Информационные и коммуникационные технологии
план-конспект урока по информатике и икт по теме

вопросы и ответы по ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voprosy_i_otvety_po_it.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

Вопрос № 1

Понятия «технология» и «информационная технология». Этапы развития информационных технологий. Основа и виды информационных технологий.

Технология (гр. teche  - множество,  logus -  учение, учение о мастерстве) – совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов, при которых происходит некоторое качественное изменение обрабатываемых объектов.

Информационная технология – совокупность методов и приёмов, производственных и программно-технологических средств, объединённых в технологическую целину, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение  информации.

Информационные технологии предназначены для снижения трудоёмкости процессов использования информационных ресурсов.

Несмотря на внешнее сходство промышленной и информационной технологии, в конечном счёте, получается новый товар (только в последнем случае – информационный), следует подчеркнуть, что промышленная технология – процесс непрерывный, в отличие от информационной технологии.

Для того, чтобы лучше себе представить разницу между прошлым и настоящим информационных технологий, обратимся к истории их развития. Она включает в себя ряд этапов.

До второй половины XIX века основу информационной технологии составляли перо, чернильница и бухгалтерская книга. Связь между исполнителями (участниками процесса) осуществлялась путём обмена письмами, доставляемыми курьерами. Эффективность информационной обработки была крайне низкой (например, каждое письмо копировалось вручную).

В конце XIX века на смену предыдущей информационной технологии (так называемой «ручной») пришла «механическая». Эффективность информационной обработки и скорость передачи информации резко возросли благодаря появлению пишущей машинки и телефона.

В середине XX века началось широкое использование электрических пишущих машинок, копировальных аппаратов и диктофонов. Это привело к повышению качества, количества и скорости обработки документов. Информационная технология того времени получила название «электрической».

В 60 – 70 годах XX века возможности информационных технологий были значительно расширены за счёт применения больших стационарных ЭВМ. Это явилось началом нового этапа в развитии информационных технологий – появлению электронной или компьютерной технологии.

Совершенствование информационных компьютерных технологий продолжается и сегодня. Основу таких информационных технологий составляют:

Средства автоматизации (прежде всего компьютеры).

Программное обеспечение.

Развитые средства связи (телекоммуникации).

Учёт экономических требований к комплексу технических средств и программному обеспечению со стороны человека.

Предварительная подготовка и обучение пользователей.

Виды информационных технологий

обработки документов;

обработки табличной информации;

баз данных;

разработки интеллектуальных систем;

мультимедиа;

сетевые и коммуникационные.

Вопрос № 2

Два подхода  к внедрению информационных технологий.

Информационная технология приспосабливается к существующей структуре. Модернизируются рабочие места сотрудников офиса, задействованные в документообороте и принятии решений. Могут перераспределяться некоторые функции между ними. Структура офиса, обязанности, методы и содержание работы сотрудников существенно не изменяются. В виде схемы этот подход показан на рисунке.

Информационная технология изменяет существующую структуру. Максимально развиваются телекоммуникации. Появляются новые организационные взаимосвязи. Перераспределяются некоторые функции сотрудников, может произойти их сокращение. (Так, например, должность юриста может быть сокращена, а его функции переданы секретарю-референту, имеющему юридическое образование). Модернизируются рабочие места практически всех сотрудников офиса.

Таким образом, первый подход ориентируется на существующую структуру офиса или фирмы. При этом степень риска ошибочных решений и затраты минимальны.

Второй подход ориентирован на будущую структуру офиса или фирмы. При таком подходе средства автоматизации (прежде всего компьютеры) максимально приближены к рабочим местам сотрудников.

Вопрос № 3

Основные функции информационных технологий. Сравните возможности обычной пишущей машинки и современного персонального компьютера.

Характеристики (основные функции) информационных технологий:

Непрерывная информационная поддержка на всех этапах прохождения информации на основе объединения баз данных. Она предусматривает единую унифицированную форму представления, передачи, хранения, поиска, отображения, восстановления и защиты данных.

 Безбумажный процесс создания документа, при котором на бумаге фиксируется только окончательный вариант документа, а промежуточные версии и необходимая информация записаны на электронные носители (например, жёсткий диск) и, при необходимости, могут просматриваться на экране монитора.

