Главные вкладки

    Возможности использования телекоммуникаций в учебном процессе.
    материал по информатике и икт на тему

    Чернецова Людмила Геннадьевна

     

    1.      Понятие телекоммуникационной среды.

    2.      Дидактические возможности компьютерных телекоммуникаций.

    3.      Особенности применения компьютерных телекоммуникаций в образовании.

    4/      Сущность телекоммуникационных проектов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл referat.docx49.98 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации

    и переподготовки работников образования»

    Реферат

    Возможности использования телекоммуникаций в учебном процессе.

    Выполнил:  преподаватель информатики

    ГБОУ СО НПО «Профессиональный лицей №49»

    Чернецова Людмила Геннадьевна

    Проверил: __________________________

    должность

                                                                               ___________________________________

    ___________________________________

    Ф.И.О.

    Саратов, 2012 г.

    Оглавление

    стр.

    Введение……………………………………………………………………………………….…3

    1. Понятие телекоммуникационной среды…………………………………………………..5
    2. Дидактические возможности компьютерных телекоммуникаций…………………...….7
    3. Особенности применения компьютерных телекоммуникаций в образовании….… …11
    4. Сущность телекоммуникационных проектов……………………...…………………….15

    Заключение……………………………………………..……………………………………….19

    Список использованных источников……………………….…………………………………20


    Введение

    Информационные технологии в наше время развиваются быстро и стремительно и вслед за собой открывают новые возможности, и новые взгляды на образовательный процесс. Они могут рассматриваться в качестве систематизирующей, связующей, практической составляющей учебного процесса в образовательной среде.

    Информационная среда - это часть образовательного пространства учебного заведения, функционирующего на основе компьютерных коммуникаций, включающая электронные образовательные ресурсы, новые формы организации учебной и внеучебной деятельности учащихся с использованием информационных и коммуникационных технологий, в том числе дистанционные формы обучения и учебные телекоммуникационные проекты (УТП).

    Средства информационных технологий позволяют учащимся расширить свой кругозор за счет современных телекоммуникационных сред, научиться отбирать информацию, систематизировать ее, представлять эту информацию в Сети, преобразовывая ее в соответствии с содержанием, имея ввиду практическую значимость представленного информационного ресурса. Роль телекоммуникационной среды в образовании, безусловно, огромна. Преподаватель перестает быть единственной инстанцией несения истины, а дидактические возможности телекоммуникационное среды в образование с использованием компьютерных технологий уже становится вполне конкурентоспособным на рынке образовательных услуг. Практика показывает, что с помощью телекоммуникационной среды обучающиеся часто и охотно занимаются самообразованием, общаются со своими сверстниками, находят общие интересы. Среди сетевых образовательных проектов можно выделить конкурсные, обучающие и смешанные. Именно дидактические возможности позволяют конкурсным, обучающим и смешанным образовательным проектам в телекоммуникационной среде влиять на качества знаний учащихся.

    Проблема: На практике  возможности телекоммуникационной среды используются не в полном объеме.

    Гипотеза: Качества знаний учащихся можно повысить, если использовать возможности телекоммуникационной среды на занятиях.

    Цель: Выявить возможности телекоммуникационной среды в повышении качества знаний.

    Задачи:

    1. Внедрить дидактические возможности телекоммуникационной среды на уроках информатики в повышении качества знаний;

    2. Изучить возможности телекоммуникационной среды;

    Объект:  возможности телекоммуникационной среды.

    Предмет: повышение качества знаний обучающихся.


    1. Понятие телекоммуникационной среды.

    Телекоммуникации (от греч. tele -- вдаль, далеко и лат. communication- общение) - передача произвольной информации на расстояние с помощью технических средств (телефона, телеграфа, радио, телевидения, компьютера и т. п.).

    Телекоммуникационными системами объединяются самые разные устройства: ЭВМ и телефаксы, телексы и видеомониторы, роботы и телекамеры и т. п.

    Компьютерные телекоммуникации - телекоммуникации, устройствами которых являются компьютеры.

    В учебной  практике, говоря о телекоммуникациях, чаше имеют в виду передачу, прием, обработку и хранение информации компьютерными средствами (с помощью модема), либо по традиционным телефонным линиям, либо с помощью спутниковой связи. Это компьютерные телекоммуникации (КТК). Передача и прием информации в КТК могут быть прямыми — с компьютера на компьютер (синхронная связь) и через промежуточную ЭВМ (асинхронная связь), которая позволяет накапливать сообщения и передавать ее на персональные компьютеры по мере запроса пользователями [17, С. 230; 4, С. 58].

