Программа по здоровьесберегающим технологиям по информатике и ИКТ
рабочая программа по информатике и икт по теме

Обучение по здоровьесберегающим технологиям возможно только в ходе личностного общения, при обучении каждого студента на доступном для него уровне и в оптимальном для него темпе. В основе лежат дидактические принципы развивающего обучения: принцип деятельности, непреывности, целостного представления о мире, присихологической комфортности, вариативности, творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_zdorovesberegayushchie.doc258.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по  здоровьесберегающим технологиям

преподавателя информатики и ИКТ Виноградовой О.В.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ:  заключается в том, что она ориентирована на решение таких значимых проблем, устранение которых в сумме может дать максимально возможный положительный эффект оздоровления учащихся

ЦЕЛЬ  ПРОГРАММЫ: 

         Создание оптимальных благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся; формирование у студентов  отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

 ЗАДАЧИ   ПРОГРАММЫ:

  1. Выявить состояние  здоровья обучающихся  возможных профессиональных заболевание  и целенаправленно отслеживать их в течение всего времени обучения.
  2. Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.
  3.  Популяризировать  преимущества  здорового образа жизни, расширять  кругозор обучающихся  в области знаний по информатике, физической культуры и спорта.
  4. Организовать систему профилактических работ по предупреждению детского травматизма при работе с ПК,  в быту, предотвращению роста заболеваемости студентов колледжа.
  5. Проводить просветительскую работу среди  родителей в вопросах сохранения здоровья, культуры здорового питания и безопасности жизнедеятельности детей.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ    РЕЗУЛЬТАТ:      

     Выпускник- это  здоровый физически, психически, нравственно, адекватно         оценивающий свое место и предназначение в жизни.

УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ:

Педагоги, студенты,  родители. 

ОСНОВНЫЕ   НАПРАВЛЕНИЯ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1.      Учебно-воспитательная работа 

  1. организация режима ступенчатого повышения нагрузки для учащихся с целью обеспечения адаптации к новым условиям;
  1. включение вопросов с определенной валеологической направленностью в план учебных программ по информатике и информационных технологий;
  1.  контроль за выполнением норм самообслуживания;
  2. контроль за правильным использованием ТСО;
  3.  валеологический анализ урока;

2.      Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья студентов. Изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и социальных факторов среды обитания:

  1. осуществление контроля за соблюдением норм учебной  нагрузки (дневной, недельной, годовой);
  1. проведение валеологической оценки степени трудности и новых учебных программ и методов обучения с целью адаптации их к функциональным возможностям обучающихся  разных возрастных групп;

3.      Профилактическая и коррекционная работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья воспитанников, а при наличии каких-либо недугов – профилактика обострения и прогрессирования болезненного процесса.

  1. формирование, сохранение и корректировка здоровья обучающихся;
  1. мониторинг санитарного состояния учебного помещения – отопление, вентиляция, освещенность, водоснабжение, канализация;
  1. контроль за состоянием рабочей мебели;
  1. ознакомление с конечным результатом медосмотра и диспансеризации учащихся;

4.      Информационно-просветительская работа – пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультации по всем валеологическим вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная:

  1. использование различных форм массовой пропаганды здорового образа жизни: организация лекций и бесед,  в том числе, с привлечением работников медицинских учреждений, проведение дней здоровья;
  1. использование наглядной агитации: выпуск стенгазет, оформление уголков здоровья в лабораториях, воспитание воспитанников  личным примером преподавателей (привлекательность внешнего вида, доброжелательность в общении, забота о собственном здоровье, занятия спортом, отказ от вредных привычек).

5. Функции классного руководителя:

  1. санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности студентов  в учебном заведении;
  1. организация и проведение в студенческом  коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;
  1. организация и проведение в студенческом  коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах и соблюдение ППБ;
  1. организация и проведение мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;
  1. организация и проведение профилактической работы с родителями;
  1. организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, ОППН, медработниками, наркологами;
  1. организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы «Здоровье»;
  1. организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся;
  1. организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.

