Технология решения задач на движение с постоянным ускорением свободного падения с помощью компьютера
презентация к уроку информатики и икт (10 класс) на тему

Некруткина Елена Владимировна

 

Интегрированный урок информатика + физика 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.pptx268.29 КБ
Microsoft Office document icon prakticheskaya_rabota.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Технология решения задач на Движение с постоянным ускорением свободного падения с помощью компьютера» Интегрированный урок информатика + физика

Слайд 2

Движение с постоянным ускорением свободного падения При изучении свободного падения тел мы будем рассматривать только такие движения, при которых ускорение свободного падения постоянно, т.е. сопротивление воздуха можно не учитывать. Эти движения будут описываться известными нам кинематическими уравнениями:

Слайд 3

При выбранном начале координат и Проекцию на вектора на какую-либо ось можно выразить через модуль вектора и косинус угла, который этот вектор образует с положительным направлением оси. Из рисунка видно, что 0 X Y

Слайд 4

построение описательной модели Получив уравнение вида: Рассмотрим процесс решения задачи на конкретном примере: «Бросание мячика в стенку» В процессе тренировок теннисистов используется автоматы по бросанию мячика в определенное место площадки. Необходимо задать автомату нужные скорости и угол бросания мячика для попадания в стенку определенной высоты, находящейся на известном расстоянии.

Слайд 5

Формализованная модель При расчетах будем использовать следующие допущения: начало системы координат расположено в точке бросания; тело движется вблизи поверхности Земли, т. е. ускорение свободного падения постоянно и равно 9,81 м/с 2 ; сопротивление воздуха не учитывается, поэтому движение по горизонтали равномерное . Обозначим величины — начальная скорость мячика (м/с), α — угол бросания мячика (радиан), h — высота стенки (м). S — расстояние до стенки (м)

Слайд 6

Компьютерная модель Для ввода начальной скорости бросания мячика будем использовать ячейку B 3, а для ввода угла бросания – ячейку В4. Введем в ячейки А8:А21 значение времени t с интервалом в 0,2 и вычислим значение координат тела x и y Получим в столбцу В значения координаты мячика по оси Х, а в столбце C – координаты мячика по оси Y

Слайд 7

Сравните полученные координаты мячика в заданный момент времени

Слайд 8

Визуализация модели Построим график зависимости координаты у от координаты х. Для построения траектории движения мячика используем диаграмму типа График

Слайд 9

Компьютерный эксперимент В качестве начальных условий бросания мячика выберем : Для заданных начальных условий (скорости бросания и расстояния до стенки) проведем поиск углов, которые дают попадание в стенку на высотах 0 и 1 м. Используем для этого метод Подбор параметра.

Слайд 10

ВВОД ДАННЫХ ДЛЯ МЕТОДА ПОДБОР ПАРАМЕТРА Определение диапазона углов, которое обеспечивает попадание мячика в стенку на минимальной высоте 0 метров Определение диапазона углов, которое обеспечивает попадание мячика в стенку на минимальной высоте 1 метров Сделайте самостоятельно

Слайд 11

Анализ результатов Исследование компьютерной модели в электронных таблицах показало, что существует диапазон значений угла бросания мячика от 32,6 до 36,1 , котором обеспечивается попадание в стенку высотой 1 м, находящуюся на расстоянии 30м, мячиком, брошенным со скоростью 18 м/с. Самостоятельно и змените в таблице значение угла = 55 в ячейке В25 и проанализируйте полученные результаты.

Слайд 12

Таким образом, технология решения задач с помощью компьютера состоит из следующих этапов: построение описательной модели формализация построение компьютерной модели компьютерный эксперимент анализ результатов и корректировка модели

Слайд 13

Заключение Выявили зависимость расстояния и времени полета тела от угла броска и начальной скорости. Угол броска и начальная скорость являются главными факторами процесса моделирования.



Предварительный просмотр:

Практическая работа: «Компьютерная модель движения тела в электронных таблицах»

Цель:

рассмотреть процесс построения и исследования модели на конкретном примере движения тела, брошенного под углом к горизонту.

Актуализация:

Использование компьютера для исследования информа ционных моделей различных объектов и систем позволяет изучить их изменения в зависимости от значения тех или иных параметров. Процесс разработки моделей и их иссле дования на компьютере можно разделить на несколько основных этапов.

Технология выполнения работы:

Построение траектории движения мячика. Для ввода начальной скорости бросания мячика будем использовать ячейку B3, а для ввода угла бросания – ячейку В4.

Введем в ячейки А8:А21 значение времени t  с интервалом в 0,2 и вычислим по формуле =A8+$B$5 значение координат тела x и y для заданных значений времени.