    Синхронная телекоммуникационная связь.

    В этом случае партнеры должны предварительно договориться между собой о времени связи и некоторых процедурных вопросах. Такая связь не всегда удобна, особенно если речь идет о партнерах, находящихся в разных временных поясах.

    Асинхронная телекоммуникационная связь. Существует возможность пересылать информацию точно такими же средствами, но не сразу на компьютер партнера, а на промежуточную ЭВМ, специально предназначенную для приема, хранения и пересылки адресатам электронной почты.

    Компьютерные телекоммуникации сейчас не только самый новый, но и самый перспективный вид телекоммуникаций. Они обладают рядом преимуществ по сравнению с традиционными средствами общения - телефон, обычная почта (теперь ее на Западе называют snail-mail - почта-улитка) и передачи информации (телефакс).
    Во - первых, они дешевле многих других средств передачи текста (стоит отметить, что появляются даже специальные программы, позволяющие с помощью Интернет вести междугородные разговоры по телефону (это гораздо дешевле обычных услуг телефонных компаний). Во-вторых, допускают удобный асинхронный режим работы с почтой, в-третьих, позволяют не только получать и хранить, но и обрабатывать информацию.

    Компьютерные телекоммуникации интенсивно внедряются в образование. В высшей школе их используют для координации научных исследований, оперативного обмена информацией между участниками проектов, обучения на расстоянии, проведения консультаций. В системе общего, профессионального и специального образования - для повышения эффективности самостоятельной деятельности учащихся, связанной с разнообразными видами творческих работ, включая и учебную деятельность, на основе широкого использования исследовательских методов, свободного доступа к базам данных, обмена информацией с партнерами как внутри страны, так и за рубежом.

    Телекоммуникационные технологии предоставляют неограниченные возможности, чтобы решить проблемы дистанционного обучения не только для отдаленных регионов России, малокомплектных сельских школ, разбросанных по малым деревням, но и для больных детей, детей-инвалидов, не имеющих возможности посещать школу.

    Интернет (Internet)- является самой известной и наиболее емкой телекоммуникационной сетью. Это международная сеть сетей, в которой работают пользователи из университетов и исследовательских организаций, государственных учреждений и частных фирм и т. п. Сети, входящие в Интернет, базируются на едином для всех них наборе сетевых протоколов (TCP/IP), но они могут беспрепятственно обмениваться информацией и с другими сетями мира через специальные «шлюзы» - компьютеры, конвертирующие всю проходящую по сети информацию в нужные форматы в соответствии с системой протоколов, существующих в этих сетях. 
    Интернет был создан в США как экспериментальная сеть, объединившая телекоммуникационную сеть ARPAnet, радиовещательную и спутниковую сети, связанные с деятельностью Министерства обороны США. Сеть позволяет пересылать пакеты данных с одного подключенного к Интернету компьютера на любой другой, независимо от того, соединены они между собой или нет.


    1. Дидактические возможности компьютерных телекоммуникаций.

    По своим потенциальным возможностям, обусловленным и дидактическими свойствами, компьютерные телекоммуникации являются исключительно своевременными и перспективными для использования в сфере образования.

    В современном интегрированном сообществе нельзя учиться изолированно, ограничиваясь традиционным достаточно замкнутым социумом: учитель, друзья, семья. Телекоммуникации распахивают окна в широкий мир. Телекоммуникации (электронная почта, телеконференции) позволяют учащимся самостоятельно формировать свой взгляд на происходящие в мире события, осознавать многие явления и исследовать их с разных точек зрения, наконец, понять, что некоторые из проблем могут быть решены только совместными усилиями. Это - элементы глобального мышления. Огромное море информации в Интернете открывает перед учащимися возможность подбора необходимого материала в дополнение к имеющимися в учебнике, в справочниках.

    Электронная почта (e-mail, сокращ. от англ. electronic mail) — наиболее быстрый способ доставки писем и других видов сообщений. Время доставки состоит из двух периодов: времени, которое требуется для пересылки сообщения с вашего компьютера на компьютер получателя сообщения, и времени, через которое ваш коллега обратится к своему «почтовому ящику» и прочтет пришедшую ему почту. Если первый период времени зависит от технических особенностей сети (а обычно письмо пересылается от нескольких секунд до одного дня в любую точку планеты), то второй период времени полностью зависит от получателя.

