ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем»
рабочая программа по информатике и икт по теме

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

«Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем»

 

 

 

для специальностей

230115 Программирование в компьютерных система»

(базовая подготовка)

051001 Профессиональное обучение (по отраслям)

специализация 230115 Программирование в компьютерных системах

 

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

«Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем»

 

  1. Область применения программы

Программа профессионального модуля (далее программа) – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 230115 Программирование в компьютерных системах (базовая подготовка) и 051001 Профессиональное обучение (по отраслям) специализация 230115 Программирование в компьютерных системах в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Разработка программных модулей программного обеспечения компьютерных систем и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 1.1. Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент.

ПК 1.2. Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля.

ПК 1.3. Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств.

ПК 1.4. Выполнять тестирование программных модулей.

ПК 1.5. Осуществлять оптимизацию программного кода модуля.

ПК 1.6. Разрабатывать компоненты проектной и технической документации с использованием графических языков спецификаций.

 

Программа профессионального модуля может быть использована при повышении квалификации оператора ЭВМ

  • на базе НПО с опытом работы от 1 года;
  • на базе СПО без предъявления требований к опыту работы (для предприятий любого типа).

 

  1. Профессиональный модуль имеет междисциплинарные связи со следующими дисциплинами (междисциплинарными курсами, профессиональными модулями):
  1. Информатика и ИКТ;
  2. Информационные технологии;
  3. Архитектура компьютерных систем;
  4. Основы программирования;
  5. Операционные системы.

 

  1. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

  • разработки алгоритма поставленной задачи и реализации его средствами автоматизированного проектирования;
  • разработки кода программного продукта на основе готовой спецификации на уровне модуля;
  • использования инструментальных средств на этапе отладки программного продукта;
  • проведения тестирования программного модуля по определенному сценарию;

уметь:

  • осуществлять разработку кода программного модуля на современных языках программирования;
  • создавать программу по разработанному алгоритму как отдельный модуль;
  • выполнять отладку и тестирование программы на уровне модуля;
  • оформлять документацию на программные средства;
  • использовать инструментальные средства для автоматизации оформления документации;

знать:

  • основные этапы разработки программного обеспечения;
  • основные принципы технологии структурного и объектно-ориентированного программирования;
  • основные принципы отладки и тестирования программных продуктов;
  • методы и средства разработки технической документации.

 

  1. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

Всего – 618 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося –366 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 244 часа;

самостоятельной работы обучающегося –  122 часа;

учебной и производственной практики – 252 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pm_spp_.doc462 КБ

Предварительный просмотр:

бюджетное образовательное учреждение Омской области

среднего профессионального образования

«Сибирский профессиональный колледж»

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

«Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем»

для специальностей

230115 Программирование в компьютерных система»

(базовая подготовка)

051001 Профессиональное обучение (по отраслям)

специализация 230115 Программирование в компьютерных системах

2012 г.

Одобрена цикловой методической комиссией информатики и информационных технологий

Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 230115 Программирование в компьютерных системах (базовая подготовка)

Председатель ЦМК

_________________  В.В. Граустин

И.О. зам. директора по учебно-методической работе

__________________ Н.А. Шевченко

Организация-разработчик: БОУ ОО СПО «Сибирский профессиональный колледж»

Разработчики: Провидошина А.А., преподаватель БОУ ОО СПО «Сибирский профессиональный колледж»

Рецензенты:  Граустин В.В. - преподаватель высшей квалификационной категории БОУ ОО СПО «Сибирский профессиональный колледж», разработчик и эксперт примерных и основных профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования.

Рекомендована учебно-методическим советом БОУ ОО СПО «Сибирский профессиональный колледж» для применения в учебном процессе,  протокол №____ от «___» ______________ 2012 г.


Содержание

Стр.

  1. Паспорт примерной программы профессионального модуля

4

  1. Результаты освоения профессионального модуля

6

  1. Структура и примерное содержание профессионального модуля

7

  1. Условия реализации программы профессионального модуля

19

  1. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) 

21

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

«Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем»

  1. Область применения программы

Программа профессионального модуля (далее программа) – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 230115 Программирование в компьютерных системах (базовая подготовка) и 051001 Профессиональное обучение (по отраслям) специализация 230115 Программирование в компьютерных системах в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Разработка программных модулей программного обеспечения компьютерных систем и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 1.1. Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент.

