Обобщающий урок-игра по теме «Основы программирования на языке Паскаль»
методическая разработка по информатике и икт (9,10 класс) по теме

Юст Татьяна Николаевна

Обобщающий урок по теме «Основы программирования на языке Паскаль». Игра «Информатик — бизнесмен» 9 – 10 класс. Архив содержит блок-схемы для задания № 8.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_urok-igra.doc75 КБ
Файл prilozhenie_urok-igra.rar9.23 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме

«Основы программирования на языке Паскаль».

Игра «Информатик — бизнесмен»

9 – 10 класс

Юст Татьяна Николаевна,

учитель информатики

МОУ «Средняя общеобразовательная

Школа № 110»

Правила игры

  1. В игре участвуют две команды, каждая из которых представляет правление банка. Игроки каждой команды выбирают президента банка.
  2. Стартовый капитал команды — 1000 байтиков.
  3. Командам предлагаются задания различной сложности, от этого зависит стоимость задания.
  4. Если команда дает правильный ответ, то ее капитал увеличивается на стоимость задания. Если команда ответила неправильно, то ее капитал уменьшается на 50% стоимости задания, если эту задачу не решит никто, и на 100%, если на нее даст ответ другая команда.
  5. Победителем объявляется самый «богатый» банк

План урока:

  1. Конкурс «разминка».
  2. Конкурс банкиров.
  3. Конкурс консультантов.
  4. Конкурс менеджеров.
  5. Конкурс президентов банков.
  6. Конкурс кассиров.
  7. Конкурс охранников.
  8. Подведение итогов.

1-й конкурс. Разминка «Компьютерные добавлялки». Стоимость конкурса 20 байтиков.

Задание. Отгадайте термины, о которых говорится в стихотворении.

Оглянись, дружок, вокруг!

Вот … — верный друг.

Он всегда тебе поможет:

Сложит, вычтет и умножит.

(Компьютер)

Наверху машины всей

Размещается … —

Словно смелый капитан!

А на нем горит …

(Дисплей, экран)

Ну а рядом — главный блок:

Там бежит электроток

К самым важным микросхемам.

Этот блок зовут …

(Системным)

В упаковке, как конфета,

Быстро вертится … —

Там записаны программы

И для папы, и для мамы!

(Дискета)

В зоопарке есть зайчишка,

У компьютера есть …

Эта … не простая,

Эта … вот какая:

Скромный серый коробок,
Длинный тонкий проводок,

Ну а на коробке —

Две или три кнопки.

(Мышка)

Есть компьютер? Скажем прямо:

Нам теперь нужна …

Где живет она? В дискете!

А порою на кассете.

С ней компьютер очень дружен

И всегда он ей послушен.

И на нем ты скоро сможешь

Составлять … тоже.

(Программа, программы)

По итогам конкурса определяются роли участников:

Президент банка

Банкир

Кассир

Контролер

Консультант

Менеджер

Охранник

2-й конкурс.  Конкурс банкиров «Логика настоящего программиста».  Стоимость конкурса 30 байтиков.

Задание. По данным определениям отгадайте компьютерный термин или понятие информатики, которое является многозначным словом.

  1. Информационная, жизненная, телевизионная, обязательная, показательная, концертная, цирковая, социальная, политическая, школьная, жизненная, бухгалтерская, компьютерная, системная, прикладная, офисная, мультимедийная, профессиональная, развлекательная, образовательная, вспомогательная, сетевая, резидентная, игровая …   (программа).
  2. Любительская, профессиональная, сборная, спортивная, футбольная, баскетбольная, дружная, сплоченная. Саперная, пожарная, машинная … (команда).
  3. Литературный, годовой, исторический, лекционный, вокальный, термодинамический, экономический, производственный, сонатный, нулевой, вложенный, внешний, внутренний, бесконечный … (цикл).
  4. Жилой, лесной, горный, информационный, линейный, двухмерный, трехмерный, упорядоченный, числовой, символьный … (массив).
  5. Святая, старая, избитая, прописная, объективная, неопровержимая … (истина).
  6. Святая, оправданная, явная, грубая … (ложь).

