Урок по теме "Решение экономических задач с помощью электронных таблиц" "
план-конспект урока (информатика и икт, 11 класс) на тему

Логунова Ирина Александровна

Урок проводится в профильном информационно-технологическом  11 классе при изучении темы "Электронные таблицы"

В ходе урока выполняются задачи:

  1. Развитие экономической и информационной компетентности у учащихся.
  2. Формирование умения использовать электронные таблицы для оптимизации процесса решения экономических задач.

Урок включает в себя повторение основных навыков работы с электронными таблицами на примерах решения экономичес ких задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_reshenie_ekonomicheskih_zadach.doc190.5 КБ

Предварительный просмотр:

урок информатики "Решение экономических задач в электронных таблицах"

Цели: 

Построение и редактирование точечных графиков в приложении MS Excel (информатика);

Чтение и анализ графической интерпретации экономических задач

Задачи: 

Развитие экономической и информационной компетентности у учащихся.

Формирование умения использовать электронные таблицы для оптимизации процесса решения экономических задач.

Ход урока

Необходимо кратко напомнить учащимся основные теоретические положения тем “Спрос. Предложение. Рыночное равновесие”, “Ввод данных” и “Мастер диаграмм”, без которых экономическую задачу в электронных таблицах решить и проанализировать невозможно.

Данная задача урока выполняется  с  помощью заранее подготовленных выступлений учащихся:

правильное применение понятий “спрос” и “величина (объем) спроса”, их различие;

общий, средний и предельный продукты;

построение кривых спроса и предложения;

определение равновесной цены и равновесного количества товара;

нахождение новых параметров равновесия при изменении спроса и предложения;

определение эластичности спроса.

Решение эеккономических задач фронтально с помощью проектора или интерактивной доски

Задача 1: Отобразите на графике данные из таблицы и охарактеризуйте функциональную зависимость между переменными.

Точки

Стоимость билетов на ж.д. транспорт (руб.)

Покупатели (тыс. чел.)

А

25

0

В

20

4

С

15

8

Д

10

12

Е

5

16

Г

0

20

Решение: Приведенные данные позволяют построить кривую спроса на железнодорожные билеты.

Запустите программу Microsoft Excel.

Введите исходные данные:

Постройте точечный график:

На панели инструментов “Форматирование” выбрать пиктограмму “Мастер диаграмм”.

Выполнить 4 шага Мастера диаграмм

на первом шаге выбрать:

тип диаграммы Точечная,

вид Точечная диаграмма с сохранением пар значений

Второй, третий и четвертый шаги учащиеся выполняют самостоятельно по известному алгоритму

Ожидаемый результат построения точечного графика:

Постройте линию тренда (уравнение линии тренда задаст функциональную зависимость спроса)

На диаграмме выделить ряд данных

Вызвать контекстное меню ряда данных

Выбрать команду Добавить линию тренда

Выбрать тип Линейная, параметры Показать уравнение на диаграмме 

Ожидаемый результат построения точечного графика:

Данный график показывает обратную (отрицательную) функциональную зависимость между двумя переменными: по мере роста цены спрос на данный товар снижается.

Практическая работа в группах

Задача  1 группы: Функция спроса на товар А может быть представлена в виде уравнения QD = 48-5P, а функция предложения в виде QS = 12+7P, где Р - цена товара. Определите цену на товар А и объем продаж в условиях равновесия.

Решение: В рыночных условиях равновесие достигается при равенстве спроса и предложения, т.е. точка равновесия (Е) соответствует точке пересечения кривых спроса и предложения.

I способ (алгебраический): чтобы найти равновесную цену, надо QD приравнять QS:

48-5P = 12+7P => РЕ = 3.

Для нахождения равновесного объема продаж подставляем найденную цену равновесия в функцию спроса или предложения: Q48-5P = 48 – 5*3 = 33.

