Проектная деятельность на уроках информатики
статья по информатике и икт (11 класс) по теме

Ростова Елена Павловна

 

Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики осуществляется через организацию проектной деятельности. Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения практического задания.

Метод проектов – совокупность действий учащихся в определённой последовательности для достижения поставленной цели – решения определённой проблемы, оформления результата работы в виде конечного продукта; особый способ организации педагогического воздействия, при котором ученик выполняет свой проект (получая руководящую и консультационную поддержку учителя), направленный на достижение особого образовательного результата – формирование ключевых компетентностей. Именно метод проектов позволяет органично соединить исследовательскую, поисковую деятельность по решению поставленной задачи и достичь вполне прагматичного результата этой проектной деятельности – продукта, т.е. соединить теорию с практическим её применением.

Общая идея организации проектной деятельности в старших классах следующая: поиск решения интересной «жизненной» задачи, для которого требуются знания, как в области информатики или другой образовательной области, так и навыки владения информационными технологиями. Выполнение и оформление таких проектов требует от учащегося умения работать с различным программным обеспечением и предусматривает интеграцию знаний по различным предметам. Но каждый урок не может быть свободным, учитывать только интересы учащихся, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. Поэтому необходимо разумное совмещение традиционной и личностно–ориентированной системы обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок. Эта форма работы обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения групповой, познавательной деятельности. При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей.

Проектная деятельность, становясь ведущей на уроках информационного цикла, вовлекает учащихся в решение актуальных жизненных проблем. При этом работа в группах позволяет формировать коммуникативные компетентности учащихся, а именно расширять и углублять практические навыки и умения: аргументировать выбранную информацию, выслушать мнение товарища, терпимость друг к другу. Использование метода проектов будет способствовать формированию у учащихся основных умений отвечающих современным требованиям (ответственности, адаптируемости, критического и системного мышления, умения работать в команде, выявить, проанализировать и решить проблему).

В процессе проектной деятельности ученики развивают важные навыки самоуправления:

  • умение планировать время;
  • контролировать этапы;
  • выполнения заданий;
  • выполнять самооценку своей деятельности.

С внедрением проектного метода обучения, в основе которого лежат исследовательская и творческая деятельность, появляется возможность на уроках информатики, факультативах, дополнительных занятиях углублять и закреплять знания, полученные по другим предметам, выполнять социальные заказы общества. Проектная работа формирует у учащихся качества, необходимые в жизни и в их будущей профессиональной деятельности.

Работа над проектом:

  • развивает инициативу, творческий потенциал, коммуникативные способности, умение работать в команде;
  • прививает общую информационную культуру школьника;
  • реализует индивидуальный подход в обучении учащихся;
  • является платформой для реализации межпредметных связей.

Благодаря внедрению проектной деятельности в процесс обучения учащихся, мы в корне меняем подход к системе обучения, к решению многих общеобразовательных задач, продиктованных временем.

Проектная технология способствует формированию творческих, коммуникативных и организаторских умений, способности работать в группе, навыков практической деятельности. Ее результативность определяется через диагностику сформированности творческих, коммуникативных и организаторских умений обучающихся. Сравнительный анализ диагностических исследований показывает увеличение числа обучающихся, у которых наблюдается положительная динамика уровня сформированности творческих умений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rostova_elena_pavlovna.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках информатики при изучении раздела «Базы данных. Системы управления базами данных».

  1. Введение

Современная школа, активно решая задачи обновления образования, испытывает потребности включения фундаментальных и прикладных педагогических исследований в повседневную практику. Без тесного единения науки и практики не представляется возможным построение научно обоснованной концепции образования и воспитания. Этого же требует необходимость создания оптимальных условий для реализации возможностей каждого ученика, комплексного учета индивидуальных особенностей обучающихся на каждом этапе обучения.

  1. Метод проектов

Широкие возможности для индивидуализации обучения представляет метод проектов. Он сочетает в себе эмпирическое и теоретическое познание, позволяя глубоко проникнуть в сущность дидактических явлений, установить причинно-следственную связь между отдельными их компонентами, выявить общедидактические, методологические и психические закономерности управления учебным процессом.

Метод проектов – это педагогическая технология,  ориентированная не на интеграцию фактических знаний,  а на их применение и приобретение новых.

Метод проектов в информатике интересен спектром его применения на уроках различных типов и на разных этапах урока. Этот метод является мощным методическим приемом, который помогает педагогу решать различные педагогические и дидактические задачи.