Возможность работы в диалоговом режиме при обработке информации на компьютере.

Возможность коллективного создания документов на основе группы компьютеров, объединённых каналами передачи данных.

Возможности обычной пишущей машинки

Возможности современного персонального компьютера

В случае возникновения ошибок при печати используется замазка, лезвие и стирательная резинка (ластик) или перепечатывается целая страница


Копирование страниц и документа в целом только с использованием копировальной бумаги.

Ошибку можно исправить в электронном варианте документа.

В случае возникновения ошибок при вводе новых данных, расчёта и подготовка отчётных документов их легко устранить в электронном варианте документа.

При создании часто используемых документов можно создать их шаблоны (заготовки).

Появляются новые возможности при распечатке документа на принтере.

Автоматическая нумерация страниц.

Выбор параметров страницы (например, печать её в альбомном или книжном формате).

Быстрое копирование страниц и документов в целом (на матричных принтерах возможно применение копировальной бумаги) и др.

Можно создавать архивы документов в электронном виде.

Вопрос № 4

Разведите понятия «инновационная технология», «образовательная технология» и «педагогическая технология». Сравните возможности обычного калькулятора и современного персонального компьютера.

Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических приемов, методов обучения, воспитательных средств.

Образовательная технология – это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.

Инновационная технология – новая, новейшая технология.

Возможности обычного калькулятора или электромеханической бухгалтерской машины и пишущей машинки

Возможности современного персонального компьютера

Использование их при проведении необходимых расчетов и составлении отчётных документов (например, ведомости выдачи заработной платы).

В случае возникновения ошибок при расчётах и печати используется: замазка, лезвие и стирательная резинка (ластик) или перепечатывается целая страница или документ.

Копирование страниц и документа в целом осуществляется только с использованием копировальной бумаги.

Использование специальной программы расчёта заработной платы, установленной на ПК, которая позволяет автоматизировать этот процесс (от ввода исходных данных и проведения соответствующих расчётов до подготовки и распечатки отчетных документов).

В случае возникновения ошибки при вводе исходных данных, расчётах и подготовке отчётных документов их легко устранить в электронном варианте документа.

Если подобный или аналогичный документ уже создавался, можно воспользоваться им как основой для создания нового документа.

При создании части используемых документов можно применять их шаблоны (заготовки).

Появляются новые возможности при распечатке документа на принтере:

автоматическая нумерация страниц;

выбор параметров страницы (например, печать его в альбомном или книжном формате);

быстрое копирование страниц и документа в целом (на матричных принтерах возможно с применением копировальной бумаги) и т.д.

Если на данном ПК, кроме программы расчёта заработной платы, установлены другие программы (например, «Делопроизводство и кадры»), то можно упростить процедуру ввода исходных данных в ПК и избежать их дублирования.

Можно создавать архивы документов в электронном виде.

Вопрос № 5

Дайте определение информационной технологии обучения. Расскажите о видах ИТО.

Информационная технология обучения (ИТО) – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино-, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммнуникационные сети) для работы с информацией.

Виды ИТО

Компьютерное программированное обучение

Это технология, обеспечивающая реализацию механизма программированного обучения с помощью соответствующих программ.

Изучение с помощью компьютера

Предполагает самостоятельную работу обучаемого по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера. Характер учебной деятельности здесь не регламентируется, изучение может осуществляться и при поддержке наборов инструкций.

Изучение на базе компьютера

Предполагает использование преимущественно программных средств, обеспечивающих эффективную самостоятельную работу учащихся.

Обучение на базе компьютера

Подразумевает всевозможные формы передачи знаний обучаемому (с участием педагога и без).

Оценивание с помощью компьютера

Может представлять собой и самостоятельную технологию обучения, однако на практике оно входит составным элементом в другие, поскольку к технологиям передачи знаний в качестве обязательного предъявляется и требование о наличии у них специальной системы оценки качества усвоения знаний. Такая система не может быть независимой от содержания изучаемой дисциплины и методов, использующихся педагогом в традиционном обучении или реализованных в обучающей программе.

