ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРОССВОРДОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
статья по информатике и икт на тему

Зубко Светлана Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zubko_svetlana.rar20.25 КБ

Предварительный просмотр:

Светлана Николаевна Зубко

МБОУ «Масловопристанская сош Шебекинского района Белгородской области»

учитель информатики

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРОССВОРДОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Думаю, сейчас вряд ли кто-то вспомнит и  задумается о том, кто был первопроходцем в составлении кроссвордов. Удивительно и то, что уже достаточное количество лет эта чудная игра живет, растет, развивается и видоизменяется.

Кроссворд обладает уникальным свойством дать возможность проявить себя, позволяет самостоятельно отыскивать ответы на поставленные вопросы, познавать мир на интуитивном уровне.

Думаю, что в итоге от положительного результата в процессе работы на уроке дети получают значительный заряд оптимизма и веры в свои собственные силы. Использование кроссвордов позволяет индивидуально и дифференцированно подходить к учащимся на уроке. Дети по собственному желанию начинают обращаться за помощью к учебникам, дополнительным пособиям и другой литературе.

В своей деятельности я, как учитель, в настоящее время широко использую кроссворды.

Собственная практика показала, что использование кроссвордов расширяет кругозор, развивает логическое мышление и память.

Их составляют и дети, применяя при этом Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint. Преследую при этом цель повышения мотивации учащихся к обучению и возможность самореализации личности школьников.

И что же было замечено?!!

Повышение интеллектуальной самостоятельности обучающихся, нестандартность мышления, яркость и оригинальность идей. И это только маленькая часть достижений.

Жизнь в современном мире все жестче показывает, что обществу необходимы созидательные личности. Потребители обречены быть вытесненными на обочину. Поэтому одной из основных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка.

Для этого следует научить детей самостоятельно добывать знания. Иными словами: организовать учебный процесс так, чтобы каждый ребенок чувствовал потребность в самообучении, самовоспитании, самообразовании и самореализации. Все потребности, как следствие, формируют познавательные интересы.

Следует выделить два основных источника, влияющих на становление интереса ребят к учению:

1) содержание учебного материала,

2) организация учебной деятельности.

Ко второму источнику организации учебной деятельности относят:

включение в занятия различных форм самостоятельных работ учащихся;

проблемное обучение;

постановку практических заданий.

Все перечисленные формы развивают познавательную активность, заставляют активно проявиться творческим способностям учащихся.

Использование кроссвордов на уроках информатики является, по моему мнению, одним из самых активных средств развития познавательных интересов. Поэтому я часто использую их на уроках информатики.

Для того чтобы каждый почувствовал очарование кроссворда, необходимо отметить большинство из положительных его качеств.

Кроссворд обладает удивительным свойством каждый раз бросать вызов посоревноваться.

Кроссворд - способ поиска самостоятельного ответа на многие вопросы, это, в некотором роде, познание мира через догадки.

А еще – удовольствие! Если человек справляется с кроссвордом, а чаще всего интуитивно или осознанно им выбирается тот, что ему по силам, он получает такой же заряд оптимизма, который дарят не менее пяти минут смеха.

 О пользе кроссвордов для здоровья говорят много. Невероятную популярность кроссворды обрели именно в динамичном 20-м веке - жизнь помчалась вскачь, нервы у людей истончились, а чтобы они не порвались, требовалось простое и действенное средство по нейтрализации стрессов. Этим средством и стал кроссворд. Разгадывание кроссвордов благотворно влияет на организм - оно успокаивает, расслабляет, что побуждает все органы работать в оптимальном режиме.

Разгадывание кроссвордов поможет сохранить светлый разум в пожилом возрасте - умственная зарядка стимулируют рост новых нейронов и не позволяет развиться таким патологиям, как болезни Альцгеймера или Паркинсона.

Решение кроссвордов тренирует память, расширяет кругозор, и даже способствуют развитию сообразительности. Медики, в свою очередь, уже довольно давно стали использовать эту головоломку как успокаивающее средство.  Наилучшим способом вовлечения в работу наибольшего количества клеток головного мозга и, следовательно, обеспечения им полноценного сна является разгадывание кроссвордов минут за тридцать до того, как отправиться спать. Научно доказано, что разгадывание перед сном кроссвордов улучшает память.

О разнообразии кроссвордов судить трудно, так как они чаще всего внешне похожи друг на друга: для всех них стандартно характерна фигурная черно-белая сетка. Но одинаковыми они кажутся только на первый взгляд, поскольку их содержание может быть удивительно многообразным.

