Коллаж
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс) по теме

Елена Владимировна Фадеева

Урок по информатике. Создание коллажа в графическом редакторе Photoshop.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок информатики в 6-1 классе по теме «Коллаж»

Данный урок проводился в 6-1 общеобразовательном классе общеобразовательной школы №339 на уроках Технологии 17.03.2011 г (длительность: 2 академических часа с перерывом в 10 мин). Предлагаемый урок построен по принципу урока – творческой мастерской и является одним из уроков раздела «Графический редактор Photoshop».

Тема урока: «Коллаж»

Цели урока: Изучение возможностей графического редактора  Adobe Photoshop;

Задачи урока:

образовательные

  1. Совершенствование навыков работы в графическом редакторе Photoshop;

воспитательные

  1. Воспитание культуры работы в графической среде;
  2. Воспитание патриотизма, любви к Санкт-Петербургу;
  3. Воспитание эстетического отношения к действительности;

развивающие

  1. Развитие активности и самостоятельности;
  2. Развитие критического и творческого мышления;
  3. Развитие умений ориентироваться в информационном пространстве

Класс: 6-1 (общеобразовательный)

Педагогическая технология: урок – творческая мастерская;

Место урока и база знаний учащихся:

  1. Учащиеся знакомы с инструментами графического редактора Photoshop и его основными возможностями: рисование, отражение, искажение и поворот элементов рисунка, копирование и вырезка элементов рисунка, создание и дубликат слоя, вставка надписей в текст, применение фильтров, инверсия выделенной области;
  2. Учащиеся имеют навыки работы с операционной системой Windows;
  3. Учащиеся знакомы с различными форматами графических файлов и умеют сохранять рисунки, созданные в графическом редакторе Photoshop, в различных форматах.

Возрастные и индивидуальные особенности учащихся данного класса:

  1. Избирательность внимания учащихся (характерно для учащихся среднего школьного возраста).
  2. Высокий творческий потенциал:
  1. успешно работают в условиях проектной методики;
  2. с удовольствием участвуют в конкурсах и проектах по различным предметам, в том числе и по информатике;
  1. Имеют интерес к информатике и учению в целом.

Общедидактические принципы, используемые на уроке:

  1. Принцип сознательности и активности учащихся:
  1. понимание учащимися целей предстоящей работы, плана действий и методики работы.
  1. Принцип наглядности обучения:
  1. демонстрация учителем всех действий, выполняемых учеником.
  1. Принцип систематичности и последовательности:
  1. опора на полученные ранее знания учащихся и их умения.
  1. Принцип доступности:
  1. учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
  1. Принцип связи с практикой:
  1. показаны возможности использования информационных технологий на других школьных предметах.

Методы и приёмы обучения, используемые на уроке:

  1. Методы организации и осуществления учебно-воспитательной деятельности учащихся:
  1. методы словесной передачи и слухового восприятия информации (словесные методы):

*) элементы рассказа-вступления;

*) элементы фронтальной беседы;

  1. методы наглядной передачи и зрительного восприятия информации (наглядные методы):
  2. *) метод демонстраций;
  3. методы передачи информации с помощью практической деятельности (практические методы):

*) творческая работа;

*) работа с бумагой;

  1. Методы стимулирования и мотивации учащихся:
  1. эмоциональные методы;
  2. познавательные методы;

Межпредметные связи:

  1. Изобразительное искусство (фотографии пейзажей Санкт-Петербурга);
  2. Музыкальное искусство (песни и фильм о Санкт-Петербурге);
  3. Литература (стихи о Петербурге);
  4. Трудовое обучение (работа с бумагой).

Предварительная подготовка:

  1. Учителем были подготовлены фотографии учащихся 6-1 класса.
  2. Учителем были подготовлены листы с фотографиями учащихся, распечатанные на лазерном чёрно-белом принтере.
  3. Учителем были подобраны фотографические изображения с видами Санкт-Петербурга (в электронном и бумажном виде).
  4. Задолго до урока учащимися на уроках русского языка и литературы были найдены в интернете или написаны стихи о Санкт-Петербурге.

Используемые ЭОР: Фонограммы и видео с песнями о Санкт-Петербурге;

План урока:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Работа с бумагой: вырезание и наклеивание фотографий, выполненных на принтере, на заранее подготовленные изображения пейзажей Санкт-Петербурга.
  3. Словарная работа.
  4. Объяснение нового материала (постановка целей, повторение ранее изученного материала, необходимого для работы).
  5. Творческая работа учащихся (создание коллажей).
  6. Подведение итогов.

