Итоговый урок по информатике и ИКТ в 6 классе (по Л.Босовой)
методическая разработка по информатике и икт (6 класс) по теме

Яковлева Елена Валерьевна

Последние уроки! Весна на улице! Ребята устали. Как их заинтересовать? Я провожу игровые уроки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovyy_urok_v_6kl.rar59.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока подготовлен

учителем информатики ГОУ СОШ №411 города Москвы

 Яковлевой Е.В.

Класс:  6

Модуль:  «Итоговое повторение»

Тема урока: «Повторим-ка!»

Тип урока: урок-соревнование

Цели урока:

Закрепить умения решать задачи разных типов.

Выявить уровень усвоения полученных знаний и умений учащихся

Создать условия для самостоятельного применения знаний и умений.

Задачи урока:

Обучающие:

способствовать повторению и обобщению изученного материала

обеспечить коррекцию знаний и умений

Развивающие:

способствовать развитию мыслительной деятельности, познавательных и коммуникативных умений, навыков работы в группе

способствовать развитию у школьников умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности

Воспитывающие:

способствовать воспитанию культуры труда, чувство соперничества, стремления к победе, умения работать в команде

способствовать воспитанию положительного отношения к знаниям

Оборудование:  

Персональные компьютеры

Мультимедийный проектор

Раздаточный материал для выполнения заданий и рефлексии.

Список литературы:

Л. Л. Босова. Информатика: Учебник для 5 класса, - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.

 Л. Л. Босова. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса, -  5-е изд., испр.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Л. Л. Босова, А. Ю. Босова.  Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие -3-е изд., испр. -  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

Л.А.Анеликова. Алгоритмика в теории и практике.- М.: Солон-пресс, 2007

Структура  урока:

I.       Организационный момент.

 (2 мин.)

II.      Представление и приветствия команд.

 (6 мин.)

III.    Выдача путевых листов

 (2 мин.)

IV.    Прохождение этапов

(30 мин.)

V.     Подведение итогов.  

(5 мин.)

Подготовка к уроку:

Начинается за неделю до его проведения. Класс разбивается на команды. В каждой – по 5 учеников. Каждая команда выбирает капитана и одного представителя в экспертную комиссию. Эксперты во время урока будут вместе с учителем анализировать и оценивать работу команд, поэтому они должны сами очень хорошо разбираться в изученном материале, быть объективными. Ученикам выдаются темы для повторения. Для подготовки к уроку учитель рекомендует ученикам использовать учебники, учебные пособия, справочную литературу, задачники. Во время подготовки к уроку ученики получают индивидуальные консультации. Учащиеся дают название команде и краткий девиз (возможно, эмблему команды). Приготовленные презентации для представления команд заранее устанавливаются на компьютер с мультимедийной установкой.

Таблица деятельности:

Наглядная информация

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Организационный этап

На доске – тема и эпиграф, таблица прохождения этапов

Приветствует учеников.

Объясняет задачи и хода урока, вступительное слово

Приветствуют учителя.

Задают вопросы при необходимости.

2 мин

Приветствие команд

 Использование мультимедийных презентаций для представления команд

Следит за регламентом, делает краткие выводы

Показывают выполнение домашнего задания.

Экспертная комиссия подводит первые итоги.

6 мин.

Получение путевых листов.

Путевые листы

Объясняет правила прохождения этапов. Следит за регламентом и дисциплиной

Получают путевые листы. Экспертная комиссия оглашает результаты представления команд.

2 мин

Прохождение этапов

На доске – тема и эпиграф, таблица прохождения этапов.

Карточки с заданиями 

Следит за выполнением заданий, фиксирует деятельность каждого учащегося, ошибки и пробелы в знаниях и умениях, особое внимание уделяет слабым ученикам, при необходимости корректирует выполнение заданий

Выполняют задания, сдают членам экспертной группы, получают подсказки для выполнения итогового задания (в зависимости от правильности выполнения заданий). Экспертная комиссия проверяет правильность выполнения заданий и выдает подсказки для итогового задания.

30 мин

Подведение итогов.

 На доске: заполненная таблица прохождения этапов.


