Урок по теме "Системы счисления" в рамках подготовки к ЕГЭ
план-конспект урока (информатика и икт, 11 класс) по теме

Шпенькова Наталья Михайловна

 

Тема: Системы счисления

Урок в рамках подготовки к ЕГЭ

 

Данный урок является уроком повторения данной темы.

 

Урок построен на деятельной основе с применением элементов игровой технологии, что обеспечивает развитие познавательной деятельности учащихся, стимулирует их интерес к изучению возможностей современных компьютерных технологий и их применению в обучении. Интерес к изучению предмета подкреплен творческими заданиями. Применение элементов игровой и проблемной технологий способствует развитию познавательной деятельности учащихся, дает им возможность проявить себя, делает процесс обучения более интересным, что стимулирует умственную активность.

 

Структура урока:

 

1.     Оргмомент,

2.     Актуализация опорных знаний и решение задач (работа в тетрадях),

3.     работа над заданиями в группах,

4.     подведение итогов урока,

5.     домашнее  задание.

 

Цели мероприятия:

•-       Стимулировать познавательный интерес учащихся к предмету «Информатика и ИКТ».

•-       Формировать чувства здорового соперничества, умение отстаивать свои взгляды.

•-       Развивать умственную деятельность, память, умение логически мыслить.

Тип мероприятия: обобщающий урок.

Технология: групповая и индивидуальная работа.

Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, экран

 Приветствие учащихся, сообщение темы и цели задания

 

 Перед выполнением заданий необходимо повторить основные моменты темы: понятие системы счисления, виды систем счисления, правила перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную и обратный перевод чисел.  При решении заданий перевод чисел из двоичной системы в восьмеричную(триады) и шестнадцатеричную (тетрады).

Решение заданий с полным разбором:

Задача 1: Числа 10010012 и 1118 принадлежат родственным системам счисления. В каком отношении они находятся?

  1. Первое меньше второго.
  2. Первое больше второго.
  3. Их невозможно сравнить, потому что у них разные основания.
  4. Они равны.

 

Решение: Переведем числа в десятичную СС и затем сравним их.

10010012= 1*26+ 1*23 +1*20 = 64+8+ 1 = 73

1118 =1*82+1*81=1*80=64+8+1=73 

Следовательно, числа равны.

 

Задание 2:  Какой позиционной с.с. из нижеперечисленных принадлежит число 1234С?

  1. Восьмеричной.                    3. Двенадцатеричной.

Десятичной.                          4. Шестнадцатеричной

Решение: Т.к. в числе используется цифра С=12, то система счисления =16. В алфавите ни одной другой С.С.нет данной цифры.

 

Задание 3: Вычислите   7116 + 4516 . Ответ приведите в двоичной системе.

1)      10011100    2)  1011001    3) 1011010  4) 10110110

Решение:

7

1

4

5

11

6

В

 

 1116= 10112, 616= 1102 Итак: В616=101101102

 

Задание 4: Сколько единиц в двоичной записи шестнадцатеричного числа 7C?

1)       6                     2) 2                  3) 5                  4) 4

Решение:  716=01112, С16= 10102

16= 11110102

 

Задание 5: Значение выражения 10016 + 1008 + 1002 равно

 25710     2) 30010          3) 32410           4) 34110

Решение:  10016 =16*16=25610

1008 =8*8=6410                       1002=2*2=4   Итак: 256+64+4=324

 

Задание 6: Дано А=9D16, B=2378. Какое из чисел C, записанных в двоичной системе счисления, отвечает условию A<C<B?

1) 100110102

2) 100111102

3) 100111112

4) 110111102

Решение: Переведем числа в 10-ную СС и определим промежуточное число.

Дано А=9D16= 9*16+13=15710

B=2378=2*64+3*8+7*1=15910  157<158<159

15810=100111102

Задания части B

 

Задание 7: Определить все основания систем счисления, в котором запись числа 22 оканчивается на 4.

Решение: Поскольку 4 –остаток от деления, то найдем разность 22-4=18. Найдем все делители числа 18: 2, 9, 18

 

Задание 8: Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 23 оканчивается на 2.

Решение: Поскольку 2 –остаток от деления, то найдем разность 23-2=21. Найдем все делители числа 21: 3, 7, 21

 

Задание 9: В системе счисления с некоторым основанием число 32 записывается в виде 112. Укажите это основание.

