Формирование ключевых компетенций на уроках информатики.
статья по информатике и икт (10 класс) по теме

Кулиева Розалия Идрисовна

О  развитии ключевых компетенциях на уроках информатики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование ключевых компетенций на уроках информатики.

Автор: Кулиева Р. И., учитель информатики МОУ «СОШ № 36»

В настоящее время главной задачей образовательных учреждений России является проведение всех необходимых организационно-правовых и учебно-методических мероприятий для полного перехода на новую систему подготовки, обусловленную новыми законодательными нормами и ФГОС нового поколения, в которых акценты с содержания образования перенесены на результаты обучения.

Компетентностный подход – это подход в обучении, для которого характерны овладение учеником знаниями и умениями в комплексе и ориентация образования и воспитания на конечный практический результат. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. Общеобразовательная школа не в состоянии сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах. Цель школы - формирование ключевых компетенций.

В настоящее время нет точного перечня ключевых компетенций человека, которые необходимо формировать в общеобразовательной школе. Наиболее распространенной является классификация А.В. Хуторского. Он выделяет следующие типы компетенций:

  1. ценностно-смысловые компетенции,
  2. общекультурные компетенции,
  3. учебно-познавательные компетенции,
  4. информационные компетенции,
  5. коммуникативные компетенции,
  6. социально-трудовые компетенции,
  7. компетенции личностного самосовершенствования.

Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это - особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир.

Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, телефон, компьютер) и информационных технологий (аудио - видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.

Каковы преимущества уроков информатики перед другими учебными предметами при формировании ключевых компетенций?

Во-первых, в наличии специальных технических средств, в первую очередь – персонального компьютера для каждого ученика.

Во-вторых, компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом: каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой – доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места; даже визуальный контакт с соучениками и учителем строится несколько иначе, чем на других уроках.

В-третьих, именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом.

Уроки информатики, прежде всего, призваны влиять на формирование и развитие информационных компетенций. Можно выделить следующие виды деятельности:

•  знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией, получение технических навыков по работе с различными устройствами и приборами

•  владение способами работы с информацией:

•  поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах;

•  извлечение информации с различных носителей;

•  систематизация, анализ и отбор информации (разные виды сортировки, фильтры, запросы, структурирование файловой системы, проектирование баз данных и т.д.);

•  технически навыки сохранения, удаления, копирования информации и т.п.

•  преобразование информации (из графической – в текстовую, из аналоговой – в цифровую и т.п.)

•  владение навыками работы с различными устройствами информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и т.п.)

Таким образом, информационные компетенции предполагают умения:

  1. владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет;
  2. самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
  3. ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
  4. владеть навыками использования информационных устройств.
  5. применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.

Говоря о коммуникативной компетенции, можно выделить следующие виды деятельности этого направления, характерные для уроков информатики:

•  Владение формами устной речи (монолог, диалог, умение задать вопрос, дискуссии, защите проекта и т.п.)

•  Ведение диалога «человек» - «техническая система» (понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды и т.д.)

•  Умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста (электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации и т.п.)

•  Владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками

•  Понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией (в том числе – формальных языков, систем кодирования, языков программирования; владение ими на соответствующем уровне)

•  Умение работать в группе, искать и находить компромиссы

•  Толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов (существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками и т.п.)

Важную роль необходимо отвести учебно–познавательной компетенции. Так как, в ходе учебного процесса степень ее сформированности иногда в значительной степени определяет качество результата. В составе учебно-познавательной компетенции можно выделить:

•  Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности (планирование собственной деятельности по разработке приложения, владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием)

•  Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат (моделирование и формализация, численные методы решения задач, компьютерный эксперимент, и т.п.)

•  Владение навыками использования измерительной техники, специальных приборов, применение методов статистики и теории вероятностей (практикум по изучению внутреннего устройства ПК, моделирование работы логических схем и т.п.)

•  Умение работать со справочной литературой, инструкциями (знакомство с новыми видами ПО, устройствами, анализ ошибок в программе и т.п.)

•  Умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне (построение диаграмм и графиков, средства создания презентаций)

•  Создание целостной картины мира на основе собственного опыта.

