Тема урока "Научный комплекс России и ускорение свободного падения"
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему
Бинарный урок (география-физика) в рамках ФГОС ООО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к уроку "Научный комплекс России и ускорение свободного падения" | 1.04 МБ |
урок | 1000.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Межотраслевые комплексы представляют собой сложное сочетание взаимосвязанных отраслей объединённых общей целью развития.
Научный комплекс – это совокупность организаций, выполняющих научные исследования и разработки.
Проблемы научного комплекса Сокращение числа научных организаций Слабое финансирование Сокращение численности работающих в науке «Утечка умов» - выезд ученых за рубеж
Научный комплекс – это совокупность научных организаций, которые в основном занимаются теоретическими вопросами науки.
География российской науки Основная часть научных учреждений и ученых сконцентрирована в крупнейших городах и городских агломерациях
Технополис – это соединение науки с наукоемкими предприятиями
Город Географическая широта Ускорение св. падения , м/с 2 Хабаровск ≈ 48 0 с.ш . 9,8095 Волгоград ≈ 48 0 с.ш . 9,8095 Салехард ≈ 66 0 с.ш . 9,8216 Новый Уренгой ≈ 66 0 с.ш . 9,7808
Гравиметрия Гравиразведка (гравиметрия) - геофизический метод, изучающий изменение ускорения свободного падения в связи с изменением плотности геологических тел. Гравиметры - чувствительные приборы, измеряющие ускорение свободного падения. Гравиразведка позволяет доказать, что с ростом величины ускорения свободного падения возрастает и концентрация плотных железистых соединений. Г равиметрия нашла широкое применение при разведке полезных ископаемых, в особенности нефти и газа.
1 2 3 4 5 6 2 2 1 1 2 4
Критерии оценивания 4б- «3» 5б- «4» 6б- «5»
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ФИО | Гавриленко Наталья Фёдоровна, учитель географии Полюх Наталья Александровна, учитель физики | |
Место работы | МАОУ «Средняя школа № 3 имени А.С. Пушкина» | |
Класс | 9 | |
Тема урока | Научный комплекс России и ускорение свободного падения. | |
Базовый учебник | А. В. Перышкин, физика-М.: Дрофа, 2012; В.П. Дронов, В.Я. Ром, География- М.: Дрофа, 2013 |
Цели урока: познакомить с составом и географией научного комплекса России, показать значение научного комплекса в экономике России. Вывести формулу для расчёта ускорения свободного падения, показать его практическое применение.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная
Планируемые результаты:
метапредметные
регулятивные: учатся определять и формулировать цель деятельности; составлять задачи, способствующие достижению цели, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;
познавательные: выделяют и формулируют проблему. устанавливают причинно-следственные связи, строят логическое рассуждение:
коммуникативные: учатся слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимное сотрудничество со сверстниками и взрослыми; договариваться, находить общее решение;
личностные: испытывать чувство гордости за свою малую Родину; осознавать себя гражданином и частью мира; осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране.
Педагогические технологии: технология проблемного обучения, технология развивающего обучения; здоровьесберегающая технология.
Формы и методы диагностики формирования основных компетенций в рамках ФГОС ООО: представление карты самодиагностики и самооценки.