ПК 1.2. Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля.

ПК 1.3. Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств.

ПК 1.4. Выполнять тестирование программных модулей.

ПК 1.5. Осуществлять оптимизацию программного кода модуля.

ПК 1.6. Разрабатывать компоненты проектной и технической документации с использованием графических языков спецификаций.

Программа профессионального модуля может быть использована при повышении квалификации оператора ЭВМ

  1. на базе НПО с опытом работы от 1 года;
  2. на базе СПО без предъявления требований к опыту работы (для предприятий любого типа).

  1. Профессиональный модуль имеет междисциплинарные связи со следующими дисциплинами (междисциплинарными курсами, профессиональными модулями):
  1. Информатика и ИКТ;
  2. Информационные технологии;
  3. Архитектура компьютерных систем;
  4. Основы программирования;
  5. Операционные системы.

  1. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

  1. разработки алгоритма поставленной задачи и реализации его средствами автоматизированного проектирования;
  2. разработки кода программного продукта на основе готовой спецификации на уровне модуля;
  3. использования инструментальных средств на этапе отладки программного продукта;
  4. проведения тестирования программного модуля по определенному сценарию;

уметь:

  1. осуществлять разработку кода программного модуля на современных языках программирования;
  2. создавать программу по разработанному алгоритму как отдельный модуль;
  3. выполнять отладку и тестирование программы на уровне модуля;
  4. оформлять документацию на программные средства;
  5. использовать инструментальные средства для автоматизации оформления документации;

знать:

  1. основные этапы разработки программного обеспечения;
  2. основные принципы технологии структурного и объектно-ориентированного программирования;
  3. основные принципы отладки и тестирования программных продуктов;
  4. методы и средства разработки технической документации.

  1. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

Всего – 618 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося –366 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 244 часа;

самостоятельной работы обучающегося –  122 часа;

учебной и производственной практики – 252 часа.


  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Разработка программных модулей программного обеспечения компьютерных систем, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1

Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент.

ПК 1.2

Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля.

ПК 1.3

Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств.

ПК 1.4

Выполнять тестирование программных модулей.

ПК 1.5  

Осуществлять оптимизацию программного кода модуля.

ПК  1.6

Разрабатывать компоненты проектной и технической документации с использованием графических языков спецификаций.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,  проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, определять

методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для  остановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии для  совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
  1. Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

МДК 01.02. Прикладное программирование

ПК 1.1.

Раздел 1.  Разработка спецификаций отдельных компонент.

27

18

6

-

9

-

-

-

ПК 1.2.

Раздел 2.  Разработка кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля

84

56

28

-

28

-

-

-

ПК 1.3. -1.5.

Раздел 3.  Отладка, тестирование и оптимизация программных модулей с использованием специализированных программных средств.

99

66

40

-

33

-

-

-

Учебная практика по МДК 01.02.

72

-

72

-

МДК 01.01. Системное программирование

ПК 1.2.

Раздел 4.  Разработка кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля

39

26

-

-

13

-

-

-

ПК 1.3. -1.5.

Раздел 5.  Отладка, тестирование и оптимизация программных модулей с использованием специализированных программных средств.

60

40

34

-

20

-

-

-

ПК 1.6.

Раздел 6.  Разработка компонентов проектной и технической документации с использованием графических языков спецификаций.

57

38

30

19

15

-

-

Учебная практика по МДК 01.01. 

36

-

36

Производственная практика по модулю ПМ1, часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика)

144

-

144

Итого по модулю

618

244

108

30

122

108

144


  1. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Требования к практическому опыту, знаниям, умениям

Уровень освоения

1

2

3

4

5

МДК 01.02. Прикладное программирование

210

Раздел ПМ 1. Разработка спецификаций отдельных компонент

27

Тема 1.1. Концепция разработки программного модуля

Содержание (указывается перечень дидактических единиц)

8

ОК 1-10

1.

