Урок с элементами деловой игры «Информационные системы. СУБД» (практическая работа № 9)
презентация к уроку по информатике и икт (10 класс) по теме

Некруткина Елена Владимировна

Класс: 10

Тип урока:урок-практикум.

Вид урока: сдвоенный урок, продолжительность 1 час 20 минут.

Цели урока.

  1. Закрепление, обобщение теоретических знаний учащихся о табличных базах данных, этапах их создания на компьютере, применение знаний на практике.
  2. Стимулирование познавательного интереса учащихся к данной теме и предмету “Информатика” в целом.
  3. Активизация взаимодействия между учащимися, развитие навыков групповой работы.
  4. Воспитание информационной культуры, самостоятельности, коллективизма, ответственности.
  5. Развитие умственной деятельности, умения логически мыслить.

Задачи урока:

образовательные:

  • закрепление теоретических знаний, формирование практических умений по созданию баз данных;
  • развитие умения выбирать наиболее оптимальные записи полей.

База знаний и место урока: урок проводится в ходе изучения темы «Информационные системы». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok._informacionnye_sistemy._subd.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Некруткина Елена Владимировна

Урок с элементами деловой игры «Информационные системы. СУБД» (практическая работа № 9)

Класс: 10

Тип урока: урок-практикум.

Вид урока: сдвоенный урок, продолжительность 1 час 20 минут.

Цели урока.

  1. Закрепление, обобщение теоретических знаний учащихся о табличных базах данных, этапах их создания на компьютере, применение знаний на практике.
  2. Стимулирование познавательного интереса учащихся к данной теме и предмету “Информатика” в целом.
  3. Активизация взаимодействия между учащимися, развитие навыков групповой работы.
  4. Воспитание информационной культуры, самостоятельности, коллективизма, ответственности.
  5. Развитие умственной деятельности, умения логически мыслить.

Задачи урока:

образовательные:

  1. закрепление теоретических знаний, формирование практических умений по созданию баз данных;
  2. развитие умения выбирать наиболее оптимальные записи полей

воспитательные:

  1. – развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникационного общения, уверенности в собственных силах; 
  2. воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать;
  3. профессиональная ориентация и подготовка к трудовой деятельности.

развивающие:

  1. развитие навыков индивидуальной и групповой практической деятельности;
  2. развитие коммуникационной компетентности у учащихся;
  3. развитие способности логически рассуждать, делать эвристические выводы;
  4. развитие приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение), памяти, логического мышления;
  5. формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний.

База знаний и место урока урок проводится в ходе изучения темы «Информационные системы»

К этому уроку учащиеся знают:

  1. понятие базы данных, виды баз данных, структуры табличных баз данных, СУБД Access.

Основные умения:

  1. Умеют просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;

Методы обучения, использованные на уроке: проблемное обучение, групповая работа.

Оборудование:

  1. компьютеры с операционной системой Windows XP и установленным пакетом Microsoft Office, объединенные в локальную сеть.
  2. Мультимедийный проектор, экран.
  3. Конверты с подбором вырезок из газет по соответствующим темам.
  4. Учебник: Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. 11 класс. Базовый уровень. – СПб.: Питер, 2008. – 224.: ил. (по учебной программе раздел «Информационные системы» изучаются в 10 классе).
  5. Таблички I, II, III, IV группа, «Консультанты по отбору окон», «Консультанты по отбору дверей», «Консультанты по подбору натяжных потолков», «Консультанты по подбору санитарно-технического оборудования»
  6. Бочонки лото (с номерами 1 – 20)

Оформление доски:

Тема урока, план работы в группах, план защиты проекта.

Место проведения урока: кабинет информатики.

Планируемые результаты обучения.

Учащиеся должны:

  1. находить нужные данные,
  2. анализировать подобранную информацию;
  3. знать правила заполнение таблиц БД;
  4. знать типы полей, их свойства.

План урока:

  1. Организационный момент. (8 мин).
  2. Работа по группам. (36 мин)
  3. Отчет групп. (30 мин)
  4. Подведение итогов урока. (4 мин)
  5. Домашнее задание. (2 мин)

Ход урока:

I. Организационный момент.

Тема сегодняшнего урока: «Информационные системы. СУБД».

Цель: Создать базы данных. Убедится в том, что ваших теоретических знаний о базах данных достаточно для их применения на практике. Научиться пользоваться возможностями СУБД Access для создания баз данных.

Учиться создавать базы данных мы будем, решая задачи, которые могут возникнуть в реальной ситуации.

Каждый из вас наверняка в своей жизни для приобретения или подборки какого-либо товара использовал информационно-справочную газету.

Представим, что наш класс это офис, а мы с вами сотрудники фирмы «Деньги из воздуха», оказывающие услуги клиентам, помогая им выбрать из всего многообразия предложений по ремонту отделки жилых и офисных помещений.

Итак, что мы имеем 4 отдела, каждый по своему направлению деятельности:

  1. Отделка потолков;
  2. Замена и установка дверей;
  3. Замена и установка окон;
  4. Замена и установка санитарно-технического оборудования.

Проанализировав материалы местных газет, было выявлено достаточно большое количество предложений, и для оптимизации работы фирмы решили создать соответствующие базы данных.