Цель проектного обучения – создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

1) в центре внимания – учащийся, содействие развитию его творческих способностей;

2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении;

3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития;

4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося;

5) глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

3.Практикум проектной деятельности при изучении раздела «СУБД»

Проектный метод разнообразен как по видам, так и по целям. Его успешно можно использовать и для контроля знаний и для исследовательской работы учащихся, для отработки практических умений и навыков, а также на этапе закрепления знаний.

Эффективной формой обучения информатике является практикум, но если эту не слишком творческую форму объединить с проектной деятельностью, то получим очень интересную деятельность, которая нравится учащимся. Например, при завершении обучения по теме «Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД)». После изучения теоретического материала для закрепления знаний применяется проектный метод.

Основная цель обучения по разделу «Базы данных» в школьном курсе информатики, это формирование технологических знаний, умений и навыков создания баз данных с помощью компьютера. Предлагается индивидуальный проект каждому учащемуся или группе учащихся из 2-3 человек: индивидуальная задача – разработка собственного приложения на весь курс изучения СУБД.

Такой способ позволяет актуализировать полученные знания в реализации конкретной прикладной задачи, дает возможность учащимся самим пройти все этапы от проектирования и ведения БД до создания законченного приложения, а также способствует развитию их индивидуальных качеств. Все индивидуальные задачи (и задания к ним) подбираются таким образом, чтобы работа с ними охватывала все основные понятия баз данных и позволяла бы максимально использовать возможности СУБД для создания собственного приложения.

Проверка практических навыков разработки информационных систем осуществляется в ходе защиты индивидуальных проектов.


4.Последовательность работы над проектом

Стадия

работы над проектом

 

Содержание работы

 

Деятельность

 учащихся

 

Деятельность

учителя 

 

 

Подготовка

Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию

Разъясняет теорию проектного подхода. Мониторит работу учащихся. Заинтересовывает, мотивирует учащихся.

 

 

 

 

Планирование

а) Определение источников необходимой информации.

б) Определение способов сбора и анализа информации.

в) Определение способа представления результатов (формы проекта)

г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.

д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои шаги в проектной деятельности. Распределение задач проекта между собой.

Предлагает идеи, высказывает предположения. Мониторит работу учащихся. Устанавливает критерии успеха проекта.

 

 

 

 

Исследование, выполнение проекта

1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)

2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

3.Выбор оптимального варианта хода проекта.

4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта

Поэтапно выполняют задачи проекта: собирают информацию, систематизируют ее, рассматривают несколько вариантов и выбирают оптимальный вариант.

Советует, косвенно руководит деятельностью учащихся. Мониторит этапы создания проекта, при необходимости вносит коррективы, направляет.

 

Выводы

Анализ информации. Формулирование выводов

Выполняют исследование своей работы над проектом, анализируя полученную информацию.

Мониторит, координирует (по просьбе учащихся)

 

 

Представление (защита) проекта и оценка его результатов

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого

Оформляют проект. Представляют проект, участвуют в самоанализе и его коллективной оценке.

Слушает, задает вопросы по теме проекта, этапам его выполнения. При необходимости направляет процесс анализа. В составе комиссии оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта

5.Практическая работа над проектом

5.1. Подготовка

Самым важным и на первых порах самым трудным является постановка темы и цели своей работы. Роль учителя здесь весьма значительна, хотя основную работу все же учащийся выполняет самостоятельно. Основная помощь взрослого необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Необходимо помочь автору (авторам) будущего проекта найти ответ на вопрос, зачем я собираюсь делать этот проект (кто потребитель, для кого он выполняется). Ответив на этот вопрос, ученик определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос, что для этого следует сделать. Решив эти вопросы ученик увидит задачи своей работы. Появиться стимул, мотивация  для решения поставленных задач.

5.2.Планирование

В процессе общего обсуждения мы с учащимися приходим к выбору создания базы данных достопримечательностей разных стран. Учитель помогает организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. На этом этапе происходит планирование работы по решению задачи проекта. Планирование может быть параллельным (в каждой группе свое) или последовательным. Степень включенности педагога в этот этап зависит от степени сформированности у учащихся умения планировать деятельность, с каждой творческой группой выбираем свою страну для изучения и планируем дальнейшую работу.

Следующий шаг – выбор методов и ресурсов. Спектр методов для выполнения проекта чрезвычайно широк – это могут быть эксперимент, интервью, социологический опрос, экскурсия, изучение литературы, поиск информации в сети Интернет. Учителю важно познакомить учащихся с имеющимися возможностями, предоставив право выбора им самим. Поняв это, они сами выберут способы, которые будет использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего мы хотим добиться в итоге. Это поможет представить себе ожидаемый результат.

