Интегрированные уроки по информатике и экономике в старших класса
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) по теме

Интегрированные уроки по информатике и экономике в старщих классах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированные  уроки по информатике и экономике  в старших классах»

Тема  "Решение экономических задач в электронных таблицах"

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере.

В 10-11 классах общеобразовательной школы в преподавании экономики упор делается на углубление знаний по основам экономической теории и ее прикладным аспектам, изучение видов и форм предпринимательской деятельности, формирование навыков самостоятельного принятия нестандартных решений в сложных ситуациях, профессиональную ориентацию и овладение элементарными профессиональными навыками.

Организация экономического образования на этом этапе строится в соответствии с минимумом содержания предмета “Экономика” и двухуровневыми программами (для общеобразовательной школы и для школы с углубленным изучением экономики).

Для учащихся 10-11 классов уроки “Информационные технологии” дают дополнительную возможность по овладению экономическими знаниями и позволяют закрепить теоретические знания.

Прогнозируемые результаты обучения:

Формирование у учащихся знаний, умений и навыков:

  1. объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
  2. решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
  3. умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
  4. поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно постав ленной цели (сжато, полно, выборочно);
  5. работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации; работа с электронными таблицами с целью рационализации процесса обучения;
  6. самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
  7. овладение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: “Что произойдет, если...”);
  8. пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

В основу методической разработки информационной поддержки уроков экономики легла идея компетентностного - ориентированного образования, которая является одним из ответов системы образования на социальный заказ. Компетентность как результат образования выражается в овладении учащимися определенным набором способов деятельности. В компетентностно - ориентированном образовании кардинально меняется роль учителя, который теперь должен стать организатором процесса обучения, тьютором, обеспечивающим педагогическую поддержку и сопровождение деятельности учащихся.

Цели:

  1. Построение и редактирование точечных графиков в приложении MS Excel (информатика);
  2. Чтение и анализ графической интерпретации экономических задач, закрепление знаний по теме (экономика).

Задачи:

  1. Развитие экономической и информационной компетентности у учащихся.
  2. Убедиться, что торговля выгодна и покупателям (CS > 0), и продавцам (PS > 0).
  3. Убедиться, что законы спроса и предложения выполняются.
  4. Формирование умения использовать электронные таблицы для оптимизации процесса решения экономических задач.

Ход урока

Необходимо кратко напомнить учащимся основные теоретические положения тем “Спрос. Предложение. Рыночное равновесие”, “Ввод данных” и “Мастер диаграмм”, без которых экономическую задачу в электронных таблицах решить и проанализировать невозможно.

(см. презентацию)

Содержание основных экономических задач:

  1. правильное применение понятий “спрос” и “величина (объем) спроса”, их различие;
  2. общий, средний и предельный продукты;
  3. построение кривых спроса и предложения;
  4. определение равновесной цены и равновесного количества товара;
  5. нахождение новых параметров равновесия при изменении спроса и предложения;
  6. определение эластичности спроса.

Задача 1: Отобразите на графике данные из таблицы и охарактеризуйте функциональную зависимость между переменными.

Точки

Стоимость билетов на ж.д. транспорт (руб.)

Покупатели (тыс. чел.)

А

25

0

В

20

4

С

15

8

Д

10

12

Е

5

16

Г

0

20

Решение: Приведенные данные позволяют построить кривую спроса на железнодорожные билеты.

  1. Запустите программу Microsoft Excel.
  2. Введите исходные данные:

  1. Постройте точечный график:
  1. На панели инструментов “Форматирование” выбрать пиктограмму “Мастер диаграмм”.

  1. Выполнить 4 шага Мастера диаграмм

на первом шаге выбрать:

тип диаграммы Точечная,

вид Точечная диаграмма с сохранением пар значений

Второй, третий и четвертый шаги учащиеся выполняют самостоятельно по известному алгоритму

  1. Ожидаемый результат построения точечного графика:

  1. Постройте линию тренда (уравнение линии тренда задаст функциональную зависимость спроса)
  1. На диаграмме выделить ряд данных
  2. Вызвать контекстное меню ряда данных
  3. Выбрать команду Добавить линию тренда
  4. Выбрать тип Линейная, параметры Показать уравнение на диаграмме

  1. Ожидаемый результат построения точечного графика:

Данный график показывает обратную (отрицательную) функциональную зависимость между двумя переменными: по мере роста цены спрос на данный товар снижается.

