Конспект урока "Кодирование информации"
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) по теме

Кузнецова  Татьяна   Александровна

Методическая разработка по теме "Кодирование инфоормации"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx23.22 КБ
Файл prilozhenie_1.docx189 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Кодирование информации», 5 класс

Цели урока:

Общедидактическая цель урока:

Восприятие учащимися и первичное закрепление ими нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

Обучающие:

Сформировать у учащихся понимание процесса кодирования информации.

Показать различные виды кодирования.

Развивающие:

Продолжить развивать умение учащихся высказываться на заданную тему, сопоставлять, анализировать, логически мыслить.

Воспитательные:

Активизировать у учащихся формирование познавательной потребности, интереса к предмету.

Тип урока: урок - знакомство, изучение нового материала.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: ПК, проектор, презентация, карточки с заданиями для кодирования.

План урока:

Этап урока

Время

1

Организационный момент

1-2 мин.

2

Актуализация знаний

5

3

Изучение нового материала

7

4

Физминутка

2

5

Закрепление материала

7

6

Контроль знаний

5

7

Подведение итогов. Рефлексия.

2

Ход урока

1. Организационный момент.

- Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по морям и океанам, и нам нужно быть предельно внимательными, чтобы с нами не случилось неприятностей.

2. Актуализация знаний.

 Нас с вами ждет первая остановка в бухте под названием “СЕВЕРНАЯ”.

Показываются фрагменты мультфильма “Зима в Простоквашино”.

 Учащимся дается задание: Назовите ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ, ПРИЕМНИК ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫЙ КАНАЛ. Возникали ли помехи при передаче сообщения?

 3. На следующем слайде фотографии природы.

Вопрос: Является ли природа источником информации? Какую информацию мы можем получить, посмотрев на эти картинки.

Слайд 2. На слайде 4 фотографии. Предполагаемые ответы: Можем сказать какое время года, в каком состоянии находится природа.

4. Изучение нового материала.

 Ребята, давайте посмотрим на экран, на нем написана тема нашего урока. Кажется, нашему путешествию кто-то хочет помешать, посмотрите, что произошло с темой нашего путешествия.

Слайд 3. Тема: Rjlbhjdfybt  byajhvfwbb.

Как же нам с вами вернуть тему урока в нужный вид?

У ребят на столах лежат подсказки – рисунок клавиатуры, который ребята должны увидеть, а затем сказать, что на клавиатуре две буквы (русская и латинская), тема путешествия записана русскими буквами с помощью латинского алфавита. (Ребята разгадывают)

 Слайд 4. Итак, тема нашего путешествия: КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ.

Подберите однокоренные слова к слову кодирование. Ребята должны предложить КОД, КОДИРОВАТЬ, КОДИРОВКА, КОДИРОВЩИК.

Посмотрев на тему нашего урока, давайте подумаем, чему же мы должны будем научиться к концу урока? (Научиться кодировать информацию и понимать закодированную информацию)

 А мы с вами занимались раньше кодированием? (Должны ответить – нет), а где вы  встречались с закодированной информацией (тема нашего урока, оценки – должны догадаться)

 Слайд 5. Приведите примеры кодирования информации

А как люди понимают, что означают эти знаки? (Они договорились)

Так что же такое код? Давайте запишем определение

Код – это система условных знаков для представления информации.

Слайд 6.  А что же такое кодирование? (Это запись информации с помощью какого-нибудь кода)

А обратный процесс возможен? (Да)

А кто сможет догадаться  как он будет называться?  (Раскодирование)

Давайте запишем определения в тетрадь.

Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода.

Декодирование – это процесс восстановления содержания закодированной информации.

Множество кодов прочно вошло в нашу жизнь. Так

Слайд 7. Свой код из шести цифр (почтовый индекс) имеет каждый населенный пункт.

Код используется для оценки знаний. «5» - отличные знания, «4» - хорошие, «3» - удовлетворительные, «2» - плохие.

Слайд 8.  Числовая информация кодируется арабскими, римскими цифрами.

Слайд 9. Для общения люди также используют код – русский язык, английский и другие языки.

5. Физкультминутка.
Давайте немного отдохнем и попробуем действиями и словами передать информацию.
На каждый вопрос вы должны отвечать хором: “Вот так!” и жестом повторять нужное движение (действие):


- Как живешь? -       Вот так! (Показ большого пальца.)
- Как идешь? -          Вот так! (Прошагать двумя пальцами по ладони)

- А бежишь?

- Вот так! (Согнуть руки в локтях и показать, как работают ими при беге.)

-Ночью спишь?

- Вот так! (Руки под щеку и положить их на голову.)

- Как берешь?

- Вот так!

- А даешь?

- Вот так!

-Как шалишь?

- Вот так! (Надуть щеки и слегка стукнуть по ним ладонями)

- А грозишь?

- Вот так! (Погрозить пальчиком своему соседу.)

6.  Закрепление материала.

Слайд 10.  Теперь мы отправляемся в дальнейшее путешествие. Следующая наша остановка на острове, название которого зашифровано заменой буквы её порядковым номером в алфавите. (Работа на карточках. Отгадываемое слово  - РЕБУС)

Слайд 11. А кто знает, что такое ребус?

Давайте попробуем разгадать ребус. (Пример разгадывания ребусов)

Слайд 12. А теперь разгадайте самостоятельно ребусы. (Курсор, передача)

Слайд 13. Чтобы узнать название бухты, куда мы с вами прибыли  – мы  должны потрудиться. Каждая буква закодирована последовательностью точек и тире. (Работа по карточкам) – Азбука Морзе.

Слайд 14.  А что это такое и кто это такой давайте послушаем сообщение одноклассников. (Сообщение)

Слайд 15. И в конце путешествия перед нами бухта “Практическая”.

 При помощи флажковой азбуки мы должны разгадать послание.

(Учащиеся работают  в паре, чтобы быстрее разгадать)

Слайд 16.  Домашнее задание

Параграф 1.6 учебника, закодировать свое имя, известными вам способами

Слайд 17. Рефлексия.

Наше путешествие подходит к концу, и я хотела бы услышать, что вы сегодня узнали нового и чему научились?

Какую цель урока мы с вами ставили? Чему должны были научиться?

Наша с вами поставленная цель урока выполнена?

Слайд 18. Давайте вспомним наши картины о природе. Попробуйте теперь закодировать данные картины с помощью знаков, используемых в обозначении погоды.

Выставляем оценки за урок.



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока «Информация и знания»

План-конспект урока «Информация и знания» по информатике для 6 класса, базовый учебник: «Информатика и ИКТ» для 6 класса Босова Л.Л. Тип урока: ведение нового материала с использование...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Информация. Виды информации и её свойства."

Познакомить учащихся с понятием информации, ее видами и свойствами....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Информация в обществе и технике"

Зазработка урока по информатике в 8 классе...

Конспект урока: «Информация вокруг нас»

Цели урока:·                 Создание условий для формирования понятия «информация»; о видах информации; о каналах получ...

План-конспект урока "Информация в Интернете: возможности и риски"

Урок-игра "Информация в Интернете: возможности и риски" подготовлен для участия во Всероссийской акции "Безопасный Интернет". Рекомендуемый возраст:  7-9 класс....