 

РАЗДЕЛ

МЕРОПРИЯТИЯ

СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Развитие материально-технической базы с целью создания условий для сохранения здоровья студентов

Текущий ремонт лаборатории

См. план работы лаборатории «Информатика и информационные технологии»

По мере необходимости

Обеспечение учебно-методической литературой

2011-2012

Правильная установка и использование ТСО

Ежегодно

Приобретение лекарственных препаратов для аптечки

2011-2012

Контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима в лаборатории

Эстетическое оформление лаборатории

В течение учебного года

Рациональное расписание занятий , не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиН)

В течение учебного года

Здоровьесбережение в учебно-воспитательной работе

Организация режима ступенчатого повышения нагрузки для студентов с целью обеспечения адаптации к новым условиям обучения

В течение учебного года

Валеологический анализ уроков

В течение учебного года

Физкультминутки во время занятий

В течение учебного года

Контроль за правильным использованием ТСО

В течение учебного года

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях и на внеклассных мероприятиях

В течение учебного года согласно планам уроков и планам воспитательной работы

Профилактика нарушений осанки на уроках

Ежеурочно

Тематические уроки по информатике

По программе

Инструктаж учащихся по правилам техники безопасности при практических работах

По программе

Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм образовательного процесса

В течение учебного года

Пропаганда здорового образа жизни

Оформление выставок «Здоровый образ жизни»; «СПИД-угроза человечеству»

Ежеквартально

Тематические уроки в рамках курса  информатики

В течение учебного года

Посещение семинаров по здоровьесберегающим технологиям для педагогов района

В течение учебного года

Выступление по здоровьесбережению на педсоветах

В течение учебного года

Распространение опыта по здоровьесбережению в СМИ и педагогических сообществах

В течение учебного года

Участие в спортивных  соревнованиях

В течение учебного года

Личный пример по ведению здорового образа жизни (принимала участие в районной профсоюзной спартакиаде работников образования и науки)

В течение учебного года


НОРМАТИВНАЯ  БАЗА

При составлении программы были использованы следующие нормативные документы:

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Концепция Федеральной целевой программы  развития образования  

    на 2011-2015 годы (Постановление правительства РФ от 7.02.2011 г. №     61)

  1. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (Приказ Минобрнауки России от 28.12.2010 г. № 2106)
  1. Устав колледжа
  2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.2599 – 10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул»
  1. Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации»
  2. Закон РФ «Об образовании», ст. 32, 51
  3. Совместный приказ Минобразования и Минздрава РФ от 30.06.92г. № 186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях»
  4. Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г.
  5. Методические рекомендации «Об использовании школьной мебели», письмо МЗ и МО РФ от 11.04.85г. (в части, не противоречащей государственным стандартам).  


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ СПО МО  ДМИТРОВСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

                                                                        Утверждаю

                                                                        Зам. директора по УР

                                                                        

                                                                     ____________ Жучкова Г.И.

                                                                        

                                                                      «____»________ 200__ г

ПЛАН

работы лаборатории

«Информатика и информационные технологии »

на  2011-2012 учебный год

Зав. лабораторией                                                О. В. Виноградова

                                                                

Дмитров 20___ г.


ПЛАН РАБОТЫ

лаборатории «Информатика и информационные технологии »  (к. 217)

на 2011-2012 учебный  год

Вид работы

Ответственный

Срок исполнения

I.Техническое обеспечение лаборатории

Техническая профилактика оборудования

Отв. за лабораторию

Лаборант

Системотехник

в течение года

Антивирусная профилактика дисков

Лаборант

ежемесячно

Контроль за работой оборудования

Отв. за лабораторию

в течение года

Модернизация ПК

Отв. за лабораторию

Лаборант

Системотехник

по мере необходимости

Приобретение расходных материалов (писчая бумага, картриджи и т.д.)

Отв. за лабораторию

по мере необходимости

Приобретение и замена комплектующих для ПК (мышки, дисководы и т.п.)