Благодарит учащихся за работу на уроке. Подводит итоги урока, дает оценку деятельности учащихся.

Учитель отмечает наиболее активных участников соревнования, даёт рекомендации на будущее.

Экспертная комиссия подводит общий итог и называет команду-победительницу.

Каждый ученик за работу на уроке получает оценку.


5 мин

Ход урока:

1. Приветствие. Вступительное слово учителя.

Близится к концу учебный год. Мы с вами многому научились. Какие темы мы проходили?  (Ответы учащихся).

На уроке вы продолжите работу над этими темами, покажите как вы умеете логично и быстро мыслить, проявлять сообразительность.

По ходу урока командам предстоит выполнить несколько заданий, качество выполнения которых будет фиксироваться экспертами. При подведении итогов эксперты назовут команду – победительницу. Каждый за работу на уроке получит оценку.

Дома следует повторить параграфы 1.1, 1.2 и 1.4, решить задачи  из РТ: № 32 35 стр. 25-27. (Домашнее задание ученики записывают в дневники)

Давайте проверим свои знания! Предлагаю необычный урок. Урок-соревнование.  У нас есть три команды. Есть капитаны команд. Есть экспертная группа, которая выступит в роли судей. Надеюсь, дома вы повторили заданные темы. Все готово. Можно начинать.

Экспертов прошу занять свои места. Командам приготовиться. Начинаем соревнование.

2.  Представление команд.

Команды представляют название, капитана, девиз и эмблему. Экспертная комиссия выставляет баллы от 1 до 3. На экране – критерии:

1 балл – представлено название, выбран девиз, нет эмблемы.

2 балла - представлено название, выбран девиз, эмблема не соответствует названию и девизу.

3 балла - представлено название, выбран девиз, эмблема соответствует названию и девизу.

3.  Выдача путевых листов.

Капитаны получают листы с алгоритмами прохождения этапов (образец - в приложении). Учитель объясняет правила прохождения этапов. Объясняет, что за каждое правильно выполненное задание команда получает подсказку для выполнения итогового задания. В итоге ученики должны с помощью подсказок написать программу для создания графического изображения на языке программирования QBASIC.

Цель подсказок – сокращение времени написания программы: учащимся предлагаются заданные координаты (например, центра окружности). Правила написание программы и ее синтаксис учащиеся соблюдают самостоятельно. Причем, если школьники не получили какую-либо подсказку, у них есть возможность самостоятельно рассчитать нужные координаты и выполнить итоговое задание.

4.   Прохождение этапов.

Первое задание выдается вместе с путевым листом. На выполнение  заданий отводится ограниченное время:

   1 задание – 3 минуты

   2 задание -  5 минут

   3 задание -  3 минуты.

Задания построены таким образом, чтобы каждый участник команды выполнил свою часть задания. По окончанию работы капитан выполняет правильность выполнения и сдает бланк с результатами в экспертную группу и получает новое задание. Экспертная группа проверяет правильность выполнения, заносит результат в таблицу прохождения этапов и выдает подсказку команде, если задание решено правильно (или команда набрала 1-2 балла).

Шкала оценивания:

1 задание:

 2 балла – задание решено верно

 1 балл -    правильно ответили на 2 из 3 вопросов

 0 баллов – правильно ответили только на один вопрос.

2 задание:

2 балла  – задание решено верно

1 балл  -    допустили одну ошибку

0 баллов – не выполнили задание

3 задание:

2 балла  – задание решено верно

1 балл  -    допустили одну ошибку

0 баллов – не выполнили задание

Задание 1 (тест).

Вариант 1.

1. Укажите недостающее понятие: Художник – холст = компьютер - …

сканер

клавиатура

монитор

процессор

2.  Сколько битов содержится в 2 байтах?

8 битов

16 битов

2048 битов

1024 бита

3.   Вы открыли папку с компьютерной игрой Tetris и увидели там несколько файлов:

Tetris. avi

Tetris. com

Tetris. bmp

Tetris. txt

Tetris. wav.

Укажите, какой файл вы откроете, чтобы прочесть инструкцию к игре.

Вариант 2.