    Телеконференця - это обмен мнениями с помощью электронных писем по поводу тех или иных тем, проводимый с привлечением одного или нескольких средств телекоммуникации (телефона, телевидения, видеотелефона, компьютерной телекоммуникации и т. п.).

    Каждый пользователь может подписаться на интересующие его телеконференции (всего их несколько десятков тысяч). При этом он будет получать все письма, посылаемые в соответствующие телеконференции, и имеет возможность высказать свое мнение или ответить на чей-то вопрос.

    Существует два вида электронных конференций, проводимых в Интернете:

    -  "реальные" конференции, когда пользователи общаются друг с другом непосредственно;

    -  отсроченные во времени дискуссии, которые чаще всего и называются электронными конференциями, или телеконференциями.

    Электронные конференции - это разновидность электронной доски объявлений, на которой все заинтересовавшиеся определенной темой обсуждения могут читать сообщения, отправленные другим пользователям или отвечать на них. Каждая конференция обычно имеет несколько "сюжетных линий", объединенных одной темой.

    Конференции бывают "открытыми" - доступными для любого пользователя сети - или "закрытыми", доступ к которым осуществляется только под строгим контролем ведущего конференции (модератора) и лишь для избранного количества участников.

    Электронные конференции используются для того, чтобы:

    а) задавать вопросы;

    б) отвечать на вопросы других;

    в) участвовать в дискуссии (многие конференции напоминают диспуты, в которых каждый имеет право выступить и высказать свое мнение);

    г) читать сообщения, пришедшие на конференцию;

    д)рассылать информационные сообщения, которые сразу же попадают в поле зрения всех заинтересованных пользователей;

    е) для учебных целей (для самообразования и для работы с учащимися);

    ж) для целей "паблик рилейшнз" (общественных связей), когда, принимая активное участие в работе конференции, можно рассказать о себе и о своих разработках, идеях, открытиях.

    Существуют и специальные устройства для передачи на расстояние статичных изображений как самого партнера, так и всевозможных фотоизображений, рисунков, графиков и пр., называемые люмофонами. Они могут быть, также включены в телеконференцию. Тогда это будет люмофонная телеконференция, обеспечиваемая телефонными линиями.

    Учащиеся получают доступ к богатейшим информационным ресурсам сетей и возможность работать совместно над интересующим их проектом учащимися из других стран, например, в рамках телеконференций - обсуждать проблемы практически со всем миром. Подобная перспектива сотрудничества и кооперации создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах и индивидуально. Совместная работа стимулирует учащихся к ознакомлению с разными точками зрения на изучаемую проблему, к поиску дополнительной информации, к оценке получаемых собственных результатов. Учитель становится руководителем, координатором, консультантом, к которому обращаются не по должности, а как к авторитетному источнику информации, как к эксперту. Обсуждение промежуточных результатов в классе, дискуссии, «мозговые атаки», доклады, рефераты обретают иное качество, поскольку они содержат не только материал учебников и официальных справочников, но и точки зрения партнеров по проекту из других регионов мира, полученные ими данные, их интерпретацию фактов, явлений.

    Рассматривая компьютерные телекоммуникации через призму вышеназванных тенденций в развитии образования, определим дидактические функции телекоммуникаций, показав, какие уникальные педагогические задачи удается решать с их помощью.

    Под дидактическими функциями мы понимаем внешнее проявление свойств средств обучения, используемых в учебно-воспитательном процессе с определенными целями. Это - их назначение, роль и место в учебном процессе.

    Итак, что дают телекоммуникации для решения поставленных выше педагогических проблем? Каковы их дидактические функции? Конечно, простое установление связи между двумя компьютерами, находящимися друг от друга на каком-то расстоянии (что при наличии технических условий не представляет ни малейшей трудности) - еще не решение педагогической проблемы. Такой опыт был в США, но он не увенчался успехом. Лишь когда технические возможности телекоммуникации удалось соединить с проектной деятельностью, основанной на поисковых, исследовательских методах, дело не только пошло, а оказалось весьма эффективным и перспективным. Когда телеконференции были интегрированы в программу педагогической практики студентов (особенно видеоконференции), в практику повышения квалификации учителей, дела стали развиваться еще успешнее. Уже накопленный, хотя пока и не очень значительный, опыт применения телекоммуникаций в различных сферах образования показал, что этот вид информационных технологий позволяет:

    · организовывать различного рода совместные исследовательские работы учащихся, учителей, студентов, научных работников из различных школ, научных и учебных центров одного либо разных регионов или даже разных стран;

