Тема урока "Научный комплекс России и ускорение свободного падения"
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Гавриленко Наталья Фёдоровна

Бинарный урок (география-физика) в рамках ФГОС ООО

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Научный комплекс России и ускорение свободного падения

Слайд 2

Межотраслевые комплексы представляют собой сложное сочетание взаимосвязанных отраслей объединённых общей целью развития.

Слайд 3

Научный комплекс – это совокупность организаций, выполняющих научные исследования и разработки.

Слайд 4

Проблемы научного комплекса Сокращение числа научных организаций Слабое финансирование Сокращение численности работающих в науке «Утечка умов» - выезд ученых за рубеж

Слайд 5

Научный комплекс – это совокупность научных организаций, которые в основном занимаются теоретическими вопросами науки.

Слайд 8

География российской науки Основная часть научных учреждений и ученых сконцентрирована в крупнейших городах и городских агломерациях

Слайд 9

Технополис – это соединение науки с наукоемкими предприятиями

Слайд 10

Город Географическая широта Ускорение св. падения , м/с 2 Хабаровск ≈ 48 0 с.ш . 9,8095 Волгоград ≈ 48 0 с.ш . 9,8095 Салехард ≈ 66 0 с.ш . 9,8216 Новый Уренгой ≈ 66 0 с.ш . 9,7808

Слайд 11

Гравиметрия Гравиразведка (гравиметрия) - геофизический метод, изучающий изменение ускорения свободного падения в связи с изменением плотности геологических тел. Гравиметры - чувствительные приборы, измеряющие ускорение свободного падения. Гравиразведка позволяет доказать, что с ростом величины ускорения свободного падения возрастает и концентрация плотных железистых соединений. Г равиметрия нашла широкое применение при разведке полезных ископаемых, в особенности нефти и газа.

Слайд 12

1 2 3 4 5 6 2 2 1 1 2 4

Слайд 13

Критерии оценивания 4б- «3» 5б- «4» 6б- «5»



Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ФИО

 Гавриленко Наталья Фёдоровна, учитель географии

Полюх Наталья Александровна, учитель физики

Место работы

МАОУ «Средняя школа № 3 имени А.С. Пушкина»

Класс

9

Тема урока

Научный комплекс России и ускорение свободного падения.

Базовый учебник

А. В. Перышкин, физика-М.: Дрофа, 2012;

В.П. Дронов, В.Я. Ром, География- М.: Дрофа, 2013

Цели урока: познакомить с составом и географией научного комплекса России, показать значение научного комплекса в экономике России. Вывести формулу для расчёта ускорения свободного падения, показать его практическое применение.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная

Планируемые результаты:

метапредметные

регулятивные: учатся определять и формулировать цель деятельности; составлять задачи, способствующие достижению цели, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;

познавательные: выделяют и формулируют проблему. устанавливают причинно-следственные связи, строят логическое рассуждение:

 коммуникативные: учатся слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимное сотрудничество со сверстниками и взрослыми; договариваться, находить общее решение;

личностные: испытывать чувство гордости за свою малую Родину; осознавать себя гражданином и частью мира; осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране.

Педагогические технологии: технология проблемного обучения, технология развивающего обучения; здоровьесберегающая технология.

Формы и методы диагностики формирования основных компетенций в рамках ФГОС ООО: представление карты самодиагностики и самооценки.

Необходимое техническое оборудование: проектор и экран; компьютер,

Этап урока

Время

Деятельность

Планируемый результат  

учителя

  учащихся

  1. Организационный момент

15сек

Здравствуйте ребята. Присаживайтесь пожалуйста. Итак прежде чем начать урок, желаем вам в течение урока положительных эмоций и хорошего настроения.

Учащиеся включаются в деятельность на личностно значимом уровне «хочу, потому что могу», настраиваются на работу.

Регулятивные УУД: саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии)

  1.  Актуализация знаний

2 мин

Учитель географии Повторение изученного материала.

 - Итак, давайте вспомним материал, который мы изучили на прошлом уроке:

1. Назовите этапы развития общества и экономики. В чём их отличие?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

Доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный, отличия….

Коммуникативные УУД:

умение другого корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии, умение выдвигать контраргументы

Регулятивные УУД:

уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Познавательные УУД: систематизация и дифференцирование полученных знаний.

2. Что является переходным этапом от одного этапа к другому?

Промышленная революция и НТР- переход от индустриального к постиндустриальному

3. В чём особенности структуры экономики России.

Преобладание промышленности в экономике

4. На какой стадии развития экономики находится Россия сегодня?