Задача 2: Функция спроса на товар А может быть представлена в виде уравнения QD = 48-5P, а функция предложения в виде QS = 12+7P, где Р - цена товара. Определите цену на товар А и объем продаж в условиях равновесия.

Решение: В рыночных условиях равновесие достигается при равенстве спроса и предложения, т.е. точка равновесия (Е) соответствует точке пересечения кривых спроса и предложения.

I способ (алгебраический): чтобы найти равновесную цену, надо QD приравнять QS:

48-5P = 12+7P => РЕ = 3.

Для нахождения равновесного объема продаж подставляем найденную цену равновесия в функцию спроса или предложения: Q48-5P = 48 – 5*3 = 33.

II способ (графический) можно осуществить с помощью электронных таблиц:

Построить графики для функций QD и QS 

По итогам изложения теоретических положений и освоения практических навыков работы с компьютером учащимся предлагается решить задачу самостоятельно и интерпретировать полученные результаты (задача из сборника А.А.Мицкевич “Сборник заданий по экономике” М.: ВИТА Пресс,1988).

Задача 3: Покупатели и продавцы вышли на рынок некоторого товара со следующими предложениями по цене и количеству:

Покупатели

А

Б

В

Г

Д

Е

Цена

12

3

14

14,5

15

15,5

Количество

5

3

5

2

4

1

 

Продавцы

А

Б

В

Г

Цена

13,5

14,0

14,5

15

Количество

5

10

10

5

  1. Постройте шкалы и графики спроса и предложения.
  2. Что можно сказать о цене равновесия?
  3. Как изменится точка равновесия, если на рынок а выйдут покупатели Б и Г?
  4. Сколько товаров приобрел каждый покупатель?
  5. Сколько товаров продал каждый продавец?
  6. Определите неудовлетворенный спрос, и количество товаров оставшихся нереализованными.
  7. Определите эластичность спроса покупателя  А и продавца Б.

Решение: (прогнозируемые результаты деятельности учащихся)

А)   

Б)

В) Если на рынок не выйдут покупатели Б и Г, график будет иметь вид:

Г, Д)

Приобретения покупателей: А-0, Б-0, В,-5, Г-2, Д-4, Е-1

Продажи: А-5, Б-10, В-0, Г-0.

Е) Общий неудовлетворенный спрос: 20-12=8

Избыточное предложение: 30-12=18

Подведение итогов:

При решении задач мы повторили все типы задания спроса и предложения:

  1. аналитический (получены формулы);
  2. статистический (составлены таблицы);
  3. графический (построены графики).

Мы еще раз убедились в том, законы спроса и предложения выполняются и торговля выгодна и покупателям (CS > 0), и продавцам (PS > 0).

"Расчет оптимального объема производства фирмы-монополиста в электронных таблицах MS Excel"

Тема урока: «Решение экономических задач в электронных таблицах. Оптимальный выпуск продукции фирмой-монополистом и условие максимизации прибыли»

Цель урока: 

  1. обучающая – научить применять компьютерную информационную технологию обработки числовой информации на примере поведения фирмы-монополиста, максимизирующей прибыль;
  2. развивающая – содействовать развитию экономического мышления через анализ поведение фирмы-монополиста; выбирать программное обеспечение для решения конкретных экономических задач развивать образное мышление, развивать мыслительные операции обобщения и систематизации;
  3. воспитывающая – воспитывать гуманные отношения на уроке (т. е. отношение к другим людям через товарищество, дисциплинированность, вежливость, ответственность, честность). Повысить активность творческой деятельности учащихся.

Этапы урока:

I. Организационный

– приветствие учащихся;
– проверка готовности к уроку;
– организация внимания.

