Человек и информация. Источники и приемники информации.
план-конспект урока (информатика и икт) по теме

Белова Наталья Викторовна

На уроке учащиеся познакомятся с основным понятием информатики – «Информацией» и познакомимся со свойствами информации, способами представления, передачи и получения информации, узнают какие виды информации существуют и что такое источники и приёмники информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_chelovek_i_informaciya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОЬРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ №13»

Конспект урока на тему:

«Человек и информация. Источники и приемники информации».

Подготовил: Белова Наталья Викторовна

Должность: учитель информатики

Категория: первая

Новомосковск

2011

Цели урока: Дать представление о понятие информации, виды информации, формы представления информации, свойства информации,  источники и приемники информации, формировать умение работать с поступающей к нам информацией, расширить информационную картину мира.

Задачи:

Образовательная: Помочь учащимся усвоить понятие информации, виды информации, формы представления информации, свойства информации,  источники и приемники информации. Закрепление основных понятий

Развивающая: Развитие воображения, мышления; развитие познавательных интересов в области информатики, самоконтроля, умения конспектировать.

Воспитательная: Воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

Оборудование:

доска, компьютер, проектор, компьютерная презентация.

План урока:

I. Орг. момент. (1 мин)

II. Актуализация знаний. (3 мин)

III. Теоретическая часть. (27 мин)

IV. Д/з (2 мин)

V.  Вопросы учеников. (5 мин)

VI.  Итог урока. (2 мин)

Ход урока:

I. Орг. момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

II. Актуализация знаний.

На прошлом уроке мы говорили о появлении термина «информатика». Давайте вспомним, откуда происходит «информатика», что это за наука, что она изучает и что такое компьютер.

Информатика – это техническая наука, определяющая сферу деятельности, связанную с процессами хранения, преобразования и передачи информации с помощью компьютера.

Компьютер – универсальный прибор для обработки информации.

То есть мы учимся работать с информацией с помощью компьютера. Поэтому сегодня мы поговорим о том, что такое информация.

III. Теоретическая часть.

Познавая окружающий мир, каждый из нас формирует свое представление о нем. Ежедневно мы узнаем что-то новое — получаем информацию. Термин «информация» в переводе с латинского означает «разъяснение, изложение, набор сведений». Информация — это очень емкое и глубокое понятие, которому не просто дать четкое определение.

Информацию вы получаете из разных источников: когда читаете, слушаете, смотрите телепередачу или разглядываете картину, дотрагиваетесь до предмета или пробуете какую-нибудь еду.

Информация несет человеку знания об окружающем мире. В наши дни человечество накопило огромное количество информации! Подсчитано, что общая сумма человеческих знаний до недавнего времени удваивалась каждые 50 лет. Сейчас объем информации удваивается через каждые два года. Представьте себе колоссальную библиотеку, содержащую эти сведения! От умения человека правильно воспринимать и обрабатывать информацию зависит во многом его способность к познанию окружающего мира.

Мир вокруг нас полон всевозможных образов, звуков, запахов, и всю эту информацию доносят до сознания человека его органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. С их помощью человек формирует свое первое представление о любом предмете, живом существе, произведении искусства, явлении и пр.

Глазами люди воспринимают зрительную информацию;

Органы слуха доставляют информацию в виде звуков;

Органы обоняния позволяют ощущать запахи;

Органы вкуса несут информацию о вкусе еды;

Органы осязания позволяют получить тактильную информацию.

Практически 90% информации человек получает при помощи органов зрения, примерно 9% — посредством органов слуха и только 1% — при помощи остальных органов чувств.

Люди, обмениваясь между собой информацией, постоянно должны задавать себе вопросы: понятна, актуальна и полезна ли она для окружающих, достоверны ли полученные сведения. Это позволит лучше понять друг друга, найти правильное решение в любой ситуации. Вы постоянно анализируете свойства информации, часто не придавая этому значения. В повседневной жизни от свойств информации часто зависят жизнь и здоровье людей, экономическое развитие общества.

Воспринимая информацию с помощью органов чувств, человек стремится зафиксировать ее так, чтобы она стала понятной и другим, представляя ее в той или иной форме.

Музыкальную тему композитор может наиграть на пианино, а затем записать с помощью нот. Образы, навеянные все той же мелодией, поэт может воплотить в виде стихотворения, хореограф выразить танцем, а художник — в картине.

Человек выражает свои мысли в виде предложений, составленных из слов. Слова, в свою очередь, состоят из букв. Это — алфавитное представление информации.