На рубеже индустриальной и постиндустриальной стадий

5. Каковы пути развития экономики России в ближайшем будущем?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

-Развитие новейших наукоёмких производств, создание технополисов, приоритет науке и образованию.

Или

- Развитие науки.

Можно сказать, что научный фактор будет ведущим в развитии экономики России в ближайшем будущем

  1.  Постановка учебной задачи

4 мин.

6. А для всех ли отраслей экономики на современном этапе развития важен научный фактор? Приведите примеры.

Т. е. в комплексе?

Итак, как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем изучать?

Для отдельных является наиболее важным, например, для конструирования метеоспутников.

Ну, оно же идёт вместе, как бы в совокупности: сделали какое-нибудь научное  открытие и применили его в производстве.

да

Научный комплекс.

Познавательные УУД:

самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели, формулирование проблемы.

Коммуникативные УУД:

слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания, формулировать собственное мнение и позицию

Регулятивные УУД:

умение планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой.

И тема нашего урока?

Запишите в тетрадь по географии число и часть темы урока.

Уч-ся формулируют одну из частей темы урока.

«Научный комплекс России….»

Учитель физики:

 -Почему шарик падает?

Т.к на него действует сила тяжести

-Как рассчитать силу тяжести?

-Назовите величины, входящие в формулу?

F=mg

Масса, ускорение свободного падения

-Что вы знаете про ускорение свободного падения?

g=9,8 м/с2

-А знаем мы от чего зависит ускорение свободного падения?

нет

-А чему рано ускорение свободного падения на других планетах?

нет

- Сформулируйте тему урока.

«Научный комплекс России и ускорение свободного падения»

Итак тему мы сформулировали, какие цели вы перед собой будете ставите при её изучении?

Записывают цели на доску.

  1. «Открытие нового знания»

25 мин

Учитель географии.

- Итак, как вы знаете термин «комплекс» означает совокупность или группы явлений, или предметов. Так в структуре народного хозяйства России по отраслям, выделяются межотраслевые комплексы.

Межотраслевые комплексы представляют собой сочетание взаимосвязанных отраслей объединённых между собой.

Слайд 2

Задание. Работа с учебником стр.57 таб. 14 «Межотраслевые комплексы России»

1. Назовите межотраслевые комплексы России……. и определите хозяйственную функцию научного комплекса.

2.  Запишите в тетрадь определение МОК

Работа с учебником стр.57 таб. 14 «Межотраслевые комплексы России»

Задание. Работа с учебником стр.57 рис. 24

«Состав научного комплекса»

-Перечислите состав научного комплекса и

- Попытайтесь дать определение научному комплексу.

Работа с учебником стр.57 рис. 24

……. запиши нам пож. на доске данное определение.

О-т: Научный комплекс – это научные учреждения,  организаций, которые занимаются  научными разработками.

Прочитайте 1 и 2 абзацы § 13 на стр. 57-58 и

определите основные проблемы комплекса и запишите их в тетрадь.

О-т: 

1.Сокращение числа научных организаций

2.слабое финансирование

3.сокращение численности, работающих в науке

4. «утечка умов» - выезд ученых за рубеж. Слайд 4

Итак: давайте подытожим.

Так что же такое научный комплекс?

Хорошо, запишите это определение в тетрадь.

О-т: 

Научный комплекс – это совокупность научных организаций, которые в основном занимаются теоретическими вопросами науки.

 Слайд 5

Записали в тетрадь

Учитель физики.

-Одна из целей, которую вы ставили перед собой в начале урока, был вывод формулы для определения ускорения свободного падения. Я предлагаю провести исследование. Для этого применим наши знания.

-По какой формуле можно рассчитать силу притяжения?

F=mg

-а можно рассчитать силу тяжести по ЗВТ?

да

-Запишите ЗВТ.

-Если равны левые части, то что мы можем говорить о правых?

-Что можно сделать?

Сократить массу тела и получить:

g=G   

Учитель физики.

-От каких величин зависит ускорение свободного падения?

от массы и радиуса Земли.

- Как зависит ускорение свободного падения от массы?

Чем больше масса, тем больше ускорение.

- Как зависит ускорение свободного падения от радиуса?

Чем больше радиус, тем меньше ускорение.

-а как определить ускорение свободного падения, например, на Луне?

По формуле

g=G   

-рассчитайте ускорение свободного падения на Луне, используя данные таблицы 14 сборника.

g=1,6 м/с2

- Как определить ускорение свободного падения для тела, находящегося на некоторой высоте над Землёй?