Отв. за лабораторию

Лаборант

по мере необходимости

II. Сопровождение программного обеспечения лаборатории

Обновлений версий программ

Отв. за лабораторию

Лаборант

по мере необходимости

Приобретение программного обеспечения

Отв. за лабораторию

по мере необходимости

Инсталляция программного обеспечения, необходимого для учебного процесса

Лаборант

по мере необходимости

Подготовка дидактического учебного материала

Отв. за лабораторию

ежемесячно

Разработка учебных программ

Отв. за лабораторию

Лаборант

по мере необходимости

III. Работы по обеспечению ТБ, ПБ, Эл.Б и санитарных норм лаборатории

Приобрести стенды

Отв. за лабораторию

в течение года

Регулярный инструктаж по ТБ, ПБ, Эл.Б и санитарных норм в группах

Отв. за лабораторию

ежемесячно

Регулярная влажная уборка кабинета

Отв. за лабораторию

Студенты групп колледжа

ежедневно

Контроль источников питания

Отв. за лабораторию

ежедневно

Контроль освещения

Отв. за лабораторию

ежедневно

Контроль теплового режима

Отв. за лабораторию

ежедневно

Ответственный за лабораторию                                         О.В. Виноградова


ИНСТРУКЦИЯ  ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

К работе на средствах вычислительной техники (СВТ) допускаются студенты, прошедшие необходимый инструктаж по ТБ, ознакомленные с инструкцией по эксплуатации данной ЭВМ и знающие порядок включения и отключения машины.

Студенты, работающие на ЭВМ, обязаны выполнять следующие правила по технике безопасности:

  1. Не включать машину в электросеть при неисправной розетке или вилке, а также при поврежденном шнуре.
  2. Оператор не включает рубильник на электрощите.
  3. Во время работы нельзя касаться до движущихся, вращающихся и токоведущих частей ЭВМ.
  4. На период длительного перерыва в работе необходимо обесточить ЭВМ.
  5. При обнаружении неисправностей прекратить работу, сообщить об этом ответственному за ЭВМ.
  6. В период эксплуатации ЭВМ должны быть выполнены условия, исключающие возможность попадания в машину различных предметов (кнопки, скрепки, крошки, влага).
  7. Студент  не должен допускать загромождения проходов и выходов.

Санитарные нормы и правила  для работников на вычислительной технике

  1. Рабочие места с дисплеем должны располагаться между собой на расстоянии не менее 1,5 м.
  2. Нельзя использовать для отопления помещений с вычислительной техникой  электронагревательные приборы и паровое отопление.
  3. Стены, потолки помещений, где установлены ЭВМ и другое оборудование, являющееся источником шумообразования, должны быть облицованы звукопоглощающим материалом.
  4. Освещение должно быть смешанным (естественным и искусственным)
  5. Ориентация светопроемов должна быть северной
  6. В качестве источников общего освещения должны использоваться люминесцентные лампы.
  7. Осветительные установки должны обеспечивать равномерную освещенность и не должны создавать слепящих бликов на клавиатуре и экране монитора в направлении глаз оператора.
  8. Необходимо исключить попадания в глаза прямого света.
  9. Для предотвращения образования и защиты от статического электричества в помещении с вычислительной техникой необходимо использовать нейтролизаторы и увлажнители, а поля должны иметь антистатическое покрытие.
  10. Устройства визуального отображения генерируют несколько типов излучения; в том числе ренгеновское, радиочастотное, видимое и ультрофиолетовое; эти уровни достаточно низки и не превышают действующих норм.
  11. При цветовом оформлении помещения должны применяться малонасыщенные цвета для окраски больших полей (потолков, полов, стен).
  12. Организация рабочих мест проводится на основе современных эргономических требований. Конструкция рабочей мебели (столы, стулья) должна обеспечивать возможность индивидуальной регулировки соответственно росту работающего и создать удобную позу.
  13. Требования к монитору: размер экрана должен быть не менее 31 см по диагонали, а высота символа на экране - не менее 3,8 мм, при этом расстояние от глаз оператора до экрана должно быть в пределах 40 - 80 см.
  14. Поверхность клавиш должна быть вогнутой, расстояние между ними не менее 3 мм, наклон клавиатуры 10 - 15 градусов.
  15. При работе с текстовой информацией наиболее физиологичным является представление черных знаков на светлом фоне.
  16. Режим труда и отдыха должен зависеть от характера выполняемой работы: при вводе данных, редактировании программ, чтении информации с экрана непрерывная продолжительность работы с монитором не должны превышать 4-х часов при 8-мичасовом рабочем дне, через каждый час работы необходимо вводить перерыв на 5 - 10 мин, а через 2 часа - на 15 мин.