Компьютерные коммуникации

Обеспечивают и процесс передачи и обратную связь, являются неотъемлемой составляющей всех названных технологий, когда речь идет об использовании локальных, региональных и других компьютерных сетей.

Вопрос № 6

Расскажите о программном обеспечении, использующемся в ИТО.

Программное обеспечение, использующееся в ИТО

Обучающие, контролирующие и тренировочные системы

Это программы, обеспечивающие возможность создания новых электронных ресурсов: файлов различного формата, баз данных, программных модулей, отдельных программ и программных комплексов.

Системы для поиска информации

Моделирующие программы

Микромиры

Это особые узкоспециализированные программы, позволяющие создать на компьютере специальную среду, предназначенную для исследования некоторой проблемы

Инструментальные средства познавательного характера

Инструментальные средства универсального характера

Инструментальные средства для обеспечения коммуникаций

Формы инструментальных средств компьютерных коммуникаций:

Электронная почта

Электронная конференцсвязь

Видеоконференцсвязь

Internet

Вопрос № 7

Использование каких возможностей относят к современным компьютерным технологиям? Расскажите о назначении и основных функциях текстовых редакторов и процессоров.

К современным компьютерным технологиям относятся использование возможностей

текстовых редакторов;

табличных редакторов;

графических редакторов;

телеконференций и презентаций;

систем управления базами данных;

компьютерных сетей;

и др.

        Наряду с этими технологиями дальнейшее развитие в офисе получили и некомпьютерные: использование факса, ксерокса, аудио- и видеоаппаратуры, проекторов и др.

Современные текстовые редакторы – это программы, имеющие средства создания, обработки и хранения документов различной степени сложности.

Если в качестве классифицирующего признака текстовых редакторов взять сложность структуры документа, то их можно разделить на следующие группы:

Простые редакторы текстов предназначены для создания и редактирования простых документов, содержащих информативный текст, например текст заметок в Блокноте, текст программ. К ним можно отнести, например, Блокнот, Lexicon, Refis, Norton Editor, MultiEdit, WordPad, входящие в состав стандартных приложений семейства операционных систем MS Windows.

Редакторы документов (часто их называют текстовыми процессорами) предназначены для создания и редактирования сложных по структуре документов, состоящих из страниц, абзацев, вложенных документов (в них могут входить таблицы, графические объекты, зачастую созданные в других приложениях). К ним относятся MS Word, Word Perfect, ChiWriter, TechWord, TeX, LaTex.

Операции и сервисные возможности для эффективной обработки текстов:

Набор текста в интерактивном режиме.

Редактирование текста.

Работа с фрагментами текста (копирование, перемещение, удаление и т.п.).

Форматирование текста (установка абзаца, перенос, выравнивание границ строки и т.п.).

Работа с несколькими текстами одновременно посредством многооконного принципа.

Файловая организация работы с текстами и взаимодействие с операционной системой.

Импорт/экспорт текстов из одного формата в другой, в другие прикладные системы.

Работа с разными шрифтами.

Работа со спецсимволами (математические знаки, индексы и т.п.).

Работа с иллюстративным материалом (таблицы, схемы, формулы и пр.).

Проверка правописания.

Поиск и замена фрагментов текста.

Вопрос № 8

Дайте определение электронному учебному курсу. Расскажите о его основных функциях. Назначение и основные возможности  графических редакторов.

Электронные учебные курсы (ЭУК) – это учебные материалы, структурированные особым образом и записанные на магнитные носители (дискеты или компакт-диски)  или доступные через компьютерную сеть (локальную или Internet).

        При этом реализованный в них гибкий сценарий способен подстраиваться под потребности и возможности конкретного обучаемого,  развивать его потенциальные способности. 

Говоря о месте ЭУК в учебно-воспитательном процессе, необходимо учитывать особенности современного состояния образовательной системы, в которой соседствуют различные формы обучения, в том числе и комбинированные, а для них очень важно соответствующее методическое обеспечение самостоятельной работы. В соответствии с этим естественно требование, чтобы структура и способ представления учебно-методических материалов в электронном виде не только могли, но и  должны были легко варьироваться в зависимости от конкретной формы их использования.

