"Расчеты и не только" курс по выбору для 9 класса
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) по теме

Короткова Татьяна Геннадьевна

В современном мире умение работать в электронных таблицах считается обязательным для людей разных профессий. Предлагаемые ЭТ средства позволяют решать разнообразные задачи от расчета величины подоходного налога до составления финансового отчета крупной компании. Приложение Excel обладает мощными вычислительными возможностями, великолепными средствами составления деловой графики, обработки текстов, введения баз данных.

В процессе изучения в базовой школе электронные таблицы рассматриваются недостаточно глубоко. На изучение записи и выполнения логических функций отводится мало времени. При изучении курса, хочется показать возможности использования ЭТ в другом виде деятельности, ее дополнительные возможности. Мы предлагаем восполнить при изучении курса по выбору, предназначенный для учащихся 9-х классов и рассчитанный на 17 часов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 33 с углубленным изучением

отдельных  предметов Дзержинского района Волгограда

Расчеты и не только

Курс по выбору, 9 класс

Выполнила:

учитель информатики

высшей категории

МОУ СОШ № 33

Короткова Татьяна Геннадьевна

Волгоград, 2012


Пояснительная записка

Всё чаще в жизни мы сталкиваемся с выбором, который нам предстоит сделать, будь то выбор модели сотового телефона, одежды, самолета или поезда, которым доберемся до заветного отдыха. Человек справляется с выбором просто анализируя данные, если выбор невелик. А что же делать, если выбор достаточно сложен? В этом случае нам необходима помощь компьютера.

В современном мире умение работать в электронных таблицах считается обязательным для людей разных профессий. Предлагаемые ЭТ средства позволяют решать разнообразные задачи от расчета величины подоходного налога до составления финансового отчета крупной компании. Приложение Excel обладает мощными вычислительными возможностями, великолепными средствами составления деловой графики, обработки текстов, введения баз данных.

В процессе изучения в базовой школе электронные таблицы рассматриваются недостаточно глубоко (работа с готовой таблицей, создание таблиц для не сложенных расчетов, ввод математических формул и вычисление по ним, создание таблиц значений функций, построение диаграмм, основные манипулирования с фрагментами электронной таблицы). На изучение записи и выполнения логических функций отводится мало времени. При изучении курса, хочется показать возможности использования ЭТ в другом виде деятельности, ее дополнительные возможности.

Этот пробел мы предлагаем восполнить при изучении курса по выбору, предназначенный для учащихся 9-х классов и рассчитанный на 17 часов. Данный курс позволяет сориентироваться на выбор профессий: бухгалтера, налогового инспектора, работника справочной службы, разработчик кроссвордов, бланков и других профессий, где возможно применение математических расчетов с использованием логических функций.

Более глубокое изучение и применение функции «ЕСЛИ», логических операций И, ИЛИ, НЕ которые часто используется для решения выше перечисленных задач, в данном курсе применяется занимательная форма подачи материала.

На начало изучения курса учащиеся должны:

  1. иметь представление о структуре ЭТ: ячейка, строки, столбцы и способы их идентификации;
  2. знать основные функции (математические), используемые при записи формул;
  3. знать графические возможности табличного процессора;
  4. знать принципы относительной и абсолютной адресации;

уметь:

-  открывать готовую таблицу;

  1. редактировать содержимое ячеек;
  2. осуществлять расчеты по готовой таблице;
  3. выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставку, сортировку;
  4. создавать ЭТ для несложных расчетов;
  5. сохранять ЭТ;
  6. создавать гиперссылки в текстовом документе.

По окончании изучения курса учащиеся должны уметь:

  1. составлять простые и сложные логические условия;
  2. применять гиперссылки в ЭТ;
  3. использовать функцию «СЦЕПИТЬ» для объединения нескольких строк в одну;
  4. производить расчеты учебно-исследовательского характера.

По окончании изучения курса учащиеся смогут использовать полученные знания для:

  1. Решения задач вида: начисление льгот при покупке большого  количества товара, имущественные налоговые вычеты (бухгалтер, менеджер и т.д.), расчетные задачи с использованием логических функций (начисление заработной платы экономистом) и т.д.
  2. Участия в конкурсе составления кроссвордов, при проведении в школе декады математики и информатики.
  3. Составления тематических кроссвордов по различным предметам.  

