ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК ПО ИНФОРМАТИКЕ
план-конспект урока информатики и икт (10 класс) по теме

Я СОЗДАЛА ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК ПО ИНФОРМАТИКЕ В ТО БЛАГОСЛОВЕННОЕ ВРЕМЯ, КОГДА ИНФОРМАТИКА КАК ПРЕДМЕТ ПРОВОДИЛАСЬ ТОЛЬКО В 10 И 11 КЛАССА. ОТ ЭТОГО ЕГО ЗНАЧЕНИЕ НЕ УМЕНЬШИЛОСЬ. Я ГОТОВА ПОДЕЛИТЬСЯ ЭТИМ УЧЕБНИКОМ СО ВСЕМИ ЖЕЛАЮЩИМИ, КОЛИ ТАКОВЫЕ НАЙДУТСЯ. МАТЕРИАЛЫ В ЭТОТ УЧЕБНИК СОЗДАВАЛИ МОИ УЧЕНИКИ, ЗА ЧТО ИМ ОГРОМНОЕ "СПАСИБО!!!!!!!!!!!!!!". ПРОГРАММА, ПОД КОТОРУЮ Я СОЗДАВАЛА УЧЕБНИК, ЭТО ПРОГРАММА Н.Г.УГРИНОВИЧА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektronnyy_uchebnik.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Электронный учебник – учебник будущего

Новая генерация детей и подростков живет в перенасыщенном информационном поле. Поэтому так важны поиск новых дидактических средств на основе существенного сокращения объемов учебных текстов, преодоление репродуктивного усвоения школьниками знаний в готовом виде, предоставление учащимся возможности конструировать знания познавательного характера и практического опыта.

Поскольку информационная насыщенность бытия растущего человека значительно превышает информационность школьного учения, задачей современной дидактики становится использование этого информационного потенциала. Реальность, данная учащимся в ощущениях, может более активно осознаваться, структурироваться, обобщаться в учебной деятельности.

Один из недостатков традиционной педагогики доинформационного общества - эскалация обучения, которая базируется на постулате: для осмысленного действия нужны знания. Чем больше объем, тем более результативным будет действие. Именно поэтому школьные курсы перегружены «мертвой» информацией. Это приводит к заметному разрыву между теорией и практикой, деятельностью и ее информационным обеспечением.

С позиции педагогической кибернетики (а кибернетика – это управление) можно считать, что знания приобретаются в процессе использования информации при решении практических задач и оценивания результативности. С одной стороны умения необходимы не ДО, а ВО ВРЕМЯ решения практических задач. С другой стороны поиск решения предполагает ДОБЫВАНИЕ ЗНАНИЙ, познавательную деятельность.

Учебник нового поколения должен создать новую среду общения. При этом важным оказывается предоставление пользователю возможности выбора уровня сложности, скорости прохождения учебного материала, тактики, самостоятельного исследования, образовательных запросов. Так может быть эффект индивидуально - коллективной познавательной деятельности, ценность результатов которой определяется индивидуально как на когнитивном, так и на эмоциональном уровне.

В определенной мере, такой учебник замещает доминирующий в дидактике последнего столетия рационально - логический способ познания на эмоционально - образный, в том числе при изучении естественно - научных дисциплин и технико-технологических объектов.

Использование электронного учебника предполагает сокращение преподавания в классно - урочно - предметной системе за счет использования методов:

  1. Самостоятельное изучение основной и дополнительной учебной литературы;
  2. Лабораторные и практические занятия;
  3. Информационная поддержка с помощью фильмов, электронных текстов, Интернета и др.;
  4. Проведение творческих конкурсов, публичных защит проектов.

Смысловой центр каждого раздела учебника - частично-поисковая, исследовательская работа учащихся. Она организуется с помощью массива вопросов и заданий. Их самостоятельное выполнение служит пропедевтикой проектной деятельности.

Проектирование, как метод познания и осознания практической деятельности, должно оказывать учащимся практическую помощь в понимании роли знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью и становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии. Это позволяет растущему человеку самостоятельно осваивать накопления нефальсифицированной культуры.

