Сценарий урока информатики № 5 в 8 классе по теме: «Циклический алгоритм» с применением интерактивной доски
методическая разработка по информатике и икт (8 класс) по теме

Мухина Ирина Анатольевна

 

Данный урок является одним (пятым из десяти) из уроков по теме «Базовые алгоритмические структуры в среде программирования», на котором закрепляется понятие циклического алгоритма с известным числом повторений, рассматриваются операторы для создания графических изображений, закрепляется умение работать в среде программирования QBasic. На предыдущих уроках было введено понятие алгоритма, рассмотрена базовая алгоритмическая структура циклического алгоритма, введены операторы установки графического режима, построения точки и отрезка, прямоугольника, закрашенного прямоугольника, окружности.

В состав разработки входят: конспект урока, файл для интерактивной доски Hitachi, кроссворд  для проверки знаний учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 5.zip847.54 КБ

Предварительный просмотр:

Мухина Ирина Анатольевна

Учитель информатики

МОУ СОШ №5 г. Апатиты

Мурманской области

Сценарий урока информатики в 8 классе по теме: «Циклический алгоритм» с применением интерактивной доски.

Цели урока:

Повторить и закрепить материал по теме циклический алгоритм и по теме создание графических изображений в среде программирования QBasic;

Изучить операторы построения окружности и оператора цикла с параметром;

Закрепить  умения и навыки  работы в среде программирования QBasic;

Задачи урока:

  1. образовательная – знакомство учащихся с операторами в среде программирования QBasic и их применение для создания графических изображений;
  2. развивающие – формирование у учащихся приемов логического и алгоритмического мышления; развитие познавательного интереса к предмету; развитие умения планировать свою деятельность;
  3. воспитательные – воспитание необходимости связывать изучение нового материала с уже известными фактами; воспитание ответственности за выполняемую работу, аккуратности при выполнении вычислений.

Место урока в учебном плане.

Данный урок является одним (пятым из десяти) из уроков по теме «Базовые алгоритмические структуры в среде программирования», на котором закрепляется понятие циклического алгоритма с известным числом повторений, рассматриваются операторы для создания графических изображений, закрепляется умение работать в среде программирования QBasic. На предыдущих уроках было введено понятие алгоритма, рассмотрена базовая алгоритмическая структура циклического алгоритма, введены операторы установки графического режима, построения точки и отрезка, прямоугольника, закрашенного прямоугольника, окружности.

Дидактические основания урока:

Тип урока: получение новых знаний

Вид урока: комбинированный

Формы учебной работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа за компьютером

План урока

  1. Организационный момент. Домашнее задание. – 3 мин.
  2. Актуализация опорных знаний (кроссворд на повторение изученных операторов, фронтальный опрос) –7 мин.
  3. Изучение нового материала – 13 мин.
  4. Применение полученных знаний (индивидуальная работа на компьютере) –20 мин.
  5. Подведение итогов урока.– 2 мин.
  6. Рефлексия.

Оборудование:

  1. Интерактивная доска,
  2. проектор,
  3. файл с кроссвордом на каждом компьютере учащегося,
  4. карточки для учеников с заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие учителя и учащихся.

Учитель. Здравствуйте! Садитесь. Тема нашего урока «Циклический алгоритм». Мы продолжаем изучение операторов среды программирования Basic и их применения для создания графических изображений. Откройте дневники и запишите домашнее задание:§12.6, учить операторы по тетради.

Демонстрируется слайд1 – на нем записана тема урока.

2. Актуализация опорных знаний

Самостоятельная работа на компьютерах.

Ребята, сегодня мы проверим, как вы знаете операторы среды программирования Basic. Файл с кроссвордом лежит на рабочем столе. У вас 5 минут.

Ученики садятся к компьютерам и в конце работы получают оценку.

Фронтальный опрос.

Демонстрируются слайды 2,3,4,5,6,7,.

Повторение изученного ранее материала ведется по следующим вопросам:

  1. Какой алгоритм мы будем называть циклическим?

  1. Какие типы циклов вы знаете? Заполните схему.

  1. Постройте в тетради блок – схему циклического алгоритма с известным числом повторений. Проверьте себя.

3. Изучение нового материала

Задача нашего сегодняшнего урока продолжить изучение операторов языка программирования Basic. Давайте откроем тетради и запишем число, название нового оператора цикла: Оператор цикла с известным числом повторений.

Демонстрируется слайд8  с новым оператором.

После того как определения записаны, на слайде 9 появляется оператор построения окружности. Ученики вспоминают значения переменных в операторе CIRCLE.