    · обеспечивать оперативную консультационную помощь широкому кругу обучаемых из научно-методических центров;

    · оперативно обмениваться информацией, идеями, планами по интересующим участников вопросам, темам совместных проектов, расширяя, таким образом, свой кругозор, повышая свой культурный уровень;

    · возможность передачи и приема (обмена) этой информацией между пользователями, объединенными телекоммуникациями по различным каналам связи при различных схемах связи (“каждый с каждым”, “один со всеми” и др.);

    · возможность использования программных продуктов учебного назначения

    Педагогическое взаимодействие средствами телекоммуникационных технологий определяется как процесс совместной деятельности, в котором использование участниками образовательного процесса электронных сетевых образовательных ресурсов и технологий взаимодействия в телекоммуникационной среде становится нормой общения, имеющего определенную педагогическую цель, опирающегося на установленные ценности, следствием которого является изменение понимания и отношения к электронной сетевой телекоммуникационной среде как части информационного образовательного пространства.

    Системообразующими элементами информационно-образовательной среды служат электронные библиотеки учебных материалов, представляющие собой программные комплексы, обеспечивающие возможность накопления, актуализации и предоставления пользователям через телекоммуникационную сеть, полнотекстовых информационных ресурсов учебно-методического, справочного и иного назначения со своей системой документирования и безопасности.


    1. Особенности применения компьютерных телекоммуникаций в образовании.

    Передаваемый по сети текст становится автономным объектом, с которым может работать сам учащийся, вносить изменения непосредственно в полученный материал. Таким образом, учебный текст становится одновременно рабочей тетрадью.

    Современные средства представления информации на экране ПЭВМ позволяют существенно повысить степень учета эргономических требований к распространяемым в сетях учебным материалам: можно выбрать размер и тип шрифта, разместить в тексте не только рисунки, но и звуковые фрагменты или киноклипы.

    Возникает новая с точки зрения эргономики ситуация; обучающийся сам подбирает наиболее эргономичные лично для него характеристики изучаемого материала. Поэтому важно, чтобы обучающиеся с использованием компьютерных телекоммуникаций (КТК) овладели всеми необходимыми пользовательскими навыками как можно раньше. Современный учащийся может по своему усмотрению иллюстрировать изучаемый текст, сделав его более личностным. Он может самостоятельно пересоздавать любой текст, полученный из сети, иллюстрируя его по своему усмотрению, отбирая нужные аргументы, выстраивая их в определенную логику доказательности, отражающую его собственную точку зрения, образ его мысли [12, С. 20].

    Мультимедийные учебники позволяют поставить вопрос о соотношении дистанционного и традиционного обучения. Часто дистанционное обучение рассматривается как автономный вид обучения, противопоставляемый традиционному. Информационная технология на данном этапе предполагает унификацию способов работы с разнообразными программами, программы для работы в сетях тесно увязываются с остальными стандартными прикладными программами (офисными приложениями) в плане унификации (графического) интерфейса пользователя. В результате учебные курсы, созданные для автоматизации традиционного обучения, относительно легко переносятся на дистанционное обучение.

    Мультимедийность создает психологические моменты, способствующие восприятию и запоминанию материала с использованием подсознательных реакций учащегося: например, подведение итогов или выдача задания могут в каждой лекции дистанционного курса предваряться определенным звуком или мелодией, настраивающей ученика на определенный вид работы. Это обеспечивается заранее, в процессе подготовки курса и не требует сосредоточения внимания учителя [10, С. 120-122].

    Вместе с тем важно иметь в виду и определенные ограничения для мультимедийных КТК, вытекающие из технической природы используемых для передачи информации средств. Скорость передачи текста превосходит скорость чтения текста человеком. Передача же звучащей речи и музыки сталкивается с ограничениями. Средние по качеству модемы, реальные для школ в ближайшем будущем, не позволяют поддерживать естественный темп речи и музыки. Картина среднего размера воспринимается человеком за считанные секунды, а передача ее по сети занимает несколько минут

    Дистанционная форма обучения - получение образования без посещения учебного заведения с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации.

     Дистанционное обучение - заочное образование, самообразование и самообучение, заочное повышение квалификации и переподготовка, общедоступное "открытое" обучение.