II. Сообщение темы урока, постановка цели и задач урока:

1. Сообщение темы урока.
2. Постановка цели урока – сегодня на уроке вам предстоит построить модель расчета оптимального объема выпуска товаров фирмой-монополистом средствами компьютерной информационной технологии, для этого необходимо применение знаний, полученных на уроках экономики и информатики;
3. Постановка задач урока:

  1. повторение основных понятий, связанных с оптимизацией объема производства фирмы-монополиста;
  2. повторение алгоритма построения графика функции в электронных таблицах Microsoft Excel;
  3. применение программы Microsoft Excel для расчета объема производства, максимизирующего прибыль и оптимальной цены товара.

III. Актуализация опорных знаний:

Учащимся предлагается система вопросов по экономике, связанных с поведением фирмы-монополиста в условиях совершенной конкуренции:

1. Вопросы по экономике 

  1. Что такое фирма?
  2. Какая фирма считается экономически эффективной?
  3. На каких рынках по степени конкуренции могут действовать фирмы?
  4. Какую фирму можно назвать фирмой-монополистом?
  5. Какие две главные задачи решает фирма-монополист?
  6. Какой объем производства является оптимальным?
  7. В чем заключается условие максимизации прибыли?
  8. Чему равна максимальная прибыль фирмы-монополиста?

Итог: Итак, фирма-монополист находит оптимальный объем выпуска товаров, приравнивая предельную выручку предельным затратам MR = MC
MR – от англ. marginal revenue (предельная выручка);
MC – от англ. marginal costs (предельные затраты).

Функции спроса, предельной выручки и предельных затрат представлены графически:

Равенство предельной выручки и предельных затрат есть точка пересечения кривой предельной выручки MR и кривой предельных затрат MC. Точку пересечения этих кривых проецируем на ось абсцисс и, таким образом, получаем оптимальный объем Q* выпуска товаров фирмы-монополиста.
Затем нужно установить цену, при которой потребители купили бы не меньшее количество товара. Полученный оптимальный объем Q* проецируем на кривую спроса (кривая P(Q)), получаем точку, которую необходимо проецировать на ось ординат – в результате получаем
оптимальную цену P*, установив ее, монополист будет получать максимально возможную прибыль.

2. Вопрос учащимся: «Возможно, ли построить график функции кривой спроса P(Q) с помощью компьютерных информационных технологий?»

Алгоритм построения графика функции в Excel (составляется совместно с учащимися и выводится на экран)

  1. Построить таблицу значений.
  2. Выделить построенную таблицу
  3. Запустить мастер построения диаграмм (Вставка – Диаграмма или соответствующая кнопка на панели инструментов
  4. Выбрать тип диаграммы
  5. Пройти все шаги мастера, заполняя соответствующие поля.

Далее выполняется построение графика функции кривой спроса P(Q) в электронных таблицах Microsoft Excel, если информация о спросе на продукцию некоторой фирмы представлена следующей таблицей

Q

0

1

2

3

4

P(Q)

4

3

2

1

0

3. Вопрос учащимся: «Как вычислить значения предельной выручки?»
Чтобы вычислить предельную выручку, найдем сначала общую выручку:
TR = Q*P(Q), затем рассчитаем предельную выручку по формуле:
MR = DTR / DQ = (TR2 – TR1) / (Q2 – Q1)

Итог: Мы рассмотрели построение графика функции в электронных таблицах Microsoft Excel на примере кривой спроса, повторили формулу расчета предельной выручки, и, таким образом, готовы к выполнению следующих заданий.

IV. Обобщение и систематизация изученного

Задание № 1 (учебник И. В. Липсица «Экономика», книга 2, М., 2001, стр. 108 –109)
Затраты на производство деталей мебелипри различных технологиях

Способ производства

Затраты труда

Затраты эл/энергии

Затраты произв. оборуд.

Всего затраты (10 дет.)

Затраты на произв. 1 дет.

Полностью ручной

70

10

2

82

8,2

С использованием электроинструментов

20

30

10

60

6,0

На основе компьютерного оборудования

15

20

40

75

7,5

Представлена следующая диаграмма, показывающая наиболее предпочтительную технологию по сумме затрат, основанную на использовании электроинструментов.