4. Применение полученных знаний

Предлагаются задачи (карточка1 Приложение 1) на повторение и закрепление изученного материала.

Среди задач имеется задача, решение которой нерационально производить известным способом, требуется применение нового материала. Ученики решают самостоятельно задания 5 минут (каждый в своем темпе). Затем идет проверка и разбор полученных программ.

И плавно переходим к последней задаче.

Дети видят, что для решения необходимо применить цикл с параметром. Разбирается подробно решение, и ведутся записи на доске и в тетради.

 Демонстрируется слайд, на котором изображена карточка2 с задачами. Карточки (см. Приложение2)  для работы лежат на системных блоках.

Ребята выполняют работу и демонстрируют преподавателю для проверки.

5. Подведение итогов урока.

За несколько минут до звонка учитель проверяет решение задач, по сети демонстрируются  работы отдельных учеников на интерактивной доске. Некоторые задачи остались не решенными, учитель задает решить их дома в тетрадях. Если у учеников имеются вопросы, то тут же производится разбор всех задач.

6. Рефлексия.

Итак, сегодня на уроке повторили определение циклического алгоритма, познакомились с новыми  операторами среды программирования Basic и применили свои знания в создании рисунков.

Мы с вами хорошо поработали, выполнили все задания. Особенно хотелось бы отметить… (называет фамилии). Урок окончен. Нарисуйте свое отношение к сегодняшнему уроку.

Источники:

  1. Информатика и ИКТ: Учебник. 8-9 класс / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2007. – 406с.: ил.
  2. Сафронов И.К. Бейсик в задачах и примерах. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: БВХ-Петербург, 2006. – 320 с.: ил.  

Интернет-ресурсы:

  1. Электронный учебник  «Основы программирования» Надежды Николаевны Салтановой учителя многопрофильной гимназии №13 г. Пензы http://nearbird.org/saltanova
  2. Hot Potatoes 6 свободно распространяемая бесплатная программа (freeware).  http://hotpot.uvic.ca/


Приложение 1

Карточка 1


Приложение 2

Карточка 2

Напишите программы, с помощью которых на экране монитора появятся следующие рисунки:

1. Тридцать вложенных окружностей с радиусом 10 точек.

2. Окружности, расположенные по горизонтальной линии вверху экрана, касающиеся друг друга, радиусом 30 точек.

3. Окружности, расположенные по вертикальной линии с левой стороны экрана, касающихся друг друга, радиусом 30 точек.

4. Окружности, расположенные по диагонали экрана из верхнего правого угла в нижний левый угол, радиусом 30 точек.

5.  Пятнадцать вложенных окружностей с произвольным радиусом,  но все разного цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства в 6 классе "Изображение предметного мира – натюрморт. ( с применением интерактивной доски INTERWRITE)

Этот урок познакомит школьников с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства, расширит знания о жанре натюрморта. Дети будут учиться  понимать, чувствовать и воспринимать...

Сценарий урока информатики № 2 в 8 классе по теме: «Линейный алгоритм» с применением интерактивной доски

Данный урок является вторым из десяти уроков по теме «Базовые алгоритмические структуры в среде программирования», на котором закрепляется понятие линейного алгоритма, рассматриваются операторы ...

Сценарий урока информатики № 3 в 8 классе по теме: «Линейный алгоритм» с применением интерактивной доски

Данный урок является одним (третьим из десяти) из уроков по теме «Базовые алгоритмические структуры в среде программирования», на котором закрепляется понятие линейного алгоритма, рассматриваются опер...

разработка урока по английскому языку в 7 классе по теме "Школа" с презентацией для интерактивной доски Clasus и

Урок рассчитан для учащихся 7 класса, учебник Кауфман.. В ходе урока решаются  задачи по совершенст­вованию навыков и умений устной речи, а именно, совершенствованию у школьников речевых ум...

урок по информатике в 6 классе на тему "Циклический алгоритм"

Конспект урока в 6 кассе по программе Босовой Л.Л. на тему "Циклический алгоритм". Перед учащимися ставится пробема : выяснить тему урока, задать цели и получить результат. Используются как групповые ...

Конспект урока, интерактивная презентация, задания для учащихся 6-го класса по теме "Циклический алгоритм".

В данной разработке представлен материал по теме "Циклический алгоритм": это полный конспект урока, интерактивная презентация и задания для выполнения на ПК учащимися 6-го класса....

Конспект урока информатики (6 класс) на тему: "Циклический алгоритм"

Конспект урока информатики (6 класс) на тему: "Циклический алгоритм" (и самоанализ). Апрель, 2014г....