Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка
статья по русскому языку по теме

Выступление на педагогической конференции на тему: "Компетентностный подход к образованию"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_maslova_a.yu_..doc64 КБ
Office presentation icon klyuchevye_kompetencii.ppt288.5 КБ

Предварительный просмотр:

Маслова Анна Юрьевна

МОУ лицей

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Общество вступило в новую фазу развития, переходя от индустриального общества к постиндустриальному, информационному. Это влечёт за собой и изменения в образовательном пространстве.

На смену традиционным методикам пришли модульно-блочные, цельно-блочные, а в последнее время интегральные технологии. В каждой из указанных технологий есть серьёзные достижения. В интегральной технологии решающее место занял компьютер. Он рассматривается не только и не столько как обучающая машина или объект изучения, а становится, прежде всего, средством расширения интеллекта обучаемых, их развития. Важным является использование компьютеров как инструмента управления учебным процессом.

Но наряду с позитивным влиянием компьютера на процесс обучения надо отметить и негативное: происходит “отторжение” ребёнка от общения с окружающими людьми. Значит, долгое время дети ошибочно считаю  невостребованным такой компонент обучения как языковая и коммуникативная компетенция. И я поставила целью обучения формирование у обучаемых языковой и коммуникативной компетенции. Кроме названных, я применяю на уроках лингвистическую, социокультурную , информационную и другие компетенции.

Если «знаниевый» подход к обучению построен на эксплуатации человеческой памяти, то компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Выходит, что компетенция для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения.

   Русский язык – предмет особый: это некая «надпредметная» дисциплина. Ни в изучении истории, ни географии, ни других наук не может быть успешным школьник, не владеющий русским языком – способом чёткого выражения  мыслей и, конечно, чувств, настроений.

     В настоящее время необходимо работать над созданием особой модели обучения русскому языку. Главное в ней – освоение языка учащегося  в процессе создания реального языкового продукта, постижение ими на собственном опыте закономерностей этой деятельности, соотнесение его (процесса) с конкретной жизненной ситуацией, со своими интересами, переживаниями.

        В обычной общеобразовательной школе далеко не каждый ученик  владеет языком в культурном смысле слова. Обучение орфографии и пунктуации, пожалуй,  единственный  полноохватный аспект обучения  русскому языку. А создание учащимися собственных текстов – всего лишь своеобразный довесок к школьному курсу изучения языка. Владение же языком, или языковая компетентность, предполагает умение создавать любой вид текста  в зависимости от коммуникативной ситуации. Соответственно, задачей формирования одной из ключевых компетентностей  в обучении русскому языку  и литературе является владение словом.

 «Что такое язык? – писал Л.Н.Толстой. – Прежде всего, это не только способ выражать свои мысли, но и творить свои мысли». Словом, важна рефлексия собственного опыта, что возможно лишь с помощью  анализа созданного учеником текста.

Коммуникация – акт общения, связь между двумя и больше индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.

Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.

Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования , языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных, т.е владение инструментарием.

Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании. “Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока.

Кроме того принято говорить  о

- Дискурсивной компетенции  – умении конструировать тексты разных типов, продуцировать и интерпретировать тексты в зависимости от ситуации делового общения;

- Социолингвистической – способности адекватно использовать языковые единицы, модели речевого этикета в соответствии с ситуациями делового общения.

(Применение коммуникативной и языковой компетенций выведено в Приложении).

На уроках русского языка я предлагаю учащимся разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Это означает, что необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности учащихся – как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано.

    «Воображение намного важнее знания»,- говорил Энштейн. Поэтому на уроках весьма  важно дать возможность раскрепоститься этой фантазии . И в полной мере это происходит на уроках , когда дети выбирают какой-либо грамматический признак или предмет, о котором будут писать, создавая художественный образ.

ПРИМЕР ЗАДАНИЯ

Написание сочинения по единому началу:

  1. В нашем мире еще есть вещи, способные удивить любого скептика. Чудеса можно встретить даже в обыденной жизни. Недавно такое чудо произошло и со мной…
  2. Мне нравится всматриваться в лица прохожих, пытаясь понять, что они за люди, чем увлекаются, чему радуются или огорчаются. Быть может, кто-то из них смотрит на меня, стараясь угадать: какой я. И действительно, а какой я?..

Сочинение от лица неодушевленного предмета:

- «Я карандаш в пенале первоклассника»…

- «Сейчас я тряпка, которой стирают со школьной доски, а когда-то была нарядным платьем, но однажды…»

- «Я пуговица, заменяющая глаз на старом плюшевом зайце…»  

Предлагаю несколько заданий для 8 класса по темам: “Виды сказуемых. Односоставные предложения”. Задания такого типа дают возможность использовать навыки логического и абстрактного мышления, развивают умение обобщать и проводить сравнение, включать интуицию, воображение, и, конечно же, работать со справочной литературой (словарями, энциклопедиями).

Тема: “Односоставные и двусоставные предложения”.

Записываем предложение:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

 Но мне она мила, читатель дорогой,

 Красою тихою, блистающей смиренно

Задание. Вставить в неопределённо-личные предложения местоимения, сопоставить и определить, чем отличаются односоставные предложения от двусоставных.

