Организация проектной деятельности учащихся в классе.
методическая разработка (информатика и икт, 8 класс) по теме

Старцева Любовь Викторовна

В данной статье показан собстенный опыт работы по организации научно - исследовательской и проектной деятельности учащихся  на уроках  и во внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizaciya_proektoy_deyatelnosti_uchashchihsya.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация  проектной деятельности учащихся  в классе» ( из опыта работы).

 Последние 6 лет я работаю в  МБОУ СОШ №  3 . Четыре года   я работала учителем информатики и ИКТ,  и второй год - учителем математики.

    За четыре года, работая учителем информатики и ИКТ, я приобрела  значительный опыт в создании проектов как в групповой работе с учащимися, так и в индивидуальной.  

О моем опыте научно- исследовательской и проектной работы и хочу рассказать.      

             Работа над проектами - одна из форм обучения учащихся информационным технологиям. Проектные задания  не только закрепляют практические навыки в использовании различных программ, но и развивают  творческие способности ребят, включают их в активную познавательную деятельность. 

В Стратегии модернизации образования отмечается, что важными целями образования стали:

развитие  у  детей  самостоятельности и способности к самоорганизации;

формирование высокого уровня правовой культуры;

развитие способности к созидательной деятельности, сотрудничеству;

толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

  В новой образовательной стратегии учащийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Это обуславливает необходимость организации такого образовательного процесса, который бы мог раскрывать и развивать творческий потенциал ребенка.  Результатом работы учителя становится активная, творческая деятельность обучающегося. 
    Ориентируясь на глобальные цели системы образования и учитывая специфику преподаваемых мною  предметов  «Информатика» и «Информационные технологии», я поставила перед собой цель:
 подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и в силу этого  способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру. 
       
Исходя из этой цели,  ставлю перед собой задачи:

Помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно, т. е. научить  оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки;

Способствовать развитию творческого потенциала учащихся;

Создать условия для формирования  у учащихся адекватной самооценки;

Способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде.

Поставленные задачи реализую на всех ступенях образовательного процесса, как в урочное так и во вне урочное время. Реализация этих целей и задач  невозможна без использования эффективных педагогических технологий.  Для меня такими технологиями стали проектная технология,  технология дифференцированного  обучения и технология коллективных способов обучения.  Их сочетание позволяет сформировать   у учащихся следующие навыки и умения:

информационные - способность грамотно выполнять действия с информацией;

коммуникативные - способность вступать в общение с целью быть понятым;

социальные -  способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;

предметные - способность применять полученные знания на практике.

     В своей деятельности ведущую роль отводила  проектной технологии, предполагая что, если метод проектов применять спланированной и постоянной составляющей частью образовательного процесса, то будут созданы условия  для:

формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью;

повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;

речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом;

развития  индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании;

изменения роли учителя в образовательной среде;

более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося.

    Первый проект, которым я руководила, назывался «Создание  сайта 9-б класса». Его выполняла ученица того же класса Замильева Рамиля.  Это была очень талантливая и способная ученица, которая смогла  блестяще  реализовать  все свои задумки и творческие мечты. Она подключила весь свой класс, создавая оригинальные снимки , придумывая карикатуры. Работать с ней было одно удовольствие, за ней не надо было бегать и вытягивать нужную информацию, она сама  очень увлеченно и плодотворно работала.           Обсуждая  будущий сайт класса, мы привлекали и ребят, и классного руководителя и других учителей школы.  Рамиля  блестяще его защитила на научно- практической конференции, которые ежегодно проводятся в нашей школе. К большому горю и сожалению о Замильевой Рамиле  приходится говорить в прошедшем времени, она недавно погибла в автомобильной  катастрофе.

     Тема следующего проекта «Роботы вокруг нас. Разум машины». Над ним работали ученицы 7-в класса Губанова Елизавета, Корсакова Светлана и Москаленко Ольга. Сейчас они ученицы 11 –го класса нашей школы.  Девчонки – умницы!  

     Цель работы  - собрать и систематизировать информацию о роботах. Дело в том, что эта тема существовала в программе по информатике и ИКТ для 7-го класса. А материала по этой теме  в учебнике Угриновича Н было только на одну страницу.  А ведь тема интересная и всегда вызывала у учеников повышенное внимание. Вот мы и решили рассказать в проекте о видах роботах,  об истории создания первого робота,  о роботах – андроидах..  Ну и , конечно, же о том ,  что могут делать роботы и зачем они нужны человеку.