Оборудование и материалы, необходимые для проведения урока:

  1. Компьютерный класс, имеющий локальную сеть, с установленными на все компьютеры операционной системой Windows и графическим редактором Photoshop;
  2. Мультимедийный проектор с экраном;
  3. Столы и стулья для учащихся;
  4. Листы с фотографиями учащихся, распечатанные на лазерном чёрно-белом принтере
  5. Фотографические изображения с достопримечательностями Санкт-Петербурга (в электронном и бумажном виде);
  6. Макет альбома коллажей;
  7. Клей;
  8. Ножницы;
  9. Магнитная доска;
  10. Заготовки со стихами о Санкт-Петербурге;

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Вступительное слово учителя

Звучит музыка и идут фрагменты фильма о Санкт-Петербурге. На магнитной доске прикреплён макет альбома коллажей.

Северная столица… город белых ночей и разводных мостов, прекрасных достопримечательностей, богатой истории в лицах и непредсказуемой погодой. Санкт-Петербург по праву можно считать одним из красивейших городов мира и культурной столицей России. В этом сможет убедиться каждый гость нашего города. Петербург привлекает туристов не только культурно-историческим богатством, но так же качеством и культурой обслуживания. Да, нам повезло: мы все живём здесь, на дивной, необычайно красивой земле. Все мы хотим, чтобы наш чудесный город радовал своей удивительной красотой не только нас, её жителей, но и жителей других регионов и стран. Хочется, чтобы в душе каждого человека жили воспоминания о нашей северной столице. Но как это сделать? Как привлечь внимание к Петербургу? Как сделать, чтобы люди стремились к нам?

Лучше всего о Петербурге могут рассказать электронные фотоальбомы. Сегодня на уроке мы постараемся сделать небольшой фотоальбом. Но простой набор фотографий – это неинтересно. Нашим друзьям будет приятнее рассматривать фотографии, на которых есть мы сами, а ещё лучше, если снимки будут содержать стихи о Петербурге.

Слушают музыку, смотрят фрагмент фильма.

Слушают рассказ учителя.

Отвечают на вопрос учителя.

2. Работа с бумагой

Прежде, чем мы приступим к изготовлению электронного альбома, давайте попробуем совместить фотографии с видами Петербурга и ваши собственные фотографии. Для этого у вас есть клей, ножницы и множество фотографий. Будьте осторожно, помните, что ножницами нужно пользоваться очень осторожно, чтобы не поранить себя и других. Готовые картины приклейте, пожалуйста, на заготовленные мною листы бумаги с картой Петербурга на доске.

Вырезают фотографии и наклеивают их на картины с видами Петербурга, после чего наклеивают получившиеся коллажи на прикреплённый макет альбома коллажей.

3. Словарная работа

А теперь давайте выясним, как же всё-таки называются сделанные нами картины. Есть ли у вас какие-то варианты?

Посмотрите на экран. Здесь выписаны определения нужного нам понятия из различных словарей.

1. Приём исполнения произведений изобразительного искусства путём наклеивания на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре (Толковый словарь русского языка для школьников. под. ред. С.И.Карантирова, М., 2000 (с. 226))

2. Приём в изобразительном искусстве, состоящий в прикреплении (приклеивании) к какой-либо основе разнообразных материалов иного цвета и фактуры, а также название произведений, выполненных при помощи этой техники, художественная композиция. (Краткий словарь современных понятий и терминов / Н.Т.Бунимович, Г.Г.Жаркова. Т.М.Корнилова и др. М., 1993 (с. 185))

3. Оклеивание обоями (Потоцкая В.В., Потоцкая Н.П. Французско-русский словарь. М., 1967 (с.111))

Что же общего в этих определениях?

А может кто-то догадался, о чём же всё-таки идёт речь?

Действительно, такие картинки называются коллажами. Вот, наконец, мы с вами и добрались до темы нашего сегодняшнего урока.

(появляется над определениями из словарей слово «КОЛЛАЖ»)

Предлагают свои варианты (возможные ответы: аппликация, композиция, панно, коллаж).

Читают определения.

Высказывают свои предположения.

4. Объяснение нового материала

На сегодняшнем уроке мы должны познакомиться с понятием «коллаж», научиться делать коллажи с помощью графического редактора Photoshop и к концу урока изготовить фотоальбом.

Как вы думаете, каким образом коллаж можно сделать с помощью известного нам графического редактора?

Конечно, наклеивать мы ничего не будем, а просто совместим две абсолютно разные картинки: собственную фотографию и фото с видами Санкт-Петербурга.

Итак, садимся за компьютеры.

1. У каждого из вас на Рабочем столе есть папка «Петербург». Откройте её.

2. Сделайте отображение страниц, если этого нет. А кто подскажет, как это сделать?