Классифицировать кроссворды возможно:

1)по форме

2)по расположению

3)по содержанию

Мы рассматриваем только учебные кроссворды. Поэтому, классифицируя их, исходим из обучающих целей, что позволяет нам распределять их по тематике.

Можно выделить и обобщающие, итоговые кроссворды: их вопросы охватывают разнообразные разделы курса информатики.

         Так же затруднительно расположить кроссворды по степени сложности. В самом деле: одному ученику тот или иной кроссворд кажется простым, другому — сложным, и оба они по-своему правы.

Наблюдения показали, что решающих кроссворды можно разделить на две категории.

Одним нравятся задания с редкими, новыми для них словами; они считают, что кроссворд должен быть прежде всего познавательным и готовы перерыть десятки книг, справочников, энциклопедических словарей, чтобы найти ответы. Для них кроссворд тем интереснее, чем больше нового они узнают.

Другие (их гораздо больше, чем первых) любят задания, выполняемые по памяти; они считают, и не без основания, что в силу своей специфики кроссворд не предназначен для получения новых системных знаний (это делается с помощью учебной и научно-популярной литературы). По мнению второй группы, главная функция этой игры — дать возможность вспомнить знакомые, но забытые термины, закрепить их в памяти, развить интеллект. Считаю, что такой подход правомерен именно по отношению к учебным кроссвордам.

Процесс отгадывания кроссвордов и их составление является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребёнка. Отгадывание оттачивает и дисциплинирует ум, приучая  к чёткой логике, к рассуждению. Использование кроссвордов можно рассматривать как процесс творческий, а поэтому, считаю, кроссворды целесообразны не столько для проверки общей эрудиции учащихся, сколько для лучшего усвоения ими фактического материала.

 Прежде всего, необходимо четко представлять, с какой дидактической целью используется на уроке данный кроссворд.

Итак, если ставится такая дидактическая задача как проверка домашнего задания в начале урока, то считаю целесообразным использовать индивидуальные задания в виде готовых кроссвордов. Или возможен фронтальный опрос по готовому кроссворду, созданному в Microsoft PowerPoint.

При проверке понимания изученного материала, закреплении изученного материала, обобщении и систематизации знаний можно использовать как готовые кроссворды для работы индивидуально и в группе, так и давать задания самостоятельного создания кроссвордов.

 Если же рассмотреть использование кроссвордов для решения задачи контроля и самоконтроля, то в данном случае, возможно использовать готовые кроссворды как дополнение к контрольным и проверочным  работам.

Все дело только лишь в Вашем творческом подходе к процессу обучения. Необходимо помнить, что включая школьников в эту интеллектуальную игру, учитель в нетрадиционной, а значит, более интересной для учащихся форме проверяет их знания, прочность и глубину усвоения пройденного, выявляет, какие именно вопросы нуждаются в разъяснении и закреплении.

Практика показала, что предъявляя ученикам учебный кроссворд, необходимо соблюдать ряд условий:

1)заранее проверена доступность кроссворда;

2)наличествуют объективные стимулы (мотивы), побуждающие учащихся работать на наилучший конечный результат;

3) создана на уроке обстановка естественной игровой ситуации;

4) обеспечены при работе с кроссвордами только положительные эмоции учеников;

5) в ход решения внесен элемент состязания между учащимися;

6) предусмотрено обсуждение ответов на вопросы кроссворда, их уточнение, а в случае расхождения мнений — проведение дискуссий.

Чтобы у ребят не пропадал интерес к решению кроссвордов, надо разнообразить их содержание и форму предъявления.

Кроссворды, которые используются как определенный элемент урока, могут содержать 8-20 вопросов. Тематические кроссворды, содержащие вопросы конкретного раздела школьной информатики, обычно состоят из 20—30 слов, а итоговые — из 30—50 слов.

Как правило, все учебные кроссворды решаются по памяти, и само указание учителя на то, что учащиеся справились с заданием без помощи справочной литературы, служит хорошим психологическим стимулом для них.

Если снабдить кроссворд количественными показателями для оценки уровня эрудиции, то получится принципиально новый тип - тест-кроссворд, позволяющий оценить общую подготовку ученика по информатике, широту его кругозора в этой области знаний.

Согласно действующей системе оценки знаний, при решении кроссвордов рационально пользоваться такой шкалой (и она не может быть бесспорной):


Оценка

Количество верных ответов


Рекомендации

2

до 50%

Ваш результат слабый и посредственный. Это свидетельствует об ограниченном круге интересов. Больше времени уделяйте не только проработке школьного учебника, но и чтению научно-популярной литературы.  Тренируйте память.

