Доклад "Эффективность урока через творчество обучающихся"
статья по информатике и икт по теме

Шивкина Светлана Владимировна

Доклад "Эффективность урока через творчество обучающихся"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_shivkina_s.v..doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

Тема:

«Эффективность урока – через творчество обучающихся»

Подготовила:

преподаватель информатики высшей квалификационной категории

Шивкина Светлана Владимировна

г. Балаково 2008г.

Если хочешь воспитывать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность, как личную черту, вселить в них радость творчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли,  дай им возможность почувствовать себя в нем властелинами.

Ш.А. Амонашвили

При существующем обучении проблема развития обучающегося является одной из сложнейших в психолого-педагогической практике.

Педагогические задачи многофункциональны, но основное содержание педагогической деятельности – обучающийся. Критерием деятельности преподавателя, является конечный результат: дать обучающемуся лишь набор знаний по предмету или сформировать личность, готовую к творческой деятельности.

В процессе педагогической деятельности мы сталкиваемся с тем, что многие обучающиеся испытывают серьезные трудности при выполнении творческих заданий, у них отсутствует образное мышление, они отказываются творчески мыслить и стремятся к повторению или копированию уже увиденных образцов. Подобный отказ сформирован во многом системой образования и проведения уроков, когда детям не дается возможность выбора решения или выработки собственного подхода к той или иной задаче, при этом одобряется единственный «правильный» вариант.

Согласно Маслоу (одному из исследователей креативности) творческая способность является врожденной для всех, но теряется со временем под воздействием среды. Подражание «образцу» или авторитету во многом противоречит тенденциям развития современного общества и культуры. В нашем изменяющемся мире человек поставлен в условия постоянного выбора, поиска и решения проблем, поэтому креативность (способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации) – необходимый фактор для достижения жизненного успеха.

Творческая деятельность обучающегося зависит от наличия трех компонентов мышления:

  1. высокий уровень сформированности элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения и аналогии, классификации;
  2. высокий уровень активности и неординарности мышления, которые проявляются в различных вариантах решений и в выдвижении нестандартных идей;
  3. высокий уровень организованности и целенаправленности мышления, которые проявляются в умении выделить существенное в явлениях и создании собственных способом мышления.

Обучающийся, который имеет названные качества мышления, может преодолеть трудности в овладении учебным материалом, т.е. задача преподавателя сводится к формированию указанных составляющих мышления.

Особенности творческого мышления:

  1. получение результата, которого раньше никто не добивался;
  2. возможность действовать различными путями в ситуации, когда не известно, какой из них может привести к желаемому итогу;
  3. многообразие способов, применяемых для достижения результата;
  4. отсутствие достаточного опыта решения подобных задач;
  5. необходимость действовать без подсказки

В словаре С.И.Ожегова говорится: активный – это деятельный, энергичный, действующий, развивающийся, а творческий – это созидательный, самостоятельно создающий что-то новое, оригинальное.

Главный фактор занимательности – это приобщение обучающихся к творческому поиску, активизации их самостоятельной исследовательской деятельности. Также важно создать у обучающихся ситуацию успеха. Личные достижения обучающихся способствуют повышению их интереса к изучаемому предмету.

Само слово «интерес», по одной из версий, происходит от латинского interesse, что означает «иметь важное значение». Интерес, возникающий в сознании, предшествует познанию объекта. Таким образом, интерес является не только внешним условием важности воспринимаемого, но и внутренним принципом отбора материала при восприятии. Психолого-педагогическими исследованиями установлено, что без развития  познавательного интереса развитие мышления ребёнка было бы серьёзно нарушено. Каждый творчески работающий преподаватель добивается этого, используя свои приёмы развития познавательных интересов.

Активация познавательной деятельности обучающихся среди всех мотивов учебной деятельности является самым действенным. Он не только активизирует умственную деятельность детей, но и направляет ее к последующему решению различных задач.

      Предметы информатика и информационные технологии способствует развитию познавательного интереса, в том числе пространственного воображения, памяти, образного и логического мышления, художественного вкуса. Устойчивость познавательного интереса формируется различными средствами на уроке. Важным из них является занимательность, которая вызывает у ребят живой интерес к процессу познания, помогает им быстрее и прочнее усвоить любой учебный материал.

В чем помогает компьютер на уроке?