Общекультурная компетенция получает особое развитие в ходе реализации творческих проектов на уроках информатики. В деятельностной форме ее можно описать так:

•  Владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника и т.п. (проектирование дизайна сайта и приложения, создание макетов полиграфической продукции, коллажей произведений компьютерной графики, музыкальных треков)

•  Понимание места данной науки в системе других наук, ее истории и путей развития (тенденции развития языков программирования, эволюция вычислительной техники, адекватная оценка состояния единиц техники, уровня продукта и т.п.)

И, в заключении, рассмотрим компетенцию личностного самосовершенствования. Для ее развития эффективны не только уроки, но и предоставление возможности проявить себя вне школьной учебы:

•  Создание комфортной здоровьесберегающей среды (знание правил техники безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы и т.д.)

•  Создание условий для самопознания и самореализации (компьютер как средство самопознания - тестирование в режиме on - line , тренажеры, квесты и т.п.; нахождение новых способов самореализации - создание собственного сайта-самопрезентации в сети, публикации работ, получение авторитета в сетевом сообществе и т.п.)

•  Создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы (выбор литературы, курсов, использование форумов поддержки, обращение за помощью в сетевые сообщества и т.п.)

•  Наличие способности действовать в собственных интересах, получать признание в некоторой области (участие в предметных олимпиадах и конкурсах, завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности).

Хотя ключевые компетенции имеют в своей основе деятельностную составляющую, часто вид деятельности нельзя однозначно «передать в ведение» конкретной ключевой компетенции. Например, деятельность по презентации проекта требует развития данной предметной компетенции, которая находится на стыке нескольких ключевых компетенций:

•  коммуникативной (монолог выступления, ответы на вопросы…),

•  информационной (выбор ключевых моментов дл отображения на слайде, систематизация данных, структурирование доклада…),

•  учебно-познавательной (непосредственно создание слайд-шоу с помощью соответствующего ПО на основе предварительного плана, анализа деланного и т.п.),

•  общекультурной (создание дизайна презентации, подбор иллюстративного ряда, культура речи…).

Таким образом, можно отметить, что учебный курс информатики может быть реализован с применением компетентностного подхода. В рамках существующих учебных программ уже можно вполне вести обучение на основе компетентностного подхода. Скорректировать содержание может и сам учитель, изменив, в первую очередь, цели урока, так как компетентностный подход делает главным участником образовательного процесса именно учащегося, с его индивидуальными целями.

Литература

  1. Босова Л.Л. Цели и содержание подготовки школьников в области информатики и информационных технологий в аспекте компетентностного подхода.//Педагогическая информатика, №2, 2005.
  2. Скрипкина Ю. В. Уроки информатики как среда формирования ключевых компетенций. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-14.htm 
  3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как комплекс личностно ориентированной парадигмы образования. // Народное образование, №2, 2003.
  4. Парфенова О. О. Формирование ключевых компетенций на уроках информатики и во внеклассной деятельности ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ «ЭЙДОС» http://www.eidos.ru/journal/2011/1023-05.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад Формирование ключевых компетенций на уроках физики

В данной работе автор рассказывает о формировании ключевых компетенций при обучении физики в средней общеобразовательной школе.Цель учебно-воспитательной системы школы - формирование целостной личност...

доклад Формирование ключевых компетенций на уроках математики

В данном докладе раскрыты основные вопросы математики, показывающие связь теории с практикой,указаны основные компетенции, задачи,умения,навыки при изучении математики....

Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка

Выступление на педагогической конференции на тему: "Компетентностный подход к образованию"...

Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка

Описание системы работы учителя-филолога, основанной на технологии встречных усилий...

Формирование ключевых компетенций на уроках немецкого языка

В докладе сообщается о главной цели изучения немецкого языка - о коммуникативной компетенции....

Формирование ключевых компетенций на уроках информатики

За последние годы кардинально изменилась политическая и социально-экономическая ситуация в стране, что вызвало необходимость выработки новых подходов к образованию. Рынок рабочей силы требует та...

От формирования ключевых компетенций на уроках информатики к эффективной подготовке к ЕГЭ

Одной из составляющих успешности учителя является успех его учеников. В настоящий момент главным результатом учительского труда многие считают успешность выпускников на ЕГЭ....