Цель курса: продемонстрировать возможности электронных таблиц при решении профессиональных задач: начисление льгот, начисление заработанной платы, расчеты имущественных налоговых вычетов.

Задачи курса:

- показать разнообразие применения функции «ЕСЛИ»;

  1. научить использовать функцию «ЕСЛИ» при решении задач (с использованием сложного логического условия, логических связок И, ИЛИ, НЕ);
  2. сформировать умения составлять кроссворды с помощью Excel.

Основные блоки:

  1. Условная функция: организация и применение.
  2. Создание кроссворда в среде Excel.
  3. Создание проектов.

Вариативная оставляющая курса определяется уровнем усвоения учащимися изучаемого материала. Возможные изменения в преподавании курса:

  1. При высокой подготовке учащихся на начала изучения курса по результатам тестирования блок I можно опустить.
  2. При недостаточном усвоении учащимися блоков I или II, часы, отведенные на изучение блока III  перераспределить на темы, вызвавшие затруднение при изучении.

Основными методами обучения являются практические работы и метод проектов, позволяющие развить исследовательские и творческие способности учащихся. На первом этапе по курсу проводится тест на оценку уровня готовности к изучению курса. В ходе изучения проводятся контрольные срезы на понимание и применение полученных знаний. В конце изучения курса по выбору защищают проект по темам:

  1. Создание кроссворда (по профессиям, по предметам).
  2. Рассчитать имущественные налоговые вычеты от реализации  недвижимости и имущества.
  3.  Рассчитать имущественные налоговые вычеты от реализации  ценных бумаг.
  4. Рассчитать заработную плату с начислением премии, материальной помощи и т.д.
  5. Применение ЭТ для учета расхода топлива.
  6. Начисление льгот на покупку превышающее количество.

Курс по выбору может быть оценен как «зачтено» при условии выполнения создания и защиты самостоятельно выполненного кроссворда в среде Excel.


Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во час

Форма контроля

I. Условная функция: организация и применение

6

1.1.

Описание возможности использования функции «ЕСЛИ» в различной профессиональной деятельности

1

Экспресс-контроль (тестирование) по теоретической части

1.2.

Использование функции «ЕСЛИ» в ЭТ (сложного логического условия)

2

Контроль отдельных заданий (или операций) практической работы

1.3.

Решение расчетных задач с функцией «ЕСЛИ»

2

Проверочная практическая работа

1.4.

Зачетная работа на решение расчетных задач

1

Защита результатов работы

II. Создание кроссворда в среде Excel

6

2.1

- разработка проекта на бумаге

1

Контроль отдельных заданий (или операций) практической работы

2.2

- создание титульного листа и листа с вопросами

1

Контроль отдельных заданий (или операций) практической работы

2.3

- создание расчетного листа

1

Контроль отдельных заданий (или операций) практической работы

2.4

- создание итогового листа

1

Контроль отдельных заданий (или операций) практической работы

2.5

- проверка работы кроссворда

1

Пооперационный контроль с взаимно оцениванием

2.6

- защита: ячеек, листов, кроссворда

1

Контроль отдельных заданий (или операций) практической работы

III. Создание  проектов

4

3.1

Индивидуальная работа учащихся по проектам

2

Самостоятельная работа

3.2

Защита проектов

2

Защита результатов работы

Резервное время

1

ИТОГО:

17


Основное содержание

Условная функция: организация и применение (6 часов).

Описание возможности использования функции «ЕСЛИ» в различной профессиональной деятельности. Понятие сложного логического условия. Условная функция и логические выражения. Использование функции «ЕСЛИ» в ЭТ. Решение расчетных задач с функцией «ЕСЛИ» (составление ведомости тестирования абитуриента при поступлении в ВУЗ, расчет электроэнергии и др.). Зачетная работа на решение расчетных задач (начисление льгот при покупке большого  количества товара и др.)

Создание кроссворда в среде Excel (6 часов).