Сейчас вы разделитесь на 4 группы. Каждая группа должна разработать и создать базу данных по доставшейся направлению, представить полученный программный продукт классу, защитить его, т.е. привести примеры задач, которые позволит решить созданная база данных, доказать, что ее структура достаточна для удовлетворения потребностей клиентов. Цель слушателей сформулировать такие задачи, которые не сможет решить представленная БД, и убедиться в компетентности группы в теме базы данных.

Для формирования групп используем элемент случайности. Воспользуемся обыкновенным лото. Каждый из вас вытащит бочонок из мешка.

Те, кому достались бочонки с цифрами 1 – 5 образуют первую группу, кому достались бочонки 6 – 10 – вторую, 11 – 15 – третью,16 -20 – четвертую.

Займите, пожалуйста, свои места. Учащиеся занимают места за столами, на которых стоят таблички: 1 отдел – «Консультанты по отбору окон», 2 отдел – «Консультанты по отбору дверей», 3 отдел – «Консультанты по подбору натяжных потолков», 4 отдел – «Консультанты по подбору санитарно-технического оборудования»

Каждая группа имеет в наличие несколько информационно-справочных газет для подборки необходимой информации.

На работу в группах вам отводится 36 минут. Обратите внимание на доску, на ней написано примерное время работы на каждом этапе.

  1. Анализ представленной информации (5 мин).
  2. Продумывание и создание структуры БД (10 мин).
  3. Заполнение базы данных (10 мин).
  4. Подготовка доклада для выступления (10 мин).
  5. Оценка вклада каждого члена группы в общую работу (1 мин).

II. Работа в группах

Ребята разбирают предложенный им материал, анализируют, какую информацию они могут почерпнуть из газет. Определяют, какие поля должна содержать их база данных, их свойства.

Учащиеся занимают места за компьютерами и приступают непосредственно к созданию баз данных, при этом они могут пользоваться тетрадями, учебниками, дополнительной литературой, имеющейся в кабинете, справкой MS Access. Учитель выполняет роль консультанта, подходя к группам по мере необходимости, оказывая помощь и корректируя направления работы.

Как правило, в первом этапе создания базы данных (создание структуры базы данных) принимают участие все члены группы. Определяются заголовки для полей, их типы, свойства. На втором этапе – ввод и редактирование данных – часть членов групп оказывается свободными. Они приступают к формулировке возможных потребностей клиентов, задач, которые позволит решить создаваемая база данных. (Например: клиент желает подобрать качественный товар с сезонной скидкой).

III. Выступление каждой группы.

Учитель. Итак, начинаем отчет групп. Прошу сдать листы с оцениванием. Установим регламент для доклада каждой группы – 5 мин, и 5 минут для обсуждения представленной работы. Слово предоставляется первой группе.

Один представитель группы занимает место за компьютером, к которому присоединен мультимедийный проектор, по сети копирует созданную группой базу данных. Проецирует ее на экран. Авторы сообщают постановку задачи, которая им досталась, и рассказывают о полученном продукте по плану:

  1. Название базы данных.
  2. Количество полей в базе данных.
  3. Типы полей, их свойства.
  4. Количество записей.
  5. Примеры задач, решаемых при помощи созданной базы данных.

После этого остальные учащиеся задают уточняющие вопросы по структуре базы данных. Стараются сформулировать потребности, которые могут возникнуть у клиентов, но не сможет решить представленная база данных. В результате дискуссии возникают предложения по улучшению базы данных. Учитель также принимает участие в дискуссии на равных с учащимися, кроме того, задает вопросы, проверяющие знание основных понятий по теме, полученных умений по практической работе по созданию и заполнению БД средствами MS Access.

IV. Подведение итогов урока

Учитель проводит оценивание участников каждой группы, основываясь на проценте участия каждого человека в практической части и активности на этапе отчета собственной группы и групп оппонентов.

Как вы думаете, достигли ли вы цели урока?

Слово предоставляется ребятам.

Учитель. Действительно, ребята, базы данных вы создали, следовательно, цель урока достигнута. Тема «Информационные системы. СУБД» вами усвоена. С чем я вас поздравляю и благодарю за прекрасную работу.

V. Домашнее задание

Записать в тетради по две задачи, для решения которых можно использовать созданные сегодня базы данных.


[Введите текст]        Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Понятие базы данных, информационной системы, СУБД".

Cценарий урока  с использованием цифровых образовательных ресурсов....

Методическая разработка открытого урока по экономике, тема: "Семейный бюджет", для 10 класса. Практическое занятие с элементами деловой игры.

Методическая разработка открытого урока по экономике, тема "Семейный бюджет" (для 10 класса) включает в себя:1. технологическую карту урока2. 4 варианта тестов входного контроля, разработанные  в...

Этапная игра с элементами деловой игры «ЕСЛИ НЕ Я, ТО КТО ЖЕ? »

Этапная игра с элементами деловой игры "Если не я, то кто же"...

Информатика _11 класс « Базы данных и СУБД. Практическая работа «Знакомство с СУБД Access»

Информатика. 11 класс.УМК Л.Л. Босова, А.Ю.Босова"Базы данны", "СУБД Access"...

Урок по теме «Выбор профессии» с элементами деловой игры (9 класс)

Урок по теме «Выбор профессии» с элементами деловой игры (9 класс)...

Конспект урока по английскому языку "Государственное и политическое устройство Российской Федерации" (с элементами деловой игры).

Данная методическая разработка рекомендуется для проведения урока английского языка по страноведению России для студентов 1 курса СПО. Содержит элементы деловой игры....