Решение:  3210=112х

1*х2+1*х+2=32

Х2+х-30=0

Х=-6, х=5                     Ответ: х=5

 

Задание 10: Все 5-буквенные слова, составленные из букв А, О, У, записаны в алфавитном порядке.

Вот начало списка:

1. ААААА

2. ААААО

3. ААААУ

4. АААОА

•         ……

Запишите слово, которое стоит на 240-м месте от начала списка

Решение: заменим буквы цифрами: А=0, О=1, У=2. Легко заметить, что каждая новая строка образуется путем прибавления к последней цифре числа 1. Кроме того, при переводе числа в десятичную СС получаем число на 1 меньшее, чем номер строки, т. О. 240-1=239 и переведем это число в троичную СС.

23910=22123 заменим цифры исходными буквами и получим ряд: УУУОУ

 

Задание 11: Все 5-буквенные слова, составленные из 5 букв А, К, Л, О, Ш, записаны в алфавитном порядке.

Вот начало списка:

1. ААААА

2. ААААК

3. ААААЛ

4. ААААО

5. ААААШ

4. АААКА

……

На каком месте от начала списка стоит слово ШКОЛА?

 Решение:

1)      по аналогии с предыдущим решением будем использовать пятеричную систему счисления с заменой А ® 0, К ® 1, Л ® 2, О ® 3 и Ш ® 4

2)      слово ШКОЛА запишется в новом коде так: 413205

3)      переводим это число в десятичную систему:

413205 = 4×54 + 1×53 + 3×52 + 2×51 = 2710

4)      поскольку нумерация элементов списка начинается с 1, а числа в пятеричной системе – с нуля, к полученному результату нужно прибавить 1, тогда…

5)      Ответ:  2711.

 

Решение задач ЕГЭ в игровой форме.

 

Учащиеся делятся на 2 команды. Команды выбирают номер задания. Открывшееся задание решают обе команды, кто вперед даст верный ответ, тот получает право следующего хода. Если команда дала неверный ответ соперники имеют возможность предложить свой вариант ответа. Ответ засчитывается – если он верный.

Командам задается вопрос: Переведите номер своего класса в 16-ную СС.(В)

Кто быстрее отвечает на вопрос, тому и предоставляется право первого хода.

Задание 1: Найти сумму чисел: 2248   и   А216

2248 =2*64+2*8+4*1=128+32+4=16410  и   А216=10*16+2*1=160+2=16210

162+164=326

Задание 2: В саду 88n фруктовых деревьев, из них 32n яблони, 22n груши, 16n слив и 17n вишен. В какой с.с посчитаны деревья?

32n+22n+16n+7n=

При сложении разряда единиц получаем 17, а у данного числа 8, значит 17-8=9

При сложении разряда десятков получаем 7 и десяток из единиц- 8 . Т.О. исходная СС=9

Задание 3: В системе счисления с некоторым основанием число 12 записывается в виде 110. Укажите это основание

Ответ 3

Задание 4: Все 5-буквенные слова, составленные из букв А, О, У, записаны в алфавитном порядке. Вот начало списка:

1. ААААА

2. ААААО

3. ААААУ

4. АААОА

……

Запишите слово, которое стоит на 101-м месте от начала списка.

Ответ  ОАУАО

Задание 5: Число 1201 может принадлежать перечисленным позиционным системам счисления, кроме

 1) двоичной      

 2) восьмеричной

 3) десятичной     

 4) шестнадцатеричной

Ответ     1) двоичной      

Задание 6: Было 53n яблока. После того, как каждое из них разрезали пополам, стало 136n половинок. В с.с. с каким основанием вели счёт?

Ответ:53*2=106   СС=7

Задание 7:  Переведите числа в десятичную систему счисления. В ответ запишите последние цифры новых чисел.

100101012, 1010111012, 1111011102

Ответ   149, 349, 494 (994)

Задание 8: Дано: a=DD16, b=3378 .

 Какое из чисел С, записанных в двоичной системе счисления, удовлетворяет неравенству а<с<в?

1)      110110102            2)  111111102              

  3)  110111102           4) 110111112

Ответ     3)  110111102

Задание 9:  Какое десятичное число при записи в системе счисления с основанием 5 представляется как 12345?

Ответ:  194

Задание 10: Как записывается число 7548 в шестнадцатеричной системе счисления?