Введение. Понятие о программном модуле. Компонент программного модуля. Технология программирования. Взаимосвязь программирования с другими областями знаний

2

2

2.

Технология программирования. Взаимосвязь программирования с другими областями знаний

2

3.

Концепция разработки программного модуля. Концепция разработки программного модуля. Жизненный цикл программы.

2

2

4.

Описание программного модуля. Требования к качеству программного модуля.

2

Тема 1.2. Разработка спецификаций

Содержание (указывается перечень дидактических единиц)

4

ОК 1-10

ПК 1.1

2

1.

Спецификации отдельных компонент. Спецификации отдельных компонент программного модуля. Спецификация качества

2

2.

Функциональная спецификация. Разработка структуры программы. Спецификация программного модуля

2

Лабораторные работы (при наличии, указываются темы)

6

1.

Разработка спецификаций качества отдельных компонент

2

2.

Разработка функциональных спецификаций отдельных компонент

4

Самостоятельная работа при изучении раздела  ПМ 1.

Работа над рефератом по предложенным темам:

1. Требования к качеству программного модуля

2. Спецификация качества программного модуля

3. Функциональная спецификация программного модуля

9

Раздел ПМ 2. Разработка кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля

84

Тема 2.1. Программирование на языке С

Содержание

6

ОК 1-10

ПК 1.3-1.5

2

1.

Основы программирования на языке С. Определение и инициализация объекта данных. Запись выражений. Условные операторы и операторы цикла.

2

2.

Массивы и векторы. Указатели. Запись и чтение файлов.

2

3.

Процедурное программирование. Функции. Вызов функции. Объявление функций. Определение и использование шаблонных функций.

2

Лабораторные работы 

10

1.  Программы с линейной структурой на языке С

2.  Условные операторы и операторы цикла на языке С.

3. Процедуры и функции на языке С

4. Работа с символьными строками на языке ассемблера

5. Представление в памяти массивов и матриц на языке ассемблера

Тема 2.2. Синтаксис и программные конструкции Visual C

Содержание (указывается перечень дидактических единиц)

22

ОК 1-10

ПК 1.3-1.5

2

1.

Введение. Цели использования компьютеров при решении прикладных задач. Задачи и особенности прикладного программирования..

2

2.

Основные инструменты прикладного программиста. Выбор языка программирования

2

3.

Технологии разработки прикладного программного обеспечения. Технологии прикладного программирования: цели, задачи, основные принципы и инструменты.

2

4.

Алгоритмическая и объектно-ориентированная декомпозиция. Принципы объектно-ориентированного анализа: абстрагирование, инкапсуляция, наследование, полиморфизм, модульность, сохраняемость, параллелизм.

2

5.

Объекты и типы объектов. Атрибуты и типы атрибутов. Экземпляры и состояния. Жизненный цикл и поведение объектов: сообщения, события, методы, действия.

2

6.

Основы прикладного программирования на языке Visual C. Структура программы на языке Visual C. Проект. Компиляция программы и сборка исполняемого модуля. Размещение программы и данных в памяти.

2

7.

Структура исполняемого модуля. Переменные: объявление, определение, инициализация. Переменные: значение, указатель, ссылка. Время жизни, области видимости и

классы памяти переменных.

2

8.

Динамическое размещение данных в памяти. Составные типы данных.

2

9.

Массивы - как пример гомогенной структуры данных: размещение в памяти, доступ к элементам. Одномерные и многомерные массивы. Структуры - как пример гетерогенной структуры данных. Реализация вычислительных операций.

2

10

Арифметические и логические выражения. Основные языковые конструкции (условные, циклические, селективные инструкции). Функции: объявление и определение. Передача аргументов в функции. Стандартная библиотека функций языка Visual C

2

11.

 Библиотека стандартного потокового ввода/вывода. Форматированный ввод/вывод. Файловые потоки.

2

Лабораторные работы (при наличии, указываются темы)

18

2

  1. Структура программы на С++. Константы и переменные.