Слайд 5

  1. Физкультминутка

1 мин

Надо: 25 конвертов, 25 пёрышек, 25 кубиков Лего.

Упражнения:

  1. Бросить пёрышко, присесть и поднять.
  2. Бросить Лего, наклониться и поднять.

Учитель физики комментирует действия уч-ся ориентируясь на пройдённый материал «Закон всемирного тяготения».

- Бросить пёрышко, присесть и поднять.

-Бросить Лего, наклониться и поднять.

IV/«Открытие нового знания»

25мин

Учитель географии.

Работа со слайдом и

Работа с картой уч-ка стр. 60, рис. 26.

  1. Определите по карте в учебнике крупнейшие центры науки и образования.

Слайд 6 карта стр 60, рис 26

Работа с картой уч-ка стр. 60, рис. 26.

О-т:

- Москва и С-П

Личностные УУД: формирование познавательного, интереса, развитие творческих способностей.

Познавательные УУД: овладение универсальными учебными действиями при выдвижении гипотез для объяснения известных фактов

Коммуникативные УУД:

 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками.

Регулятивные УУД:

выдвигать гипотезы решения проблемы, осознавать конечный результат.

  1. Назвать и покажите (к доске) центры науки

на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке.

На Камчатке находится единственный в мире институт вулконологии.

-Урал- Екатеринбург, Сибирь- Новосибирск, Дальний Восток- Владивосток

Учитель географии.

Итак, какой можно сделать вывод о географии российской науки?

        

Вывод: Основная часть научных учреждений и ученых сконцентрирована в крупнейших городах и городских агломерациях. 

или

Т.о. Научный комплекс России размещён не равномерно, преимущественно в крупных городах.

Вывод запишите в тетрадь.

Вывод: Основная часть научных учреждений и ученых сконцентрирована в крупнейших городах и городских агломерациях. Слайд 7 «география российской науки:

или

Т.о. Научный комплекс России размещён не равномерно, преимущественно в крупных городах.

Учитель географии.

Итак городами-центрами, в которых апробируются  исследования на практике, и внедряются в производство различные научные открытия являются технополисы .

Найдите в учебнике определение «технополис» и выпишите к себе в тетрадь.

Выписывают или читают вслух, в зависимости от времени.

Прочитайте.

Выписали определение «технополис», стр. 63.

Технополис – это соединение науки ( и оборонной) с наукоемкими предприятиями.

Учитель географии.

Как вы думаете, в чём преимущество подобного соединения науки и производства?

В быстром внедрении в жизнь новых научных достижений.

Учитель физики.

-Какую форму имеет Земля?

Приплюснутую у полюсов

-Вопрос на засыпку: ускорение свободного падения на полюсах и на экваторе одинаковое или разное?

разное

-а на одной широте, например: Новый Уренгой и Салехард, Волгоград и Хабаровск? Почему?

Сравнивают, используя табличные данные

Слайд 9

-Аномальные значения ускорения свободного падения наблюдаются в местах залежи полезных ископаемых.

Слайд 10

Гравиразведка (гравиметрия) - геофизический метод, изучающий изменение ускорения свободного падения в связи с изменением плотности геологических тел.

Гравиметры - чувствительные приборы, измеряющие ускорение свободного падения.

Гравиразведка позволяет доказать, что с ростом величины ускорения свободного падения возрастает и концентрация плотных железистых соединений.

Гравиметрия нашла широкое применение при разведке полезных ископаемых, в особенности нефти и газа.

Учитель физики.

Итак, где можно использовать знания об ускорении свободного падения?

В геологии, в поисках полезных ископаемых

Учитель географии:

Какие цели, которые вы ставили перед собой для изучения темы, вы достигли?

Уч-ся отвечают.

VI.Закрепление знаний и умений учащихся 

(самопроверка)

Самостоятельная работа:

Тест (приложение 1)

Учащиеся решают тест

Личностные УУД: формирование познавательного интереса, разветвите творческих способностей.

Познавательные УУД: систематизация и дифференцирование полученных знаний.

VII.Постановка домашнего задания

1 мин.

физика § 15, Упр.16(3)

Рассчитать ускорение свободного падения для планеты, которая вам нравится. Данные найдите самостоятельно.

география §13,

Ученики записывают домашнее задание.

Личностные УУД:

оценивание уровня сложности Д/З при его выборе для выполнения учащимся самостоятельно.    

Регулятивные УУД:                                  организация учащимися своей учебной деятельности

VIII.Рефлексия деятельности (итог урока).

1 мин.