Длительная работа за компьютером здоровья не прибавляет если вы часами просиживаете у монитора - по собственной воле или в связи с производственной необходимостью, - то рискуете нажить немало неприятностей. Надпись «Low Radiation», красующаяся на экране монитора породила миф о компьютерной радиации. На самом же деле  пресловутое Radiation в переводе на русский язык означает «электромагнитное излучение». А оно неизбежно сопровождает нас при пользовании любым электрическим прибором, будь то вентилятор или кофеварка. Кроме того, это излучение может быть незначительным. Все зависит от «возраста» вашего монитора: владельцы современных могут не беспокоиться, а вот чей монитор произведен до 1995 года, то вам можно посочувствовать.

Чем опасен монитор?

Ионизация воздуха

При включенном мониторе в помещении происходит активная ионизация воздуха (молекулы кислорода приобретают положительные электрические заряды). Положительные аэроионы, попадая при дыхании в легкие, отдают свой заряд эритроцитам крови, а те в свою очередь передают его клеткам и тканям всего организма. Это снижает иммунитет, повышает артериальное давление и частоту сердечных сокращений, ведет к нарушениям сна и повышенной утомляемости, запускает целый ряд не поддающихся контролю биохимических процессов. Для сравнения: отрицательные ионы содержаться в целебном горном воздухе.

Что делать?

Полностью нейтрализовать излучение работающего компьютера, а заодно очистить воздух от микроорганизмов и аллергенов, например с помощью ионизатора. Такие приборы способствуют образованию высокой концентрации легких отрицательных аэроионов кислорода – вспомните, как легко дышится после грозы. Кроме того, ионизатор также очищает воздух от табачного дыма и неприятных запахов.

Электростатический заряд

На экране работающего монитора может накапливаться электростатический заряд. Правда, только в том случае, если на вашем компьютере нет антистатического покрытия. Проверить его наличия достаточно просто: поднесите руку к экрану работающего монитора, и если вы услышали треск и ощутили легкое покалывание, значит, ваш монитор благополучно миновал на заводе стадию антистатической обработки. Электростатическое поле, образующееся вокруг компьютера, притягивает большое количество пыли, которую вам приходится регулярно вдыхать. Так что длительное нахождение в нем усиливает склонность к дерматитам, экземе, аллергии и значительно повышает возбудимость центральной нервной системы.

Что делать?

Смените монитор, если он «стреляет» при малейшем прикосновении. Постоянно протирайте экран специальным антистатическим составом. При отделке помещения, не использовать полимерные материалы (пластиковые панели, ламинаты…)

Влияние на  зрение

При постоянной работе за компьютером очень сильно страдают глаза, особенно у близоруких. Конечно, окончательно зрение вы не потеряете, но можете нажить себе массу проблем, среди которых:

  1. снижение остроты зрения;
  2. замедленная перефокусировка с ближних предметов на дальние и обратно;
  3. «двоение» предметов;
  4. утомляемость при чтении.
  5. чувство жжения в глазах;
  6. «песок» под веками;
  7. боли в области глазниц и лба;
  8. покраснение глазного яблока.

У некоторых людей такие симптомы появляются через 2 часа непрерывной работы перед экраном, у большинства – через 4 и практически у всех  - через 6 часов.

Повышенному напряжению глазных мышц способствуют также блики на экране от внешних источников света, небольшое расстояние до монитора, чрезмерная яркость и контрастность изображения.

Что делать?

  1. Установите монитор примерно на 100 ниже вашего уровня глаз, чтобы предотвратить постоянное напряжение глазных мышц.
  2. Если вы работаете с текстами на бумаге, постарайтесь располагать эти листы как можно ближе к экрану, чтобы избежать частых движений при переводе взгляда.
  3. Проследите, чтобы струя воздуха от вентилятора или кондиционера не была направлена вам в лицо, так как в этом случае глаза быстрее пересыхают и становятся беззащитными
  4. Каждые полчаса старайтесь отвлекаться от экрана и смотреть вдаль или ненадолго закрывайте глаза.
  5. Через 40-45 минут работы устраивайте физкультурную паузу: вращайте глазами по часовой стрелку и обратно.
  6. Вечернее освещение территории вокруг дисплея (или стены) должно быть синего или голубого цвета. При дневном освещении также рекомендуется голубой фон. Этого можно добиться, окрасив стены в соответствующие цвета.


