Главные вкладки

    Конспект урока "Преобразование рисунка в графическом редакторе"
    методическая разработка по информатике и икт (5 класс) по теме

    Кузнецова  Татьяна   Александровна

    Методическая разработка урока "Преобразование рисунка в графическом редакторе"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka.rar723.42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа №12

             

    Муниципальный конкурс

    методических разработок

    «Мой лучший урок»

    Предмет:  информатика

    Тип урока: урок формирования новых знаний

    Тема:   « Преобразование рисунка в графическом редакторе».

    Продолжительность:  45 минут

    Класс:  5

    Технологии:  ИКТ, использование ЭОР, частично-поисковые, здоровьесберегающие.

                             Автор   работы: Кузнецова Татьяна Александровна

                            учитель информатики, II квалификационная категория.

     

     

    г. Узловая

    2012

    Тема:   « Преобразование рисунка в графическом редакторе».

    Цели урока:

    Образовательная:

    отработка навыков работы с графическим редактором;

    повторение и закрепление навыков применения операции «Копирование»;

    формирование представлений о различных преобразованиях рисунка в среде ГР Paint.;

    получение практических навыков применения команд «Отразить», «Повернуть», «Наклонить»

    Развивающая:

    развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся;

    развивать навыки работы на компьютере,

    развивать коммуникативные компетенции.

    Воспитательная:

    воспитывать интерес к предмету, аккуратность, внимательность, дисциплинированность.

    Задачи урока:

    продолжить работу по выработке умений пользоваться графическим редактором, формировать информационные компетенции;

    формировать коммуникативные УУД.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Оборудование: ПК, программное обеспечение – ГР Paint, проектор, экран, карточки, презентация к уроку

    Этапы урока:

    Организационный момент.

    Актуализация знаний:

    фронтальный опрос

    Постановка темы и цели урока.

    Изучение нового материала:

    Отражение, поворот

    Растяжение и сжатие; Наклоны

    Первичное закрепление изученного (практическая работа).

    Постановка домашнего задания.

    Подведение итогов урока.

    Формы работы: коллективная, работа в парах, индивидуальная

    Виды работы: диалоговые формы, работа с раздаточным материалом, работа за ПК

    Ход урока.

    Организационный момент. 

    - Прозвенел и смолк звонок,
                 Начинаем наш урок.

    II. Постановка темы и цели урока

    Итак, мы начинаем урок. Скажите, чем мы с вами занимались на прошлом уроке?

    На прошлом уроке мы познакомились с графическим редактором Paint. Рисовали рисунки, используя объекты, расположенные на панели инструментов.

    – Да, верно. Но оказывается, что над рисунком можно выполнять какие-либо действия. Подумайте и скажите, какие действия можно выполнять над рисунком?

    Рисунок можно копировать, вставлять, изменять размеры рисунка, т.е. увеличивать или уменьшать.

    – Правильно. Но вы назвали лишь часть действий, которые можно производить над рисунком. Еще рисунок можно поворачивать, наклонять, отражать. А каким одним словом можно назвать эти действия?

    Все эти действия можно назвать словом преобразование.

    – Да, верно. А теперь, из всего сказанного, попробуйте сами сформулировать тему нашего урока.

    Тема нашего урока “Преобразования рисунка”.

    – Да, тема нашего урока "Преобразование рисунка в графическом редакторе". (Слайд 1.)

    Как вы думаете, а чему мы с вами должны будем в процессе урока научиться?

     Сегодня на уроке мы научимся преобразовывать рисунки, т.е. изменять размеры, поворачивать, наклонять. 

    Давайте мы с вами сначала вспомним материал, изученный на прошлых  уроках.

    Актуализация знаний.

    Слайд №2.

    1. Задание: Путем перестановки букв нужно составить слова, относящиеся к информатике. Все буквы должны быть использованы.

    Карандаш, кисть, распылитель, заливка, джойстик

    Какое слово здесь лишнее и почему?  

    Джойстик. Остальные слова относятся к графическому редактору.

    2. Задание. Есть ещё игра для вас: Я начну стихи сейчас. Я начну, а вы кончайте, Дружно руки поднимайте. ( Фронтальный опрос).

    Солнце, мячик, глаз и шар, нарисует нам (овал)

    Всё, что прямо и наклонно, мы изобразим (наклонной)

    Смотрите: веточка, какая, это линия (кривая)

    Чтобы изобразить домик, нужен нам (прямоугольник)

    Нужен он, чтобы стереть, ненужный вовсе нам предмет (ластик)

    Чтобы написать слова, возьмём мы с вами букву (А)

    3. Задание. Работа с раздаточным материалом.