1.  Укажите недостающее понятие: Человек – мозг = компьютер - …

системный блок

клавиатура

монитор

процессор

2.  2 Кбайт – это:

2000 битов

8 битов

2048 битов

2048 байтов

3.  Вы открыли папку с компьютерной игрой Tetris и увидели там несколько файлов:

Tetris. avi

Tetris. com

Tetris. bmp

Tetris. txt

Tetris. wav.

Укажите, какой файл вы откроете, чтобы прослушать музыкальное сопровождение к игре.

Вариант 3.

1. Укажите недостающее понятие: Человек – записная книжка = компьютер - …

оперативная память

долговременная память

монитор

процессор

2.  В сообщении 1 символ в сообщении кодируется 8 битами. Сколько байт в слове школа?

5 байт

8 байт

10 байт

40 байт

3.  Вы открыли папку с компьютерной игрой Tetris и увидели там несколько файлов:

Tetris. avi

Tetris. com

Tetris. bmp

Tetris. txt

Tetris. wav.

Укажите, какой файл вы откроете, чтобы посмотреть демонстрационный ролик к игре.

Вариант 4.

1.  Укажите недостающее понятие: Компьютер – память = завод - …

Цех

Склад

Офис

Проходная

2.  В сообщении 1 символ в сообщении кодируется 2 байтами. Сколько бит в слове школа?

5 бит

8 бит

10 бит

80 бит

3.  .  Вы открыли папку с компьютерной игрой Tetris и увидели там несколько файлов:

Tetris. avi

Tetris. com

Tetris. bmp

Tetris. txt

Tetris. wav.

Укажите, какой файл вы откроете, чтобы запустить игру.

Задание 2.

Вариант 1.

Дано черно-белое графическое изображение. Запишите его двоичный код. От двоичного кода перейдите к десятичному коду. Найдите сумму полученных десятичных чисел.

Изображение

Двоичный код

Десятичный код

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

1

0

0

36

Вариант 2.

Дано черно-белое графическое изображение. Запишите его двоичный код. От двоичного кода перейдите к десятичному коду. Найдите сумму полученных десятичных чисел.

Изображение

Двоичный код

Десятичный код

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

16

Вариант 3.

Дано черно-белое графическое изображение. Запишите его двоичный код. От двоичного кода перейдите к десятичному коду. Найдите сумму полученных десятичных чисел.

Изображение

Двоичный код

Десятичный код

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

1

0

0

36

Вариант 4.

Дано черно-белое графическое изображение. Запишите его двоичный код. От двоичного кода перейдите к десятичному коду. Найдите сумму полученных десятичных чисел.

Изображение

Двоичный код

Десятичный код

0

0

1

0

0

0

0

1

33

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Задание 3.

Вариант 1.

Исполнитель Робот движется по клетчатой доске. У Робота есть 4 команды перемещения:

вверх

вниз

вправо

влево

При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку вверх, вниз, вправо, влево соответственно. Робот выполнил программу:

вправо

вверх

вправо

вверх

влево

влево

Какое наименьшее количество команд должен выполнить Робот, чтобы вернуться в исходную точку?

Вариант 2.

Исполнитель Вычислитель выполняет две команды, которым присвоены номера:

1. Прибавь 3

2. Вычти 2

Первая команда прибавляет к числу число 3, вторая вычитает из числа число 2. Запишите

порядок команд в алгоритме получения из числа 11 числа15, указывая только номера команд.

Вариант 3.

Исполнитель Кузнечик прыгает вдоль числовой прямой на заданное число делений. Система команд исполнителя Кузнечик:

Влево 4

Вправо 5

При выполнении команды Влево 4  Кузнечик перемещается вдоль числовой прямой на 4 единицы влево. При выполнении команды Вправо 5  Кузнечик перемещается вдоль числовой прямой на 5 единицы вправо.

В настоящий момент Кузнечик находится в точке 7. В какой точке окажется Кузнечик после выполнения программы:

Вправо 5

Влево 4

Вправо 5

Влево 4

Влево 4?

Вариант 4.