Форма представления одной и той же информации может быть различной. Это зависит от цели, которую вы перед собой поставили.

Таким образом, информацию можно представить в различной форме:

в знаковой письменной

символьную в виде текста, чисел, различных символов (текст учебника);

графическую (географическая карта);

табличную (таблица по физике);

в виде жестов или сигналов (светофор);

устной словесной (разговор).

Форма представления информации очень важна при ее передаче. В разные времена люди передавали информацию в различной форме с помощью: речи, дыма, забавного боя, звона колоколов, письма, телеграфа, радио, телефона, факса. Независимо от формы представления и способа передачи информации, она всегда передается с помощью какого-либо языка.

Про информацию можно сказать: что бы она оказалась нужной, она должна обладать некоторыми свойствами. И сейчас мы с вами разберем некоторые свойства информации.

1. Полнота – информация должна быть исчерпывающей.

Например, пожарные получили сообщение о том, что в городе начался пожар, но точный адрес им не сообщили. Пожарные получили неполную информацию. Смогут ли пожарные во время потушить пожар? А теперь вы можете предложить свои примеры полной и неполной информации.

2. Достоверность – информация должна поступать без ошибочных сведений.

Например, один из ваших одноклассников пошутил с вами и сообщил, что завтра воскресенье. Он сообщил вам неверную информацию. Вы поверили ему и не пошли в школу. Сможите ли вы привести примеры достоверной и недостоверной информации?

3. Понятность – поступающая к нам информация должна быть понятна.

Например, прогуливаясь в парке, вы встречаете инопланетянина. Он вам что то говорит на незнакомом вам языке, пытаясь установить с вами контакт. Сможет ли инопланетянин установит с вами контакт? Попробуйте привести свои примеры понятной и непонятной информации.

4. Своевременность – информация должна поступать к нам во время.

Например, вы – участник международных соревнований по велосипедному спорту. Вам сообщили, что соревнование начнется 1 сентября, продлятся всего лишь одну неделю, а сегодня на календаре – 20 сентября.  Сможете  ли вы принять участие в соревнованиях? А теперь попробуйте привести свои примеры.

И последнее пятое свойство информации Важность  - информация должна быть нужной нам (важной).

Например, вы узнали от друга, что на улице Мира живет черно-буро-малиновый кот. Важную ли информацию вы узнали от друга?

Передача информации осуществляется между источником и получателем информации через канал связи.

Источником информации могут быть: птицы, домашние животные, газета, журнал, сеть Интернет, растения.

 Приемником информации могут быть: человек, животные, птицы.

 Приемником знаковой информации ... (слово, текст) может быть только человек.

       Канал связи совокупность технических устройств, обеспечивающих передачу сигнала от источника к получателю.

Экспресс-опрос:

Какими способами можно рассказать о событиях? {Нарисовать картину или рисунок, описать в виде текста, рассказать устно, представить в виде театральной постановки или оперы, сочинить и спеть песню, изобразить жестами и мимикой.)

Какую роль может играть рисунок в тексте? (Дополнять текст, пояснять описание.)

Какими источниками информации вы пользуетесь? (Газеты, журналы, книги, телевизор, радио и пр.)

Может ли источником информации быть человек (мама, папа, бабушка, учитель, приятель)? (Да.)

Кто (или что) может быть приемником информации? (Человек.).

От источников информации мы получаем зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную, вкусовую информацию. Природа является неисчерпаемым источником информации для человека.

IV. Д/з

Знать, что такое информация, виды информации, формы представления информации, свойства информации,  источники и приемники информации.

V. Вопросы учеников.

Ответы на вопросы учащихся.

VI. Итог урока.

Подведение итога урока. Выставление оценок.

На уроке мы узнали, что же такое информация, обсудили виды информации, формы представления информации, свойства информации, поговорили об  источники и приемники информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация и знания. Восприятие информации человеком

Презентация к уроку информатики в 8 классе по теме "Информация и знания. Восприятие информации человеком"...

Человек и информация. Источники и приемники информации.

Презентация поможет учащимся усвоить понятие информации, виды информации, формы представления информации, свойства информации,  источники и приемники информации....

Тест «Носитель информации, источник, приёмник информации»

тест по теме "Носитель информации, источник, приёмник информации"...

Конспект урока по информатике по теме "Источники и приёмники информации"

Данный материал содержит разработку урока по теме: "Источники и приёмники информации"...

Приемники информации 2 класс

Приемники информации 2 класс...

Биологические источники и приемники звука

Биологические источники и приемники звука...