3. Измените размер окна папки «Петербург» и сделайте его таким, чтобы оно занимало пол-экрана.

4. Откройте папку «Фотографии», которая также находится на Рабочем столе.

5. Измените размер окна папки «Фотографии» и расположите его рядом с окном «Петербург».

Допустим, мы хотим сделать коллаж из двух картинок. Для этого выберем картинку под названием 1.jpeg из папки «Петербург», которое будет основой для коллажа. На него мы будем помещать другое фото под названием 2.jpeg из папки «Фотографии» .

Может быть, кто-то из вас уже догадался, как это можно сделать? Предложите свои варианты.

Молодцы! Коллаж будет состоять из двух фотографий и стихотворения о Петербурге. Как можно расположить фотографии и стихотворение?

  1. Откройте программу Photoshop.
  2. Откройте файлы 1.jpeg из папки «Петербург» и картинку под названием 2.jpeg из папки «Фотографии».
  3. Сделайте дубликат слоя файла 1.jpeg.
  4. Инструментом Прямоугольная область выделите фотографию и скопируйте ее на файл с изображением города (Редактирование - Скопировать, переходим на фото города, Редактирование - Вклеить).
  5. Встаньте на слой с фото города и непрозрачность фото сделайте от 60-70%.

Каким образом будем вставлять текст в рисунок?

Скопируйте стихотворение из текстового редактора и вставьте его в файл 1.jpeg.

Как мы назовём получившийся коллаж?

Название можно написать прямо на нашем коллаже.

Высказывают свои предположения.

Выполняют действия

Один из учеников отвечает.

Один из учеников напоминает алгоритм действия.

Учащиеся предлагают свои варианты.

Один из учеников предлагает свой вариант.

Предлагают вариант вставки текста в рисунок

5. Творческая работа учащихся.

Ну, а теперь вы займётесь творчеством. Каждый из вас сделает свой коллаж. Фотографии с видами Петербурга находятся в папке «Петербург», ваши собственные фотографии находятся в папке «Фотографии» . В свои коллажи вы должны будете включить строки о Петербурге. Готовый коллаж будете сохранять на Рабочем столе под именем КоллажN, где N – номер вашего компьютера.

В каком порядке вы будете работать: сначала создадите коллаж, а потом подберёте поэтические строки или наоборот, решать вам. Я же желаю вам творческих успехов. Пожалуйста, приступайте к работе!

Учитель помогает решить возможные технические проблемы, отвечает на вопросы. Пока учащиеся работают за компьютером, на экране идет фильм о Санкт-Петербурге.

По мере окончания работы учащимися учитель по локальной сети собирает все работы на главный компьютер

Учащиеся приступают к работе.

6. Подведение итогов урока.

Итак, скажите, чему же вы научились на сегодняшнем уроке?

А кто помнит, что такое коллаж?

Где можно использовать знания, полученные на уроке?

Настало время просмотреть полученный нами фотоальбом.

Звучит песня  о Петербурге, учащееся вместе с учителем просматривают получившиеся коллажи.

Вот и подошёл к концу наш урок. Мы создали фотоальбом, который можем отправить нашим друзьям, а вам на память об уроке тоже останется альбом с созданными вами коллажами.

Вы молодцы!

До встречи! До свидания!

Отвечают на вопросы учителя.

Прощаются с учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

коллаж к "Празднику осени"

Я с пятым классом создала его к школьному празднику....

Коллаж

  Презентация " Коллаж" предназначена, чтобы дать понятия о  коллаже,   развить эстетический вкус и творческие способности учащихся при  изготовлении и оформлении работы.Воспитать интерес к нетрадицио...

Коллаж "И помнит вся Россия"

Это обложка к материалм об Отечественной войне 1812 года...

Коллаж "И помнит вся Россия"

Это обложка к материалам об Отечественной войне 1812 года...

Коллаж "Недаром помнит вся Россия"

Представленный коллаж - самостоятельный плакат, задача которого раскрыть тему конкурса "Недаром помнит вся Россия" и показать, что Россия действительно ПОМНИТ своих героев!...

Всероссийский конкурс «Недаром помнит вся Россия" Коллаж. Тема «Женщины войны 1812 года»

Работа на всероссийский конкурс "Не даром помнит вся Россия" Коллаж посвящен 200-летию Отечественной войны 1812 года" Тема   "Женщины войны  1812 г"...

Всероссийский конкурс «Недаром помнит вся Россия" Коллаж. Тема «Женщины войны 1812 года»

В коллаже представлены русские женщины, разных  социальных слоёв населения  и их роль в период отечественной войны 1812 года....