Функции ЭУК:

эффективно управлять деятельностью обучаемого по изучению учебной дисциплины;

стимулировать учебно-познавательную деятельность;

обеспечивать рациональное сочетание различных видов учебной деятельности с учетом дидактических особенностей каждой из них и в зависимости от результатов освоения учебного материала;

рационально сочетать различные технологии представления материала (текст, графику, аудио, видео, анимацию);

при размещении в сети обеспечивать организацию виртуальных семинаров, дискуссий, деловых игр и других занятий на основе коммуникационных технологий.

Графические редакторы представляют собой программы, которые позволяют создавать и редактировать различные рисунки, чертежи и иллюстрации. Необходимо отметить, что простейшие схемы и чертежи можно выполнять, используя возможности для рисования программ MS Word и MS Excel.

Paint – стандартная программа Windows. Документом, т.е. объектом обработки графического редактора Paint является файл с произвольным именем и расширениями bmp, ipg или gif.

Главные функции редактора:

- создание графических изображений;

- редактирование изображений.

        Редактировать можно создаваемые изображения, а также загружать в программу готовые, в том числе и сканированные. Можно открыть в редакторе также изображение, предварительно скопированное в буфер обмена в другом приложении.

        Размеры страницы с изображением можно менять.

        Изображения можно масштабировать (для более точной прорисовки деталей, например), отражать сверху вниз и слева направо, поворачивать на заданный угол, растягивать. Размеры изображения (его атрибуты) можно изменять.

        Изображения можно сохранять в виде обоев рабочего стола. Обоями называется картинка на рабочем столе.

Документом, т.е. объектом обработки графического редактора Photoshop является файл с произвольным именем и расширениями psd, pdd, bmp, ipg, pdf, tif, gif и др.

Главные функции редактора:

- создание графических изображений;

- редактирование изображений.

        Редактор Adobe Photoshop – это программа точечной графики, т.е каждое изображение, с которым работает программа, состоит из точек, или, иначе говоря, ячеек, называемых пикселами (pixels). Это аббревиатура двух английских слов picture element (элемент изображения).

        Кроме точечной графики есть графика векторная, в которой изображения и текст описываются в виде контуров. По этой причине программы векторной графики уместно использовать для чертежно-графических, оформительских работ, создания логотипов, визитных карточек (распространённые программы векторной графики – CorelDraw, Adobe Illustrator).

Вопрос № 9

Требования к содержанию ЭУК.

С точки зрения содержания ЭУК должен обеспечивать полноту представления конкретной предметной области, эффективность  используемых педагогических и методических приемов, а именно:

 достаточный объем материала, соответствие Государственному образовательному стандарту, актуальность, новизна и оригинальность;

 фактографическая, практическая содержательность, культурологическая составляющая, системность и целостность;

 педагогическая состоятельность продукта посредством используемых методик представления учебного материала, системы контроля, соответствия принципам вариативности и дифференцированного подхода для организации самостоятельной работы обучаемого с ЭУК.

Учитывая особую важность ЭУК для обеспечения самостоятельной работы, необходимо включить в систему требований следующие:

 реализация чёткой логики изложения теоретического материала с возможностью прослеживания обучаемым всех цепочек рассуждений с помощью специальных схем;

 особая четкость постановок задач;

 подробное комментирование примеров выполнения заданий, хода решения учебных и прикладных задач;

 использование различных методов и средств активизации познавательной деятельности обучаемых для всех форм учебно-воспитательного процесса (изучение проблемных ситуаций, постановка задач исследовательского характера, требующих для своего решения привлечения знаний из других источников, и т.п.).

Вопрос № 10

Требования к структуре ЭУК. Назначение и основные функции электронных таблиц и табличных процессоров.

В законченном виде ЭУК как система включает в себя следующие функциональные блоки: инфомационно-содержательный, контрольно-коммуникативный, коррекционно-обобщающий.

        Информационно-содержательный блок в свою очередь включает два подблока.

Информационный:

Общие сведения об изучаемом курсе или конкретной теме.

Сроки изучения данного курса (темы).

График проведения практических и семинарских занятий с использованием современных средств коммуникации (электронная почта, теле- и видеоконференции и др.).

График консультаций.

Содержательный:

Учебные планы, учебные и рабочие программы.