  1. Изучение фактов и сведений
  2. Активное «извлечение уроков», основанное на самостоятельной работе
  3. Мультимедиа
  4. Совместная работа
  5. Критическое мышление и выработка решений
  6. В центре процесса обучающийся

Большая роль на уроках информатики отводится обучающим программам, которые обеспечивают процесс обучения на уроке и вне его. К ним относятся текстовые и графические редакторы, создание презентаций, публикаций, базы данных.

Новые современные технология, дидактические материалы помогают сделать урок интересным, включать в него задания, обеспечивающие развитие всех познавательных процессов у обучающихся: восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления.

Творчество возможно тогда, когда знания обучающихся отличны от нуля. То есть, чтобы обучающийся творчески работал на уроке или использовал элементы творчества, у него должны быть сформированы основные умения и навыки работы на компьютере. Он должен знать основные возможности текстового редактора, электронных таблиц; уметь форматировать текст, таблицы, диаграммы, работать  с графикой.

Для этого на уроках информатики  я использую рабочие тетради, карточки, разноуровневые лабораторные работы, раздаточный материал к урокам, компьютерные тесты и тренажеры. Компьютерные презентации использую как при объяснении нового материала, так и для самостоятельной работы обучающихся на уроке или консультации. Акцентирую внимание обучающихся на связь информатики   с их будущей профессией. Также рассматривается взаимосвязь информатики с различными предметами: математикой, физикой, историей, химией. Важно чтобы ребенок понял, что компьютер – это не самоцель, а средство для решения задач в различных областях.

Результативность профессионального обучения предполагает активную позицию обучающегося в учебном процессе, что достигается применением деятельностных технологий профессионального образования.

Метод проектов сегодня относят к педагогическим технологиям ХХI века, как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества. «Брошенный вперед» - таково точное название слова «проект».

В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

Метод, доминирующий в проекте:

  1. Исследовательские проекты – имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям.
  2. Творческие проекты – имеют не столь строго проработанную структуру. Форма представления результатов может различной: изделие, презентация, сайт, публикация, репортаж, видеофильм  и т.д.
  3. Информационные проекты – это тип проектов, призванный научить обучающихся добывать и анализировать информацию. Обучающиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, базы данных, методы анкетирования и интервьюирования), ее обработки и презентации (доклад, презентация, публикация).
  4. Практикоориентированные проекты – четко ориентированы на результат, которым может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность.

Для обобщения знаний и умений по изученной теме учащимся предлагается подготовить проектное задание: рекламный плакат, буклет, афишу, презентацию с краткими текстами, рисунками, фото, открытками, отражающими самое существенное содержание темы (работы обучающихся).

Личность не только развитая интеллектуально, но и обладающая способностью изобретательно, оригинально и конструктивно решать поставленные перед собой задачи, способна самореализоваться в любом виде профессиональной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛA заседания Жюри II (финального) 9-го Фестиваля художественного творчества обучающихся, студентов и педагогов "Творчество молодых"в номинации «Художественное чтение»

Астафурова Анастасия - дипломант конкурса чтецов "Творчество молодых" в номинации "Конкурс чтецов"Черанёва Наталья Александровна -дипломант конкурса чтецов "Творчество молодых" в номинации "Педагог на...

Мастер-класс по музыке "Музыка - урок познания через творчество"

 Основным на уроках музыки, по мнению современных авторов различных программ, должно быть не приобретение теоретических знаний, а расширение интонационно-образного багажа ребёнка, развитие...

Формирование читательской компетентности на уроках английского языка обучающихся в выпускных классах как средства повышения качества образования и результатов ГИА выпускников школы через обучение стратегиям чтения

Формирование читательской компетентности на уроках английского языка обучающихся в выпускных  классах как средства повышения качества образования и результатов ГИА выпускников школы через обучени...

Методическая литература по теме самообразования "Развитие речи обучающихся с нарушением интеллекта в процессе урока через использование современных педагогических технологий"

Подборка методической литературы в помощь учителю в работе по теме самообразования"Развитие речи обучающихся с нарушением интеллекта в процессе урока через использование современных педагогически...

Живопись и лепка на уроках литературы как средство повышения интереса к русскому языку через творчество

В данной методической разработке представлено использование творческих работ учащихся на уроках литературы как метода, гармонично развивающего потенциал личности в условиях индивидуальной и совместной...

Технологичекая карта урока «Патриотизм в современной России» разберемся через творчество Д.С.Лихачева»

Цели урока:Знакомство учащихся с жизнью и творческой деятельностью Д.С. ЛихачеваСовершенствование духовно-нравственных качеств личности, чувства ответственности и любви к Отечеству, развитие моральног...