Урок информатики в 7 классе "Ценности в моей жизни" по теме "Построение диаграмм средствами табличного процессора MS EXCEL"
методическая разработка по информатике и икт (7 класс)

Горина Виктория Сергеевна

 

Тип урока: Комбинированный – 40 мин (урок формирования новых знаний и умений учащихся, а также актуализации и закрепления ранее приобретенных)

 

Цели:

ØОбразовательная:

·        Обеспечить в ходе урока повторение основных терминов и понятий темы «Электронные таблицы», алгоритма построения диаграмм с помощью Мастера диаграмм;

·        Познакомить учащихся с возможностями наглядного представления данных (в том числе и многорядных) средствами табличного процессора MSExcel;

·        Продолжить формирование умений и навыков работы с электронными таблицами (строить диаграммы и форматировать их).

 

ØРазвивающая:

·        Создать условия для развития умений анализировать и преобразовывать информацию;

·        Создать условия для развития у учащихся познавательного интереса, мотивации к изучению предмета;

·        Создать условия для развития у учащихся алгоритмического и логического мышления, внимательности;

·        Создать условия для развития у учащихся навыка работы в микрогруппах.

 

ØВоспитательная:

·        Создать условия для формирования смысложизненных ориентаций учащихся;

·        Воспитывать стремление к получению новых знаний, интерес к предмету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок информатики «Ценности в моей жизни»

по теме:

«Построение диаграмм средствами

табличного процессора Microsoft Excel»

7 класс

Тип урока: Комбинированный – 40 мин (урок формирования новых знаний и умений учащихся, а также актуализации и закрепления ранее приобретенных)

Цели:

  1. Образовательная:
  1. Обеспечить в ходе урока повторение основных терминов и понятий темы «Электронные таблицы», алгоритма построения диаграмм с помощью Мастера диаграмм;
  2. Познакомить учащихся с возможностями наглядного представления данных (в том числе и многорядных) средствами табличного процессора MS Excel;
  3. Продолжить формирование умений и навыков работы с электронными таблицами (строить диаграммы и форматировать их).

  1. Развивающая:
  1. Создать условия для развития умений анализировать и преобразовывать информацию;
  1. Создать условия для развития у учащихся познавательного интереса, мотивации к изучению предмета;
  2. Создать условия для развития у учащихся алгоритмического и логического мышления, внимательности;
  3. Создать условия для развития у учащихся навыка работы в микрогруппах.

  1. Воспитательная:
  1. Создать условия для формирования смысложизненных ориентаций учащихся;
  1. Воспитывать стремление к получению новых знаний, интерес к предмету.

Оборудование: 

  1. Английский кроссворд «табличный процессор MS Excel» (для каждого ученика) (см. «Приложение №1»);
  2. Круговая диаграмма «Ценностные ориентации ребят 13-15 лет» (файл для интерактивной доски) (см. «Приложение №2»);
  3. Рабочая карта урока (см. «Приложение №3»);
  4. Рабочий файл программы MS Excel (для интерактивной доски) (см. «Приложение №4»);
  5. компьютеры;
  6. интерактивная доска.

Структура урока:

  1. Организационный момент (3 мин).
  2. Актуализация знаний учащихся (10 мин).
  3. Изучение нового материала – визуализация многорядных данных (9 мин).
  4. Закрепление изученного материала – практическая работа (13 мин).
  5. Подведение итогов урока, постановка домашнего задания (5 мин).

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, с возможностями какой программы мы знакомимся на протяжении последних уроков?  (1 человек – MS Excel).

Сегодня на уроке мы продолжим нашу работу по изучению табличного процессора MS Excel.

  1. Актуализация знаний учащихся

Разгадываем английский кроссворд «Табличный процессор MS Excel»

И для начала давайте вспомним основные понятия и термины, связанные с данной программой. Поможет нам в этом кроссворд (каждому учащемуся выдается листок с сеткой кроссворда, такой же кроссворд выводится на интерактивную доску).

На прошлом занятии мы с вами тренировались составлять и разгадывать кроссворды.

Сегодня вашему вниманию предоставляется английский кроссворд «Табличный процессор MS Excel» (Приложение 1).

Слова могут располагаться по вертикали, горизонтали и диагонали только по прямым линиям. Они не пересекаются. Кроме того, обратите внимание на клетки, выделенные желтым цветом, – они сигнализируют нам о начале нового слова. Что ж, приступим к работе.

Разгадываем кроссворд – ученики находят слова и выходят к доске вычеркивать их, причем обязательным условием ответа у доски является формулировка соответствующего определения и характерных особенностей или свойств того или иного понятия.

Используемые в кроссворде понятия:

  1. Диаграмма;
  2. Курсор;
  3. Столбец;
  4. Лист;
  5. Строка;
  6. Книга;
  7. Диапазон;
  8. Формула;
  9. Три (листа в рабочей книге по умолчанию);
  10.  Равно (знак, с которого начинается формула);
  11.  Сумм (функция, выполняющая сложение значений соответствующих ячеек);
  12.  Мин (функция, определяющая минимальное из значений соответствующих ячеек);
  13.  Ячейка.

