Информация. Кодирование информации. Представление чисел с плавающей запятой.
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс) по теме

Конспект урока профильного 10 класса. По типу относится к занятию изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx37.64 КБ

Предварительный просмотр:

Информация. Кодирование информации.                                                                                                    Представление чисел с плавающей запятой

. Тема: «Представление чисел в формате с плавающей запятой»

Пояснительная записка

Данный урок является третьим в изучении темы: «Кодирование и обработка числовой информации» в профильном курсе. По типу относится к занятию изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.

Дидактическая ценность этого занятия состоит в том, что урок входит в раздел профильного курса изучения предмета «Информатика и ИКТ». Полученные на уроке знания можно применить в общеобразовательной деятельности, а именно в математике.

Рассматриваемая тема урока может быть изучена как в 10 классах, так и в 11 классе.

Цели урока: познакомить учащихся с понятием «Как представляют вещественные числа в формате с плавающей запятой в 4 байтах»; Представлять вещественное число в компьютере. Структура урока представлена в таблице 21, технологическая карта урока в таблице 22,организационная структура урока в таблице 23, ход урока в таблице 24.

Триединая дидактическая задача урока: [2]

Образовательная:

познакомить учащихся с понятием порядок основания системы счисления

организация деятельности учащихся по формированию знаний и умений при работе с вещественными числами с плавающей запятой;

познакомить учащихся с мантиссой числа;

сформировать знание, о нормализованном числе.

Развивающая:

обогащать и усложнять словарный запас учащихся;

развивать мышление (учить строить аналогии, определять и объяснять понятия);

развитие навыков устного счета;

развитие сенсорной сферы (ориентировка во времени);

развитие двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц);

Воспитывающая:

формировать трудовые качества личности;

формировать требовательность к себе.

Материально – техническое оснащение: персональный компьютер учителя, проектор, экран.


Таблица 21 - Структура урока

Этап

Название этапа

Время

I

Организационный момент

1 мин

II

Проверка выполнения домашнего задания

10 мин

II

Подготовка учащихся к усвоению новых знаний

3 мин

IV

Усвоение новых знаний и способов деятельности

23 мин

V

Закрепление знаний и способов деятельности

10 мин

VI

Подведение итогов

5 мин

VII

Домашнее задание

2 мин

IX

Рефлексия

1 мин

Таблица 22 - Технологическая карта урока

Предмет, класс

Информатика и ИКТ,

10 класс

Учитель

Старостина Елена Николаевна

Тема урока,

№ урока по теме

«Представление чисел в формате с плавающей запятой»

Урок №4

Актуальность использования средств ИКТ

Обеспечение наглядности учебного материала

 

Цель урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности 

Задачи урока

обучающие

развивающие

обучающие

познакомить учащихся с понятием порядок основания системы счисления

организация деятельности учащихся по формированию знаний и умений при работе с вещественными числами с плавающей запятой;

познакомить учащихся с мантиссой числа;

сформировать знание, о нормализованном чиселе

навыки организации рабочего места;

развития познавательной активности учащихся; развития мышления, устного счета.

познакомить учащихся с понятием порядок основания системы счисления

организация деятельности учащихся по формированию знаний и умений при работе с вещественными числами с плавающей запятой;

познакомить учащихся с мантиссой числа;

сформировать знание, о нормализованном чиселе

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

(локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

ПК учителя, проектор, экран


Таблица 23 - Организационная структура урока

Название этапа

Длитель-ность

этапа

Задачи

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Функции и виды деятельности преподавателя

Формы и  виды

деятельности учащихся

1. Организационный

1 мин

Подготовить учащихся к работе на занятии

Перцептивный (словесный)

Ознакомление с темой,
целью и планом урока

Подготовка рабочего места

2. Проверка выполнения домашнего задания

10 мин

Установление правильности выполнения домашнего задания

Перцептивный (аудиовизуальный)

Организация учебно- познавательной деятельности.

Сообщение по порядку выполнения арифметических действий с числами с плавающей запятой

3. Подготовка учащихся к усвоению нового материала

2 мин

Обеспечение принятия учащихся познавательной деятельности

Перцептивный (словесный)

Диалог с учащимися о необходимости ограниченного диапазона в представлении чисел

Диалог, слушание, осмысление

4. Усвоение новых знаний и способов деятельности

23 мин

Обеспечение восприятия познакомить учащихся с понятием порядок основания системы счисления ; организация деятельности учащихся по формированию знаний и умений при работе с вещественными числами с плавающей запятой;познакомить учащихся с мантиссой числа;сформировать знание, о нормализованном числе

Перцептивный и логический (сравнение, аналогия, анализ, алгоритмизация)

Информационно - рецептивный, эвристический

Работа под руководством учителя, с оказанием дозированной помощи в виде алгоритма

5.Закрепление новых знаний и способов деятельности

10 мин

Повторить рассмотренные понятия, прорешать примеры; выявить пробелы и корректировать неверные представления.

Перцептивный (практический)

Корректировка деятельности учащихся

самостоятельная работа.