II способ (графический) можно осуществить с помощью электронных таблиц:

Построить графики для функций QD и QS 

По итогам изложения теоретических положений и освоения практических навыков работы с компьютером учащимся предлагается решить задачу самостоятельно и интерпретировать полученные результаты (задача из сборника А.А.Мицкевич “Сборник заданий по экономике” М.: ВИТА Пресс,1988).

Задача 2 группы: Покупатели и продавцы вышли на рынок некоторого товара со следующими предложениями по цене и количеству:

Покупатели

А

Б

В

Г

Д

Е

Цена

12

3

14

14,5

15

15,5

Количество

5

3

5

2

4

1

 

Продавцы

А

Б

В

Г

Цена

13,5

14,0

14,5

15

Количество

5

10

10

5

Постройте шкалы и графики спроса и предложения.

Что можно сказать о цене равновесия?

Как изменится точка равновесия, если на рынок а выйдут покупатели Б и Г?

Сколько товаров приобрел каждый покупатель?

Сколько товаров продал каждый продавец?

Определите неудовлетворенный спрос, и количество товаров оставшихся нереализованными.

Определите эластичность спроса покупателя А и продавца Б.

Решение: (прогнозируемые результаты деятельности учащихся)

А)   

Б)

В) Если на рынок не выйдут покупатели Б и Г, график будет иметь вид:

Г, Д)

Приобретения покупателей: А-0, Б-0, В,-5, Г-2, Д-4, Е-1

Продажи: А-5, Б-10, В-0, Г-0.

Е) Общий неудовлетворенный спрос: 20-12=8

Избыточное предложение: 30-12=18

Подведение итогов:

При решении задач мы повторили все типы задания спроса и предложения:

аналитический (получены формулы);

статистический (составлены таблицы);

графический (построены графики).

Мы еще раз убедились в том, законы спроса и предложения выполняются и торговля выгодна и покупателям (CS > 0), и продавцам (PS > 0).

При подготовке уроков, помимо учебно-методической литературы, мы предлагаем воспользоваться образовательными ресурсами сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования http://infoteka.economicus.ru, где учитель может найти задания и игры-тренажеры для учащихся по теме “Спрос. Предложение. Рыночное равновесие” (выбрать в разделе Учебные дисциплины ссылку микроэкономика), а также будет продолжена работа учащихся с телекоммуникационными сетями и Интернет-ресурсами. Использование Интернет-ресурса не только актуализирует теоретические положения урока, но и способствует формированию у учащихся компетенции в выборе форм анализа экономической ситуации, интерпретации полученных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с электронными таблицами . Решение задач с помощью электронных таблиц.

Родоначальником электронных таблиц как отдельного класса ПО является Дэн Бриклин, совместно с Бобом Фрэнкстоном разработавший программу табличный редактор VisiCalc в 1979 г.  для компьютера Apple...

Решение алгоритмических задач с помощью электронных таблиц

Данный материал включает в себя  конспект урока, презентацию к уроку и дневник урока....

План-конспект урока информатики "Решение расчетных задач с помощью электронных таблиц"

Данный материал содержит подробный план-конспект урока по теме "Решение раччетных задач с помощью электронных таблиц" и презентацию к уроку.Цель урока: Формирование умений и навыков создания, редактир...

Урок информатики "Решение практических задач с помощью электронных таблиц"

Цель урока:обучающая – закрепить на практике полученные знания по использованию формул и функций в электронных таблицах, развивать интерес к решению задач;развивающая –- выбирать программное обеспечен...

Урок по теме «Решение задач с помощью электронных таблиц».

Конспект урока по теме Электронные таблицы...

Решение задач с помощью электронных таблиц

В последнее время интерес к решению задач с использованием электронных таблиц стремительно растет у преподавателей всех дисциплин, тем не менее основная нагрузка в изучении электронных таблиц приходит...

Решение задач с помощью электронных таблиц. Задачи из ГИА по информатике.

Решение задач с помощью электронных таблиц. Задачи из ГИА по информатике....