Сутью изучения предметной области становится выполнение
различных учебных нестандартных (эвристических, проектных) заданий и проектов, тематика которых разработана с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Существуют различные подходы к определению понятия, структуры и содержания электронного учебника. Электронный учебник - это компьютерное обучающее программное средство, которое, во-первых, предназначено для предъявления как учебной, так и дополнительной информации, во-вторых, служит для индивидуального (индивидуализированного) обучения и позволяет тестировать знания и умения.

Электронный учебник необходимо рассматривать как важнейший источник учебной и иной информации. Он располагает гораздо большими возможностями в реализации целей обучения, чем изданный типографским способом.

Конечно, как у всякого учебника, у электронного тоже имеются недостатки и достоинства. Начну с достоинств.

В электронный учебник можно по мере необходимости вносить изменения, причем, как в содержание отдельных разделов и тем, так и в структуру материала.

В электронном учебнике можно предусматривать блоки, которые содержат контрольные вопросы и задания, способные помочь учащемуся самостоятельно определить уровень полученных знаний и навыков.

Электронный учебник может быть адаптирован к требованиям, предъявляемым ученикам к объему учебной и иной информации, так как в нем могут содержаться блоки минимально необходимых сведений по изучаемой теме, а также блоки, содержащие дополнительную, справочную и иную информацию.

Электронный учебник предусматривает возможность многократного прогона учебного материала, что положительно влияет на усвоение, закрепление полученных знаний, умений и навыков.

Электронный учебник как высокоуровневое компьютерное средство обучения позволяет использовать современные достижения компьютерных технологий,

А теперь о недостатках.

Для восприятия информации с экрана монитора необходимо иметь специальные навыки, такую информацию необходимо воспринимать и запоминать, здесь не удается что-то подчеркнуть, выделить, выставить на полях пометку (если не предусмотреть возможности копирования и вынесения ее в созданный пользователем файл).

Эффект отраженной на экране информации сказывается и на комфортности, так как при работе с информацией, содержащейся в электронном учебнике, в сравнении с информацией, представленной в книжном виде, утомляемость возрастает быстрее.

Малоопытные пользователи персональных компьютеров испытывают некоторый страх или неуверенность в своих действиях и знаниях на начальном этапе использования персонального компьютера как средства обучения. Они затрачивают массу времени и сил на самые простые операции и совершают самые невероятные ошибки.

Главная функция любого, в том числе и электронного учебника -обеспечить руководство процессом познавательной деятельностью можно определить и другие функции, которые важно учитывать в процессе его разработки.

Во-первых, учебник должен выполнять информационную функцию, так как он несет в себе содержание предмета изучения, представленного в электронном виде (тексты, таблицы, схемы, графики, диаграммы, иллюстрации, видеоматериалы и др.).

Во-вторых, электронный учебник призван выполнять управляющую функцию. Ее содержание проявляется в том, что такой учебник имеет установленное учебной программой содержание, текстовый материал распределяется по главам, которые строятся и изучаются в определенной последовательности. Именно благодаря этой функции электронный учебник можно рассматривать как средство планирования, подготовки и проведения учебных занятий, консультаций.

Еще одна важная функция - рационализация обучения.  Эта функция экономии времени, которое затрачивает учащийся на поиск необходимой информации по изучаемому предмету.

Грамотно разработанный электронный учебник может выполнять и такую сложную функцию, как мировоззренческая. Для этого содержание учебника должно способствовать развитию творческого мышления, формировать целостное восприятие научных знаний и эмоционально мотивировать получение новых знаний и навыков. Эффективность воспитания в процессе>обучения на основе электронного учебника существенно зависит от того, сколь глубоко понимает педагог-разработчик сущностные характеристики педагогического процесса, насколько он способен учесть эти характеристики при разработке электронного учебника и организации работы с ним.

Чтобы электронный учебник выполнял свои функции, важно, чтобы представленный материал был отобран, систематизирован, структурирован. Такая логика обычно задается программой изучения. Организация информационного (текстового, справочного, иллюстративного и др.) материала в электронном учебнике определяет способ действий с представленными в нем материалами, а значит характер формируемых умений и навыков и через них - качество приобретаемых знаний.

Существует прямая связь между организацией учебного материала электронного учебника, его структурным оформлением и способами представления материала с реализацией дидактических задач и функций.