Здесь учитель – больше наблюдатель. Ребята все делают, в основном, сами. Если дети должны провести какое-то исследование в рамках проекта, они должны владеть методами и технологиями данного исследования. Учить этому необходимо заранее. Если у детей возникают трудности, когда им не хватает знаний, каких-то умений, учитель обязан прийти им на помощь. Это благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель постоянно «держит руку на пульсе», нормально ли идет ход деятельности. Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе.

5.3. Исследование, выполнение проекта

Работа над проектом. Занимает основное время, отведенное на проект. Время определяется учителем, исходя из календарно-тематического планирования предметов, включаемых в проект. Учитель определяет также сроки промежуточного контроля.

Учащиеся собирают информацию по выбранной стране для создания базы данных. Описание основных характеристик страны: географическое положение, площадь, столица, население, язык, культура и города, достопримечательности которых привлекли их внимание и другое на выбор учащихся. Более подробно рассматривается материал по достопримечательностям. История, место нахождение, ценность данного культурного или природного памятника и т.д.

На данном этапе основная работа над проектом может проводиться и во внеурочное время. В этом случае на каждом уроке мы решаем вопросы, возникшие в процессе выполнения, и проводим промежуточный контроль. В целом работа над проектом длится около 2 недель, максимум 3 недели, в зависимости от возраста школьников. 

5.4. Анализ и выводы

Критерии самооценки за практическую работу.

Для этого представим, что вы туристы. Какая база данных (справочник) будет для туриста наиболее удобной в поиске нужной туристической услуги?

Удовлетворяет ли созданная база данных следующим условиям:

  1. Развернутой, подробной,  то есть больше нужной информации;
  2. Удобной в поиске,  то есть больше структур;
  3. Освещающей ли все интересующие вопросы для туриста.

Обсуждение этапов работы над проектом совместно с учителем. Определение сильных и слабых сторон. Анализ полученного опыта работы в группе.

5.5 Оформление и подготовка к защите

Подготовка к защите включает в себя работу над проектом всей группы.

• Оформление собранного и обобщенного материала в презентации (с фотографиями, рисунками, схемами, диаграммами, наглядно представляющими суть проекта);

• Разработка таблицы базы данных по своей стране в программе Access;

База данных должна состоять из нескольких вложенных таблиц:

Таблица 1 по Континентам и Странам.

Таблица 2 должна содержать основные характеристики какой-то отдельной Страны.

Таблица 3 - должна содержать основные характеристики достопримечательностей этой Страны.

• Подготовка команды выступающих для защиты презентации и для ответов на вопросы оппонентов;

• Создание специальной папки документов (портфолио), в которой полно и доказательно представлена логика работы над проектом.

• Каждая позиция направлена на то, чтобы вызвать живой отклик участника проекта.

5.6. Представление и оценка проекта

Представление проекта. Этот этап необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Для учителя этот этап важен потому, что его интересует, как работали дети, реализуя себя, как проявляли свою самостоятельность, что приобрели в смысле новых знаний и умений. Для учеников момент защиты проекта – предъявление роста своей компетентности, самоанализа. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. В ходе подготовки к защите проекта дети готовят презентации, проектную работу и разработанную базу данных по своей стране. Для успешной работы на этом этапе нужно научить детей кратко излагать свои мысли, логически связанно выстраивать сообщения и т.д.

Проводить презентацию можно как во время уроков, так и во внеурочное время. В первом случае для этого лучше выделить спаренные уроки, поскольку представление результатов работы, как правило, занимает больше часа. 

Подведение итогов. Данный этап позволяет учащимся произвести оценку своей деятельности. Результат - это то, что предполагалось достичь воплотив проект. Проектирование начинается с осмысления результата.

Оценивание проектной работы можно осуществлять по нескольким параметрам.

Оценивание проекта

(индивидуальная карта учащегося (учащихся), защищающего проект)

 Этапы

Критерии оценки

Самооценка

Учитель

Коллеги

 по команде

 

Защита

Представление (15 баллов)

 

 

 

Ответы на вопросы (15 баллов)

 

 

 

 

 

 

 

Процесс

проектирования

Интеллектуальная активность (10 баллов)

 

 

 

Творчество (10 баллов)

 

 

 

Практическая деятельность (10 баллов)

 

 

 

Умение работать в команде (10 баллов)

 

 

 

 

Итог

Достигнутый результат (15 баллов)

 

 

 

Оформление (15 баллов)

 

 

 

85 – 100 баллов – «отлично»; 70 – 85 баллов – «хорошо»; 50 – 70 баллов – «удовлетворительно»; менее 50 баллов - «неудовлетворительно».

