Методическая разработка урока по теме: лабораторная работа "Измерение ускорения свободного падения при помощи математического маятника"
методическая разработка по физике (10 класс) на тему

Цели урока:

  • Обучающие:  формировать умение, расчитывать ускорение свободного падения на Земле
  • Развивающие: развивать умение и навыки сравнивать, применять знания в конкретных ситуациях
  • Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету и научное мировоззрение
  1. Перед началом работы перед учащимися была поставлена цель урока и записана на доске.
  2. На доске был дан перечень приборов и материалов, необходимых для выполнения работы.
  3. Оформлены рабочие места учащихся.
  4. Подготовлены компьютеры, с помощью компьютеров,  учащиеся ответили на теоретические вопросы, получили оценки и были допущены для выполнения лабораторной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opredelenie_uskoreniya_svobodnogo_padeniya.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Лабораторная работа

 «Измерение ускорения свободного падения при помощи математического маятника»

Цели урока:

  1. Обучающие:  формировать умение, расчитывать ускорение свободного падения на Земле
  2. Развивающие: развивать умение и навыки сравнивать, применять знания в конкретных ситуациях
  3. Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету и научное мировоззрение
  1. Перед началом работы перед учащимися была поставлена цель урока и записана на доске.
  2. На доске был дан перечень приборов и материалов, необходимых для выполнения работы.
  3. Оформлены рабочие места учащихся.
  4. Подготовлены компьютеры, с помощью компьютеров,  учащиеся ответили на теоретические вопросы, получили оценки и были допущены для выполнения лабораторной работы.

Ход урока

I Тест-опрос(допуск к лабораторной работе)

ВОПРОС 1. Что называется колебательным движением?

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1. Движение, которое точно или почти точно периодически повторяется.

                                         2. Изменение положения тела в пространстве с течением времени                                     относительно других тел

                                        3. Движение при котором тело за любые равные промежутки времени проходит одинаковые перемещение.

ВОПРОС 2. Назовите виды колебаний

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1. Свободные

                                          2. Продольные

                                           3. Вынужденные

                                          4. Поперечные

                                          5.Автоколебания

ВОПРОС 3.Чем характеризуются колебания?

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1) Скоростью                  2) Амплитудой

                                         3) Перемещением        4)Периодом

                                         5) Частотой

ВОПРОС 4. Что называется периодом колебаний?

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1) Число колебаний в единицу времени

                                         2) Время одного полного колебания

                                       3) Время половины полного колебания

ВОПРОС 5. Что такое математический маятник?

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1)Тяжелое тело, подвешенное на длинной нити.

                                          2) Груз, подвешенный на длинной растяжимой нити      

                                          3) Материальная точка, подвешенная на тонкой растяжимой нити.

ВОПРОС 6. Как определяется период колебаний математического маятника?

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ : 1) Т=2П√m/k

                                          2) T=2П√g/l

                                          3) T=2П√m/l

                                          4) T=2Пl/g

                                          5) T=2П√l/g

Приборы и материалы:  1) шарик с отверстием;

                                              2) нить;

                                              3)штатив с муфтой и кольцом;

Средства измерения:  1)часы с секундной стрелкой

                                                                2) измерительная лента (∆ l=0.5 см)

Учащимся выдается отдельный лист с названием: Отчет по лабораторной работе  «Измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника»

Отчет

Учащегося группы № _________________________________Ф.И_____________________________

Цель работы : вычислить ускорение свободного падения используя формулу периода колебания математического маятника:

Т=2П*√ l/g=>g=4п2/T2*l

Порядок выполнения работы:

  1. Установите на краю стола штатив. У его верхнего конца укрепите при помощи муфты кольцо и подвесьте к нему шарик на нити
  2. Отклоните маятник от положения равновесия на 5-8 см и отпустите его
  3. Измерьте длину подвеса  мерной лентой ( l )
  4. Измерьте  ∆t 40 полных колебаний( N )
  5. Повторите измерения ∆t  три раза и найдите среднее значение ∆tcp
  6. Вычислите среднее значение периода колебаний Tcp по среднему значению ∆t cp
  7. Вычислите значение gcр  по формуле : gср=2/T2*l
  8. Полученные результаты занесите в таблицу

№опыта

l, м

N

∆ t, c

∆tcp, c

Tcp=∆tcp/N

gcp, м/с2 

1

2

3

  1. Рассчитайте относительную погрешность измерения по формуле : εg=I gcp-gI/g , где g=9,8м/c2
  2.  ( g=gcp+εg) cделайте вывод

Домашнее задание: Найти примеры применения ускорения свободного падения в природе и технике.

             

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторная работа №1 "Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника."

для проведения этой Л.Р. требуется простое оборудование: маятник,секундомер,линейка.Желаю успеха!...

Тема урока "Научный комплекс России и ускорение свободного падения"

Бинарный урок (география-физика) в рамках ФГОС ООО...

Методическая разработка открытого урока по физике на тему "Свободные и вынужденные колебания. Динамика колебательного движения. Лабораторная работа «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника»."

Урок разработан с применением технологии развития критического мышления. Основные цели и задачи урока:1. Создание условий для усвоения учащимися понятия о механических колебаниях,  включения их в...

Урок №94. Лабораторная работа №7 «Определение ускорения свободного падения при помощи математического маятника» 9 физико-математический и инженерный профиль

В рамках дистанционного обучения разработан план занятий с использованием видео материала для 9 ых классов по выполнению лабораторной работы....

201. Виртуальная лабораторная работа по физике «Определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника» - http://efizika.ru/html5/201/index.html

201. Виртуальная лабораторная работа по физике «Определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника» - http://efizika.ru/html5/201/index.html.Цель работы: определит...