2

  1. Организация ввода и вывода на С++

2

  1. Оператор выбора и организация ветвления на C++. Решение задач на организацию ветвления

2

  1. Операторы цикла в программах на C++. Цикл со счетчиком.

2

  1. Циклы с предусловием и с постусловием. Выбор типа цикла.

2

  1. Процедуры и функции

2

  1. Массивы. Одномерные и двумерные массивы.

2

  1. Динамические массивы Алгоритмы поиска в массивах. Перебор элементов массива.

2

  1. Классические алгоритмы сортировки массивов. Строковый тип данных в программах на С++

2

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2.

Работа над рефератом по предложенным темам и составление отчета к решаемым задачам:

  1. Общие понятия об алгоритмизации.
  2. Процесс создания программы.
  3. Назначение и характеристика современных языков программирования.
  4. Особенности и характеристика языка Си.
  5. Типы данных и операции в языке Си
  6. Структуры в языке Си
  7. Функции ввода-вывода в языке Си
  8. Операторы условия в языке Си
  9. Операторы цикла в языке Си

28

3

Раздел ПМ 3. Отладка, тестирование и оптимизация программных модулей

99

Тема 3.1. Отладка, тестирование и оптимизация программ на языке С и С++

Содержание (указывается перечень дидактических единиц)

10

ОК 1-10

ПК 1.6

2

1.

 Данные, символьные строки, директива #define. Операции. Операторы. Преобразование типов.

2

2.

Функции и переключение ввода-вывода.  Выбор вариантов.  Циклы и другие управляющие средства. Структурное программирование.  Функции. Классы памяти и разработка программ. 

4

3.

Препроцессор языка Си. Массивы и указатели. Символьные строки и функции над ними. Структуры. Библиотека языка Си и файлы ввода-вывода.

2

4.

Возможности C++ в системном программировании. API-функции. WMI.

2

Лабораторные работы

20

  1. Условный оператор

4

  1. Оператор выхода из цикла break

2

  1. Оператор continue

2

  1. Метки

2

  1. Работа с клавиатурой

2

  1. Работа с экраном

2

  1. Возможности C++ в системном программировании

2

  1. Синхронизация потоков с использованием мониторов

2

  1. Синхронизация потоков с использованием семафоров

2

Тема 3.2. Отладка, тестирование и оптимизация программ на языке Visual C

Содержание (указывается перечень дидактических единиц)

16

ОК 1-10

ПК 1.6

2

1.

Разработка приложений в среде Visual C. Классы. Инкапсуляция. Сокрытие данных и видимость членов класса.

2

2.

Конструктор. Полный конструктор. Конструктор по умолчанию. Конструктор копирования. Деструктор. Полиморфизм. Перегрузка функций. Перегрузка операторов (унарного, бинарного, особые случаи). Параметрический полиморфизм. Шаблоны функций. Шаблоны классов. Наследование. Виртуальные функции и абстрактные базовые классы.

2

3.

Множественное наследование. Интерфейс пользователя. Основные понятия. Стандартизация пользовательского интерфейса. Интерфейс командной строки. Текстовый интерфейс. Оконный интерфейс. Графический оконный интерфейс. Web-интерфейс. Социальный интерфейс. Современный графический пользовательский интерфейс.

2

4

Взаимодействие пользователя с программами. Графический пользовательский интерфейс и его реализация в операционной системе Windows. Основной объект интерфейса: окно и его основные части. Диалоговое окно и стандартные элементы управления, предназначенные для ввода информации и управления работой программы. Визуализация научных и инженерных данных.

2

5.

Отладка, тестирование и оптимизация программ на языке C++Уровни абстракции в процессе разработки программного обеспечения: архитектура, структура, реализация).

2

6.

Цикл разработки прикладного программного обеспечения: концептуализация, анализ, проектирование, кодирование, тестирование, эволюция, сопровождение. Критерии оценки качества программы.

2

7.

Средства и инструменты разработки программного обеспечения. Стиль программирования.

2

8.

Организация разработки программного обеспечения группой программистов.