3-й конкурс. Конкурс консультантов «Найди ошибку». Стоимость конкурса 40 байтиков.

  1. Вопрос: Сколько байт в слове информатика?
  1. Вопрос: Сколько байт в слове математика?
  1. Найди ошибку в записи арифметического выражения на алгоритмическом языке.
    (b+sqrt(b*b+4ac))/(2*a)
    ((sinx+cos(x))/(cos(x)-sin(x)))*tg(xy)
  1. Найди ошибку в записи арифметического выражения на алгоритмическом языке
    (b+sqrt(b*b+4ac))/(2*a)
    ((sinx+cos(x))/(cos(x)-sin(x)))*tg(xy)
  1. Найди ошибку в записи фрагмента программы.
    …………….
    a:=5; b:=7;
    If a>b Else max:=a Then max:=b;
    Writeln(‘max=’,max);
    ……………..
  1. Найди ошибку в записи фрагмента программы.
    …………….
    a:=5; b:=7;
    If a>b Else max:=a Then max:=b;
    Writeln(‘max=’,max);
    ……………..

4-й конкурс. Конкурс контролеров «Компьютерный верификатор». Стоимость конкурса 40 байтиков.

Задание.      Прочитав, скажи в ответ

Слово «Да» иль слово «Нет».

1 вариант

2 вариант

  1. Компьютеры являются цифровыми устройствами?  (Да. Ведь они понимают только Вкл/Выкл, Да/Нет).
  2. Информацию, хранимую в собственной памяти человека, можно назвать оперативной? (Да).
  3. Цифру ноль можно заменять прописной буквой «О»? (Нет, путать их нельзя).
  4. Windows допускает, чтобы в одной папке находились файлы с именами список.doc и Список.doc? (Нет).
  1. Люди являются аналоговыми устройствами?  (Да, ведь они понимают столько различных слов).
  2. Информацию из внешней памяти можно вывести непосредственно на дисплей или принтер?  (Нет).
  3. Клавиша на клавиатуре ПК прекращает выполнение любой программы? (Нет, она служит для перемещения курсора в конец строки).
  4. JAVA — это объектно-ориентированный Pascal?  (Нет, не Java, а Delphi, 1998 год. А Java — потомок С++).


5-й конкурс. Конкурс менеджеров «Литературный». Стоимость конкурса 50 байтиков.

Задание. По тексту сказки определить вид алгоритма и составить блок-схему.

1 вариант: сказка «Курочка-ряба».

2 вариант: сказка «Колобок».

6-й конкурс. Конкурс президентов банка. Стоимость конкурса 60 байтиков.

  1. Чему равно значение z после выполнения данного фрагмента программы:
    ……………..
    x:=27;
    z:=x+3;
    z:=z+5;
    z:=z/5;
    …………….      
    (ответ: 7)
  2. Дан фрагмент программы с условием на языке Паскаль. Определить результат вычислений:
    ………………
    p:=1;
    If p<1 Then p:=10*p;
    Writeln(‘p=’,p);
    ……………..                
    (ответ: р=1)
  3. Написать результат выполнения программы:
    …………...
    For i:=1 To 4 Do
    Write(i);
    ……………                
    (ответ: 1, 2, 3, 4 — в строку)
  4. Как выглядит массив А, состоящий из 4 строк и 5 столбцов, если a[I,j]:=i*j;
    ответ: 
    1        2        3        4        5
    2        4        6        8        10
    3        6        9        12        15
    4        8        12        16        20
  5. Вы должны из приведенной программы «добыть золото» — изречение известного мыслителя.

1 вариант

2 вариант

……………….

10 goto 70;

20 write(‘его’);

30 goto 110;

40 write(‘ядро ореха’);

50 write(‘,’);

60 goto 90;

70 write(‘Кто хочет съесть’);

80 goto 40:

90 write(‘должен расколоть’);

100 goto 20;

110 write(‘скорлупу’);

120 write(‘(Плавт)’);

End.