    Дистанционное обучение - комплекс дидактических методов, основанных на совершенно иных по сравнению с традиционными принципах обучения. Однако удаленность преподавателя от обучаемого порождает ряд проблем, имеющих место даже при самой : совершенной системе дистанционного обучения. Действующая с 1993 г. сеть "ИНФОРМ-ОБРАЗОВАНИЕ" охватывает весь континент, крайние ее точки - Мурманск, Байконур, Камчатка. Фактически большинство регионов (в основном областные, краевые города, столицы республик) включены в сеть не только как получатели информации, но и как активные участники процессов формирования и распространения образовательной информации на территории России, с выходом за рубеж.

    Дистанционное обучение можно использовать в высшей школе, а также для повышения квалификации и переподготовки специалистов. Оно обеспечивает систематизацию и представление информации из общедоступных баз знаний, а также сертификацию знаний, расширяет доступ к учебным материалам и методическим ресурсам, повышает комфортность обучения, не отрывает от основной работы.

    Дистанционное образование открывает большие возможности для учеников-инвалидов. Современные информационные образовательные технологии позволяют учиться незрячим, глухим и страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

    Оно дает возможность осуществлять довузовскую подготовку. Это позволяет получать образование в удобное время без изменения места жительства; предоставляет равные возможности сельским школьникам в подготовке к вступительным экзаменам.

    Для всех выделенных направлений существует своя специфика, связанная с предметной областью и возрастными особенностями обучаемых.

    В последние годы все большее распространение получают четыре вида дистанционного обучения, основанного на:

    а)интерактивном телевидении (two-way TV);

    б)компьютерных телекоммуникационных сетях (региональных и глобальных, Internet) в режиме обмена текстовыми файлами;

    в)сочетании интерактивного телевидения и компьютерных телекоммуникационных сетей;

    г)компьютерных телекоммуникационных сетях с использованием мультимедийной информации, в том числе в интерактивном режиме, а также с использованием компьютерных видеоконференций.

    Дистанционное обучение предполагает и автономное использование курсов, записанных на видеодиски, компакт-диски и т.д., т.е. вне телекоммуникационных сетей, предназначенное для самообразования, так как они не предусматривают оперативной обратной связи с преподавателем. Существующая в настоящее время сеть открытого и дистанционного обучения в мировой практике базируется на шести известных моделях.

    Модель 1. Обучение по типу экстерната. Обучение, ориентированное на школьные или вузовские (экзаменационные) требования, предназначается для учащихся и студентов, которые по каким-то причинам не могут посещать очные учебные заведения.

    Модель 2. Университетское обучение (на базе одного университета). Система обучения для студентов, которые обучаются не очно (оп-campus), а на расстоянии, заочно или дистанционно, т.е. на основе новых информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации (off-campus). Такие программы для получения разнообразных аттестатов образования разработаны во многих ведущих университетах мира. Студентам предлагаются помимо печатных пособий аудио- и видеокассеты, разработанные ведущими преподавателями этих университетов.

    Модель 3. Обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных заведений. Сотрудничество нескольких образовательных организаций в подготовке программ заочного/дистанционного обучения позволяет сделать их более профессионально качественными и менее дорогостоящими. Перспективная цель данной программы - дать возможность любому гражданину стран Содружества получить любое образование на базе функционирующих в странах Содружества колледжей и университетов, не покидая своей страны, своего дома.

    Модель 4. Автономные образовательные учреждения. Специально созданные для целей дистанционного обучения образовательные учреждения ориентированы на разработку мультимедийных курсов. В их компетенцию входит также оценка знаний и аттестация обучаемых. Самым крупным подобным учреждением является Открытый университет в Лондоне. Плата за обучение осуществляется целиком теми организациями, фирмами, где работают студенты.

    Модель 5. Автономные обучающие системы. Обучение в рамках подобных систем ведется целиком посредством ТВ или радиопрограмм, а также дополнительных печатных пособий.

    Модель 6. Неформальное интегрированное дистанционное обучение на основе мультимедийных программ. Такие программы ориентированы на обучение взрослой аудитории, тех людей, которые по каким-то причинам не смогли закончить школьное образование.

    Основные цели всех моделей образования на расстоянии:

    1.Предоставить возможность обучаемым совершенствовать и пополнять свои знания в различных областях в рамках действующих образовательных программ.

    2.Помочь получить аттестат об образовании, ту или иную квалификационную степень на основе результатов соответствующих экзаменов (экстернат).

    Вывод: Под телекоммуникацией в международной практике понимается «передача произвольной информации на расстояние с помощью технических средств (телефона, телеграфа, радио, телевидения и т.п.)».