2

Лабораторные работы (при наличии, указываются темы)

20

1. Работа со структурами Дата-Время. Работа со структурами-строками

2

2. Работа со структурами-окнами. Работа со структурами-массивами

2

3. Использование классов в C++. Использование статических членов классов в C++

2

4. Операции для работы с классами. Использование классов при работе с отладчиком

2

5. Реализация иерархии классов. Наследование и полиморфизм. Обработка исключений на C++

2

6. Построение шаблонных классов. Использование шаблонных функций

2

7. Разработка шаблонов стандартных структур данных.

2

8. Реализация иерархии объектов на основе механизмов наследования

2

9. Пользовательский интерфейс прикладных программ

2

10. Организация разработки прикладного программного обеспечения

2

Самостоятельная работа при изучении раздела  ПМ 3.

Выполняется в виде рефератов и докладов по темам:

  1. Указатели и массивы в языке Си
  2. Функции в языке Си
  3. Строки в языке Си
  4. Файлы в языке Си
  5. Динамические структуры данных в языке Си
  6. Многомодульные программы на языке Си
  7. Объединение.
  8. Принципы и средства работы с файлами.
  9. Выделение памяти для переменных.
  10. Свободная память.
  11. Использование директив препроцессора для создания гибких и мобильных программ.
  12. Технология разработки многомодульных программ.

33

3

Учебная практика  по МДК.01.02 (по профилю специальности)

Виды работ

  1. Общие понятия об алгоритмизации.
  2. Процесс создания программы.
  3. Назначение и характеристика современных языков программирования.
  4. Особенности и характеристика языка Си.
  5. Базовые и производные типы данных в языке Си
  6. Организация ввода-вывода данных.
  7. Система операций.
  8. Операторы.
  9. Указатели.
  10. Массивы и указатели.
  11. Функция как структурная единица программы.
  12. Структуры
  13. Объединение.
  14. Принципы и средства работы с файлами.
  15. Выделение памяти для переменных.
  16. Свободная память.
  17. Использование директив препроцессора для создания гибких и мобильных программ.
  18. Технология разработки многомодульных программ.

72

3

МДК 01.01. Системное программирование

192

Раздел ПМ 4. Разработка кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля

39

Тема 4.1.  Основные понятия и определения

Содержание (указывается перечень дидактических единиц)

2

ОК 1-10

ПК 1.1

2

1.

Программы и программное обеспечение Системное программирование. Этапы подготовки программы

2

Тема 4.2. Ассемблеры

Содержание (указывается перечень дидактических единиц)

4

ОК 1-10

ПК 1.1

2

1.

Программирование на языке Ассемблера. Предложения языка Ассемблера. Регистры. Биты и байты ASCII. Двоичные числа. Шестнадцатеричное представление

2

2.

 Сегменты. Расширение набора команд. Способы адресации. Директивы

Директивы определения данных. Директива определения байта (DB)

Директива определения слова (DW)

2

Тема 4.3. Регистры

Содержание (указывается перечень дидактических единиц)

2

ОК 1-10

ПК 1.1

2

1.

Сегментные регистры: CS, DS, SS и ES

Регистры общего назначения: AX, BX, CX и DX

Регистровые указатели: SP и BP

Индексные регистры: SI и DI

Регистр командного указателя: IP

Флаговый регистр

2

Тема 4.4. Арифметические операции

Содержание (указывается перечень дидактических единиц)

2

ОК 1-10

ПК 1.1

2

1.

Обработка двоичных данных

Беззнаковые и знаковые данные

Умножение

Сдвиг регистровой пары DX:AX

Деление

Преобразование знака

Обработка данных в форматах ASCII и BCD

Двоично-десятичный формат (BCD)

Сдвиг и округление

2

Тема 4.5. Команды обработки строк. Обработка таблиц

Содержание (указывается перечень дидактических единиц)

4

ОК 1-10

ПК 1.1

2

1.

Свойства операций над строками

REP: Префикс повторения цепочечной команды. MOVS: Пересылка строк. LODS: Загрузка строки. STOS: Запись строки. CMPS: Сравнение строк. SCAS: Сканирование строк. Сканирование и замена. Альтернативное кодирование.

Дублирование образца

2

2.

Определение таблиц. Прямой табличный доступ. Табличный поиск. Транслирующая команда XLAT. Операторы типа, длина и размеры.

