Развитие научно-технического творчества студентов техникума
статья по информатике и икт (11 класс) по теме

Евгений

Статья в которой рассматриваются проблемы и способы активации работы в направлении научно-технического творчества, как средству подготовки высококлассных специалистов. Популяризовать идею технического творчества новыми прогрессивными средствами – информационными технологиями, использование которых возможно в любой профессиональной сфере, по любым дисциплинам, изучаемым в техникуме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naukoy_nado_nachinat_zanimatsya_ne_v_30.docx28.01 КБ

Предварительный просмотр:

«Наукой надо начинать заниматься не в 30-40 лет,

 а когда тебе пятнадцать…»

Развитие нашего общества в значительной степени зависит от инициативы, энергии, знаний, способностей, творчества каждого человека. Стержнем трудовой активности выступает ныне умение каждого трудящегося технически грамотно мыслить, рационально и эффективно работать. В связи с этим большое значение имеет формирование производственника такого типа, основу действий которого составляли бы высокое профессиональное мастерство, целеустремленность, инициатива и творчество. А значит, требуется перестройка как системы ценностных ориентаций, так и практических мер в подготовке, обучении и воспитании учащихся и одна из важных задач здесь – сформировать у человека тягу к изобретательской и рационализаторской, исследовательской деятельности, к техническому творчеству.

Современные темпы, динамика научно-технического прогресса придают новое содержание целям и задачам среднего специального образования в подготовке специалиста — творчески мыслящей личности, не просто грамотного и знающего специалиста.

Под влиянием современной НТР традиционное изобретательство претерпело глубокие изменения. Оно стало наукоемкой сферой производства, на смену эмпирическому поиску индивида пришла коллективная проектно-конструкторская деятельность, основанная на применении компьютерной техники, систем САПР.

 Цель обучения студентов основам творческого труда – пробудить интерес, а затем создать и закрепить творческое отношение к профессиональной деятельности, выражающееся, в конце концов, в активной исследовательской, рационализаторской, а затем и изобретательской деятельности. Это обучение вырабатывает повышенный интерес к своей профессии, потребность в постоянном поиске неиспользованных резервов, в ускоренном приведении их в действие через совершенствование технологии выполняемой работы и улучшение (или создание новых) приспособлений, инструментов, макетов и т.д.

Цель: способствовать развитию научно-технического творчества студентов техникума, в том числе и с помощью информационных технологий.

Задачи:

 - проанализировать состояние развития научно-технического творчества студентов в техникуме (СПО);

- предложить меры дальнейшего совершенствования;

- привести пример технического творчества средствами информационных технологий студента 4 курса Федичева Максима.

1. Творчество не зря считается одним из важнейших видов человеческой деятельности. Без него было б абсолютно невозможным развитие человеческого общества, а значит, и его существование. Хороший учитель творчества должен быть одновременно и творцом, и организатором творчества, и ценителем его результатов.

Научное творчество - это вид творческой деятельности, ведущей к созданию принципиально новых и социально значимых духовных продуктов - знаний, используемых в дальнейшем во всех сферах материального и духовного производства. Техническое же творчество - вид творческой деятельности по созданию материальных продуктов - технических средств, образующих искусственное окружение человека-техносферу; оно включает генерирование новых инженерных идей и их воплощение в проектной документации, опытных образцах и в серийном производстве. Поэтому было бы большим упрощением видеть в проектировании простую материализацию научных открытий. Под влиянием современной НТР традиционное изобретательство претерпело глубокие изменения. Оно стало наукоемкой сферой производства, на смену эмпирическому поиску индивида пришла коллективная проектно-конструкторская деятельность, основанная на применении компьютерной техники, систем САПР.

Если обобщить различные определения, то творчество – это специфичная для человека деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Научно-техническое творчество - это основа инновационной деятельности. Поэтому НТТМ является важнейшей составляющей образования.

Обучение творческому труду – это воспитание нового отношения к своей профессии: выработка “поискового навыка”, вскрытие причин и следствий несовершенства организации производства, его техники и технологии, возбуждение и поддержание не успокоенности от достигнутого результата. Студент должен твердо усвоить, что ничего нет до конца совершенного, и все сущее можно сделать более совершенным.

Преподаватели должны дать студентам объем знаний, позволяющий им стать рационализаторами в стенах техникума, а потом творчески работать на предприятии.