-Что нового вы сегодня узнали?

– Чему научились?

-Какие новые факты вызвали интерес лично у вас?

- Где мы можем применять полученные знания?

– Кто доволен сегодня своей работой?

Ученики отвечают на поставленные учителем вопросы.

Личностные УУД:

оценивание личностной значимости полученной на уроке информации с практической точки зрения.                                  Познавательные УУД:

умение обобщать, формулировать вывод

             

Приложение 1

  1. Где разрабатываются научные идеи технополиса?
  1. в научном центре; 2) на опытном предприятии; 3) в промышленности
  1. По какой формуле можно определить ускорение свободного падения на поверхности планеты?

  1. Почему главными центрами науки России являются Москва и Санкт – Петербург?
  1. Крупные города, где сосредоточены учреждения науки и образования и потребители науки.
  2. Столичные города.
  3. Находятся предприятия, которые используют научные разработки.
  1. По какой формуле можно определить ускорение свободного падения тела, находящегося на некоторой высоте над  поверхностью планеты?

   

  1. Где будет наименьшее значение ускорения свободного падения?

1)Земле;  2) Луне;  3) Нептуне;  4) Юпитере    

  1. Научный комплекс – это:
  1. Совокупность организаций, выполняющих научные исследования и разработки.
  2. Совокупность организаций, которые занимаются .
  3. Межотраслевой комплекс.
  4. Все варианты верны.
  5. Не верны все варианты.

Приложение 1  (ответы)

  1. Где разрабатываются научные идеи технополиса?
  1. в научном центре; 2) на опытном предприятии; 3) в промышленности
  1. По какой формуле можно определить ускорение свободного падения на поверхности планеты?

  1. Почему главными центрами науки России являются Москва и Санкт – Петербург?
  1. Крупные города, где сосредоточены учреждения науки и образования и потребители науки.
  2. Столичные города.
  3. Находятся предприятия, которые используют научные разработки.
  1. По какой формуле можно определить ускорение свободного падения тела, находящегося на некоторой высоте над  поверхностью планеты?

   

  1. Где будет наименьшее значение ускорения свободного падения?

1)Земле;  2) Луне;  3) Нептуне;  4) Юпитере    

  1. Научный комплекс – это:
  1. Совокупность организаций, выполняющих научные исследования и разработки.
  2. Совокупность организаций, которые занимаются .
  3. Межотраслевой комплекс.
  4. Все варианты верны.
  5. Не верны все варианты.

Используемая литература:

1. География: Приложение к учебнику География 9 класс Е.А. Таможняя, С.Г. Толкунова

2. Учебно-тренировочные тематические тестовые задания с ответами, для подготовки к ГИА (ОГЭ)/ состовитель Н.В. Болотникова-Волгоград: изд. Учитель. 2015.

3. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России, 9 класс. – М.: «ВАКО», 2006, 288с.

4. УМК. В.П. Дронов, В.Я. Ром, География России. Население и хозяйство. 9кл. - М.: Дрофа, 2013-285

5. Интернет ресурсы

Физика:

1.УМК О.И. Громцева  Тесты по физике Издательство «Экзамен» Москва 2010

2. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: лабораторная работа "Измерение ускорения свободного падения при помощи математического маятника"

Цели урока:Обучающие:  формировать умение, расчитывать ускорение свободного падения на ЗемлеРазвивающие: развивать умение и навыки сравнивать, применять знания в конкретных ситуацияхВоспитательны...

Лабораторная работа по теме" Определение ускорения свободного падения"

Презентация для проведения лабораторной наботы в 11 классе...

Урок по теме "Ускорение свободного падения на Земле и других планетах" 10 класс

Урок по теме " Ускорение свободного падения на Земле и других планетах" 10 класс.Презентация используется для объяснения нового материала по данной теме...

Методические рекомендации к уроку "Свободное падение. Ускорение свободного падения"

Данный материал поможет учителю к подготовке к уроку в 9 классе. Предлагаю план урока, с описанием демонстраций уроков, с сылками на Цифровые образовательные ресурсы, с решением задач....

Методическая разработка открытого урока по физике на тему "Свободные и вынужденные колебания. Динамика колебательного движения. Лабораторная работа «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника»."

Урок разработан с применением технологии развития критического мышления. Основные цели и задачи урока:1. Создание условий для усвоения учащимися понятия о механических колебаниях,  включения их в...

Технологическая карта к уроку "Свободное падение тел. Ускорение свободного падения".

Технологическая карта к уроку "Свободное падение тел. Ускорение свободного падения"....