………………

10 goto 80;

20 write(‘всякий страх’);

30 goto 130;

40 write(‘только,’);

50 write(‘чего не знает,’);

60 goto 110;

70 write(‘побеждается’);

80 goto 20;

90 write(‘Человек страшится’);

100 goto 40;

110 write(‘знанием’);

120 goto 70;

130 write(‘(В.Г. Белинский’);

End.

Ответ:

«Кто хочет съесть ядро ореха, должен расколоть его скорлупу», (Плавт)

«Человек страшится только, чего не знает, знанием побеждается всякий страх». (В.Г. Белинский)

7-й конкурс. Конкурс кассиров «Кто быстрее посчитает?» Стоимость конкурса 40 байтиков.

Задание. В нашем банке произошло ЧП! Из сейфа выкрали секретные счета. Только что позвонил «доброжелатель» — он запрятал эти счета в ячейках камеры хранения, номер вы сможете определить, выполнив его условия: вы должны определить результаты выполнения предоставленных вам программ и сложить их. Полученное число и есть номер нужной ячейки камеры хранения.

1 вариант (ответ: 77)

1.

……………….

a:=4; b:=7;

If a

b:=a+b;

write(a,b);

……………..

2.

……………….

a:=4; b:=7;

If a

 goto 40; end;

b:=a+b;

40: write(a,b);

……………..

3.

……………….

a:=7; b:=4;

If a

b:=a+b;

write(a,b);

……………..

4.

……………….

a:=4; b:=4;

If a

 goto 40; end;

b:=a+b;

40: write(a,b);

……………..

2 вариант (ответ: 91)

1.

……………….

a:=5; b:=8;

If a

b:=a+b;

write(a,b);

……………..

2.

……………….

a:=5; b:=8;

If a

 goto 40; end;

b:=a+b;

40: write(a,b);

……………..

3.

……………….

a:=8; b:=5;

If a

b:=a+b;

write(a,b);

……………..

4.

……………….

a:=5; b:=5;

If a

 goto 40; end;

b:=a+b;

40: write(a,b);

……………..

8-й конкурс. Конкурс охранников «Блок-схема пословиц». Стоимость конкурса 30 байтиков.

Задание. Попробуйте сформулировать известную русскую пословицу по ее блок-схеме.

Подведение итогов

№ конкурса

Стоимость конкурса

1 команда

2 команда

Стартовый капитал

1000

1000

  1. Разминка

20

  1. Конкурс банкиров

30

  1. Конкурс консультантов

40

  1. Конкурс контролеров

40

  1. Конкурс менеджеров

50

  1. Конкурс президентов банка

60

  1. Конкурс кассиров

40

  1. Конкурс охранников

30



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ

Препятствие в виде возвышенности

Умный?

Восхождение

Обход

 (Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет).

Да

Пылкие сердечные чувства

Избранник в поле зрения?

Полное забвение

(С глаз долой — из сердца вон).

Нет

Да

Да

Лето?

Зима?

Нет

Телега

Сани

(Готовь сани летом, а телегу зимой).

Нет

Да

Да

Четверг?

Дождичек?

Нет

Выполнения обещания

(После дождичка в четверг).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по теме "Начала программирования на языке Паскаль" (9 класс)

Прорверочная работа позволяет проконтролировать усвоение учащимися базовых конструкций языка программирования и основных команд: присваивания, ввода и вывода....

Основы программирования на языке Паскаль, 7 класс

Основы программирования на языке Паскаль. Учебное пособие, - Пермь, 2004    Составитель: Волкова Евгения Игоревна.    МАОУ СОШ № 9 с углубленным изучен...

Основы программирования на языке Паскаль, 8 класс

Основы программирования на языке Паскаль. Учебное пособие, - Пермь, 2005    Составитель: Волкова Евгения Игоревна.    МАОУ СОШ № 9 с углубленным изучен...

Контрольная работа по теме "Основы программирования на языке Паскаль"

Данная методическая разработка рассчитана на проверку знаний учащихся 9 класса по информатике за 3 четверть, которые занимаются оп учебнику Н.Д. Угриновича...

Тестирование по теме «Начала программирования на языке Паскаль»

фрагмент урокаПобедитель конкурса II Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку «Тестовые задания по информатике и ИКТ»размещен на сайте всероссийского педагогического со...