Рейтинговая оценка проекта

 Оценка

этапов

Критерии оценки

Баллы

 

 

Оценка

работы

Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы

5, 10, 20

Объём разработок и количество предлагаемых решений

5, 10, 20

Практическая ценность

5, 10

Уровень самостоятельности участников

10, 20

Качество оформления записки, плакатов и др.

5, 10, 15

Оценка рецензентом проекта

5, 10

 

 

Оценка

защиты

Качество доклада

5, 10, 20

Проявление глубины и широты представлений по излагаемой теме

5, 10, 20

Проявление глубины и широты представлений по данному предмету

5, 10, 20

Ответы на вопросы учителя

5, 10

Ответы на вопросы учащихся

5, 10

180 – 140 баллов – «отлично»; 135 – 100 баллов – «хорошо»; 95 – 65 баллов – «удовлетворительно»; менее 65 баллов - «неудовлетворительно».

Оценка проектных работ позволяет организовать работу не только в одном классе в виде внутришкольного конкурса, в виде научно-практической конференции и т.п. Но при этом надо понимать, что четкая система оценки проектов позволяет не только объективно определить победителя (если организован конкурс проектных работ), но и объективно оценить качество работы автора проекта и его руководителя с возможностью мониторинга удачных и неудачных элементов работы над проектом.

Для оценки формируется экспертная комиссия. В комиссию привлекались учителя других школ и студенты педагогического ВУЗа, проходящие практику.

Оценка проектных работ проводится в два этапа: сначала проводится экспертиза представленных документов, а затем проводится экспертиза непосредственно при презентации проекта. Результаты экспертизы доводятся председателем экспертной комиссии до сведения всех ее членов заблаговременно.

Общая оценка в баллах по проекту складывается из оценки представленных на комиссию материалов и их независимого анализа экспертами, а также самой презентации и выступления.

6. Заключение

Стоит учитывать и тот факт, что проектная деятельность развивает у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий. Позволяет вдохновлять детей на развитие коммуникабельности.

В любой сфере жизнедеятельности социально важным является умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но выслушать и понять другую. В случае несогласия, уметь конструктивно критиковать альтернативный подход для того, чтобы в итоге найти решение синтезирующее, удерживающее позитивы каждого предложения.

7.Используемая литература:

Бочкин А.И. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие. -Мн.: Высш. шк., 1998.

Гузеев В.В. «Метод проектов»  как частный случай интегральной технологии обучения// Директор школы. – 1995. - № 6. - С. 39-47.

Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: Учеб. Пособие для студ. Пед. вузов. - М.: издательский центр «Академия», 2001. -624с.

  Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности //Народное образование.- 2000.- № 7.-С. 151-157.

Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2005. – 80с.

Цветкова М.С. Столетие проектного обучения. // Информатика (еженедельное приложение к газете «Первое сентября»). 2002. №20. - С. 1-2.

Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. 1998. №4. - С. 7-12.

Чечель И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. 1998. №3. - С. 11-17.

Шапарин А.А., Птицина Г.М. Учет типа познавательных интересов школьников при работе над проектами по информатике // Педагогическая информатика. 1999. №2. - С. 21-27.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках информатики

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»               Проектная деяте...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Метод проектов рассматривается сегодня как одна из технологий достижения образовательного результата – формирования ключевых компетентностей учащихся, а ключевые компетентности учащихся – это наиболее...

Презентация "Проектная деятельность на уроках информатики"

Презентация подготовлена для выступления на МО преподавателей.  "Проектная деятельность на уроках информатики". Из опыта работы....

Проектная деятельность на уроках информатики и внеурочное время

Как добиться прочных знаний? Выход один - необходимо заинтересовать, убедить, увлечь. Метод проектов - чудесная находка....

Проектная деятельность на уроках информатики и ИКТ

Статья о применении  на уроках информатики и ИКТ метода "проектов"....

Проектная деятельность на уроках информатики и ИКТ

Статья о применении  на уроках информатики и ИКТ метода "проектов"....

Проектная деятельность на уроках информатики и ИКТ

Статья о применении  на уроках информатики и ИКТ метода "проектов"....