1)  73816                  2) 1A416                               3) 1EC16      4) A5616

Ответ:      1)  73816

Задание 11: Расположите числа, записанные в различных системах счисления, в порядке возрастания:

 3510, 368, 3А16, 1001012, 1304

Ответ:  1304,  368, 3510, 100101216, ,

 

Задание 12: Все 5-буквенные слова, составленные из букв А, О, У, записаны в алфавитном порядке. Вот начало списка:

1. ААААА

2. ААААО

3. ААААУ

4. АААОА

•         ……

Укажите номер первого слова, которое начинается с буквы О.

Ответ:  82

Задание 13: В саду 100 фруктовых деревьев – 14 яблонь и 42 груши. Найдите основание системы счисления, в которой указаны эти числа.

Ответ:   6

 

Задание 14: Чему равна сумма чисел  578 и 4616  ?

1) 3518

2) 1258

3)  5516

4)  7516

578 =4710 и 4616 =7010

Ответ:      4)7516

Задание 15: Как представлено число 8310 в двоичной системе счисления?

1)      10010112        2) 11001012

            3) 10100112    4) 1010012

Ответ:    3) 10100112

Задание 16: Сколько значащих нулей в двоичной записи числа 254?

1) 1                 2)  2          3)  4                       4) 8

Ответ:      1) 1

Задание 17: Все 5-буквенные слова, составленные из букв А, К, Р, У, записаны в алфавитном порядке. Вот начало списка:

1. ААААА

2. ААААК

3. ААААР

4. ААААУ

4. АААКА

•         ……

Запишите слово, которое стоит на 350-м месте от начала списка.

Ответ:  КККУК

Задание 18: В классе 1111002 % девочек и 11002 мальчиков. Сколько учеников в классе?

Ответ 1111002=60, 11002= 12 мальчиков, значит всего 30

Задание 19: Запись числа 2105 в некоторой системе счисления выглядит так: 313q. Найдите основание системы счисления q.

Ответ:   4

Задание 20: Как записывается число A8716 в восьмеричной системе счисления?

1)  4358           2) 15778            3) 52078        4) 64008

Ответ    3) 52078

 

Подведение итогов. Команда, набравшая большее количество очков получает лучшую отметку. Вторая команда получает отметку «хорошо». Учитывается вклад каждого ученика в работу группы.

 

Домашнее задание:  решить задачи и повторить тему «Логика».

Задача 1: Все 5-буквенные слова, составленные из букв А, К, Р, У, записаны в алфавитном порядке. Вот начало списка:

1. ААААА

2. ААААК

3. ААААР

4. ААААУ

5. АААКА

……

Укажите номер слова УКАРА.

Задача 2: Три молодые мамы Анна, Ирина и Ольга, гуляя в парке со своими малышами, встретили свою четвертую подругу. На вопрос, как зовут малышей, желая подшутить над подружкой, они ответили:

Анна:             моего малыша зовут Денис, а Кирилл – сын Ирины.

Ирина:          моего сыночка зовут Максим, а Кирилл – сын Анны.

Ольга:           мой мальчик – Кирилл, а сына Анны зовут Максим.

 Каждая из них один раз сказала правду и один раз солгала. Как зовут мальчиков Анны, Ирины и Ольги? В ответе перечислите подряд без пробелов буквы, соответствующие именам мальчиков

 в указанном порядке имен их мам, например КМД.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Системы счисления" в рамках подготовки к ЕГЭ

Тема: Системы счисленияУрок в рамках подготовки к ЕГЭ Данный урок является уроком повторения данной темы. Урок построен на деятельной основе с применением элементов игровой технологии,...

Конспект урока развития речи в 9 классе. "Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 часть 3)".

Материал по методике подготовки учащихся к написанию сочинения -  рассуждения. Создание памятки написания сочинения  (задание 15.3 часть3 ОГЭ-2015)....

Работа над словообразованием на уроках английского языка в рамках подготовки учащихся к сдаче ОГЭ/ЕГЭ

Данная методическая разработка знакомит с основами английского словообразования и представляет практическую значимость для учащихся и учителей английского языка.Разработка состоит из трех частей...

Материалы для дистанционного урока по физике в рамках подготовки к ЕГЭ

Материал подготовлен по разделу "Основы кинематики". Подобраны задачи с КИМов по физике с 2010-2017 г. г....

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках   подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...

Конспект урока развития речи в 9 классе ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку

Конспект урока развития речи в 9 классе ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3)». Цель урока: сформиро...