Еще 20 -30 лет назад на многих предприятиях, образовательных учреждениях существовали организации НТО, назначались руководители кружков научно-технического творчества. Была также моральная и материальная заинтересованность в виде благодарностей, грамот, премий и т.д. Выпускались журналы “Техника молодежи”, “Изобретатель и рационализатор” и другие.

В последние годы сделано много грубых ошибок в отношении к изобретательству и рационализаторству. Практически на всех предприятиях отсутствуют патентные службы и отделы рационализаторства, а идейные работники не знают места, куда можно обратиться со своими рацпредложениями. В учебных заведениях дело обстоит не лучше. Образовательные учреждения среднего профессионального образования поставлены в такие условия, что организация НТО стало жизненной необходимостью. Связано это и с тем, что многие образовательные учреждения открывают наукоемкие специальности, которые требуют больших материальных вложений, реализуемые проф. образовательные программы требуют постоянного обновления лабораторного оборудования, ТСО и наглядных пособий. Среди основных проблем, возникающих при организации НТТ можно назвать: слабую материальную базу образовательных учреждений, низкую мотивацию преподавательского состава, из-за отсутствия дополнительного финансирования, слабая освещенность данной темы средствами массовой информации.

2. Каковы бы не были реалии нашего времени. НТТ необходимо развивать посильными для техникума методами. Студенты могут и должны принимать активное участие в оформлении кабинетов и лабораторий. Во многих случаях изготовление действующей установки требует работы целой группы студентов. Коллективное творчество дает очень хорошие результаты. Модели и приборы, выполненные группой студентов, отличаются высоким качеством исполнения и интересны по содержанию. Техническим творчеством студенты техникума могут заниматься во  время прохождения практики, при курсовом проектировании и при подготовке и обсуждении рефератов по различным  учебным вопросам. Все это способствует созданию у студентов творческой инициативы, формирует необходимые будущему специалисту навыки в работе.

Преподавателям желательно воспитывать в студентах умение креативно мыслить. Креативность является полной противоположностью шаблонного мышления (ограниченность выбора при поиске возможных решений и тенденций одинаково подходить к разным проблемам). Она уводит в сторону от банальных идей и скучного, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения. Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем.

Швейцарский изобретатель Жорж де Местраль изобрел застежку-“липучку”. Однажды к его одежде пристали головки репейника. Стараясь отодрать их, де Местрель заинтересовался, почему они так крепко прилипают к ткани. Он рассмотрел репьи под микроскопом и обнаружил, что на каждой головке имеются сотни маленьких крючочков. Много лет он настойчиво пытался найти способ крепления подобных крючочков к ленте из ткани. В конце концов, у него получилась “липучка.

К личностным факторам, негативно влияющим на процесс творчества, относят конформизм; неуверенность в себе; а также слишком сильную уверенность; эмоциональную подавленность и устойчивое доминирование отрицательных эмоций; отсутствие склонности к риску; доминирование мотивации избегания неудачи над мотивацией стремления к успеху; высокую тревожность как личностную черту; сильные механизмы личностной защиты и ряд других.

Среди личностных черт, благоприятствующих творческому мышлению, выделяют следующие: уверенность в своих силах; доминирование эмоций радости и даже определенную долю агрессивности; склонность к риску; отсутствие боязни казаться странным и необычным; отсутствие конформности; хорошо развитое чувство юмора; наличие богатого по содержанию подсознания; любовь к фантазированию и построению планов на будущее.

Кандидат психологических наук Л.М.Митина выделяет наиболее типичные ошибки преподавателей, мешающие созданию атмосферы творчества:

  1. Излишняя строгость общения в тоне и лексике.
  2. Многословие в общении, монологизм, что в англоязычных странах известно как учительский синдром ТТТМ (teacher talks too much – учитель говорит слишком много).
  3. Слабость эмоционального контакта педагога с учащимися.
  4. Частое указание на недостатки, подчеркивание застенчивости.
  5. Нетребовательность, тон неуверенности в общении педагога с учащимися.

Л.М. Митина дает такие советы преподавателю, который хочет создать творческую атмосферу:

  1. С самого начала и на всем протяжении учебного процесса демонстрировать учащимся полное доверие к ним.
  2. Целесообразней исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению и большие потенциальные возможности.
  3. Хотелось бы, чтобы преподаватель был для учащихся источником разнообразного опыта (нравственного, эмоционального, интеллектуального), к которому можно обратиться за помощью в решении той или иной проблемы.

Для продуктивности общения необходимо развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой учащегося, группы и принимать его. Для развития творческого мышления имеет смысл наряду с традиционными методами использовать метод проблемного обучения.