Составляем ключевое слово урока

Обратите внимание, что в сетке кроссворда остались буквы, которые мы не использовали. Давайте попробует составить из них слово, которое и будет ключевым на нашем сегодняшнем уроке (ребята составляют слово).

        Итак, молодцы! Ключевое слово – ЦЕННОСТЬ (записываем его в клетки ключевого слова кроссворда). Однако, ребята, что же такое ценность, как вы понимаете, что означает данное понятие? Что в вашей жизни представляет ценность? (Рассуждения ребят – 3-4 человека).

Сегодня именно понятие жизненных ценностей станет опорным пунктом нашего урока. Открывает тетради, записываем число и тему урока «Ценности в моей жизни».

Актуализация этапов создания диаграмм

Вашему вниманию предоставляются результаты социологического опроса, проведенного среди ребят 13-15 лет нашего города, в виде круговой диаграммы  (круговая диаграмма – Приложение 2).  Цель исследования заключалась в определении того, на какие ценности ребята ориентируются в своей жизни.

(Ребята получают рабочую карту урока (Приложение 3), она же выводится на интерактивную доску).

Посмотрите на перечень предложенных вариантов и вид круговой диаграммы, построенной по полученным данным (задание 1 рабочей карты):

1.

Труд

2.

Здоровье

3.

Красота

4.

Добро

5.

Сила

6.

Любовь

Скажите, можно ли сейчас по предложенному виду диаграммы понять, какие результаты были получены? Каких важных элементов диаграммы не хватает для ее интерпретации? (варианты ребят: легенда, подписи данных).

Первостепенная задача, стоящая перед нами, заключается в соотнесении каждого из предложенных ценностных понятий с частью диаграммы. Попробуем это сделать.

Как вы думаете, каким образом распределились предпочтения ребят? (Размышления учеников (учитель в данный момент урока выступает в роли ненавязчивого направляющего)).  

(Ребята в своих рабочих картах и учитель на интерактивной доске отмечают на соответствующей части диаграммы номер ценностного понятия из предложенного перечня).

С задачей соотнесения ценностных понятий и частей диаграммы мы справились с успехом, теперь попытаемся определить процентные характеристики каждой части.

В этом нам поможет одно из важнейших свойств круговой диаграммы. Какое? (ответы учеников – сумма всех долей диаграммы равна 100%).

1.

Труд

25%

2.

Здоровье

30%

3.

Красота

10%

4.

Добро

5%

5.

Сила

5%

6.

Любовь

25%

Ребята предлагают варианты процентных значений и записывают их напротив соответствующих ценностных понятий в таблицу задания 1 рабочей карты; одновременно учитель вносит эти данные в таблицу, выведенную на интерактивную доску.

Давайте сравним наши предположения с реальными данными социологического опроса (файл программы MS Excel, листы 1 и 2 – Приложение 4).

Давайте вспомним, каким образом происходит создание диаграммы в программе MS Excel? (ответ ученика – создать таблицу исходных данных и выделить ее, вызвать Мастер диаграмм и выбрать соответствующие параметры на каждом из его четырех шагов).

Один из учеников выходит и демонстрирует процесс создания диаграммы на интерактивной доске.

 

III и IV. Изучение нового материала (визуализация многорядных данных) и практическая работа.

Исследования, как вы наверно заметили, проводились среди ребят вашего возраста. Однако вы в нем участие не принимали.

Как же вы, ученики 7 класса, расставите приоритеты в выборе ценностей ВАШЕЙ жизни.

Вашему вниманию предоставляется задание 2 рабочей карты (Приложение 3).

Необходимо определить по шкале от 0 до 10 важность (в вашей жизни!!!) предложенных в таблице ценностных ориентиров.

Перечень ценностных ориентиров

баллы

Труд

Ответственность

Красота

Сила

Искренность

Добро

Здоровье

Честность

Любовь

Смелость

        

На выполнение задания ребятам отводится 5 минут.

Как вы думаете, можно ли полученные данные, представленные в табличном виде, изобразить в виде диаграммы? (Ответы ребят). А сравнить ваши предпочтения с предпочтениями ваших одноклассников? (Ответы ребят).

Однако в результате будем иметь дело не с двумя, а с несколькими рядами данных. Как вы думаете, программа MS Excel позволит построить диаграмму сравнения нескольких величин? (Ответы ребят).

Давайте в этом убедимся и познакомимся с видами диаграмм, осуществляющими визуализацию многорядных данных. Сегодня вам будет необходимо выполнить практическое задание в парах, т. е. сравнить свои ценностные предпочтения с предпочтениями вашего напарника.

Для этого необходимо добавить в таблицу исходных данных еще один столбец, в который и будут занесены баллы вашего напарника (файл программы MS Excel, лист 3 – Приложение 4).