Исполнитель Кузнечик прыгает вдоль числовой прямой на заданное число делений. Система команд исполнителя Кузнечик:

Вправо < число>

Кузнечик прыгает на указанное число единиц вправо

Влево < число>

Кузнечик прыгает на указанное число единиц влево

Кузнечик находится в точке 7. В какой точке он окажется после выполнения следующей программы:

Вправо 4

Влево 8

Влево 1

Вправо 3

Вправо 5?  

После выполнения третьего задания учащиеся составляют программу для построения смайлика. Команда, выполнившая задание первой получает 3 балла, второй – 2 балл, третьей – 1 балл. Если задание не выполнено – 0 баллов. Время этапа – 10 минут. Та команда, которая справилась с заданием быстрее, может оформить смайлик по их желанию за дополнительные 2 балла (раскрасить, добавить какие-либо элементы).

Подсказки:

Подсказка 1 (Круг лица у смайлика). Нарисуйте окружность с центром в точке с координатами (x,y) и радиусом r (координаты центра и радиус окружности различны для команд)

Подсказка 2 (Глаза у смайлика). Нарисуйте окружность с центром в точке (х1, у1) и радиусом r1 и окружность с центром в точке (х2, у2) и радиусом r2.

Подсказка 3 (Рот у смайлика). Нарисуйте линию от точки (х1, у1) до точки (х2, у2).

4. Подведение итогов

Экспертная комиссия подводит общий итог и называет колонку-победительницу.

Учитель отмечает наиболее активных участников соревнования, даёт рекомендации на будущее. Каждый ученик за работу на уроке получает оценку.

Учитель просит оценить урок по 5-ти бальной шкале (бланки для рефлексии см. в приложении).

Заключение

Урок-соревнование проходит интересно, в деловой обстановке. Ученики проявляют активность и получают удовлетворение от работы.

Урок является насыщенным: за сравнительно небольшой промежуток времени (45 мин) удаётся не только повторить и обобщить изученный материал, но и провести работу по формированию умений учащихся применять знания для решения задач.

На уроке создаётся обстановка для делового общения учеников, обмена мнениями. У учеников формируются умения работать в группе, объяснять материал своим товарищам, анализировать и оценивать ответы друг друга, то есть им частично передаются функции учителя.

Проведение повторительно-обобщающих уроков в форме уроков-соревнований способствует развитию интереса к изучению информатики, навыков общения и работы в группе, логичности и самостоятельности мышления, сообразительности, соревновательности, навыков взаимоконтроля.

Приложение 1 (бланк для рефлексии).

1. Оцените урок по 5-ти бальной шкале

2.  Какие моменты урока вызвали затруднения (по 5-ти бальной шкале):

- прочтение условия

- решение 1-го задания

- решение 2-го задания

- решение 3-го задания

- написание программы

- работа в группе

  Приложение 2.

конец

Исправьте программу

Устраивает изображение?

Получите результат

Напишите программу построения изображения, используя подсказки

Вы получили 1 или 2 балла?

Выполните задание 3

Получите подсказку № 3

Получите подсказку № 2

Вы получили 1 или 2 балла?

Выполните задание 2

Получите подсказку № 1

Вы получили 1 или 2 балла?

Выполните задание 1

начало


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс к учебнику Босовой Л.Л.

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образова...

Урок по информатике для учащихся 6 класса по учебнику Л.Л. Босовой. Тема: «Растровое кодирование графической информации»

Тема: «Растровое кодирование графической информации»Цели: актуализировать материал по двоичному кодированию, изученный ранее; познакомить учащихся и сформировать у них представление о растро...

Тематическое планирование по информатике и ИКТ, 5 класс (по Л. Босовой)

Тематическое планирование по информатике 5 класс1 час в неделю (за год 34 часа)автор учебника Л. Босова...

План-конспект открытого урока по информатике: "Метод координат" (5 класс Босова ФГОС)

План-конспект открытого урока с дополнительными материалами....

Рабочая программа " Информатика и ИКТ", 5 класс, Л.Л. Босова

Рабочая программа  курса  " Информатика И ИКТ" для 5 класса составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, с учетом УУД...

Рабочая программа по Информатике для 5-9 классов по УМК Босовой Л.Л. (ФГОС ООО)

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к р...