Разработка проекта на бумаге. Создание титульного листа и листа с вопросами. Создание расчетного листа. Создание итогового листа. Проверка работы кроссворда. Защита: ячеек, листов, кроссворда.

        Создание проектов (4 часа)

Выбор учащимися проекта на предложенные темы. Индивидуальная работа учащихся по проектам. Защита проектов. Резервное время.

Программная поддержка курса

Изучение данного курса  проводится в среде Windows 98 и выше, электронная таблица Excel.


Литература

Для учащихся:

  1. И. Г. Семакин. Информатика. Базовый курс. 9 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  2. Информатика. Задачник-практикум в 2т./Под ред. И. Г. Семакина,  Е. К. Хеннера: Том. 2. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2010.
  3. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум – задачник по моделированию./ Под ред. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2010.

Для учителя:

  1. Д. М. Златопольский. Задачник по Microsoft Excel. –М.: Первое сентября,  газета «Информатика»  № 22, 24, 2002, № 25 – 26, 2003.
  2. В. Б. Волков. Понятный самоучитель работы в Excel. – СПб.: Питер, 2004
  3. И. Н. Хоронжина. Создание кроссворда в среде Excel. - М.: Первое сентября, газета  «Информатика» № 19, 2005.
  4. http://www.aonb.ru/iatp/courses/index.html
  1. www.apatity.fio.ru/projects


Приложение

Система заданий по теме

«Условная функция и логические операции»

Цель:

  1. Закрепление изученного материала по теме «Условная функция и логические операции»
  2. Развитие навыков решения задач и умения применять полученные знания в практической деятельности
  3. Отработка применения функции «ЕСЛИ» при решении задач.
  4. Выявление связей внутри задач.

        Эта система задач используется после знакомства с функцией «ЕСЛИ» в классах с углубленным изучением информатики.

Данная система упражнений позволяет выявить, расширить и закрепить систему связей между всеми элементами внутри системы упражнений и внутри темы «Условная функция и логические операции». Эта система упражнений создает плавное расширение области знаний в данной теме и с необходимостью приводит ученика к постоянной связи приемов «анализ» и «синтез».

        При решении данной системы упражнений мысль, зародившаяся при решении предыдущих упражнений, обобщается и развивается в следующем.  В итоге происходит систематизация и закрепление навыков организации условной функции при решении задач.

        Набор задач является системой, т.к. в каждой последующей задаче, используется элементы предыдущих задач. Таким образом,  при решении каждой задачи не нужно каждый раз искать зависимость между исходными данными, и  решение складывается как анализ предыдущей задачи, выявление сходства и различия условий задач, выявление того, что будет  результатом,  а потом изменения предыдущего  алгоритма.

        Эта система позволяет одновременно  отработать навыки работы с условной функцией и логическими операциями, сформировать умение  выбирать оптимальное решение для каждой задачи.


Задачи.

I вариант:

  1. В доме проживают 10 жильцов. Подсчитать, сколько каждый из них должен платить за электроэнергию. Известно, что  1 кВт/ч электроэнергии стоит m рублей, а некоторые жильцы имеют 50% скидку при оплате.

  1. Компания по снабжению электроэнергии проводит акцию по снижению оплаты за электроэнергию. Если количество кВт электроэнергии меньше 100 или больше 500, то предоставляется скидка в размере 10% от стоимости.

  1. Компания по снабжению электроэнергии взимает плату с клиентов по тарифу: k рублей за 1 кВт/ч за первые 50 кВт/ч, m рублей от 50 кВт/ч до 100 кВт/ч, n рублей за каждый  кВт/ч сверх 100 кВт/ч. Услугами пользуются 10 клиентов. Подсчитать плату для каждого клиента.

  1. Компания по снабжению электроэнергии взимает плату с клиентов по тарифу: k1 рублей за 1 кВт/ч за первые 50 кВт/ч, k2 рублей от 50 кВт/ч до 100 кВт/ч, k3 рублей за каждый  кВт/ч от 100 кВт/ч до 500 кВт/ч и k4, если потребление свыше 500 кВт/ч. Услугами пользуются 10 клиентов. Подсчитать плату для каждого клиента.