Учебники, сборники задач, учебные пособия, методические рекомендации, справочники, энциклопедии, хрестоматии.

Развернутые планы семинаров.

Список основной и дополнительной литературы, включающий также гиперссылки на ресурсы электронной библиотеки  и образовательного Web-сервера учебного заведения, материалы Internet.

Список тем творческих работ по дисциплине.

Методические рекомендации по работе с электронными материалами.

Контрольно-коммуникативный блок включает в себя:

 Системы тестирования с реализацией обратной связи для определения уровня начальной подготовки обучаемого, промежуточного и итогового контроля.

 Вопросы для текущего самоконтроля.

 Вопросы к зачётам и экзаменам.

Критерии оценивания

В коррекционно-обобщающий блок входят: итоговые результаты учебной работы обучающегося; диагностика учебно-познавательной деятельности, анализ результатов различных видов контроля.

Табличные редакторы (или процессоры) предназначены для обработки и хранения информации в табличном виде, который широко используется в деятельности многих пользователей вообще (и сотрудников офиса в частности). Прайс-лист товаров и услуг, предоставляемых фирмой, счет за оплату услуг – всё это таблицы, с которыми во многих офисах мы встречаемся ежедневно.

Электронные таблицы – это двумерные массивы, которые обычно называют рабочими листами, состоящие из столбцов и строк

Основное отличие электронной таблицы от обычной заключается в том, что над информацией (данными и расчетными формулами), расположенной в ячейках электронной таблицы, можно осуществлять самые различные операции и вычисления.

Основные возможности программы MS Excel

Присвоение имён таблицам, областям и ячейкам и введённым в них формулам, а также вставка примечаний к ячейкам.

Общие средства проверки орфографии, поиска и замены при редактировании, совместимые с Word.

Создание пользовательских списков для автозаполнения, импорта дополнительных данных в ранее встроенные диаграммы.

Расширенный набор средств формирования ячеек, выравнивания информации (текста и чисел) в ячейках, обрамления и заливки, подгонка высоты строк и ширины колонок, скрытие и отображение строк и столбцов, условное форматирование чисел.

Широкий выбор функций для различных вычислений.

Разнообразный выбор типов диаграмм и автоматизация их построения

Поиск, сортировка и фильтрация при работе со списками.

Средства быстрого автоформирования таблиц, применение шаблонов для создания типовых документов

Широкий выбор способов представления данных на диаграммах и графиках, вплоть до нанесения диаграмм, отображающих соотношения между данными, на географических картах.

Раскрывающиеся списки, флажки-переключатели на рабочих листах, которые упрощают работу пользователя с таблицей.

Вставка в рабочий лист множества различных объектов, созданных другими приложениями, и работа с ними (текстовые документы Word, фигурный текст WordArt).

Широкие возможности по защите информации на уровне листа и книги.

Вопрос № 11

Требования к техническому исполнению ЭУК.

Требования к техническому исполнению ЭУК:

Оптимальность объёма требующейся памяти, корректность автоматической установки, её доступность для пользователя-непрофессионала.

Выполнение всех заявленных для ЭУК как программного продукта функций и логических переходов.

Качественность программной реализации, включая поведение при запуске параллельных приложений, скорость ответа на запросы, корректность работы периферийных устройств.

Адекватность использования и гармония средств мультимедиа, оригинальность и качество мультимедиа-компонентов.

Оптимальность организации интерактивной работы ЭУК.

Эргономичность программного продукта, обеспечение требований HCI (интуитивная ясность, дружественность, удобство навигации и пр.)

Вопрос 12

Понятие «гипертекст». Дидактические особенности ЭУК.

Приставка «гипер» (греч. hyper) означает «над, сверх, по ту сторону», и, соответственно, гипертекст – это сверхтекст, «поднявшийся» над обычным текстом для того, чтобы повести читателя по ту сторону печатной страницы.

Отличительная особенность гипертекста – наличие особых связок, гиперссылок. Каждая из них – альтернативный путь, уводящий читателя в определённом направлении.

Гипертекстовая технология лежит в основе построения Всемирной Паутины, электронных словарей и энциклопедий, различных информационных систем.

