Рабочая программа по информатике в начальной школе
рабочая программа (информатика и икт) по теме

Кучинская Валентина Николаевна

Рабочая программа по информатике и ИКТ для начальной школы разработана на основе

·         Программы по информатике и ИКТ (информационным и коммуникационным технологиям) для начальной школы в Образовательной системе «Школа 2100» (автор Горячев А.В.);

·         Учебного плана школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_nach_shk.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ для начальной школы разработана на основе

  1. Программы по информатике и ИКТ (информационным и коммуникационным технологиям) для начальной школы в Образовательной системе «Школа 2100» (автор Горячев А.В.);
  2. Учебного плана МОУ Первомайской  СОШ.

Изучение информатики в начальной школе решает задачи пропедевтики изучения базового курса информатики в основной школе, которое направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  3. воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  4. приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

 В курсе информатики и ИКТ для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии мышления школьников и на освоении ими практической работы на компьютере. Развитие логического, алгоритмического и системного мышления школьников будет способствовать освоению таких тем как представление информации в виде схем и таблиц, алгоритмы, элементы формальной логики, формализация и моделирование и других логически сложных разделов информатики. Практическую работу на компьютере можно рассматривать как общее учебное умение, применяемое на других уроках. Накопление опыта в применении компьютера как инструмента информационной деятельности подводит школьников (при последующем осмыслении и обобщении этого опыта) к изучению таких тем как информация и информационные процессы, виды информации, организация и поиск информации и других подобных  разделов информатики.

Именно поэтому в данной программе рассматриваются два отдельных компонента: технологический и общеобразовательный (это название отражает значимое влияние информатики на изучение базовых дисциплин).

Технологический компонент

В образовательной программе «Школа 2100» изучение раздела «Информационные технологии» направлено на достижение следующих целей:

  1. овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;
  2. развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического и визуального мышления.

В качестве основных задач на уроках информационных технологий ставится:

  1. начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (тексты, изображения, анимированные изображения, схемы предметов, сочетания различных видов информации в одном информационном объекте);
  2. создание завершённых проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;
  3. ознакомление со способами организации и поиска информации.

Содержание учебного материала

3 класс (26 ч)

Модуль «Знакомство с компьютером» (4 ч)

Компьютеры вокруг нас. Новые профессии. Компьютеры в школе. Правила поведения в компьютерном классе. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.

Учащиеся должны  знать:    

  1. как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;
  2. для чего нужны основные устройства компьютера.

Учащиеся будут уметь:    

  1. пользоваться мышью и клавиатурой;
  2. запускать и завершать компьютерные программы.

Модуль «Создание рисунков» (6 ч)

Компьютерная графика. Примеры графических редакторов. Панель инструментов графического редактора. Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции.

Учащиеся должны уметь:    

  1. выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ;
  2. сохранять созданный рисунок и вносить в него изменения.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать рисунок, предназначенный для какой-либо цели, и создавать его при помощи компьютера.

Модуль «Создание мультфильмов и живых картинок» (8 ч)

Анимация. Компьютерная анимация. Основные способы создания компьютерной анимации: покадровая рисованная анимация, конструирование анимации, программирование анимации. Примеры программ для создания анимации. Основные операции при создании анимации. Этапы создания мультфильма.

Учащиеся должны уметь:    

  1. выполнять основные операции при создании движущихся изображений с помощью одной из программ;
  2. сохранять созданные движущиеся изображения и вносить в них изменения.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать движущиеся изображения, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера.

Модуль «Создание проектов домов и квартир» (8 ч)

Проектирование. Компьютерное проектирование. Интерьер. Дизайн. Архитектура. Примеры программ для проектирования зданий. Основные операции при проектировании зданий: обзор и осмотр проекта, создание стен, создание окон и дверей, установка сантехники и бытовой техники, размещение мебели, выбор цвета и вида поверхностей.

Учащиеся должны уметь:    

  1. выполнять основные операции при проектировании домов и квартир с помощью одной из компьютерных программ
  2. сохранять созданный проект и вносить в него изменения.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать проект дома или квартиры, предназначенный для какой-либо цели, и создавать его при помощи компьютера.