     Девочки нашли,  обработали и систематизировали  огромное количество информации, подобрали красочные рисунки и фотографии. Была сделана презентация.

   Данная работа была неоднократно использована мною при объяснении темы « Роботы» по информатике и ИКТ в 7-ом классе. Ученики всегда  с большим интересом  смотрели презентацию девочек, задавали вопросы, добавляли что-то свое.

   Следующий  практико –ориентированный  проект  « Создание мультимедийных  презентаций  по математике»  принес  мне одни сплошные разочарования.   Целью работы стало создание презентаций для учителя математики по программе 5-6 класса.   По- другому, я получила заказ от учителя математики, которая просила учеников 8-х классов помочь ей в работе и создать огромное количество презентаций. Эти презентации должны были раскрыть все темы программы математики 5-6 класса. Учащиеся  должны были на слайдах объяснить тему, привести примеры, красочно оформить , добавить эффекты анимации. Другими словами,   мы должны были создать своеобразный  электронный  учебник по математике.

     Я изначально понимала , что беремся мы за непосильный труд, но решили попробовать.  Я подобрала группу  учеников 8- ых  классов для работы над  этим проектом. Группа состояла из шестнадцати человек , причем  среди них были как отличники и хорошисты, так и «середнячки».

  В конце сентября состоялось наше первое заседание группы, на котором были определены цели и задачи каждого ученика.  Дети по своему желанию разобрали математические темы, и как мне показалось, с большим энтузиазмом принялись за работу.

  Консультации по поводу создания презентаций я проводила  регулярно, но интерес учеников к этой работе стал постепенно пропадать. Учащиеся стали находить разного рода причины, чтобы выйти из проекта. Несколько месяцев я «везла на себе»  эту работу. Ребята, порой, приносили материал , полностью скаченный с Интернета, надеясь на то, что я сама отберу нужную информацию. Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформлению работ стали посещать не все, ссылаясь на занятость.  В результате,  только 40% учеников  сделали нужную работу, охватив тем самым менее половины первоначально планируемого задания.

    Сейчас можно сделать выводы и указать на те ошибки, которые были допущены мною при работе над этим проектом:

тема оказалась неинтересной и недоступной  для некоторых учеников;

слишком большой объем материала  для обработки содержала данная тема, поэтому оказалась непосильной;

работа над темой была растянута на несколько месяцев,  поэтому интерес  у детей угас;

работать над проектами  с большой группой детей очень хлопотно и сложно.

   Два года я  вела  среди учащихся   7-8 классов профориентационную  работу. Каждый год  на уроках  информационно-комуникационной технологии и  дома ребята создавали презентации, о какой- либо профессии и лучшие из них участвовали  в конкурсе «Фестиваль профессий».

    Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.   В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной  профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

   Цель профориентации не определить, кем быть ребенку в будущем, а лишь подвести к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению.

 Профессиональная ориентация направлена на решение следующих задач:

Ознакомление с миром профессий

Изучение интересов, способностей, склонностей и мотивов деятельности

Ознакомление с правилами выбора профессии

Мотивация размышлений о своем профессиональном будущем.

Цель:

Ознакомить с основами выбора профессии и заинтересовать в получении дополнительной информации по вопросам профессионального самоопределения.

      Решая поставленные  задачи, я предложила учащимся 7-8 классов разработать по одной презентации, в которой необходимо было рассказать о какой – либо профессии. Это могли быть профессии родителей, бабушек, дедушек, либо та, о которой мечтал  школьник. Выбор был большой, времени  на работу отводилось два месяца.  За это время некоторые успели сделать по две презентации.  С лучшими работами, ребята выступали на открытом внеклассном мероприятии «Фестиваль профессий» на семинаре директоров, проходивший в нашей школе.  

  Работа над данным проектом доставила мне огромное удовольствие. Я видела, что ребята с большим увлечением и интересом сидели за компьютером, создавая свои презентации. Творческий  подход к этой работе определил ее успех.

  Следующий проект был посвящен 55- летию города Чехова.  Результат работы - 38 презентаций о нашем городе и районе.

       Краеведение сегодня переживает новый этап развития.  Сейчас оно      рассматривается как возрождение духовной культуры. Краеведение имеет  неограниченные возможности для творческого поиска.