2

Тема 4.6. Команды обработки строк

Содержание (указывается перечень дидактических единиц)

4

ОК 1-10

ПК 1.1

2

1

Свойства операций над строками. REP: Префикс повторения цепочечной команды. MOVS: Пересылка строк. LODS: Загрузка строки. STOS: Запись строки

2

2

CMPS: Сравнение строк. SCAS: Сканирование строк. Сканирование и замена. Альтернативное кодирование. Дублирование образца.

2

Тема 4.7. Обработка таблиц

Содержание (указывается перечень дидактических единиц)

2

ОК 1-10

ПК 1.1

2

1

Определение таблиц. Прямой табличный доступ. Табличный поиск. Транслирующая команда XLAT. Операторы типа, длина и размеры.

2

Тема 4.8. Требования языка

Содержание (указывается перечень дидактических единиц)

2

ОК 1-10

ПК 1.1

2

1

Комментарии в программах на Ассемблере. Формат кодирования. Директивы. Память и регистры. Инициализация программы.

2

Тема 4.9. Ввод и выполнение программ

Содержание (указывается перечень дидактических единиц)

2

ОК 1-10

ПК 1.1

2

1

Ввод программы. Подготовка программы для выполнения. Ассемблирование программы. Компоновка программы. Выполнение программы. Файл перекрестных ссылок.

2

Тема 4.10. Алгоритмы работы Ассемблеров

Содержание (указывается перечень дидактических единиц)

2

ОК 1-10

ПК 1.1

2

1

Двухпроходный Ассемблер — первый проход. Структура таблиц Ассемблера Двухпроходный Ассемблер — второй проход. Некоторые дополнительные директивы. Директивы связывания. Одно_ и многопроходный Ассемблер.

2

Самостоятельная работа при изучении раздела  ПМ 4. 

Работа над рефератом по предложенным темам и составление отчета к решаемым задачам:

  1. Место языков ассемблера среди языков программирования.
  2. Структура МП Intel 80х86: используемые регистры.
  3. Структура МП Intel 80х86: операционное устройство и шинный интерфейс.
  4. Размещение данных в памяти. Сегментация памяти.
  5. Структура регистра флагов. Команды установки флагов.
  6. Структура и форматы команд МП Intel 80х86. Команды пересылки данных.
  7. Способы адресации в командах МП Intel 80х86.

13

Раздел  ПМ 5. Отладка, тестирование и оптимизация программных модулей

60

Тема 5.1. Отладка, тестирование и оптимизация программ на языке ассемблера

Содержание (указывается перечень дидактических единиц)

6

ОК 1-10

ПК 1.2

1.

Модульное программирование. Одномодульное программирование: использование функций, классификация параметров, составление функций с переменным списком параметров. Составление рекурсивных функций на ассемблере.

2

2

2.

Многомодульное программирование: использование внешних функций, использование локальных областей памяти. Стыковка с языками высокого уровня. Особенности создания ассемблерных функций для включения их в dll. Макросредства языка ассемблера. Ввод-вывод данных. Работа с файлами

2

3.

Отладка, тестирование и оптимизация программ на языке ассемблера

Просмотр и исполнение кода программы. Внесение в тело программы точек выхода, которые останавливают исполнение программы. Проверка и изменение в памяти значений переменных. Ассемблирование и реассемблирование кода.

2

Лабораторные работы 

34

  1. Этапы разработки программы на ассемблере

2

3

  1. Трансляция, компоновка,  и отладка программ        

2

  1. Режимы адресации

2

  1. Десятичные числа. Сложение и вычитание целых чисел Умножение и деление целых чисел.

2

  1. Программирование арифметических задач

2

  1. Логические команды и команды сдвига

2

  1. Программирование ветвлений и циклов Команды условного перехода. Команда безусловного перехода. Организация циклов

2

  1. Применение команд цикла для программирования действий с массивами данных. Организация циклов

2

  1. Массивы

4

  1. Команды пересылки данных. Стек

2

  1. Программирование операций ввода-вывода

2

  1. Подпрограммы

4

  1. Работа с файлами

2

  1. Работа с графикой

2

  1. Комплексная работа

2

Самостоятельная работа при изучении раздела  ПМ 5. 