6. Подведение
итогов

3 мин

Путем опроса определить усвоение изученного материала

Логический (дедуктивный)

Выделение главного;

обобщение

Ответы на поставленные вопросы

7. Домашнее
задание

2 мин

Запись задания на дом для закрепление пройденного материала

Перцептивный (словесный)

Сообщение задания для домашней работы

Запись задания

Таблица 24 -Конспект урока  

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

I

1 мин

Организационный момент

Здравствуйте! Прошу вас проверить наличие на столах: тетрадей, дневников, учебников, пеналов, а так же двух  листов, которые вам раздали дежурные.

Проверка готовности рабочего места.

II

10 мин

Проверка выполнения домашнего задания

Вам было предложено к сегодняшнему уроку:

выполнить первые 4 случая сложения чисел с фиксированной запятой (проверить)

Выполнить умножение 2 чисел (проверить)

Знать 6 случаев сложения чисел.

С какими трудностями вы столкнулись? Давайте разберем сложные моменты.

Учащимся были розданы листы с заданием для самостоятельной работы.

Работа выполняется по вариантам

Трое учащихся читают сообщения, остальные вносят сведения в таблицу.

Выполняют самостоятельную работу

FFA1

004E

FFFF=1116

FFA7

003F

FFE6=1A16

 FFA1

 FFB2

1FF53=AD16

FFA7

 FFC1

1FF68=9816

III

3 мин

Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

Система вещественных чисел в математических вычислениях предполагается неприрывной и бесконечной, т.е. не имеющей ограничений на диапазон и точность представления чисел. Однако в компьютерах числа хранятся в регистрах и ячейках памяти с ограниченным количеством разрядов. В следствии этого система вещественных чисел представляемых в машине, является дискретной и конечной. Для отображения вещественных чисел, которые могут быть очень маленькими или очень большими используется форма записи чисел с порядком основания системы счисления.

Учащиеся говорят о том, что такое вещественное число с точки зрения математики  

IV

23 мин

Усвоение новых знаний и способов деятельности.

A=m*np

m - Мантисс

n - Основание системы счисления

p - Порядок числа

Нормализованная форма:

Мантисса <1

(Правильная дробь) и первая значащая цифра не 0

0.1p<= m <1

Занимает 4б., 8б. И имеет следующий формат:

знак

Маш.

порядок

Мантисса

0

1234567

                 1байт        2байта  3байта    4байта

Машинный порядок смещен относительно математики и имеет только положительные значения. Смещение выбирается так, чтобы минимальное математическое значение порядка соответствовало 0

7бит 27=128 следовательно 0-127значений

Связь между Мр и р(мат)

Мр=р+64 или Мр22+10000002

Правило записи:

Перевести модуль числа в 2 с\с;

Нормализовать двоичное число;

Найти математический порядок в 2 с\с;

Учитывая знак числа, выписать его представление в 4 –х байтовом машинном слове.

Пример:

А=24,25

А2=11000,01

Аn=0,1100001*102101

Р=101   Мр=1000000+101=1000101

0100

0101

1100

0010

0000

0000

0000

0000

4

5

С

2

0

0

0

0

Ответ:45С20000

А=0,375

А2=0,011

Аn=0,11*102-1

Р=-1   Мр=1000000-1=011,1111

0011

1111

1100

0000

0000

0000

0000

0000

3

F

C

0

0

0

0

0

Ответ:3FC00000

Учащиеся работают в тетради.

V

10 мин

Закрепление новых знаний и способов деятельности.

Предлагаю вам самостоятельно решить следующие примеры, используя алгоритм.

Самостоятельная работа:
I Вариант

-33,75+0,75;

33,75+0,75

II Вариант

79,75-0,75

-79,75-0,75

Двое учащихся на доске переводят 29,0510 в 2 систему счисления и совместно записывают  получившийся ответ.

По аналогии четверо учащихся переводят это же число в 8 и 16 системы счисления.

VI

5 мин

Подведение итогов

Вспомните, как записать получившийся результат перевода целой части числа? А дробной?

Каков делитель при переводе чисел в восьмеричную систему счисления?

Каков второй множитель при переводе дробной части числа в шестнадцатеричную систему счисления?

Как правильно оформить запись чисел с применением различных систем счисления?

Прошу сдать ваши тетради на проверку и по сложившейся традиции вы можете завтра забрать после уроков проверенными.

Устные ответы учеников.

VII

2 мин

Домашнее задание
(+ и -)

I

II

III

IV

167,8125

84,375

29,625

0,28125

176,625

85,375

59,8125

0,75

139,375

104,25

176,625

0,03125

91,8125

104,25

175,375

0,015625

Записывают задание в дневник по вариантам.

VIII1 мин

Рефлексия

Высказывают свое мнение об уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Представление чисел с плавающей запятой"

К уроку представление чисел в памяти компьютера...

Разработка урока на тему: Двоичное кодирование числовой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код.

Разработка урока на тему: Двоичное кодирование числовой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код....

Понятие об информации. Представление информации. Информационная деятельность человека.

Понятие об информации. Представление информации. Информационная деятельность человека. Информационные процессы. 8 класс....

Кодирование информации. Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.

Тема урока: Кодирование информации. Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме: «Перевод чисел из ...

«Понятие информации. Представление информации, языки кодирования»

Конспект урока для 10 класса ( базовый уровень) Семакин И.Г....