    Работа  на карточках. (Приложение 1)

    Изучение нового материала.

    Отражение, поворот.

    – Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Что вы видите? (Слайд 3)

    Веточки различных растений: рябина, виноград и т.д.

    – Да, правильно. На экране изображены веточки растений. А теперь подумайте и скажите, что есть общего у всех этих веточек?

    Каждая веточка состоит из каких-то повторяющихся деталей: листьев, ягод.

    – Верно. А где еще можно встретить повторяющиеся элементы?

    Различные геометрические построения, сооружения. (Слайд 4).

    – Таким образом, можно сделать вывод, что повторяющиеся элементы можно увидеть не только в геометрических построениях, но и в окружающем нас мире. Посмотрите вокруг себя. Листья на деревьях, ягоды, плоды – все это повторения, созданные природой. Жилые дома, автомобили, созданные человеком, при всем их многообразии также имеют повторяющиеся элементы.  А в творчестве мы можем встретить повторяющиеся объекты?

    В рисунках, изображениях.

    – Верно. Повторяющийся фрагмент может стать основой художественной композиции. Давайте рассмотрим веточку рябины. (Слайд 5). Чтобы нарисовать ее, нужно сделать заготовку только одной ягоды, а затем составить из копий гроздь. Листья также получены из одного маленького листа. Но как расположить листья в разных направлениях? Оказывается, выделенный фрагмент можно повернуть или создать его зеркальное отражение. Посмотрите на экран и скажите, какие изменения произошли с котятами? (Слайд 6)              

    На первом рисунке над котятами выполнили преобразование: отражение слева направо. На втором – отражение сверху вниз.

    Вспомните, где в повседневной жизни можно увидеть отражение слева направо, сверху вниз?

    -Отражение в зеркале, в воде.

    -В графическом редакторе Paint можно отражать фрагмент рисунка относительно вертикальной или горизонтальной оси симметрии. Для этого выделяем рисунок и выполняем команду Рисунок – Отражение и поворот. Появится окно данного вида: (Слайд 7)

    В этом окне мы выбираем действие, которое необходимо произвести над рисунком: отразить слева направо, отразить сверху вниз или повернуть на угол.

    -Какую новую команду увидели?

    -Повернуть на угол.

    – Да, верно. Еще одно преобразование – это поворот. Повернуть можно на один из предложенных углов. (Слайд 8) В данном случае котенка повернули на 900 . Задание. Работа в парах по карточкам. Приложение 2.

    2. Команды Растяжение и сжатие.

    Мы с вами познакомились только с одним преобразованием рисунка: отражением и поворотом. Но существуют еще и другие.

    Прочтите отрывок и скажите, о каком преобразовании идет речь. Приложение 3.

    Здесь речь идет об изменениях размеров рисунка. Об увеличении и уменьшении.

    – Конечно, в данном отрывке одни объекты у нас имели очень большие размеры, другие – маленькие. Оказывается, в графическом редакторе можно легко растянуть или сжать выделенный фрагмент, т.е. изменить размеры рисунка: увеличить или уменьшить. (Слайд 9)

    Для этого сначала нужно выделить объект, затем выполнить команду Рисунок – Растяжение и наклон. Появится окно следующего вида: (Слайд 10)

    Менять размеры выделенного фрагмента можно не только из меню Рисунок. Можно делать это, потягивая мышкой за маркеры размеров, которые располагаются на границе выделенной области. Иногда так бывает удобнее, но изменение размеров выполняется “на глаз”. Когда нужна точность, без меню не обойтись.

    3. Наклон.

    В окошке Растяжение и наклон, которое вызывается из меню Рисунок, можно задать в градусах наклоны выделенного фрагмента: (Слайд 11)

    При выполнении данной команды наш котенок немного наклонится: (Слайд 12)

    IV.Физкультминутка.

    Буратино потянулся,

    Раз - нагнулся,

    Два - нагнулся,

    Руки в стороны развел,

    Ключик видно не нашел.

    Чтобы ключик нам достать,

    Нужно на носочки встать.

    V. Закрепление изученного (практическая работа).

    Сейчас вы выполните небольшую практическую работу. На партах у вас лежат карточки с алгоритмом выполнения практической работы. Но перед тем как вы сядете за компьютеры, давайте повторим с вами правила техники безопасности.

    Ребята перечисляют правила техники безопасности в компьютерном классе.

    – Правила техники безопасности вы вспомнили. А теперь садимся за компьютеры и начинаем выполнять работу. Приложение 4.