Вам необходимо на Листе рабочей книги MS EXCEL построить таблицу исходных данных (для 2-х учащихся) и следующие виды диаграмм:

Задание 1. Обычная гистограмма (2 вида);

Задание 2. Гистограмма с накоплением;

Задание 3. С областями и с накоплением;

Задание 4. Произвольная диаграмма.

Прежде чем вы приступите к выполнению задания на компьютерах, давайте посмотрим на примеры тех диаграмм, которые вам необходимо создать (файл программы MS Excel, лист 4 – Приложение 4).

Можете приступить к практическому выполнению задания, причем в своем рабочем листе вы найдете критерий оценки работы:

КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ:

Задание 1.

«3»

Задание 2.

«4»

Задание 3.

«5»

Задание 4.

+ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОТМЕТКА

Ребята садятся за компьютеры (в парах) и выполняют задание. Учитель в случае необходимости консультирует учащихся по возникающим в процессе работы вопросам и по завершении выполнения задания фиксирует количество построенных диаграмм каждым учеником и соответствующие отметки ребят.  

  1. Подведение итогов урока, постановка домашнего задания.

Наш урок подошел к концу. Вы сегодня поработали на славу. Что же нового в ходе урока вы узнали? С какими новыми видами диаграмм познакомились? (Ответы учеников).

Кроме того сегодня на уроке мы с вами задумались над одним из важнейших вопросов всего человечества – какими ценностями нужно руководствоваться в жизни, чтоб прожить ее достойно.

Надеюсь, над данным вопросом вы поразмышляете и вне стен нашего класса.

А теперь обратите внимание на интерактивную доску. Выполнив практическое задание на компьютерах, каждый из вас заработал свою отметку, результаты работы вашего класса вы сейчас видите на круговой диаграмме и графике (файл программы MS Excel, лист 5 – Приложение 4).

Круговую диаграмму вы строить умеете, а вот как построить график в программе MS Excel – это вопрос рассмотрения нашего следующего урока.

Откройте дневники, поставьте заработанные отметки и запишите домашнее задание.

Домашнее задание: §2.9, вопросы (подготовиться к самостоятельной работе) (Информатика и ИКТ. Босова Л. Л. : учебник для 7 класса).



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Английский кроссворд

«Табличный процессор MS EXCEL»

д

т

к

у

р

с

о

р

н

и

ц

е

б

л

о

т

с

д

а

к

л

и

с

т

а

и

а

г

н

ц

е

н

к

а

л

я

р

и

н

и

о

п

у

с

ч

а

г

м

р

а

м

у

и

е

м

а

т

з

р

м

о

р

й

м

с

о

о

м

с

ь

т

к

а

н

ф

р

а

в

н

о

а

КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО:



Предварительный просмотр:

 ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

РАБОЧАЯ КАРТА УРОКА

Фамилия, имя ___________________

Задание 1. Ценностные ориентиры ребят 13-15 лет (по данным ВЦИОМ)

1.

Труд

2.

Здоровье

3.

Красота

4.

Добро

5.

Сила

6.

Любовь

Задание 2. Личные ценностные ориентиры

Необходимо определить по шкале от 0 до 10 важность (в вашей жизни!!!) предложенных в таблице ценностных ориентиров.

Перечень ценностных ориентиров

баллы

Труд

Ответственность

Красота

Сила

Искренность

Добро

Здоровье

Честность

Любовь

Смелость

На Листе рабочей книги MS EXCEL постройте таблицу исходных данных (для 2-х учащихся) и следующие виды диаграмм:

Задание 1. Обычная гистограмма (2 вида);

Задание 2. Гистограмма с накоплением;

Задание 3. С областями и с накоплением;

Задание 4. Произвольная диаграмма.

КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ:

Задание 1.

«3»

Задание 2.

«4»

Задание 3.

«5»

Задание 4.

+ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОТМЕТКА

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока информатики на тему Построение диаграмм с помощью табличного процессора MS Excel

Представлена разработка урока по информатике в 8 классе на тему " Построение диаграмм с помощью табличного процессора MS E[cel...

Построение диаграмм в табличном процессоре Excel.

Урок знакомит учащихся с еще одной возможностью Excel – анализом данных в табличной форме. Они  узнают виды диаграмм, научатся их строить. С диаграммами мы можем встрет...

Технологическая карта урока:Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информации в среде табличного процессора MS Excel. Условная функция и логические выражения в табличном процессоре Excel

Ф.И.О. Коршунова Наталья ИвановнаДисциплина: Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельностиСпециальность: Укрупненная группа специальностей 050000Тема и ...

План-конспект урока информатики в 8 классе "Электронные таблицы. Знакомство с табличным процессором Microsoft Excel"

План-конспект урока информатики в 8 классе "Электронные таблицы. Знакомство с табличным процессором Microsoft Excel" и приложение к уроку (практическая работа, презентация)...

«Табличный процессор MS Excel. Построение диаграмм»

Конспект урока информатики в 9 классеУчитель  Чернецова Е.В.«Табличный процессор MS Excel. Построение диаграмм» «Мышление начинается там,где создана проблемная ситуация&raq...