Необходимое техническое оборудование: проектор и экран; компьютер,
Этап урока | Время | Деятельность | Планируемый результат | |
учителя | учащихся | |||
| 15сек | Здравствуйте ребята. Присаживайтесь пожалуйста. Итак прежде чем начать урок, желаем вам в течение урока положительных эмоций и хорошего настроения. | Учащиеся включаются в деятельность на личностно значимом уровне «хочу, потому что могу», настраиваются на работу. | Регулятивные УУД: саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии) |
| 2 мин | Учитель географии Повторение изученного материала. - Итак, давайте вспомним материал, который мы изучили на прошлом уроке: 1. Назовите этапы развития общества и экономики. В чём их отличие? | Учащиеся отвечают на вопросы учителя Доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный, отличия…. | Коммуникативные УУД: умение другого корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии, умение выдвигать контраргументы Регулятивные УУД: уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Познавательные УУД: систематизация и дифференцирование полученных знаний. |
2. Что является переходным этапом от одного этапа к другому? | Промышленная революция и НТР- переход от индустриального к постиндустриальному | |||
3. В чём особенности структуры экономики России. | Преобладание промышленности в экономике | |||
4. На какой стадии развития экономики находится Россия сегодня? | На рубеже индустриальной и постиндустриальной стадий | |||
5. Каковы пути развития экономики России в ближайшем будущем? | Учащиеся отвечают на вопросы учителя: -Развитие новейших наукоёмких производств, создание технополисов, приоритет науке и образованию. Или - Развитие науки. Можно сказать, что научный фактор будет ведущим в развитии экономики России в ближайшем будущем | |||
| 4 мин. | 6. А для всех ли отраслей экономики на современном этапе развития важен научный фактор? Приведите примеры. Т. е. в комплексе? Итак, как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем изучать? | Для отдельных является наиболее важным, например, для конструирования метеоспутников. Ну, оно же идёт вместе, как бы в совокупности: сделали какое-нибудь научное открытие и применили его в производстве. да Научный комплекс. | Познавательные УУД: самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели, формулирование проблемы. Коммуникативные УУД: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания, формулировать собственное мнение и позицию Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой. |
И тема нашего урока? Запишите в тетрадь по географии число и часть темы урока. | Уч-ся формулируют одну из частей темы урока. «Научный комплекс России….» | |||
Учитель физики: -Почему шарик падает? | Т.к на него действует сила тяжести | |||
-Как рассчитать силу тяжести? -Назовите величины, входящие в формулу? | F=mg Масса, ускорение свободного падения | |||
-Что вы знаете про ускорение свободного падения? | g=9,8 м/с2 | |||
-А знаем мы от чего зависит ускорение свободного падения? | нет | |||
-А чему рано ускорение свободного падения на других планетах? | нет | |||
- Сформулируйте тему урока. | «Научный комплекс России и ускорение свободного падения» | |||
Итак тему мы сформулировали, какие цели вы перед собой будете ставите при её изучении? | Записывают цели на доску. | |||
| 25 мин | Учитель географии. - Итак, как вы знаете термин «комплекс» означает совокупность или группы явлений, или предметов. Так в структуре народного хозяйства России по отраслям, выделяются межотраслевые комплексы. | ||
Межотраслевые комплексы представляют собой сочетание взаимосвязанных отраслей объединённых между собой. | Слайд 2 | |||
Задание. Работа с учебником стр.57 таб. 14 «Межотраслевые комплексы России» 1. Назовите межотраслевые комплексы России……. и определите хозяйственную функцию научного комплекса. 2. Запишите в тетрадь определение МОК | Работа с учебником стр.57 таб. 14 «Межотраслевые комплексы России» | |||
Задание. Работа с учебником стр.57 рис. 24 «Состав научного комплекса» -Перечислите состав научного комплекса и - Попытайтесь дать определение научному комплексу. | Работа с учебником стр.57 рис. 24 | |||
……. запиши нам пож. на доске данное определение. | О-т: Научный комплекс – это научные учреждения, организаций, которые занимаются научными разработками. | |||
Прочитайте 1 и 2 абзацы § 13 на стр. 57-58 и определите основные проблемы комплекса и запишите их в тетрадь. | О-т: 1.Сокращение числа научных организаций 2.слабое финансирование 3.сокращение численности, работающих в науке 4. «утечка умов» - выезд ученых за рубеж. Слайд 4 | |||
Итак: давайте подытожим. Так что же такое научный комплекс? Хорошо, запишите это определение в тетрадь. | О-т: Научный комплекс – это совокупность научных организаций, которые в основном занимаются теоретическими вопросами науки. Слайд 5 Записали в тетрадь | |||
Учитель физики. -Одна из целей, которую вы ставили перед собой в начале урока, был вывод формулы для определения ускорения свободного падения. Я предлагаю провести исследование. Для этого применим наши знания. -По какой формуле можно рассчитать силу притяжения? | F=mg | |||
-а можно рассчитать силу тяжести по ЗВТ? | да | |||
-Запишите ЗВТ. | ||||
-Если равны левые части, то что мы можем говорить о правых? | ||||
-Что можно сделать? | Сократить массу тела и получить: g=G | |||
Учитель физики. -От каких величин зависит ускорение свободного падения? | от массы и радиуса Земли. | |||
- Как зависит ускорение свободного падения от массы? | Чем больше масса, тем больше ускорение. | |||
- Как зависит ускорение свободного падения от радиуса? | Чем больше радиус, тем меньше ускорение. | |||
-а как определить ускорение свободного падения, например, на Луне? | По формуле g=G | |||
-рассчитайте ускорение свободного падения на Луне, используя данные таблицы 14 сборника. | g=1,6 м/с2 | |||
- Как определить ускорение свободного падения для тела, находящегося на некоторой высоте над Землёй? | Слайд 5 | |||
| 1 мин | Надо: 25 конвертов, 25 пёрышек, 25 кубиков Лего. Упражнения:
Учитель физики комментирует действия уч-ся ориентируясь на пройдённый материал «Закон всемирного тяготения». | - Бросить пёрышко, присесть и поднять. -Бросить Лего, наклониться и поднять. | |
IV/«Открытие нового знания» | 25мин | Учитель географии. Работа со слайдом и Работа с картой уч-ка стр. 60, рис. 26.