    Формулируются новые принципы и методологии организации учебного процесса, учитывающие индивидуализированные формы учебной деятельности и нацеленные на выработку проектно-исследовательских навыков, создание условий для становления комплекса компетенций, которые рассматриваются, как способности человека реализовать свои замыслы в условиях информационного и коммуникационного пространства.


    1. Сущность телекоммуникационных проектов

    Жизнь в условиях информационного общества меняет представления людей об информации. Чем полнее информация, которой человек сможет овладеть, тем в более выгодном положении по сравнению со своими коллегами по работе или учебе он окажется.

    А.Ю. Уваров считает, что образованный член общества должен знать о существовании общедоступных источников информации и уметь ими пользоваться, оценивать и обрабатывать имеющиеся у него данные с различных точек зрения. Следует признать, что уровень развития человека, его обучаемость существенно зависят от форм и качества общения, от наличия доступа к информационным ресурсам [20, С. 46-49].

    Расширить разные способы общения людей позволяют дистанционные технологии.

    Перед системой образования встает глобальная проблема - своевременно подготовить людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности в высокоавтоматизированной информационной среде обитания. Она должна обеспечить формирование у людей новых знаний, умений, которые им потребуются в новой информационной среде обитания, а также нового, целостного миропонимания и информационного мировоззрения

    В настоящее время в России, как и во многих других странах, осуществляется процесс модернизации образования, смещаются акценты в целях образования, начался практический переход от образования в условиях ограниченного доступа к информации к образованию в условиях неограниченного доступа к информации. Образование становится «открытым» или приобретает «открытую учебную архитектуру»

    Проблемам формирования и развития системы открытого образования посвящены многие работы. Главное стратегическое направление развития системы школьного образования в разных странах лежит на пути личностно-ориентированного образования - такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, психолога, а познавательная деятельность была бы ведущей в системе учитель-ученик, чтобы традиционная парадигма учитель - учебник - ученик была заменена на новую: ученик - учебник - учитель. Такая система отражает гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике. Главной отличительной чертой этого направления является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления.

    В настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования национальных систем образования с тем, чтобы ученик и студент действительно стали центральными фигурами учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащегося находилась в центре внимания педагогов-исследователей, разработчиков образовательных программ и средств обучения, административных работников [18, С. 33-46].

    Однако в условиях классно-урочной системы, господства авторитарного стиля в педагогике это реализовать практически невозможно.

    Совершенно новые возможности для учащихся и преподавателей открыли телекоммуникационные технологии. Наблюдения специалистов показали, что работа в компьютерных сетях актуализирует потребность учащихся быть членами социальной общности. Отмечаются улучшение грамотности и развитие речи детей через телекоммуникационное общение, повышение интереса к учебе и, как следствие, общий рост успеваемости. Получают все большее распространение международные телекоммуникационные проекты.

    УТП способствуют поиску нового содержания образования, изменению организационных методов и форм обучения.

    В сфере образования телекоммуникации получили развитие и в методе проектов.

    Основной формой организации учебной или внеучебной деятельности учащихся в сети может стать телекоммуникационный проект.

    Учебный телекоммуникационный проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности (Полат Е. С).

    Специфика телекоммуникационных проектов заключается в их и межпредметном характере. Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте, особенно международном, требуется, как правило, более глубокая интеграция знания, предполагающая не только знание собственно предмета исследуемой проблемы, но и понимание особенностей национальной культуры партнера, его мироощущения.

    Телекоммуникационные проекты должны предусматривать:

    1)процесс систематических, длительных наблюдений за тем или иным природным, физическим, социальным и другим явлением;

    2)сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных местностях, для выявления определенной тенденции или принятия решения, разработки предложений;

    3)сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления решений, пригодных для широкого круга задач;

    4)совместную творческую разработку с реальным результатом (создание журнала, пьесы, книги, музыкального произведения, предложений по совершенствованию учебного курса и т.д.);

    5)проведение увлекательных приключенческих совместных компьютерных игр, состязаний.

    Работа над любым проектом проходит в несколько этапов:

    1-й этап: организационный, включает поиск и представление партнеров.

    2-й этап: выбор и формулировка общей проблемы. Он включает определение целей и задач (зачем затевается этот проект, что ученики узнают и чему научатся по завершении работы над этим проектом); обсуждение плана достижения поставленных целей и уточнение подходящих для этого тем. Этот этап проводится состоявшимися учительскими парами при участии координаторов с обеих сторон (если проект международный).

