урок по информатике "Кодирование информации"
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) по теме

 

  • Класс- 5
  • раздел программы - Информация вокруг нас
  • тема урока – «Кодирование информации»
  • цели и задачи урока:

- показать учащимся многообразие окружающих человека кодов;    

- отметить роль кодирования информации;

- развитие логического мышления;

- повторение основных понятий  темы  «Информация»;

- контроль  усвоения материала и сформированности навыков кодирования и декодирования информации;

- воспитание устойчивого интереса к предмету;

- формирование  коммуникативных навыков, умений;

  • тип урока – урок ознакомления с новым материалом
  • оборудование: мультимедийный проектор,  экран.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл goncharova_ia.rar2.99 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное автономное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7

города Лабинска

муниципального образования Лабинский район

Краснодарского края

Гончарова Ирина Анатольевна

учитель информатики и математики

  1. Класс- 5
  2. раздел программы - Информация вокруг нас
  3. тема урока – «Кодирование информации»
  1. цели и задачи урока:

- показать учащимся многообразие окружающих человека кодов;        

- отметить роль кодирования информации;

- развитие логического мышления;

- повторение основных понятий  темы  «Информация»;

- контроль  усвоения материала и сформированности навыков кодирования и декодирования информации;

- воспитание устойчивого интереса к предмету;

- формирование  коммуникативных навыков, умений;

  1. тип урока – урок ознакомления с новым материалом
  1. оборудование: мультимедийный проектор,  экран.
  1. список литературы и Интернет-ресурсов:
  1. Информатика: Учебник для 5 класса / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
  2. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
  3. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
  4.    http://metodist.lbz.ru , http://www.zaitseva-irina.ru/

Ход урока:

1) Актуализация и проверка усвоения изученного материала:

  Страничка вопросов:

○ Устройство компьютера, предназначенное для обработки информации?

1. внешняя память  

2. оперативная память

3. процессор              

4. монитор      

5. клавиатура

 ○ Устройство, где программы и данные хранятся и после выключения компьютера

1. внешняя память        

2. оперативная память

3. процессор          

4. монитор      

5. клавиатура

 ○ Устройство, предназначенное для вывода информации.

1. процессор    

2. монитор    

3. сканер

4. джойстик  

5. клавиатура

 ○ Устройство, предназначенное для ввода информации.

1. процессор    

2. монитор    

3. акустические колонки

4. графопостроитель  

5. клавиатура

 ○ Дайте самый полный ответ. Информация- это…

 1. сведения об окружающем нас мире

 2. то, что передают по телевизору в новостях

 3. прогноз погоды

 4. то, что печатают в газете

 ○ Рисунки, картины, чертежи, схемы, карты, фотографии — это примеры

1. числовой информации  

2. текстовой информации

3. графической информации

4. звуковой информации      

5. видео информации

○ Все, что мы слышим — человеческая речь, музыка, пение птиц, сигналы машин — относится к

1. числовой информации    

2. текстовой информации

3. графической информации

4. звуковой информации      

5. видео информации

○ Укажите «лишнее»:

1. глаза    

2. уши    

3. лицо      

4. нос    

5. язык

   Ученики отвечают на вопросы УЧ: №1-4 с.23 §1.4.

1. Приведите пример обмена информацией между людьми. Что в вашем компьютере является источником информации, а что - приемником?

2. Приведите пример источника информации и расскажите о нем.

3. Чем отличается источник информации от приемника?

4. Является ли природа источником информации для человека? Приведите пример из собственной жизни.

 

2) Объяснение нового материала: Кодирование информации, §1.6, §3.6.

  Итак, мы с вами повторили, что информация может поступать от источника к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Например, сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим или в виде жеста, движения, слова, сломанной веточки на дереве, другого условного знака.

Для того чтобы произошла передача информации, приёмник информации должен не только получить сигнал, но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника, ученик понимает, что пришло время просыпаться и собираться в школу. Телефонный звонок означает, что кому-то нужно с вами поговорить. Звонок в дверь сообщает, что кто-то пришел, а школьный звонок собирает ребят на урок или оповещает их о долгожданной перемене.

Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода.

Сигналы: звуковые; световые; тепловые; электрические; с помощью жеста, слова, движения, условного знака и др.

Приёмник расшифровывает сигнал.
Звонок: будильника, телефона, в школе, в дверь.
Как понимать сигналы договариваются заранее.

Ребята, откройте тетради и запишите с вами в тетрадях определения:
Код - это система условных знаков для представления информации.
Кодирование - это представление информации с помощью некоторого кода.

Знаки, используемые для кодирования, называются алфавитом.

Примеры кодов: оценки; ноты; знаки дорожного движения; индекс на письмах; книги для слепых (выдавливаются точки); в памяти компьютера информация представлена в двоичном коде в виде цепочек нулей и единиц.