| Слайд 6 карта стр 60, рис 26 Работа с картой уч-ка стр. 60, рис. 26. О-т: - Москва и С-П | Личностные УУД: формирование познавательного, интереса, развитие творческих способностей. Познавательные УУД: овладение универсальными учебными действиями при выдвижении гипотез для объяснения известных фактов Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками. Регулятивные УУД: выдвигать гипотезы решения проблемы, осознавать конечный результат. |
на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. На Камчатке находится единственный в мире институт вулконологии. | -Урал- Екатеринбург, Сибирь- Новосибирск, Дальний Восток- Владивосток | |||
Учитель географии. Итак, какой можно сделать вывод о географии российской науки?
| Вывод: Основная часть научных учреждений и ученых сконцентрирована в крупнейших городах и городских агломерациях. или Т.о. Научный комплекс России размещён не равномерно, преимущественно в крупных городах. | |||
Вывод запишите в тетрадь. | Вывод: Основная часть научных учреждений и ученых сконцентрирована в крупнейших городах и городских агломерациях. Слайд 7 «география российской науки: или Т.о. Научный комплекс России размещён не равномерно, преимущественно в крупных городах. | |||
Учитель географии. Итак городами-центрами, в которых апробируются исследования на практике, и внедряются в производство различные научные открытия являются технополисы . | ||||
Найдите в учебнике определение «технополис» и выпишите к себе в тетрадь. | Выписывают или читают вслух, в зависимости от времени. | |||
Прочитайте. | Выписали определение «технополис», стр. 63. Технополис – это соединение науки ( и оборонной) с наукоемкими предприятиями. | |||
Учитель географии. Как вы думаете, в чём преимущество подобного соединения науки и производства? | В быстром внедрении в жизнь новых научных достижений. | |||
Учитель физики. -Какую форму имеет Земля? | Приплюснутую у полюсов | |||
-Вопрос на засыпку: ускорение свободного падения на полюсах и на экваторе одинаковое или разное? | разное | |||
-а на одной широте, например: Новый Уренгой и Салехард, Волгоград и Хабаровск? Почему? | Сравнивают, используя табличные данные Слайд 9 | |||
-Аномальные значения ускорения свободного падения наблюдаются в местах залежи полезных ископаемых. | Слайд 10 | |||
Гравиразведка (гравиметрия) - геофизический метод, изучающий изменение ускорения свободного падения в связи с изменением плотности геологических тел. | ||||
Гравиметры - чувствительные приборы, измеряющие ускорение свободного падения. | ||||
Гравиразведка позволяет доказать, что с ростом величины ускорения свободного падения возрастает и концентрация плотных железистых соединений. | ||||
Гравиметрия нашла широкое применение при разведке полезных ископаемых, в особенности нефти и газа. | ||||
Учитель физики. Итак, где можно использовать знания об ускорении свободного падения? | В геологии, в поисках полезных ископаемых | |||
Учитель географии: Какие цели, которые вы ставили перед собой для изучения темы, вы достигли? | Уч-ся отвечают. | |||
VI.Закрепление знаний и умений учащихся (самопроверка) | Самостоятельная работа: Тест (приложение 1) | Учащиеся решают тест | Личностные УУД: формирование познавательного интереса, разветвите творческих способностей. Познавательные УУД: систематизация и дифференцирование полученных знаний. | |
VII.Постановка домашнего задания | 1 мин. | физика § 15, Упр.16(3) Рассчитать ускорение свободного падения для планеты, которая вам нравится. Данные найдите самостоятельно. география §13, | Ученики записывают домашнее задание. | Личностные УУД: оценивание уровня сложности Д/З при его выборе для выполнения учащимся самостоятельно. Регулятивные УУД: организация учащимися своей учебной деятельности |
VIII.Рефлексия деятельности (итог урока). | 1 мин. | -Что нового вы сегодня узнали? – Чему научились? -Какие новые факты вызвали интерес лично у вас? - Где мы можем применять полученные знания? – Кто доволен сегодня своей работой? | Ученики отвечают на поставленные учителем вопросы. | Личностные УУД: оценивание личностной значимости полученной на уроке информации с практической точки зрения. Познавательные УУД: умение обобщать, формулировать вывод |
Приложение 1
- Где разрабатываются научные идеи технополиса?