4 класс (26 ч)

Модуль «Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги)» (2 ч)

Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Размер файла. Сменные носители. Полное имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок, копирование файлов и папок, перемещение файлов и каталогов (папок), удаление файлов и каталогов (папок). Примеры программ для выполнения действий с файлами и папками (каталогами).

Учащиеся должны знать:    

  1. что такое полное имя файла.

Учащиеся будут уметь:    

  1. создавать папки (каталоги)
  2. удалять файлы и папки (каталоги)
  3. копировать файлы и папки (каталоги)
  4. перемещать файлы и папки (каталоги).

Модуль «Создание текстов» (6 ч)

Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажеры. Текстовые редакторы. Примеры клавиатурных тренажеров и текстовых редакторов. Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод заглавных букв, ввод букв латинского алфавита, сохранение, открытие и создание новых текстов, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. Организация текста. Заголовок, подзаголовок, основной текст. Выравнивание абзацев.

Учащиеся должны уметь:    

  1. набирать текст на клавиатуре;
  2. сохранять набранные тексты, открывать ранее сохраненные тексты и  редактировать их;
  3. копировать, вставлять и удалять фрагменты текста;
  4. устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться:

  1. подбирать походящее шрифтовое оформление для разных частей текстового документа;
  2. составлять тексты, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера, используя разное шрифтовое оформление.

Модуль «Создание печатных публикаций» (6 ч)

Печатные публикации. Виды печатных публикаций. Текстовые редакторы. Настольные издательские системы. Примеры текстовых редакторов и настольных издательских систем. Иллюстрации в публикациях. Схемы в публикациях. Некоторые виды схем: схемы отношений, схемы, отражающие расположение и соединение предметов, схемы, отражающие происходящие изменения, порядок действий. Таблицы в публикациях. Столбцы и строки.

Учащиеся должны уметь:    

  1. вставлять изображения в печатную публикацию
  2. создавать схемы и включать их в печатную публикацию
  3. создавать таблицы и включать их в печатную публикацию.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться:

  1. красиво оформлять печатные публикации, применяя рисунки, фотографии, схемы и таблицы;
  2. составлять печатные публикации, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера.

Модуль «Создание электронных публикаций» (6 ч)

Электронные публикации. Виды электронных публикаций: презентации, электронные учебники и энциклопедии, справочные системы, страницы сети Интернет. Примеры программ для создания электронных публикаций. Гиперссылки в публикациях. Создание электронной публикации с гиперссылками. Звук, видео и анимация в электронных публикациях. Вставка звуков и музыки в электронные публикации. Вставка анимации и видео в электронные публикации. Порядок действий при создании электронной публикации. Подготовка презентаций.

Учащиеся должны уметь:    

  1. создавать эскизы электронных публикаций и по этим эскизам создавать  публикации с использованием гиперссылок
  2. включать в электронную публикацию звуковые, видео и анимационные элементы.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться создавать электронные публикации, предназначенные для какой-либо цели, и оформлять их, используя тексты, изображения, звуки, видео и  анимацию.

Модуль «Поиск информации» (6 ч)

Источники информации для компьютерного поиска: Компакт-диски CD («си-ди») или диски DVD («ди-ви-ди»), сеть Интернет, постоянная память своего компьютера. Способы компьютерного поиска информации: просмотр подобранной по теме информации, поиск файлов с помощью файловых менеджеров, использование средств поиска в электронных изданиях, использование специальных поисковых систем. Поисковые системы. Примеры программ для локального поиска и поисковые системы в сети Интернет. Поисковые запросы. Уточнение запросов на поиск информации. Сохранение результатов поиска. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.

Учащиеся должны уметь:    

  1. искать, находить и сохранять тексты, найденные в поисковых  системах
  2. искать, находить и сохранять изображения, найденные в поисковых  системах.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться искать, находить нужную вам информацию и использовать её, например,  при создании печатных или электронных публикаций.