3

50-69%

Круг Ваших знаний в области информатики мал. Чтение Вами учебника и научно-популярной литературы носит поверхностный характер. Вам необходимо больше внимания уделять изучению информатики как предмета.

4

70-94%

Ваш результат хороший. Это свидетельствует об интересе к информатике. Вы умеете концентрировать свое внимание на отдельных вопросах. Вам следует не снижать требований к своим занятиям и тренировать ум.

5

95%-100%

Круг Ваших знаний в области информатики отличный, говорящий не только о хорошей памяти, но и о большой любознательности. Совет один: "Так держать!"

Составление кроссвордов учащимися - это достаточно полезный вид самостоятельной работы, дающий ребенку возможность самореализации.

С методической точки зрения особенно целесообразно составление тематических кроссвордов. Это требует хорошего знания выбранной темы, умения четко формулировать определения понятий. Тематические кроссворды можно использовать как для фронтальной, так и для индивидуальной работы с учащимися.

Когда только начинается изучение информатики в школе, мы практикуем использование преимущественно готовых кроссвордов. Эти кроссворды может составлять и учитель. Как только дети почувствуют прелесть такой деятельности, предлагаем им самим составлять кроссворды. Этим можно заниматься как дома, так и на уроках. Составляют кроссворды ученики или индивидуально, или в группе.  

Возможно использовать такие задания на составление кроссвордов:

-Дается набор терминов и слов по конкретной теме. Необходимо создать сетку из подходящих по горизонтали и вертикали слов, пронумеровать, отобрать и составить вопросы к ним.

-Называется только тема курса информатики, все остальное учащиеся делают сами.

Необходимо помнить, что наибольшее внимание при этом следует уделять формулировке вопросов. Проблема постановки вопроса - это проблема развития высококачественного мышления. Хороший вопрос помогает совершенно по-иному видеть суть изученного и искать ответ путями, о которых раньше никто и не думал. А главное — он свидетельствует о понимании учебного материала.

Заметим, что составленные учениками кроссворды должны «работать». Их можно предлагать одноклассникам или ученикам параллельного класса. Необходимо извещать авторов об общественной пользе их труда. Это приносит им удовлетворение и служит дополнительным моральным стимулом.

Следует высоко оценивать успехи ребят и обязательно поощрять, особенно при составлении «правильных» симметричных кроссвордов.

Задачу создания кроссвордов на уроках информатики возможно решать одним из программных средств:  Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint.

Создание кроссворда в MS Word.

Основные приемы:

Создание сетки графическим методом; при  этом все элементы должны быть сгруппированы.

Создание сетки табличным методом; при этом границы ненужных ячеек стираются.

Номера либо вставляют непосредственно в ячейки, либо записывают рядом  с соответствующими ячейками.

Задания к кроссворду могут быть расположены обычным способом или оформлены в виде выносок к соответствующим клеткам.

Требования к созданию кроссворда в MS Word:

Наличие сетки.

Наличие нумерации.

Наличие грамотно сформулированных заданий к кроссворду.

Наглядное оформление и расположение кроссворда на странице.

Достоинства метода:

Возможность многократной распечатки.

Независимость от компьютера при использовании.

Простота реализации.

Недостатки метода:

Неэффективная возможность использования в электронном виде.

Невозможность автоматизации проверки результата.

Создается в основном только для работы на бумаге.

Создание кроссворда в Microsoft PowerPoint.

Основные приемы:

Создание сетки табличным методом; при этом границы ненужных ячеек стираются.

Номера либо вставляют непосредственно в ячейки, либо записывают рядом  с соответствующими ячейками.

Задания к кроссворду могут быть расположены обычным способом или на каждый вопрос отводится отдельный слайд.

Решение кроссворда должно быть организовано автоматически, с использованием гиперссылок.

Требования к созданию кроссворда в Microsoft PowerPoint:

Наличие сетки.

Наличие нумерации.

Наличие грамотно сформулированных заданий к кроссворду.

Наглядное оформление и расположение кроссворда на слайде.

Наличие возможности выбора верного ответа и присутствие неверных ответов с гиперссылками на автоматическое появление правильного ответа в сетке и переход на слайд неверно при выборе неверного ответа.

Достоинства метода:

Возможность многократного использования.

Эффективная возможность  использования в электронном виде.

Возможность использования в обучающих целях.

Недостатки метода:

Невозможность распечатки.

Зависимость от компьютера.

Трудность в реализации.

Проверка результата происходит при выборе ответов, до тех пор, пока ученик не справится с заданием.

Создание кроссворда в Microsoft Excel.