- в научном центре; 2) на опытном предприятии; 3) в промышленности
- По какой формуле можно определить ускорение свободного падения на поверхности планеты?
- Почему главными центрами науки России являются Москва и Санкт – Петербург?
- Крупные города, где сосредоточены учреждения науки и образования и потребители науки.
- Столичные города.
- Находятся предприятия, которые используют научные разработки.
- По какой формуле можно определить ускорение свободного падения тела, находящегося на некоторой высоте над поверхностью планеты?
- Где будет наименьшее значение ускорения свободного падения?
1)Земле; 2) Луне; 3) Нептуне; 4) Юпитере
- Научный комплекс – это:
- Совокупность организаций, выполняющих научные исследования и разработки.
- Совокупность организаций, которые занимаются .
- Межотраслевой комплекс.
- Все варианты верны.
- Не верны все варианты.
Приложение 1 (ответы)
- Где разрабатываются научные идеи технополиса?
- в научном центре; 2) на опытном предприятии; 3) в промышленности
- По какой формуле можно определить ускорение свободного падения на поверхности планеты?
- Почему главными центрами науки России являются Москва и Санкт – Петербург?
- Крупные города, где сосредоточены учреждения науки и образования и потребители науки.
- Столичные города.
- Находятся предприятия, которые используют научные разработки.
- По какой формуле можно определить ускорение свободного падения тела, находящегося на некоторой высоте над поверхностью планеты?
- Где будет наименьшее значение ускорения свободного падения?
1)Земле; 2) Луне; 3) Нептуне; 4) Юпитере
- Научный комплекс – это:
- Совокупность организаций, выполняющих научные исследования и разработки.
- Совокупность организаций, которые занимаются .
- Межотраслевой комплекс.
- Все варианты верны.
- Не верны все варианты.
Используемая литература:
1. География: Приложение к учебнику География 9 класс Е.А. Таможняя, С.Г. Толкунова
2. Учебно-тренировочные тематические тестовые задания с ответами, для подготовки к ГИА (ОГЭ)/ состовитель Н.В. Болотникова-Волгоград: изд. Учитель. 2015.
3. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России, 9 класс. – М.: «ВАКО», 2006, 288с.
4. УМК. В.П. Дронов, В.Я. Ром, География России. Население и хозяйство. 9кл. - М.: Дрофа, 2013-285
5. Интернет ресурсы
Физика:
1.УМК О.И. Громцева Тесты по физике Издательство «Экзамен» Москва 2010
2. Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме: лабораторная работа "Измерение ускорения свободного падения при помощи математического маятника"
Цели урока:Обучающие: формировать умение, расчитывать ускорение свободного падения на ЗемлеРазвивающие: развивать умение и навыки сравнивать, применять знания в конкретных ситуацияхВоспитательны...
Лабораторная работа по теме" Определение ускорения свободного падения"
Презентация для проведения лабораторной наботы в 11 классе...
Урок по теме "Ускорение свободного падения на Земле и других планетах" 10 класс
Урок по теме " Ускорение свободного падения на Земле и других планетах" 10 класс.Презентация используется для объяснения нового материала по данной теме...
конспект урока по теме "Ускорение свободного падения на Земле и Других небесных телах"
конспект урока по физике 9 класс...
Методические рекомендации к уроку "Свободное падение. Ускорение свободного падения"
Данный материал поможет учителю к подготовке к уроку в 9 классе. Предлагаю план урока, с описанием демонстраций уроков, с сылками на Цифровые образовательные ресурсы, с решением задач....
Методическая разработка открытого урока по физике на тему "Свободные и вынужденные колебания. Динамика колебательного движения. Лабораторная работа «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника»."
Урок разработан с применением технологии развития критического мышления. Основные цели и задачи урока:1. Создание условий для усвоения учащимися понятия о механических колебаниях, включения их в...
Технологическая карта к уроку "Свободное падение тел. Ускорение свободного падения".
Технологическая карта к уроку "Свободное падение тел. Ускорение свободного падения"....