    3-й этап: обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся на уроке и во внеурочное время. Предполагает работу координатора индивидуально с каждым учителем (лично или по сети).

    4-й этап: структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся и отдельных учеников, подбор необходимых материалов. Общий простой план становится развернутым, выделяются этапы и их задачи (подзадачи) и распределяются между группами учащихся с учетом их интересов, определяются планируемые результаты и способы их решения и оформления.

    5-й этап: собственно работа над проектом. Тщательно разработанные задания для каждой группы (2-5 чел.) учащихся и подобранный (если необходимо) материал позволяют учителю не вмешиваться в работу группы, выполняя роль консультанта. Предполагается интенсивный обмен информацией, мнениями, полученными результатами между партнерскими группами разных школ.

    6-й этап: презентация проекта. На этом этапе группы рассказывают о проделанной работе, результаты обобщаются и оформляются в виде книги, журнала, видеофильма. 7-й этап: подведение итогов.

    Формы работы могут быть различными: индивидуальные проекты (внутри общего проекта); парные проекты, когда над одним проектом работают партнеры в паре; групповые проекты, когда в проекте принимают участие группы с обеих сторон или группы из нескольких регионов. Проекты могут проводиться в рамках электронной почты или в телеконференциях. Формы организации совместной работы учащихся над проектом определяются исходя из особенностей тематики, целей совместной деятельности, интересов участников проекта. Главное, что в любом случае это разные виды самостоятельной деятельности учащихся. Успех проектной деятельности учащихся в большой степени зависит от организации работы внутри группы, от четкого распределения обязанностей и определения форм ответственности за выполняемую часть работы.

    Существуют различные классификации телекоммуникационных проектов.

    По преобладающему методу: исследовательские, творческие, приключенческие, игровые, информационные, практико-ориентированные.

    По содержанию: литературно-творческие, естественно-научные, экологические, языковые, культурологические, ролевоигровые, спортивные, географические, исторические, музыкальные. Есть и другие классификации.

    Вывод: С каждым годом все больше российских образовательных учреждений  подключается к действующим на территории нашей страны телекоммуникационным сетям. Как правило, подобное «подключение» означает на практике работу в сети одного-двух учителей информатики (поскольку модем чаще всего оказывается там, где есть компьютеры, — в кабинете информатики) и учащихся, которым просто интересно все новое, что связано с современными средствами вычислительной техники. Большой проблемой до сих пор остается такая организация работы в учебном заведении, при которой телекоммуникации стали бы доступны всем желающим — и учителям, и учащимся, и превратились в реальный инструмент для работы с разнообразной информацией в специфике организации работы с телекоммуникациями.


    Заключение

    Как бы ни были захватывающи и многофункциональны новые информационные технологии, роль педагога остается по-прежнему ведущей в учебном процессе, а ученик по-настоящему превращается в субъект педагогического процесса.

    Все компьютерные программы разработаны с обязательным активным участием педагогов, что предопределяет влияние учителя даже в случае самостоятельной работы с компьютерной программой. Не снижается и непосредственная значимость учителя в процессе общения ученика с компьютером. Ученику без учителя трудно представить, что необходимо усвоить. Учитель решает, исходя из индивидуальных особенностей ученика, какого характера программы более целесообразно использовать на том или ином этапе обучения репродуктивные или проблемные, обучающие или программы-тренажеры и т. д. Компьютер, высвобождая время учителя, выполняя многие рутинные работы, позволяет ему больше внимания уделять индивидуальной работе с учащимися, творчески подходить к учебно-воспитательному процессу. Ученику всегда будет ценнее улыбка и живое поощрение учителя, чем изображение улыбающегося человека на экране компьютера или формальная надпись: "Ты молодец!"

    Осуществляя обучение с использованием компьютера и новых информационных технологий, надо помнить о том, что необходимо обеспечивать обучающемуся возможность реализации личностных устремлений, индивидуальности, инициативы и самостоятельности. Особое значение приобретает формирование у него способности критически относиться к результатам, интерпретировать их, делать обобщающие выводы и принимать самостоятельные решения. А педагогу важно получать достаточно полную и объективную информацию о процессах личностного становления ученика, всячески содействуя этому процессу.