  1. Компания по снабжению электроэнергии взимает плату с клиентов по тарифу: k1 рублей за 1 кВт/ч за первые 50 кВт/ч, k2 рублей от 50 кВт/ч до 100 кВт/ч, k3 рублей за каждый  кВт/ч от 100 кВт/ч до 500 кВт/ч и k4, если потребление свыше 500 кВт/ч. Услугами пользуются 10 клиентов. Подсчитать плату для каждого клиента, учесть, что некоторые жильцы имеют 50% скидку при оплате электроэнергии.

II вариант:

  1. Составить ведомость тестирования, содержащую сведения: фамилия, количество баллов, результат приема в ВУЗ (зачислен, не зачислен). Если количество баллов, полученное при тестировании, не превышает 21, то абитуриент считается не зачисленным в ВУЗ.

  1.  Составить ведомость тестирования, содержащую сведения: фамилия, количество баллов, средний балл аттестата, результат приема в ВУЗ (зачислен, не зачислен). Если количество баллов, полученное при тестировании, не превышает 21 и средний балл аттестата ниже 4,5, то абитуриент считается не зачисленным в ВУЗ.

  1. На пробных экзаменах было проведено тестирование готовности к поступлению в ВУЗ. Составить ведомость тестирования, содержащую сведения: фамилия, количество баллов, рекомендации. Если абитуриент получил меньше 4 баллов, то он не допускается к сдаче экзаменов, от 5 до 8 баллов – абитуриенту рекомендуется пройти подготовительные курсы, свыше 8 баллов могут сдавать экзамены без подготовительных курсов.

  1. Если количество баллов, полученных при тестировании, не превышает 12, то это соответствует оценке «2»; оценке «3» соответствует количество баллов от 12 до 15; оценке «4» - от 16 до 20; оценке «5» - свыше 20 баллов. Составить ведомость тестирования, содержащую сведения: фамилия, количество баллов, оценка.

Составить ведомость о количестве сдаваемых экзаменов студентами в зимнюю сессию. Учесть, что если студент имеет 5 зачетов и участие в исследовательской работе, то он сдает 1 экзамен, иначе 4 экзамена, если от 2 до 3 зачетов и участие в исследовательской работе,  то сдает 2 экзамена иначе – 3 экзамена, меньше 2 зачетов – не допускается до сессии. Студенты имеют рейтинг, который позволяет снизить количество сдаваемых экзаменов в сессию. Если рейтинг превышает 50, то студент имеет право сдавать на 1 экзамен меньше. Автомат по всем предметам выставляется только в том случае, если студент имеет рейтинг более 50, 5 зачетов и участие в исследовательской работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа "Расчет пути,скорости и времени движения" 7 класс.

Самостоятельная работа в двух вариантах с выбором ответов, две задачи  и два вопроса....

Курс по выбору 9 класс

Программа курса по выбору "Физика во мне"...

Курс по выбору (9 класс). Тема "Средства выразительности"

На данном занятии идёт отработка умения находить эпитеты и метафоры. Учащиеся работают по карточкам,  разбирают задания  тестов, выполняют творческую работу....

Программа курса по выбору 9 класс

Курс по выбору для предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса тесно связан с основным курсом математики основной школы. Программа имеет большое значение в самоопределении учащихся, в в...

Практическая работа № 2 по физике Тема: Расчет количества теплоты при агрегатных переходах, 8 класс

Практическая работаТема: Расчет количества теплоты при агрегатных переходах.    При выполнении практической работы необходимо:Знать и отличать агрегатные состояния одного и того же вещества....

Расчет пути и времени движения (физика, 7 класс)

Цели урока:Научить учащихся вычислять путь, пройденный телом  при равномерном движении, и время движения, сформировать умения “читать” и строить графики равномерного движения. Закрепить навы...

Урок на тему "Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми приборами" в 8 классе

Описание открытого урока на семинаре зам.директора на  тему "Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми приборами" в 8 классе, включая план-конспект и рабочие материалы. Тип урока - комбин...