Общеобразовательный компонент

Главная цель данного компонента курса информатики и ИКТ в начальной школе – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Содержание учебного материала

2-й класс (34 ч)

План действий и его описание (11 ч)

Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов дейст вий. Поиск ошибок в последовательности действий. Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах.

Отличительные признаки и составные части предметов (11 ч)

Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным при знакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на груп пы по заданным признакам. Составные части предметов.

Логические рассуждения(12 ч)

Истинность и ложность высказывании. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и мно жества. Вложенные множества. Построение отрицания высказываний.

Учащиеся должны уметь:

  1. Предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных.
  2. Выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам.
  3. Разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков.
  4. Находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков.
  5. Приводить примеры последовательности действий в быту, сказках.
  6. Точно выполнять действия под диктовку учителя.
  7. Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.

3-й класс (34 ч)  

Алгоритмы (9 часов)

Алгоритм, как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск  ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.

Группы (классы) объектов (8 часов)

 Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием.  Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки.  Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.

 Логические рассуждения (10 часов)

 Высказывания со словами “все”, “не все”, “никакие”.  Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.

Применение моделей (схем) для решения задач (7 часов)

Игры.  Анализ  игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.  

Учащиеся должны уметь:    

  1. находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
  2. называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
  3. понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
  4. выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
  5. изображать графы;
  6. выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
  7. находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

4-й класс (34 ч)

Алгоритмы (9 часов)

Вложенные алгоритмы.  Алгоритмы с параметрами.  Циклы: повторение указанное число раз, до выполнения заданного условия, для перечисленных параметров).  

  Объекты (8 часов)

Составные объекты.  Отношение "состоит из".  Схема (дерево)  состава.  Адреса  объектов.  Адреса компонент составных объектов.  Связь между составом  сложного объекта и адресами его  компонент.  Относительные  адреса  в  составных объектах.  

 Логические рассуждения  (10 часов)

 Связь  операций  над  множествами и логических операций. Пути  в  графах,  удовлетворяющие  заданным критериям.  Правила вывода "если -  то".  Цепочки правил вывода. Простейшие “и-или” графы.

Применение моделей (схем) для решения задач (7 часов)

  Приемы фантазирования (прием "наоборот",  "необычные значения признаков",  "необычный  состав  объекта").  Связь  изменения объектов и их  функционального назначения.  Применение изучаемых приемов фантазирования  к  материалам разделов 1-3 (к алгоритмам,  объектам и др.)    

Учащиеся должны уметь:      

  1. определять составные части предметов, а также, в свою очередь, состав этих составных частей и т.д;
  2. описывать местонахождения предмета перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
  3. заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса; в каждой клетке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов;
  4. выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами, обратные заданному;
  5. изображать множества с разным взаимным расположением;
  6. записывать выводы в виде правил “если-то”;
  7. по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил “если-то”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по Биболетовой для начальной школы

Рабочие программы по английскому языку для начальной школы по УМК М. З. Биболетовой...

рабочие программы по информатике для начальной школы

Рабочая программа учебного предмета «Информатика и информационно – коммуникационные технологии»  составлена на основе авторской программы по «Информатике» для 2-4 классов начальной общеобра...

Рабочая программа по информатике в начальных классах(УМК Матвеева)

Программа реализована в УМК творческого коллектива Матвеевой....

рабочие программы ФГОС по музыке начальная школа

Рабочая  учебная программа по  музыке для  1- 4-го  класса разработана и    составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго по...

рабочие программы ФГОС по музыке начальная школа

Рабочая  учебная программа по  музыке для  1- 4-го  класса разработана и    составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго по...

Рабочая программа "Умелые ручки" (ФГОС начальная школа)

Курс кружка “Умелые ручки” носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются ...

Рабочая программа по английскому языку начальная школа (ФГОС)

Рабочая программа к учебнику Биболетовой М.З. 2-4 классыПояснительная записка.      Данная рабочая образовательная программа разработана  в соответствии с требованиями фе...