  1. Введите в ячейку В8 формулу =$B$3*COS(РАДИАНЫ($B$4))*A8, а в С8 =$B$3*SIN(РАДИАНЫ($B$4))*A8-4,9*A8*A8
  2. Скопируйте введенные формулы в ячейки В9:В21 и С9:С21
  3. Получили в столбце В значения координат мячика по оси Х, а в столбце С – координаты мячика по оси Y
  4. Постройте график зависимости координаты у от координаты х используя диапазон ячеек С8:С21
  5. Исследуйте модель и определите с заданной точностью диапазон углов бросания.

Введите:

  1. в ячейку В23 значение расстояния до стенки;
  2. в ячейку В24 значение начальной скорости;
  3. в ячейку B25 значение угла;
  4. в ячейку В27 формулу для вы числения высоты мячика в мо мент попадания в стенку для за данных начальных условий:

=B23*TAN(РАДИАНЫ(B25))-(9,81*B23^2)/(2*B24^2*COS(РАДИАНЫ(B25))^2)

  1. Методом Подбор параметра будем сначала искать зна чение угла бросания, которое обеспечит попадание мячика в стенку на минимальной высоте 0 метров. В данном слу чае значение функции (высота мячика при попадании в стенку) хранится в ячейке В27, а значение аргумента (угла бросания) – в ячейке В25. Значит, необ ходимо установить в ячейке В27 значение 0 и методом Подбор параметра найти соответствующее значение аргу мента в ячейке В25.
  2. Выделить ячейку В27, содержащую значение высоты мячика, и ввести команду [Сервис-Подбор параметра...].
  3. В появившемся диалоговом окне ввести в поле Значение: наименьшую высоту попадания в стенку (т. е. 0).В поле Изменяя значение ячейки: ввести адрес ячейки $В$25, содержащей значение угла бросания. Щелкнуть по кнопке ОК.
  4. В ячейке В25 появится значение минимального угла бросания мячика 32,6, которое обеспечивает попадание в стенку при заданных начальных условиях.
  5. Методом Подбор параметра найдите теперь уголь бросания, который обеспечит попадание мячика в стенку на максимальной высоте 1 метр.

Памятка к практической работе

  1. Создайте таблицу с заданными параметрами (не оформлять таблицу, только значения).

  1. В ячейку А9, В8, С8 вставить формулы как в таблице.
  2. После того как вы скопируете все формулы в ячейки, сравните со значениями указанные в презентации.
  3. Постройте график:
  1. выделите диапазон ячеек А8:А21;
  2. перейдите на Панель инструментов  Мастер диаграмм  выбрать График  Далее  перейдите на вкладку Ряд  для подписи Оси Х выделите диапазон ячеек В8:А21  Далее  Готово.
  1. Методом Подбор параметра найдем угол бросания, которое обеспечит попадание мячика в стенку на минимальной высоте 0 метров, а затем на высоте 1 метр (смотри описание практической работы).

Памятка к практической работе

  1. Создайте таблицу с заданными параметрами (не оформлять таблицу, только значения).

  1. В ячейку А9, В8, С8 вставить формулы как в таблице.
  2. После того как вы скопируете все формулы в ячейки, сравните со значениями указанные в презентации.
  3. Постройте график:
  1. выделите диапазон ячеек А8:А21;
  2. перейдите на Панель инструментов  Мастер диаграмм  выбрать График  Далее  перейдите на вкладку Ряд  для подписи Оси Х выделите диапазон ячеек В8:А21  Далее  Готово.
  1. Методом Подбор параметра найдем угол бросания, которое обеспечит попадание мячика в стенку на минимальной высоте 0 метров, а затем на высоте 1 метр (смотри описание практической работы).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторная работа №1 "Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника."

для проведения этой Л.Р. требуется простое оборудование: маятник,секундомер,линейка.Желаю успеха!...

Методическая разработка урока по теме: лабораторная работа "Измерение ускорения свободного падения при помощи математического маятника"

Цели урока:Обучающие:  формировать умение, расчитывать ускорение свободного падения на ЗемлеРазвивающие: развивать умение и навыки сравнивать, применять знания в конкретных ситуацияхВоспитательны...

Урок -план "Движение тел с постоянным ускорением свободного падения" 10кл

Содержание урока построено вокруг интерактивной модели "Попади в яблочко"(Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов)...

Методическая разработка открытого урока по физике на тему "Свободные и вынужденные колебания. Динамика колебательного движения. Лабораторная работа «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника»."

Урок разработан с применением технологии развития критического мышления. Основные цели и задачи урока:1. Создание условий для усвоения учащимися понятия о механических колебаниях,  включения их в...

Урок №94. Лабораторная работа №7 «Определение ускорения свободного падения при помощи математического маятника» 9 физико-математический и инженерный профиль

В рамках дистанционного обучения разработан план занятий с использованием видео материала для 9 ых классов по выполнению лабораторной работы....

201. Виртуальная лабораторная работа по физике «Определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника» - http://efizika.ru/html5/201/index.html

201. Виртуальная лабораторная работа по физике «Определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника» - http://efizika.ru/html5/201/index.html.Цель работы: определит...