Работа над рефератом по предложенным темам и составление отчета к решаемым задачам:

  1. Место языков ассемблера среди языков программирования.
  2. Структура МП Intel 80х86: используемые регистры.
  3. Структура МП Intel 80х86: операционное устройство и шинный интерфейс.
  4. Размещение данных в памяти. Сегментация памяти.
  5. Структура регистра флагов. Команды установки флагов.
  6. Структура и форматы команд МП Intel 80х86. Команды пересылки данных.
  7. Способы адресации в командах МП Intel 80х86.
  8. Представление данных в IBM PC: целые числа.
  9. Представление данных в IBM PC: двоично-десятичные числа.
  10. Представление данных в IBM PC: алфавитно-цифровые данные.

20

Раздел ПМ 6.  Разработка компонентов проектной и технической документации с использованием графических языков спецификаций

57

Тема 6.1. Документация, создаваемая в процессе разработки программного модуля.

Содержание (указывается перечень дидактических единиц)

8

ОК 1-10

ПК 1.3-1.5

1.

Требования к программному проекту

2

2

2.

Требования к оформлению программной документации

2

3.

Составление эскизного проекта

2

Курсовое проектирование

Содержание

30

ОК 1-10

3

1.

Общая консультация по курсовому проекту

Для выполнения курсовых проектов студентам предлагается разработать документацию и программное обеспечение программного продукта в соответствии с заданием.

2

2.

Анализ предметной области разрабатываемого программного продукта

Описание  поставленной задачи,  которое  должно быть полным, последовательным, доступным для чтения и обзора различными заинтересованными сторонами, позволяющим производить  сравнение с реальными условиями; уточнение требований, приведенных в задании на проектирование; разработка спецификаций на программный продукт.

4

3.

Разработка технического задания

Структура и содержание разделов технического задания. Основная цель документа собрать всю необходимую для дальнейшего проектирования информацию и представить ее в виде, понятном как пользователю-непрограммисту (работнику предметной области), так и программисту.

2

4.

Цели и задачи курсового проектирования

2

5.

Основные этапы работы над курсовым проектом

8

6.

Структура пояснительной записки КУРСОВОГО ПРОЕКТА

4

7.

Требования к оформлению пояснительной записки

4

8.

Критерии оценки курсового проекта

2

9.

Список использованных источников

2

Примерная тематика курсовых работ (проектов)

  1. Программа калькулятор на языке программирования Assembler
  2. Записная книжка на языке программирования Assembler
  3. Программа считывания нажатых клавиш на языке программирования С++
  4. Шифрование методом DES, реализованное на языке программирования С++
  5. Разработка объекта «Двухмерный вектор на плоскости» на языке программирования С++
  6. Разработка объекта «Натуральная дробь» на языке программирования С++
  7. Разработка объекта «Полином порядка не больше n» на языке программирования С++
  8. Разработка объекта «Прямая линия на плоскости» на языке программирования С++
  9. Разработка объекта «Строка символов (текст)» на языке программирования С++
  10. Разработка объекта «Круг на экране» на языке программирования С++
  11. Разработка объекта «Прямоугольник на экране» на языке программирования С++
  12. Разработка объекта «Эллипс на экране» на языке программирования С++
  13. Игра «Шахматы» на языке программирования С++
  14. Разработка объекта «Бутылка с жидкостью» на языке программирования С++
  15. Разработка объекта «Массив чисел» на языке программирования С++
  16. Разработка объекта «Банковский счет» на языке программирования С++
  17. Игра "Шашки" на языке программирования С++
  18. Калькулятор для обработки арифметических операций с бесконечной точностью ("-","+","/","*","(",")","0"-"9",".")
  19. Операции с матрицами на языке программирования С++
  20. Операции с матрицами на языке программирования Assembler на примере одной из предложенных задач.

3

Самостоятельная работа при изучении раздела  ПМ 6. 