    VI. Постановка домашнего задания. (Слайд 13)

    1. В графическом редакторе Paint нарисуйте произвольный рисунок. И выполните над ним все преобразования, которые мы сегодня изучили.

    2*. Нарисовать ветку рябины, используя команды Копировать – Вставить и Отразить – Повернуть.

    VII. Рефлексия. (Слайд 14)

    Давайте подведем итог работы на уроке. Какую цель мы с вами ставили? Достигли цели? Чему же мы с вами научились?

    Оцените свою деятельность на уроке с помощью смайликов.

    - те, кому все понятно

    - те, у кого возникли вопросы при работе.

     - те, кто ничего не понял.

    При наличии отрицательных оценок урока – выяснить, что, по мнению учащихся, они не поняли.

                                                                                Приложение 1.

    1. Закончите предложение:

    Графический редактор – это …

    А) устройство для создания и редактирования рисунков;

    Б) программа для создания и редактирования рисунков;

    В) программа для создания и редактирования текстовых документов;

    Г) устройство для печати рисунков на бумаге.

    2. Определить, что получиться в результате выполнения следующих действий:

    Установить основной цвет желтый;

    Выбрать инструмент Овал и настроить его на 3-й режим заполнения;

    Удерживая клавишу Shift, нарисовать круг;

    Выбрать инструмент Линия и настроить его на рисование самых жирных линий;

    Удерживая клавишу Shift, изобразить отрезки, выходящие из центра желтого круга.

    Приложение 2.

    Определить углы, на которые выполнены повороты данного фрагмента

    _________________                                         ________________                                    _________________

    Приложение 3.

    "Над крышами летали мухи величиной со слона. Лошадей держали в домах вместо собачек. В лесу росли гигантские травы, а березы и осины зеленели на подоконниках. Дети в этой стране рождались большими, как великаны. С возрастом они уменьшались в размерах, пока не исчезали вовсе… Так фантазировал один мальчик".

    Приложение 4.

    Практическая работа

    Используя возможности графического редактора, нарисуйте снеговика.

    Выделите его. Выполнив команду Правка – Копировать, скопируйте его. Затем, выполнив команду Правка – Вставить, вставьте робота 6 раз и разместите вставленных роботов на рабочем поле.

    Выделите первого снеговика. Увеличьте его в 2 раза, выполнив команды Рисунок – Растянуть – 200% – 200%.

    Выделите второго снеговика. Уменьшите его в 2 раза, выполнив команды Рисунок – Растянуть – 50% – 50%.

    Выделите третьего снеговика. Наклоните его по горизонтали на 450, выполнив команды Рисунок – Растяжение и наклон.

    Выделите четвертого снеговика. Отразите его слева направо, выполнив команды Рисунок – Отражение и поворот.

    Выделите пятого снеговика. Отразите его сверху вниз, выполнив команды Рисунок – Отражение и поворот.

    Выделите шестого снеговика. Поверните его на 2700, выполнив команды Рисунок – Отражение и поворот.

    Последнего снеговика оставьте без изменений.

    Покажите работу учителю.

    Литература:

    Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

    Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

    http://festival.1september.ru 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок в 5 классе "Создание рисунка в графическом редакторе Paint "

    На уроке ребята знакомятся с красотой природы и пробуют нарсиовать свой рисунок....

    «Построение рисунков в графическом редакторе Tux Paint»

    Графический редакторTux Paint- программа, позволяющая создавать и редактировать двумерные изображения с помощью компьютера: рисовать линии, раскрашивать области экрана, создавать надписи различными шр...

    Конспект урока по теме: "Графический редактор Paint. Заливка"

    Конспект урока по теме: "Графический редактор Paint. Заливка" предназначен для учащихся 5 класса, разработан по ФГОС, содержит технологическую карту урока, будет полезен учителям, начинающим работать ...

    Преобразования рисунка в графическом редакторе Paint

     Освоить способы преобразования графических объектов. Освоить способы монтажа графических объектов. Обобщить и систематизировать материал по теме графический редактор Paint. Обратить внимание на к...

    Урок по теме "Действия с фрагментом рисунка в графическом редакторе Paint"

    Урок по теме `Действия с фрагментом рисунка в графическом редакторе Paint` содержит конспект, рабочую тетрадь, презентацию к уроку....

    Работа с фрагментами рисунка в графическом редакторе Paint

    Отработка учащимися навыков работы с графическим редактором Paint:1)      закрепление учащимися навыков умения работать с инструментами и палитрой цветов;2)...