    Проект направлен на изучение темы « История Лопасненского края». Продолжительность проекта – 4 недели .  Обращение к данному проекту продиктовано теми изменениями, которые происходят в нашем обществе:

Забвение национальных традиций в обществе и семье;

Предпочтение материального  духовному, нравственному и интеллектуальному;

Духовное безразличие и пассивность современных подростков.

 На основе знакомства с литературой по теме и проведённых исследований учащиеся ответили  на основополагающий вопрос и поставленные проблемные вопросы, узнали  много интересного о достопримечательностях  Чехова и Чеховского района.

    Нам всегда кажется, что о своей малой родине мы знаем всё или почти всё. Наш край  может похвастаться многовековой историей.  Изучая историю  нашего города,  ребята сделали для себя много открытий и узнали много интересного.

В проекте были освещены разные аспекты нашей истории:

Молодинская битва и первые упоминания о Лопасне;

Пушкин в Лопасне;

Жизнь и творчество А.П. Чехова;

Стремиловский рубеж;

  Герои Советского Союза – наши земляки;

Экономика, образование, медицина, спорт, транспорт многое другое.

  Эти презентации у меня и сейчас  всегда под рукой, я охотно использую их на классных часах, а так же делюсь ими  с коллегами.

 Вот название некоторых из них:

Фонтаны города Чехова (Логинов Михаил),

А.П.Чехов – великий доктор и писатель (Войтов Кирилл),

Ночной город Чехов  (Рыбкин Ярослав),

Герои Советского Союза ( Софьина Ольга),

Символика  города Чехова (Санкина Ольга),

А.С.Пушкин (Корсакова Светлана)

Город, в котором хочется жить (Черемисина Анна) и многие другие.

    В заключение хочется отметить, что  проведение проектной и исследовательской деятельности требует от разработчиков высокой компетенции в выбранной сфере, творческой активности, собранности, аккуратности, целеустремленности и  высокой мотивации;

   Итогами проектной и исследовательской деятельности являются не только предметные их результаты, но и интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умений сотрудничать в коллективе и способностей самостоятельной работы, уяснение сущности творческой исследовательской или проектной работы.

     Ярким примером проектных работ школьников могут быть разработки компьютерных учебных пособий, выполненных самими школьниками по какой-то определенной теме химии, физики, биологии и т.д. Такого рода разработки следует однозначно отнести к проектной деятельности, поскольку результат этих работ четко определен, возможности применения продукта этой деятельности также несомненны – для учащихся школы при подготовке к урокам, к итоговому контролю, к экзаменам и для учителя при работе в классе. Социальная значимость добросовестно выполненного проекта также очевидна.

Список литературы:

Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся»;

Краля Н.А. «Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся»;

Смолякова Н.А. «Инновационный проект: краеведение как условие развития национального самосознания учащихся»;

Жильцова О.А. « Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся»

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности учащихся гуманитарных классов в процессе обучения математике и информатике

В статье рассказывается об особенностях организации проектной деятельности по математике и информатике в гуманитарных классах, в качестве примера описывается  работа учащихся над проектом, ц...

"ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ" (тезисы Коваленко Е.Г., печатная публикация "ИТО- Москва-2014")

В тезисах приводится обобщение опыта работы учителя информатики и ИКТ Коваленко Е.Г. по формам организации и реализации проектной деятельности, учащихся как технологии, развивающей метапредметность и ...

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся.  Актуализация проведения проектной деятельности...

Организация проектной деятельности учащихся старших классов на уроке информатики с использованием облачных технологий

В современном мире успех определяется способностью человека работать с информацией, анализировать, отбирать и применять ее. Обучение в школе может и должно быть построено с учетом постоянно развивающи...

Из опыта работы по организации проектной деятельность учащихся: " Компетентностный подход в реализации проектной деятельности детско-взрослых экологических сообществ"

  Метод проектов – это система учебно – познавательных приемов, позволяющих  решить ту или иную проблему в ходе самостоятельных и коллективных действий учащихся  и об...

Педагогический проект "Организация проектной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности , как единый процесс самореализации и социализации личности"

Данный педагогический проект показывает, как важно в настоящее время создать условия для самостоятельных действий учащихся в решении определенных задач, вызванных жизненной ситуацией и как необходимо ...

Методическое обеспечение эффективной деятельности учителей по внедрению проектной технологии и организации проектной деятельности учащихся в гимназии

Современный этап развития системы образования в России характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и п...