Основные приемы:

Сетка кроссворда создается путем обозначения границ ячеек и настройки их ширины и высоты таким образом, чтобы они получились квадратными.

Задания к кроссворду могут быть расположены обычным образом или оформлены в виде примечаний к ячейкам, в которых находится нумерация.

Проверка правильности разгадывания кроссворда может быть осуществлена с помощью условного форматирования (например, если в ячейку введена правильная буква, то ячейка заливается определенным цветом или идет подсчет верных букв в словах).

Требования к созданию кроссворда в Microsoft Excel:

Наличие сетки.

Наличие нумерации.

Наличие грамотного сформулированных заданий к кроссворду.

Наглядное оформление и расположение кроссворда на рабочем листе.

Наличие проверки правильности решения кроссворда.

Достоинства метода:

Возможность многократной распечатки.

Возможность размещения большого по размерам кроссворда.

Возможность автоматизации проверки  результата.

Создается для работы не только на бумаге, но и в электронном виде.

Эффективная возможность  использования в электронном виде.

Недостатки метода:

Зависимость от компьютера при использовании.

Настройки проверки требует определенных знаний.

Практика показала, что наиболее легким в овладении является способ создания кроссворда в MSWord. Он же и наиболее часто используемый учащимися.

Достаточно сложным в освоении является способ создания в Microsoft Excel.

Каждый из способов требует немалого количества  времени.

Все перечисленные способы имеют как ряд достоинств, так и ряд недостатков.

Итак, кроссворд – это своеобразная самопроверка, занимательный тест.

Обучающая роль кроссвордов заключается в том, что процесс усвоения новых знаний осуществляется в игровой ситуации, а положительные эмоции, возникающие у детей в процессе разгадывания кроссвордов, способствуют предупреждению перегрузки.

Здесь же решение вопросов индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.

           Развивающая и организующая роль кроссвордов состоит в том, что при их решении учащимся приходится без всякого принуждения работать с учебными пособиями и другой литературой. Спрашивая значения непонятных и неразгаданных слов, учащиеся непроизвольно заставляют включиться в учебную деятельность и окружающих их взрослых. Создаются условия для полезной организации свободного времени. Решение кроссвордов тренирует память, расширяет кругозор, и даже способствуют развитию сообразительности.

Составление кроссворда является прекрасным средством активизации мыслительной деятельности  и самореализации личности школьников. Творческие способности, разнообразие форм, формулировок, тем позволяют учащимся искать новую информацию и создавать кроссворды, тем самым развивая в непринужденной форме познавательные интересы.

Библиографический список

1.    Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя - М.: Просвещение, 1987.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии - М.: Педагогика, 1989г.

   Кашинцева Л.Н.. Изучение методов создания кроссворда на уроке информатики / Информатика и образование/  2008 - №10

Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения - М.: Просвещение, 1990.

www.e-crossword.ru/

www.epochtimes.ru/content/view/

www.fizik.bos.ru/kross/metod.htm

www.kpoccword.h10.ru/history.htm

www.mif106.narod.ru/p162aa1.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кроссворды к уроку информатики

Кроссворды выполнены в Excel. Включены 4 темы: Компоненты компьютера, Алгоритмы, Электронные таблицы, Компьютерные презентации в MS PowerPoint. Предназначены для проверки знаий теории по вышеперечисле...

Кроссворды для уроков информатики

Шувалова Е.Н. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРОССВОРДОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) КЛАССАХ VIIВИДА МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18»,  г. Череповец Важным условием повыше...

Методика использования кроссвордов на уроках физики

Кроссворд по физике, как и другие подобные кроссворды, относятся к так называемым тематическим кроссвордам. Составлять их достаточно трудно, так как выбор слов-ответов весьма ограничен. Зато они...

Создание интерактивных презентаций с использованием макроса DragAndDrop. Составление и использование кроссворда на уроке в режиме онлайн на сайте http://puzzlecup.com/crossword-ru/

Использованы материалы сайтов: http://www.nachalka.com/node/1419. Тема 11. Создание интерактивных презентаций с использованием макроса DragAndDrop. Втр, 2010-07-27 17:13 — Лариса Плахотник; «Фабрика к...

Использование кроссвордов на уроках физики

Зачем нужны кроссворды в школе? Какова история появления кроссвордов? Типы кроссвордов. Некоторые кроссворды на уроках физики....

Использование кроссвордов на уроках биологии в 6 классе

Использование кроссвордов на уроках биологии в 6 классе...

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей математики и информатики на тему: «Возможности использования ЦОС на уроках информатики»

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей математики  и информатики на тему: «Возможности использования ЦОС на уроках информатики»...