Правила поведения и техники безопасности в компьютерном классе

        

  1. К работе в кабинете информатики допускаются студенты, прошедшие инструктаж по технике безопасности, соблюдающие указания преподавателя, расписавшиеся в журнале регистрации инструктажа.
  2. Необходимо неукоснительно соблюдать правила по технике безопасности. Нарушение этих правил может привести к поражению электрическим током, вызвать возгорание.
  3. При эксплуатации необходимо остерегаться:
  1. поражения электрическим током;
  2. механических повреждений, травм.

Требования безопасности перед началом работы.

  1. Не входить в кабинет в верхней одежде, головных уборах, грязной обуви, с громоздкими предметами. Передвигаться в кабинете спокойно, не торопясь.
  1. Работать разрешается только на том компьютере, который выделен на данное занятие.
  2. Не разговаривать громко, не шуметь, не отвлекать других студентов.
  3. Перед началом работы студент  должен убедиться в отсутствии видимых повреждений оборудования на рабочем месте.
  4. Напряжение в сети кабинета включается и выключается только преподавателем.

Требования безопасности во время работы

  1. С техникой нужно обращаться бережно, на клавиатуре работать не спеша, клавиши нажимать нежно.
  2. При появлении изменений в функционировании аппаратуры, самопроизвольного ее отключения необходимо немедленно прекратить работу и сообщить об этом преподавателю.
  3. Контролировать расстояние до экрана и правильную осанку.
  4. Не допускать работы на максимальной яркости экрана дисплея.

Запрещается

  1. Эксплуатировать неисправную технику.
  2. При включенном напряжении сети отключать, подключать кабели, соединяющие различные устройства компьютера.
  3. Работать с открытыми кожухами устройств компьютера.
  4. Касаться экрана дисплея, тыльной стороны дисплея, разъемов, соединительных кабелей, токоведущих частей аппаратуры.
  5. Касаться автоматов защиты, пускателей, устройств сигнализации.
  6. Во время работы касаться труб, батарей.
  7. Самостоятельно устранять неисправность работы клавиатуры.
  8. Нажимать на клавиши с усилием или допускать резкие удары.
  9. Пользоваться каким-либо предметом при нажатии на клавиши.
  10. Передвигать системный блок и дисплей.
  11. Загромождать проходы в кабинете сумками, портфелями, стульями.
  12. Брать сумки, портфели за рабочее место у компьютера.
  13. Быстро передвигаться по кабинету.
  14. Класть какие-либо предметы на системный блок, дисплей, клавиатуру.
  15. Работать грязными, влажными руками, во влажной одежде.
  16. Работать при недостаточном освещении.
  17. Работать за дисплеем дольше положенного времени.

Запрещается без разрешения преподавателя

  1. Включать и выключать компьютер, дисплей.
  2. Подключать кабели, разъемы и другую аппаратуру к компьютеру.
  3. Брать со стола преподавателя накопители информации, аппаратуру, документацию.
  4. Пользоваться преподавательским компьютером.

Требования безопасности по окончании работы

По окончании работы выполнить действия строго по указанию  преподавателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Здоровьесберегающие технологии в10-11 классах на уроках информатики и ИКТ"

В программе отражены, возможности уроков информатики, для использования здоровьесберегающих технологий....

Рабочая программа по здоровьесберегающим технологиям на уроках химии

ЦЕЛЬ  ПРОГРАММЫ :Создание оптимальных благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся школы ; формирование у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному и...

Программа по здоровьесберегающим технологиям и здоровому образу жизни "Мое здоровье" (для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста групп продленного дня)

Цель курса – формировать у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, важнейшие коммуникативные навыки, способствующие успешной социальной адаптации, помочь сд...

Программа «Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя.

Применение  здоровьесберегающих образовательных технологий повышает результативность музыкального  воспитательно-образовательного процесса: способствует обеспечению устойчивого интереса ребё...

Программа "Использование здоровьесберегающих технологий в спортивной школе"

Разработанная программа  по использованию здоровьесберегающих технологий в спортивной школе...

Рабочая программа реализации здоровьесберегающих технологий при коррекционном обучении младших школьников с нарушениями речи

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди учащихся с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с раз...

Программа "Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики"

Цель и задачи программы:         Создание педагогических условий для сохранения и развития здоровья учеников  на основе выработки и закрепления здоровьесбе...