Способ кодирования (форма представления) информации зависит от цели, ради которой осуществляется кодирование. Такими целями могут быть сокращение записи, засекречивание (шифровка) информации, удобство обработки и т.п.

Чаще всего применяют следующие способы кодирования информации:

  1. числовой – с помощью чисел;
  2. символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст;
  3. графический – с помощью рисунков или значков.

Ребята, запишите, пожалуйста, способы кодирования информации в тетрадях.

Давайте посмотрим, как кодируется информация с помощью цифр, а значит, познакомимся с числовым способом кодирования информации. Скажите, пожалуйста, как оцениваются ваши знания? Итак, код используется для оценки знаний в школе.

Скажите ребята, знаете ли вы, какими цифрами вы пользуетесь на уроках математики? (Ответы ребят – арабскими). Хорошо, а еще с какими цифрами вы знакомы? (Ответ ребят – с римскими)

Где вы можете увидеть римские цифры, которыми кодируется какая-то информация? Итак, вы сказали, что запись римскими цифрами используется на циферблате часов, на уроках истории вы тоже видели такую запись, ей обозначаются века.

Давайте посмотрим соответствие арабских и римских цифр:

Хорошо, давайте вспомним, как закодировать римскими цифрами: число 2; 9; 11.

На экране перед вами задание:  вы должны соединить стрелочкой правильный ответ.

Мы попробовали кодировать информацию с помощью цифр, а теперь давайте познакомимся с символьным способом кодирования информации, при таком способе кодирования используется тот же алфавит, что и исходный текст. Например, на уроках русского языка вы кодируете информацию, используя буквы русского языка, на уроках английского языка – буквами английского языка, мы с вами познакомимся с алфавитом кода Морзе.

В 19 веке люди научились передавать информацию по телеграфу. Как же они кодировали буквы, ведь её в электрический провод никак не поместишь. Значит, надо было представить эту букву так, чтобы ее удобно было передать с помощью электрического тока. Над этим работал Самуэл Морзе, который придумал код Морзе, который представлен в таблице. Так как, сейчас зима давайте мы с вами закодируем слово “снежинка”, используя код Морзе.

Выполнение № 15, 16 РТ.

Разберем третий способ кодирования информации, который мы записали с вами в тетради – графический, с помощью рисунков или значков.

Ребята, давайте вспомним, вы вели дневники наблюдений за погодой? Как вы обозначали осадки? Значит, вы с помощью рисунков обозначали осадки и тогда, в любой момент посмотрев в свой дневник наблюдений, вы могли ответь были ли осадки в конкретный день.

3) Закрепление нового материала:

Выполнение заданий вида:

 

Материал для любознательных §3.6: Язык жестов

Показать с помощью жестов:

  1. Просьбу сохранять молчание, погрозите, покажите важность темы
  2. Удивление, сомнение
  3. Несогласие, согласие

Выполнение в рабочей тетради № 20-24 на стр. 23-26

4) Подведение итогов урока и постановка домашнего задания:

        Выставление отметок за урок учащимся

Фронтальный опрос: ученики отвечают на вопросы УЧ: §1.6 №1 - №4 с.28.

  1. Что вы понимаете под кодированием информации?
  2. С какой целью люди кодируют информацию?
  3. Что можно назвать кодом?
  4. Ребус – это слово или фраза, закодированные с помощью комбинации фигур, букв и знаков. Попробуйте декодировать сообщение, т.е. разгадать следующий ребус:

Домашнее задание: §1.6, §3.6, вопросы.

РТ: №10-№19 с.16-23. [В №19 с.23 "Своё имя" заменить на "ШКОЛА", а "Название любимого школьного предмета" - на "ИНФОРМАТИКА".], РТ: №20 - №29 с.23-28.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока на тему: Информация.Виды информации.

Занимательный и интересный урок на тему: "информация"...

Конспект урока «Действия с информацией. Хранение информации» 5 класс

Урок разработан в соответствии с программой курса "Информатика и ИКТ" 5 класс...

Урок №25 в 9 классе Тема урока : Представление числовой информации с помощью систем счисления.

Организация начала урокаИзучение нового материалаЗакрепление знанийДомашнее заданиеРефлексияПодведение итогов урока...

Урок по теме "Информация. Виды информации. Информационные процессы"

В материалле урока представлен тест для проверки знаний  учеников 4-5 классов по данной теме. Тест создан в формате .html содержит 20 вопросов ( с выбором 1 правильного ответа), время ответа не о...

Конспект урока по теме: "Информация. Виды информации."

Конспект урока по информатике и ИКТ для 5 класса по теме: "Информация. Виды информации"....

Урок в МЭШ. Информация. Классификация информации.

Урок в МЭШ. Информация. Классификация информации....

Презетация к уроку по теме "Информация. Количество информации"

Презентация разработана для обучающихся 7 классов...