*Например:

Прошу не умничать.

 Сейчас неси сюда тулуп.

 Ну, братцы, затянем-ка на сон грядущий мою любимую.

Сопоставление позволяет увидеть лаконичность (краткое и чёткое выражение мысли), естественность, энергичность определённо-личных местоимений, их уместность в этих случаях.

Вместо правила наиболее эффективна работа с примерами.

При изучении неопределённо-личных предложений сопоставляем такие предложения с двусоставными предложениями.

Бассейн. Здесь учат плаванью.

Бассейн. Здесь опытные тренеры учат плаванью.

Подали чай, просят остаться ночевать.

Хозяева подали чай, они просят меня остаться ночевать.

Отмечаем следующее: а) неопределённо-личные предложения синонимичны односоставным; б) в неопределённо-личных предложениях действующее лицо устранено из речи, так как всё внимание сосредотачивается на действии, на событии; в) неопределённо-личные предложения более лаконичны, мысль в них выражена кратко и чётко; с) действующее лицо в неопределённо-личных предложениях не обозначено, потому что оно несущественно.

Задание. Сравнить два текста. Определить авторский, обосновать своё мнение. 

1. Утро после урагана было сырое и серое. Земля, воздух, точно губка, пропиталась водой. Вода сочилась из расселин утёсов, стояла в чашечках цветов, ручьями падала с ветвей, шлёпала под ногами.

2. Сырое и серое утро после урагана. Земля и воздух, точно губка, пропитанные водой. Вода, сочащаяся из расселин утёсов. Стоящая в чашечках цветов , падающая с ветвей, шлёпающая под ногами.

Автору принадлежит первый текст. Назывные предложения во втором тексте передают недостаточно выразительно изображаемую картину.

Такой анализ учит оценивать текст с точки зрения его соответствия содержанию речи, не злоупотреблять назывными предложениями.

Стили речи.

Задание

Используя знания о характерных чертах каждого стиля, трансформировать текст в новый текст, написанный в другом стиле.

 Например, был художественный текст, а его необходимо преобразовать в научный текст . Так художественное описание природных явлений можно предложить представить в виде доклада работника Гидрометцентра.

   Одной из самых интересных форм работы на уроке для ребят стало коллективное создание текстов. Методика коллективного составления текста – это своеобразная игра в «Ильфа и Петрова», где каждый может высказать свою оригинальную авторскую мысль. Такая форма работы позволяет  каждому попробовать свои силы в создании оригинальных языковых форм.

Подобные задания помогают развивать коммуникативные способности учащихся. По моему мнению, именно применение коммуникативной компетенции на уроках русского языка создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Без развития коммуникативной компетенции не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, анализом сюжета, у учащихся формируются практические навыки. Все виды компетенции, сформированные у учащихся, проявляются при сдаче ЕГЭ.

Приложение.

Формирование коммуникативных и языковых компетенций.

Компетенции        

Общепредметные компетенции        

Русский язык

Коммуникативная компетенция

Устный диалог        

Задавание вопросов собеседнику.

 Конструирование ответа на вопрос.

Диалог в письменной форме        

Самопрезентация в форме резюме.

Полилог(коллективная дискуссия)        

Ролевая форма представления текста произведения.

Языковая компетенция

Письмо        

.

Орфографическая и пунктуационная грамотность.

Составление документации

Речь        

Орфоэпические нормы. Соблюдение стилистики и синтаксических норм при создании текста.

Чтение        

Выразительность, эмоциональность, чёткось.

……………………………………….

   И, наконец, о роли учителя в формировании ключевых компетентностей учащихся. Безусловно, при этом коренным образом меняется позиция учителя – «дающего, несущего знание»  на  «получающего его вместе с учащимися». Его задача – сделать посыл учащемуся, сформировать мотивацию. Сначала всё это напоминает  «игру в исследователей», а затем становится серьёзной исследовательской работой детей и перерастает в создание проектов на самые разные темы. Но в основе любой  творческой работы лежит принцип античного философа Платона:

               …от красивых образов –

               к красивым мыслям,

               от красивых мыслей –

               к красивой жизни,

               от красивой жизни –

               к абсолютной красоте…

А красота, вы знаете, что сделает…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка

Описание системы работы учителя-филолога, основанной на технологии встречных усилий...

Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы

Формирование ключевых компетенций обучающихсяна уроках русского языка и литературы         Современный этап развития методики преподавания русского языка и лите...

Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы

В данной работе отражаются современные подходы в образовании, пути формирования языковой, коммуникативной, лингвистической компетенций в преподавании русского языка и литературы, а также указаны основ...

Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы

Современный этап развития методики преподавания русского языка и литературы характеризует новые подходы к определению целей обучения. Эти подходы основываются на формировании компетенций....

Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка

Формирование ключевых компетенций.Материалы для семинара...

Пути формирования ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы

Новые стандарты требуют формирования у обучающихся  компетенций: предметных, общепредметных и ключевых. В материале представлены некоторые пути формирования ключевых компетенций, приведены ...