Аналогом научно-технического творчества можно считать и участие в различных конкурсах и олимпиадах с использованием информационных технологий. В настоящее время их проводится достаточно много. Это и проект IT-ПРОРЫВ, старт которому дал Председатель Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Владимир Путин. Выявить и поддержать инноваторов IT-технологий, создать комфортные условия для их работы в России – вот цель  партийного проекта «ЕДИНОЙ РОССИИ» (принимал участие Максимов Евгений гр.3-3). И Всероссийский конкурс компьютерных технологий и программирования среди обучающихся «24 bit»  («Компьютерное моделирование 3D - авиа-, судо-, ракето-, автомоделей, узлов и деталей к ним».); и Международный конкурс «IT-planet 2010»  (www.it-planet_world.ru)  (Федичев Максим Гр.3-3). Занять призовые места в подобных конкурсах достаточно сложно. Ведь их участниками обычно являются несколько десятков или сотен тысяч человек и проводятся они среди студентов ВУЗов и ССУЗов, принимают участие и студенты специальных IT-дисциплин. Но участвовать в них интересно в первую очередь для самих ребят. Ведь публикация на сайте – это уже маленькая победа. Вполне возможно занять призовые места на Республиканских конкурсах: 2006г. – Диплом за творческую целеустремленность Николаев Илья, 2007г. -3 место на Республиканской Олимпиаде по информатике и программированию; 2010г. – 4 место Республиканский конкурс анимационных работ «Молодое поколение за экологическую безопасность» (Федичев Максим); 2010г. – 2 место на Олимпиаде место  по бухгалтерскому учету (Силюкова Ольга); 2011г. - 1 место  на Республиканской Олимпиаде по информатике и программированию (Яковлева Татьяна 34Б); 2011г. – 3 место  по бухгалтерскому учету (Семенова Анна).  Выполнение Олимпиадных заданий требует нестандартного, творческого подхода. Выполнять задания можно разными способами, зачастую приходится осваивать незнакомые технологии во время прохождения Олимпиады.

Ребята учатся фото и видеомонтажу, осваивают программирование, изучают программы автоматизированного проектирования (САПР), 3D-моделирования. Их пытливые умы пытаются написать маленькие вирусы и думают о заработке в Интернет. Преподавателю постоянно приходится осваивать новые информационные технологии чтобы не отстать от своих учеников и дать им совет когда они в этом нуждаются. Сейчас многие темы по различным дисциплинам имеют свое воплощение в компьютерных моделях. Поэтому если преподаватель не компетентен в компьютерных технологиях по своей дисциплине то это является большим недостатком в его педагогической деятельности.

Для активизации НТТ предлагаю:

•        чаще участвовать в различных олимпиадах и конкурсах;

•        активизировать связь образовательных учреждений с производством;

•        разработать программу поддержки талантливой молодежи и наставников;

•        возродить кружковую работу;

•        регулярно изучать новые информационные технологии в области своей преподаваемой дисциплины.

Хотелось бы верить, что всестороннее изучение высказанных проблем и последующие эффективные действия приведут к активизации технического новаторства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие научно-технического направления центра

Основными целями государственной научно - технической политики являются содействие развитию научно - технического потенциала страны, эффективное включение научно-технической деятельности в рыночную эк...

Развитие научно-технического творчества в условиях дополнительного образования по Саратовской области

На сегодняшний день важными приоритетами государственной политики в сфере образования становится поддержка и развитие детского технического творчества, привлечение молодежи в научно-техническую сферу ...

Образовательная среда школы, направленная на развитие научно-технического творчества школьников

Образовательная среда школы, направленная на развитие научно-технического творчества школьников...

КОНСТРУКТОРСКО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

В методическом пособии представлен обобщённый опыт педагогов дополнительного образования по развитию научно-технических способностей учащихся посредством конструкторско-коммуникативных игр. Все предст...

Создание мотивирующей практико-ориентированной среды, способствующей развитию научно-технического творчества обучающихся в системе дополнительного образования

В современном мире большое внимание уделяется повышению мотивации детей к занятию техническим творчеством через создание особых пространств и форм интеллектуального развития детей и молодежи. Приорите...

Дополнительная общеразвивающая программа как инструмент развития научно-технического творчества детей в образовательном центре «Точка роста» Карталинского муниципального района

пример дополнительной общеразвивающей программы  технической направленности(Из опыта работы педагогов Челябинской области)...