    Список использованных источников 

    1. Бухаркина М.Ю. Телекоммуникации в образовании? Это реально [Текст]/М.Ю. Бухаркина // Распахнутая дверь в мир педагогических и информационных технологий.. – С. 58-71.
    2. Бухаркина М.Ю. Телекоммуникации в учебном процессе [Текст]/ М.Ю. Бухаркина//Метод. рек  – С. 107-112.
    3. Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Телекоммуникации приходят в школу[Текст]/ М.Ю. Бухаркина , М.В. Моисеева//. Учебное пособие. М.: АО КУДИЦ, С. 17-18.
    4. Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Телекоммуникационные проекты в учебном процессе. - М.: АО КУДИЦ, – С. 58.
    5. Бухаркина М.Ю. Учебные проекты: возможности Интернет [Текст]/М.Ю. Бухаркина // Сборник докладов научно-практической конференции "Глобальные телекоммуникации в образовании" М.,– С. 60-65.
    6. Бухаркина М.Ю, М.В. Моисеева. ПМК-5 [Текст]/ М.Ю. Бухаркина , М.В. Моисеева// Програмно-методический комплекс.- М.: А/О КУДИЦ, .-С. 38.
    7. Кривощеков В.А.. Моисеева М.В. Компьютерные телекоммуникации и проектно-ориентированные методы обучения учащихся в школе. Материалы Республиканской научно-практической конференции "Регинформ-94", 6-8 декабря 1994 г., Пермь, 1994. – С. 30-31.
    8. Методические материалы "Технологии использования телекоммуникаций в высшем, школьном, дошкольном и дополнительном образовании" ИПС РАН и РосНИИРП, 1997. – С. 56
    9. Могилев А.В., Злотникова И.Я., Кравец В.В. Педагогические аспекты дистанционного образования[Текст]/А.В. Могилев, И.Я. Злотникова, В.В.Кравец// Воронеж, Изд-во ВГПУ, 1997. – С. 68-69.
    10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат. М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. − С. 120-122.
    11. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов [Текст]/Е.С.Полат//. - М.: Наука и школа, N4,1997. − С. 78-82.
    12. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка [Текст]/Е.С.Полат// Иностранные языки в школе - № 2, 3 - 2000 г.− С. 20.
    13. Российская педагогическая энциклопедия: в 2т. /Гл. ред. В.В. Давыдов. Т.1. М.: Большая Российская Энциклопедия.- 1993. − С. 608.
    14. Работа учащихся в телекоммуникационных проектах/В сб. Содержание и формы самостоятельной работы учащихся в условиях школьной медиатеки: Метод.рек./Под ред. Е.Н.Ястребцевой. – С. 117-121.
    15. Симоненко В.Д., Ретивых М.В., Матяш Н.В. Технологическое образование школьников: Теоретико-методологические аспекты. – Брянск: Изд-во БГПУ, – С. 230.
    16. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С.Полат - М., – С. 23.
    17. Телекоммуникации в учебно-воспитательном процессе в школе/ Под ред. Е.С.Полат.  – С. 230.
    18. Телекоммуникационные проекты и их специфика/В сб. Телекоммуникация в учебно-воспитательном процессе в школе: Метод.рек./Под ред. Полат Е.С.//М., 1993., – С. 33-46.
    19. Телекоммуникационные проекты в школах/ Телекоммуникационный вестник №2, М., 1994. – С. 42-43.
    20. Уваров А.Ю. Организация и проведение телекоммуникационных проектов (Библиотека методиста региональной образовательной компьютерной сети). Выпуск 2. Барнаул: Издательство БГПУ, 1996. – С. 46-49.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектная деятельность с использованием ИТ в учебном процессе

    Методическое пособие Регионального центра оценки качества образования и информационных технологий Санкт-Петербурга...

    Использование музея в учебном процессе.

    В статье рассказывается о применении материалов школьного краеведческого музея на уроках истории и обществознания....

    Использование музея в учебном процессе.

    В статье рассказывается о применении материалов школьного краеведческого музея на уроках истории и обществознания....

    Сбор, обработка, хранение и использование информации в учебном процессе

    Инструментом информационного обеспечения управления в школе является мониторинг - регулярный сбор, обработка и предоставление информации о ходе, условиях и результатах образовательного процесса. Предл...

    Возможности использования информационных технологий в процессе обучения химии

    Статья об использовании ИКТ - технологий и компьютера на уроках химии...

    Новые возможности использования ИКТ в образовательном процессе при обучении математике, с целью повышения качества знаний студентов.

    Материал подготовила преподаватель математики ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж» Подосинникова Е.А.Качественное математическое образование необходимо каждому человеку для его успеш...