполнении ими тренировочных упражнений;
  3. облегчить мониторинг знаний и умений учащихся.

Использование электронных средств на уроках позволяет сделать преподавание эффективнее, содержательнее и эмоциональнее для учащихся. Обучение с использованием ИКТ становится для детей творческим поиском, от которого можно получить удовольствие и удовлетворение. Учащиеся могут использовать компьютер  в подготовке к урокам, тем самым, развивая творческое мышление, умение находить  информацию, анализировать и систематизировать ее. Преподаватель в свою очередь,  с помощью компьютерной анимации, может создавать на уроке игровую познавательную ситуацию, в результате чего урок приобретает характер учебной игры, и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности.

Мультимедийные уроки,  по сравнению с обычными, имеют более высокую эффективность при развитии мышления учащихся, так как при проведении занятия с использованием информационно-коммуникативных технологий соблюдается основной принцип  дидактики - наглядность, что обеспечивает более эффективное усвоение материала школьниками, повышает эмоциональное восприятие и развивает все виды мышления у  детей:

  1. наглядно-действенное — генетически наиболее ранняя форма мышления, наблюдаемая у ребенка от года до трех, до овладения им активной речью. Ребенок уже понимает слова, но для него они тесно связаны с тем, как он воспринимает предмет, видит, слышит, осязает его. Например, словом «ключ» он обозначает все блестящие предметы. Одним словом может называть плюшевую собачку, шубу и живую кошку, классифицируя их по наличию меха
  2. наглядно-образное мышление характерно для детей 4-6 лет. В их сознании образ предмета и его название уже не связано с каким-то конкретным предметом; он понимает, что «девочкой» является не только его сестра, но и существо из соседнего подъезда, и рисунок девочки в книжке. Но для того, чтобы мыслить и говорить об этом, ему очень важно видеть предмет разговора. Известно, что дошкольнику легче всего что-то объяснить, нарисовав или показав. Умозаключения о свойствах объекта делаются на основании своих органов чувств. В экспериментах Ж. Пиаже семилетним детям показывали два одинаковых шарика из теста. Ребенок внимательно рассматривал шарики и говорил, что они равны. Затем один шарик раскатывали в лепешку. Хотя дети видели, что изменилась просто форма предмета, они начинали считать, что в лепешке больше теста. Дети не могли абстрагироваться от внешних свойств предмета.
  3. словесно-логическое мышление осуществляется при помощи логических операций с понятиями, без опоры на реальный предмет или конкретный образ. Например, вычисления в уме. Или мысленное «проигрывание» развития ситуации. Этот вид мышления характерен для взрослых людей, так как он быстрее и удобнее, не требует внешнего антуража. Правда, иногда и взрослому человеку, чтобы понять конструкцию чего-то, требуется увидеть изображение или проделать какое-то действие.

Использование ИКТ на уроках обеспечивает эффективное достижение  развивающих и воспитательных целей, которые ставит учитель:

  1. воспитывать умение работать с информацией;
  2. воспитывать уважение к предмету, интерес к его изучению;
  3. развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, их интеллектуальные качества;
  4. формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли;
  5. развивать пространственное воображение     учащихся.

Урок, проведенный с использованием мультимедийных средств, имеет неоспоримые преимущества:

  1. учебный материал представляется более иллюстративно
  2. улучшается усвоение нового материала, так как в результате преобладания наглядно – образного мышления школьники легче воспринимают подаваемую таким образом информацию.
  3. увеличивается уровень активности детей на уроке
  4. появляется возможность оперативного тестирования.

Следует заметить, что компьютерные технологии не только помогают учителю подготовить интересный, занимательный урок, но и дают возможность участвовать в обучающих вебинарах, проходить дополнительные курсы по предмету в режиме он-лайн. А грамотный учитель воспитывает грамотных, всесторонне развитых детей.

Пример из личного опыта

Работая с детьми младшего школьного возраста, я убедилась в том, что результат учебно-воспитательного процесса во многом зависит от того, насколько он оснащен средствами наглядности, поскольку они повышают интерес к знаниям, позволяют облегчить процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка.

К сожалению,  для предмета информатики (в начальной школе) наблюдается полное отсутствие фабрично изготовленного наглядного учебного материала, поэтому приходится разрабатывать его самостоятельно. В этом очень помогают компьютерные технологии, с помощью которых  не только быстро создается наглядность, но и удобно  хранится, не занимая место в шкафах.

В своей работе широко использую иллюстрации, которые демонстрирую через компьютер, и презентации.

В моем случае, использование информационных технологий на уроках помогает:

  1. работать над усвоением учебного материала.
  2. Развивать  навыки работы за компьютером.

Для работы детей за компьютером использую различные развивающие программы:

  1. «Сходинки до інформатики»
  2. «Комп’ютерна  абетка»
  3. «Gcompris»
  4. «Скарбниця знань»

  1. развивать память, мышление,  внимание;
  2. развивать творческие способности детей.

  1. Исследования, проведенные в КЗ «ЛСШ І-ІІІ ст. №8»

Первоклассники, приходя в школу, уже имеют опыт работы за компьютером (об этом свидетельствует приведенная ниже диаграмма), при чем, как показал опрос, многие из них выходят далеко за нормы допустимого времени. Родителям удобно посадить ребенка за компьютер, включить ему интересную игру и пару часов заниматься своими делами в тишине и спокойствии. Я считаю, что именно в школе на уроке информатики дети должны узнать о санитарно-гигиенических нормах при работе за компьютером. И говорить об этих нормах следует уже в первом классе.

  1. Соблюдение санитарно-гигиенических норм при работе за компьютером

        Рассмотрим конкретные факты влияния компьютера на здоровье ребенка.

                1. Компьютер негативно влияет на осанку  ребенка.

Конечно же, поза «сидя за компьютером» не является естественной, поскольку позвоночник, мышцы  шеи, головы,  рук находятся в напряженном состоянии. Но следует заметить, что в таком же состоянии находятся мышцы и во время сидения за партой во время работы в тетради. Однозначно можно заявить, что  30-40 минут за партой оказывают более негативное влияние на еще несформированный скелет первоклассников, чем 10-15 минут за компьютером.

2. Во время работы за компьютером ребенок находится под воздействием электромагнитного излучения.

Естественно, это так. Но следует заметить, что уровень электромагнитного излучения монитора в несколько раз ниже, чем от телевизора, а в ЖК-мониторах он практически отсутствует.

        3. Ухудшение зрения в результате регулярной  работы за компьютером.

                Усовершенствование мониторов значительно уменьшило нагрузку на зрение. Тем не менее следует придерживаться некоторых правил:

  • Через определенные промежутки времени (для младших школьников это 5-7 минут) – переводить взгляд от монитора на любой объект
  • Через 7-10 минут на протяжении 15 секунд  выполнять упражнения для снятия зрительного напряжения

Можно использовать следующие упражнения:

  • Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, а затем широко раскрыть и посмотреть вдаль поверх монитора. Посмотреть на кончик носа, затем перевести взгляд вдаль.
  • Делать круговые движения глазами, не поворачивая головы. Сначала в одну сторону, затем в другую. По окончании упражнения посмотреть вдаль.
  • Движения по диагонали в одну и другую стороны
  • Движения вверх-вниз, влево-вправо.
  • Посмотреть на указательный палец, который сначала удален от глаз на расстоянии 25-30 см, затем не сводя с пальца глаз приближается к кончику носа. По окончании посмотреть вдаль.

Каждое из этих упражнений необходимо выполнять 4-5 раз.

  • Игра «Письмо носом»

Дети представляют, что их носик – это карандаш, и пытаются  в воздухе «написать» ним продиктованную учителем фразу

  • Игра «Фигуры на потолке»

Не поворачивая головы, дети глазами «рисуют»  на потолке простые фигуры (круг, квадрат, линию, треугольник и прочее)

4. Перенапряжение суставов рук

Придерживаясь установленного времени работы за компьютером, перенапряжение суставов рук можно избежать.

Следует заметить, что работа с клавиатурой развивает моторику пальцев.

5. Компьютерная зависимость.

Данная проблема возникает  в результате длительных игр за компьютером, а также провождения времени в Интернете.

Вывод: компьютер не причиняет вреда здоровью ребенка, если придерживаться установленных санитарно-гигиенических норм и контролировать время нахождения за компьютером.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование модульной технологии на уроках географии как средство повышения эффективности обучения

Опыт использования модульной технологии на уроках географии линия УМК "Полярная звезда". Теоритическое обоснование технологии. Приложение: коспект урока в 6 классе по теме "Атмосферное давление", конс...

Использование нетрадиционных способов и приёмов работы на уроке для повышения эффективности обучения английскому языку.

Использование нетрадиционных форм урока с целью оптимизации учебного процесса....

презентация "Использование нетрадиционных способов и приемов работы на уроке для повышения эффективности обучения английскому языку."

Презентация к материалу о нетрадиционных способах и приёмах работы на уроках английского языка....

Использование ИКТ - технологий на уроках истории, как средство повышения эффективности обучения школьников (на примере использования сети Интернет)

Использование сети интернет на уроках и при подготовке домашнего задания на уроках обществоведческих дисциплин...