Чтобы способствовать формированию умозаключений и повысить результативность работы с электронным учебником, на стадии его разработки необходимо представить в нем связи трех взаимосвязанных уровней.

Во-первых, это уровень принципиальных сущностных связей, отражающих структуру всей изучаемой дисциплины, а возможно и связи изучаемой дисциплины с другими изучавшимися, изучаемыми параллельно или предстоящими к изучению в общеобразовательном учебном заведении.

Во-вторых, это уровень связей, характерных для отдельной темы, построенных на блочной концентрации материала. Такие связи особенно важны, так как каждая логическая единица ведущего компонента учебного материала темы характеризуется не только определенным содержанием, но и разнообразными связями с другими единицами. Эта зависимость и фиксируется на втором уровне.

Третий уровень - функциональные связи, раскрывающие суть и логику сложных категорий, которые помогают наглядно увидеть взаимодействие отдельных компонентов педагогического процесса и дают возможность сообщить сведения, недоступные при изложении материала другими средствами.

Главное для преподавателя - разработчика, который использует электронный учебник в качестве основы применяемой компьютерной технологии, - максимально полезно представить текст в отдельных темах и образующих их вопросах. Можно использовать различные способы систематизации и представления текста, например, способ распределения материала по трем связанным гиперссылкам блокам - информационному, справочному и контрольному. Именно такой способ я использовала при создании электронного учебника по информатике.

В информационном блоке содержится конспект лекции по отдельной теме, кратко излагается теоретический материал. Сжатое представление учебного материала в информационном блоке требует четкости, изложения основных категорий и характеристик краткими, но ёмкими предложениями. Для расширения информационного поля используются гиперссылки и навигация программы Internet Explorer. При этом текст, содержащийся в информационном блоке - это текст первого порядка, или основной текст (то есть для всех и каждого). По отношению к нему текст, содержащийся в справочном блоке, - это текст второго порядка, или расширяющий и дополняющий текст. Блок контроля представлен тестами по каждой изучаемой теме. Тесты сделаны с помощью программы MS Excel. Они позволяют автоматически проверить знания учащихся по изученной теме.

Применение электронного учебника существенно изменяет структуру времени самостоятельной работы учащихся. Данные, полученные мною в экспериментальном использовании электронного учебника по информатике, показывают, что значительно сокращается время на поиск информационного характера, увеличивается время для самостоятельной (исследовательской и проектной) работы, а также уменьшается время контроля знаний (он проводится автоматически, с помощью компьютера).

Я работаю с электронным учебником по информатике уже 6 лет. За время работы пришла к выводу, что учебник помогает в работе учителя и стимулирует желание учеников знать как можно больше по информатике (этот предмет до сих пор очень интересен ученикам). Учащиеся сами хотят создавать работы и я использую проектный метод при изучении программ Microsoft Office и языка разметки гипертекстов HTML. На диске представлены работы этого учебного года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по информатике "Электронный учебник средствами языка HTML"

Проект "Электронный учебник средствами языка HTML" выполнен на уроках информатики учащимися 11 класса (общеобразовательный профиль) под руководством учителя информатики Соболевой Г.В....

Электронный учебник по дисциплине «Информатика» II курс

Электронные учебники это настоящее современного образования. Они удобны тем, что  по сравнению с обычными учебниками, электронные книги вмещают в себя огромное количество информации, при небольши...

Электронный учебник по информатике для 5 класса

Ни для кого не секрет, что в XXI век человечество вступило в новую эру – эру информации. От того, насколько эффективно мы сумеем использовать информацию как стратегический фактор развития цивилизации,...

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ИНФОРМАТИКА» В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

В статье описано применение электронных учебников, созданных самим преподавателем по дисциплинам согласно тематическому планированию. Практика использования электронных учебников на уроке информатики...

Электронный учебник по информатике

электронный учебник по разделу "Языки програмирования"...

Электронный учебник по курсу "Программирование. Структурное программирование на языке Pascal" для студентов специальности 050202 отделения "информатика"

Данный электронный учебник является программно-методическим обеспечением для дистанционного обучения по курсу "Программирование. Структурное программирование на языке Pascal" для студентов специальнос...