Отдельные документы, выполненные в технологии HTML, называют HTML-страницами. При этом различают статические, неизменные страницы, и динамические, содержание которых может изменяться в результате тех или иных действий пользователя: нажатия кнопок, ввода определённого набора символов…

Особенности гипертекстового ЭУК

использование динамически настраиваемых гипертекстовых страниц позволяет реализовать принцип доступности, а возможность проведения диагностики позволяет в зависимости от её результатов предлагать тот или иной уровень сложности в пределах одной и той же темы, обеспечивая тем самым дифференцированный подход к обучению;

•включение в страницу элементов мультимедиа помогает создать обучающую среду с ярким и наглядным представлением информации, реализуя принцип наглядности;

•гиперссылки позволяют естественным образом увязать различные материалы, предоставив обучаемому возможность обращения к необходимой теоретической информации при выполнении практических заданий, и, наоборот, иллюстрируя теоретический материал практическими примерами, что обеспечивает соблюдение принципа связи теории и практики;

•работа гипертекстовой обучающей системы может адаптироваться к тем результатам, которые показывает обучаемый при выполнении заданий, ответах на вопросы, что позволяет благодаря обратной связи реализовать принцип прочности знаний;

•пользователи практически свободны в переходах по гиперссылкам, таким образом, происходит передача обучаемому ответственности за процесс обучения.

Вопрос 13

Этапы проектирования ЭУК.

В проектирование ЭУК можно выделить следующие основные направления деятельности:

1.Идентификацию проблемы;

2.Концептуализацию;

3.Формализацию;

4.Реализацию;

5.Тестирование.

Идентификация включает определение ролей процесса, характеристик решаемых задач, целей и использовавшихся ресурсов.

На этапе решаются вопросы дополнительной подготовки: для педагогов – в области информационных технологий, для программистов – по вопросам, связанным с особенностями представления дидактических материалов конкретной предметной области.

Концептуализация. На этом этапе определяется содержание; цели и задачи изучаемой дисциплины.

        Педагог определяет, какие виды информации будут представлены в ЭУК (тексты, графика, звуковые эффекты и т.д.); какие связи будут использованы между ними.

Формализация.Этап включает в себя анализ дидактических задач, поиск и формализацию возможных методов их решения на основе модели процесса обучения.

Кроме того, изучаются возможные сценарии предъявления обучаемым дидактических материалов, принципы оценивания и обратной связи, затем строятся алгоритмы, по которым проходит взаимодействие обучаемых с ЭУК.

Реализация Подразумевает переход формализованных методов решения дидактических задач в окончательную схему – сценарий действий ЭУК – в качестве автоматизированной обучаемой системы, особенности которой определяются выбранными для ее реализации информационными технологиями.

        Тестирование. На данном этапе обучаемым предлагаются такие задачи, которые с наибольшей вероятностью подвергнут испытанию работоспособность ЭУК и позволяют выяснить его возможные способности. Наиболее важно проверить сценарии, заложенные в ЭУК, доказав или опровергнув эффективность используемых методов обучения.

Вопрос № 14

Технологии подготовки ЭУК. Их плюсы и минусы.

В основу технологии подготовки ЭУК можно заложить один из возможных альтернативных подходов: снизу вверх или сверху вниз.

        Подход снизу вверх предполагает постепенное выстраивание ЭУК на основе поэтапного внедрения в учебно-воспитательный процесс электронных учебных материалов различного характера, что наиболее удобно для педагога. Выделяют следующие этапы:

1) подготовка и апробация демонстрационных материалов для чтения лекций;

2) разработка и апробация электронного конспекта лекций, задания для практических (лабораторных) занятий и семинаров;

3) разработка и апробация заданий для промежуточного итогового контроля и самоконтроля;

4) проектирование и апробация принципов обратной связи;

5) структурирование электронных материалов и формирование базы знаний;

6) формирование базы данных для мониторинга и коррекции учебно-воспитательного процесса;

7) создание целостного ЭУК.

        

Опыт показывает, что процесс создания ЭУК по предложенной схеме занимает не менее 1,5 - 2 лет при условии наличия полного учебно-методического комплекса (конспект лекций, наборы заданий и т.п.)