Контрольный вопрос №3 (данный учебник, стр. 109)

 

Какой из способов производства, охарактеризованных в таблице, будет наиболее экономически эффективным, если заработная плата повысится в 2 раза, а цена электроэнергии – в 2,5 раза?

Задание №2

Информация о спросе на продукцию некоторой фирмы представлена табличкой:

Q

0

1

2

3

4

5

6

7

P (Q)

13

12

11

10

9

8

7

6

а) Как вы считаете, данная фирма работает в условиях совершенной конкуренции или является монополистом?

б) Предположим, что предельные затраты фирмы постоянны и равны 4 ден. ед. (MC = 4).

  1. Постройте графики спроса, предельной выручки и предельных затрат.
  2. Используя построенные графики, определите оптимальный объем выпуска и цену, которую следует установить монополисту для максимизации прибыли.

Задание № 3

Предположим, услуги копировального аппарата, находящегося в приемной директора нашей школы, предоставляет фирма- монополист.

Информация о работе данной фирмы представлена в следующей таблице:

Цена за 1 лист копии (ден. ед.)

Количество заказов (шт.)

Общий доход TR

Общие затраты TC

Прибыль

7

0

 

300

 

6

100

 

400

 

5

200

 

600

 

4

350

 

900

 

3

600

 

1400

 

2

900

 

1900

 

Заполните таблицу. Найдите максимальную прибыль фирмы-монополиста.

V. Подведение итогов урока: 

  1. выполнение задач урока;
  2. информация о домашнем задании:

VI. Домашнее задание

1. Предположим, что спрос на некоторый товар описывается линейной функцией, заданной в общем виде: P (Q) = a – b*Q

а) Представьте данную кривую спроса графически.
б) Аналитически выведите функцию предельной выручки, соответствующую заданной функции спроса.
в) Представьте кривую предельной выручки графически.

2. Дмитрий Ахимиков изобрел эликсир жизни и установил  монополию на его производство и продажу. Предельные затраты изготовления дополнительного флакончика эликсира зависят от количества выпускаемых флакончиков следующим образом: MC (Q) = 2*Q.

Известно также, что предельная выручка зависит от количества проданных флаконов так, как описывает формула: MR (Q) = 40 – 2*Q.

Сколько флаконов эликсира жизни должен изготавливать и  продавать каждый день Дмитрий Алхимиков, чтобы получать максимальную прибыль.

VII. Рефлексия:

Учащимся предлагается ответить на вопрос «Интересно ли было содержание урока?» по следующим категориям:

  1. интересно;
  2. 50 / 50;
  3. неинтересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И ИНФОРМАТИКИ В СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА VI вида»

Обобщение опыта по применению проектных технологий в педагогической деятельности  педагога КГСКОУ«Барнаульская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIвида»...

Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся старших классов на уроках информатики через использование проектной технологии

Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся старших классов на уроках информатики через использование проектной технологии  9обобщение педагогического опыта)...

Кроссворды для старших классов по информатике

Кроссворд по информатике   Вопросы по горизонтали: 3. То, что мы делаем в Visual Basic5. Портативный вариант компьютера7. Графический… для рисования и ввода рукописного текста9. Сенсорн...

Применение игровых технологий на уроках экономики в старших классах коррекционной школы 8 вида

Данная статья  является опытом работы учителя математики коррекционной школы 8 вида Аристарховой Марины Алексеевны. В статье подробно рассмотрены игровые технологии, которые применяются в ра...

Злективный курс по информатике для 10-11 классов "Информатика в экономике"

Введение  элективного курса  связано с потребностями учеников овладеть основными экономическими знаниями в школе и применять их для решения практических задач. Рассчитан на учеников, избираю...

Интегрированный урок по информатике и экономике в 7 классе

Конспект интегрированного урока Информатика-Экономика. Тема  урока "Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин на примере изучения темы «Спрос»....

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЭКОНОМИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЭКОНОМИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ...