Классификация понятий
методическая разработка по информатике и икт (6 класс) по теме

Холкина Галина Ивановна

Методическая разработка урока в 6 классе по УМК Босовой Л.Л.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-klassifikaciya.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                 Холкина Галина Ивановна,

г.Троицк, Челябинская область

Методическая разработка урока.

Класс: 6

Раздел программы: Человек и информация.

Тема: «Классификация».

Цели урока:

Обучающая:

  1. углубить представления учащихся о классификации понятий;
  2. познакомить учащихся с естественной и вспомогательной классификацией;
  3. закрепить приемы эффективного построения изображения в графическом редакторе Paint.

Развивающая:

 –обогащение и усложнение словарного запаса,

–развитие внимания, мышления (анализ, сравнение, сопоставление),

–активация творческого начала;

Воспитывающая:

– воспитывать информационную культуру,

–коммуникативность, доброжелательность, ответственность, самостоятельность;

Корректирующая:

–социализация  каждого ученика со зрительной депривацией.

Основные понятия: 

  1. классификация;
  2. основание классификации;
  3. естественная классификация;
  4. вспомогательная классификация.

Тип урока: комбинированный.

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная.

Приемы обучения: объяснительно-побуждающий, проблемно-деятельностный, эвристический.

 Оборудование: компьютеры, проектор, программное обеспечение (Paint).

Литература:  

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2009.
  2. Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2009.

Структура урока:

  1. Организационный момент (2 мин).
  2. Актуализация опорных знаний (3 мин).
  3. Изучение нового материала (10 мин).
  4. Закрепление приобретенных знаний (5 мин).
  5. Практическая работа (15 мин).
  6. Инструктаж домашнего задания (2 мин).
  7. Подведение итогов урока, рефлексия (3 мин).

Ход урока.

  1. Организационный момент (2 мин).

Приветствие: Здравствуйте, ребята! Снова мы вместе, рада видеть вас! Сегодня нам предстоит повторить пройденную тему, изучить новую. В завершении урока мы выполним практическую работу.

  1. Актуализация опорных знаний (3 мин).

У кого возникли сложности при выполнении домашнего задания?

На прошлом уроке вы изучили тему «Определение понятия».

Так что же такое понятие? Это наше представление об объекте. Определяемое понятие состоит из родового понятия и видового отличия.

видовое понятие =  родовое понятие + видовое отличие

Будет ли следующая фраза являться определением понятия?

Прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы прямые и противоположные стороны попарно равны.

Какая из фраз будет являться определением понятия? Почему?

Книга -  источник знаний.

Книга – произведение печати в виде переплетенных листов с каким–либо текстом.

  1. Изложение нового материала (10 мин).

Предлагаю вам выполнить небольшую творческую работу:

1) Сгруппируй по «кучкам»: Ознакомьтесь с объектами и попробуйте сгруппировать их по разным кучкам. Объясните, почему так? Составьте схему своего варианта.

Детям предлагаются геометрические фигурки разного цвета и из различных материалов. Возможные классификации – по форме, по материалу, наличию углов, по цвету (для зрячих).

Один из ожидаемых вариантов: (Критерий оценивания – количество составленных схем, обоснование своего выбора)

     Треугольник   овал           круг    прямоугольник

2) Конструирование правил с помощью эвристических вопросов

«Придумай правило»

Помоги библиотекарю придумать правило, как расставить карточки с названиями книг в коробке (книги на полках в библиотеке), чтобы потом легко было найти любую.

Учитель помогает задавать вопросы

1)Что? Дать имя объекту

2)Зачем? Организация порядка, простота дальнейшего поиска, наглядность

3)Чем? Выявление общего и различного

4)Как? Показать взаимозависимость

Вид деятельности - формулирование действий алгоритма, ожидание - правила построения схемы в виде алгоритма. Критерием оценивания будет количество предложенных вариантов, четкость формулировки, активность ученика.

В результате выполнения задания дети формулируют правило классификации: найти основание классификации (по какому признаку объединяются объекты), определить по виду – естественная классификация или вспомогательная.

3)* «Помоги администратору сайта показать структуру школы»

Сконструируйте понятие «школа-интернат», оформите в виде схемы классификацию  элементов понятия.

Устно во время обоснования идеи указывается, где классификация естественная, где – вспомогательная.

Возможный вариант:

Школа-интернат

Начальные классы

Среднее звено

Старшие классы

Группа 1 классов

Группа 2 классов

Группа 3 классов

Группа 4 классов

  1. Закрепление приобретенных знаний (5 мин).

А теперь откройте рабочие тетради  на странице 60, №28(1), на выполнение задания отводится 3 мин. Затем меняемся тетрадями с соседом по парте, - он будет выполнять роль учителя, - проверяем задание.

Физкультминутка.

  1. Практическая работа (15 мин)

Подошло время  практической работы. Откройте Практическую работу №10 (стр. 150). Ознакомьтесь с подробным описанием работы.

 (Выполнение индивидуальной практической работы. В ходе работы ученик может консультироваться с учителем или с учащимися, которые быстрее выполнили работу). Выставление оценок.

  1. Постановка домашнего задания(2 мин)  Учебник стр.54-55, Рабочая тетрадь с.60-61, №28(2) Работа выполняется аналогично проводимой в классе.
  2. Подведение итогов, рефлексия (3 мин).

Каждый ученик в конце урока  отмечает свои успехи, достижения, выражает настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятия аварии, катастрофы, чрезвычайной ситуации техногенного характера, их классификация

Главный критерий в различии аварий и катастроф заключается в тяжести последствий и наличии человеческих жертв, а при неблагоприятных условиях может стать источником развития чрезвычайной ситуации....

6 класс. Тема. Отделы растений. Понятие о классификации растений.

Рассматриваются вопросы систематики, классификации растений....

Разработка урока по ОБЖ 7 класс по ФГОС "Понятие лесных и торфяных пожаров и их классификация"

Пожар как неконтролируемый процесс горения. Особенности его классификации и отдельных видов. Специфика причин возникновения, приемов и средств ликвидации последствий...

Понятие об инновациях в образовании, их классификация.

Тезисы выступления на педагогическом совете....

Классификация и основные понятия техники игры

Классификация и основные понятия техники игрыПо целевому признаку организации действий технику игры делят на два раздела –технику нападения и технику защиты.В свою очередь, каждый из этих разделов сос...

Тема занятия "Классификация понятий"

Разработка занятия кружка "Интеллектуал"...

Презентация "Классификация понятий"

Презентация к уроку информатики в 6 классе...