ЭУК может разрабатываться как педагогом, так и при помощи специалистов по информационным технологиям, и при участии обучаемых. Однако во всех случаях преподаватель – автор курса – играет основную роль в оперативной апробации подготавливаемых материалов, их необходимой коррекции и адаптации в соответствии с результатами их применения в учебно-воспитательном процессе. Содержанием заключительного этапа является наиболее сложная и продолжительная работа по систематизации всех отдельных наработок в единый ЭУК. В качества положительного момента можно отметить процесс создания ЭУК предусматривает последовательную и органичную интеграцию создаваемых электронно-учебных материалов в учебно-воспитательный процесс.

        

Проектирование сверху вниз

Предполагает весьма основательную предварительную концептуальную и технологическую проработку создаваемого продукта с учетом всех предполагаемых способов его применения и особенностей интеграции в учебно-воспитательный процесс. Основные этапы проектирования ЭУК в данном подходе:

1) определение учебных целей (знаний, умений и навыков), воспитывающих и развивающих целей с учетом тех дополнительных возможностей, которые дает применение ЭУК;

2) формирование содержания учебной дисциплины, которое может быть расширено в случае использования ЭУК;

3) детализация программы по темам или модулям, выбор методов обучения;

4) проектирование модулей и сценариев работы ЭУК;

5) решение вопросов по созданию и ведению базы данных для мониторинга и управления процесса обучения на основе ЭУК (при использовании сетевых технологий);

6) апробация ЭУК.

С одной стороны, это возможность использования единой технологии для различных ЭУК, перевод процесса разработки на профессиональную основу, а с другой – использование технологий, требующей от педагога специальной подготовки.

Главный недостаток заключается в том, что апробация ЭУК возможна только по завершению всех работ его создания, и какая-либо коррекция к нуждам учебно-воспитательного процесса становится практически невозможной.

Вопрос № 15

Что нужно учитывать при разработке ЭУК с использованием гипертекстовой технологии? Технологии проектирования ЭУК.

При разработке ЭУК с использованием гипертекстовой технологии нужно учитывать:

• получаемый конечный продукт (краткий словарь-справочник, энциклопедия, тексты лекций);

• наличие апробированной концепции изучения предлагаемого материала;

• принципы построения визуализированной  структуры, показывающей взаимосвязи между отдельными элементами курса;

• предметную область (гуманитарный или естественно-научный профиль);

• сферу применения обучающей системы (самообразование, проведение уроков, организация дистанционного обучения).

Технологии проектирования ЭУК

Проектирование на языке программирования высокого уровня в сочетании с технологиями баз данных (в том числе и мультимедийных).

Гипертекстовые технологии.

Проектирование с помощью специализированного инструментального средства.

Исходящая информация

Секретарь-референт

Входящая информация

Юрист

Бухгалтер

Директор фирмы

Информация (решения)

Документы

Секретарь-референт

Исходящая информация

Бухгалтер

Входящая информация

Директор фирмы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные информационные и коммуникационные технологии и их использование при обучении иностранному языку

Современные информационные и коммуникационные технологии и их использование при обучении иностранному языку...

Формирование здоровьесберегающей среды школы в условиях использования средств информационных и коммуникационных технологий

Повсеместное проникновение средств ИКТ в общее среднее образование делает актуальной задачу, разрешение которой должно иметь, очевидно, наивысший приоритет. Речь идет о задаче сохранения здоровья учащ...

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий

Данный материал содержит план урока по теме: "Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий."...

Информационные и коммуникационные технологии в работе учителя

ИКТ-средства часто являются ключевым инструментом процесса обучения, когда ученик осваивает технологии, работая над достижением определенного результата. ИКТ также можно использовать как дополнение к ...

Программа курса «Информационные и коммуникационные технологии на уроках физики»

Предлагаемый курс предназначен для учащихся 9 класса в рамках предпрофильной подготовки. Данный предпрофильный курс рекомендуется проводить во втором полугодии, когда все основные теоретические сведен...

Презентация "Информационные и коммуникационные технологии в деятельности современного преподавателя"

Доказать значимость информационно-коммуникационных технологий в работе современного преподавателя(английский язык, химимя, внеклассная работа и классное руководство....