  1. Место языков ассемблера среди языков программирования.
  2. Структура МП Intel 80х86: используемые регистры.
  3. Структура МП Intel 80х86: операционное устройство и шинный интерфейс.
  4. Размещение данных в памяти. Сегментация памяти.
  5. Структура регистра флагов. Команды установки флагов.
  6. Структура и форматы команд МП Intel 80х86. Команды пересылки данных.
  7. Способы адресации в командах МП Intel 80х86.
  8. Представление данных в IBM PC: целые числа.
  9. Представление данных в IBM PC: двоично-десятичные числа.
  10. Представление данных в IBM PC: алфавитно-цифровые данные.
  11. Представление данных в IBM PC: вещественные данные.
  12. Система команд МП: команды сложения и вычитания.
  13. Команды умножения и деления чисел с ФТ.
  14. Структура команд МП: базовая, индексная и косвенная адресации.
  15. Логические команды обработки битов.
  16. Команды сдвигов и их использование.
  17. Команды передачи управления: безусловные переходы. Адресация в переходах.
  18. Команды передачи управления: условные переходы.
  19. Команды передачи управления: организация циклов.
  20. Стек. Команды работы со стеком.

19

3

Учебная практика по МДК 01.01

Виды работ

  1. Технологический процесс подготовки и выполнения программ на языке ассемблер.
  2. Регистры, память и логическая адресация.
  3. Реальный режим. Защищённый режим.
  4. Режимы MASM и Ideal при использовании Turbo Assembler.
  5. Стандартные и упрощённые директивы сегментов.
  6. Способы адресации операндов машинных команд.
  7. Режимы адресации, приводящие к образованию 32-битовых адресов
  8. Использование общих данных.
  9. Передача параметров.
  10. Обработка прерываний. Структуры и особенности работы обработчиков прерываний.
  11. Системные средства распределения памяти. Организация дочерних процессов.
  12. Программы, резидентные в памяти.
  13. Программирование операций над файлами, каталогами и дисками.
  14. Защита программ от копирования и несанкционированного доступа.
  15. Структура макроопределения. Макрокоманды. Макрорасширения.
  16. Псевдооператоры макроассемблера.
  17. Преобразование ASCII-формата в двоично-десятичный формат и обратно.
  18. Арифметические операции над данными в ASCII - и BCD –форматах
  19. Форматы представления чисел.
  20. Команды пересылки данных, арифметических операций, сравнения, специальных операций, управления FPU.
  21. Структуры и объединения.
  22. Таблицы.
  23. Данные поименованных типов.
  24. Процедурные типы данных.
  25. Объекты.
  26. Turbo Assembler и Borland С++.
  27. Turbo Assembler и Borland Pascal.

36

3

Производственная практика (по профилю специальности)

Виды работ

  1. Форматы данных микропроцессора. Числа. Символы. Указатели.цепочки.
  2. Адресация памяти. Внутренние регистры процессора. Регистры общего назначения. Сегментные регистры.
  3. Регистры смещения. Регистр флагов. Режимы адресации. Регистровая адресация. 
  4. Непосредственная адресация. Прямая адресация. Косвенная регистровая адресация. Базовая адресация.
  5. Прямая адресация с индексированием. Базовая адресация с индексированием.
  6. Система команд микропроцессора. Команды пересылки данных. 
  7. Арифметические команды.  Логические команды. Команды передачи управления. Цепочечные (строковые) команды. 
  8. Директивы и операторы ассемблера. Структура программы. Организация программы. 
  9. Модели памяти. Процедуры.
  10. Директивы задания набора допустимых команд. Примеры использования директив в программах типа .exe и .com. 
  11. Архитектура и система команд арифметического сопроцессора. Форматы чисел сопроцессора. Целые числа. Вещественные числа
  12. Диапазоны вещественных чисел в х87. Особые случаи вещественной арифметики. Формирование специальных значений в особых случаях.
  13. Случай неточного результата. Численное антипереполнение. Денормализованный операнд.  Деление на ноль. 
  14. Численное переполнение. Недействительная операция. Регистры математического сопроцессора. 
  15. Численные регистры (регистровый стек). Регистр управления (cw). Регистр состояния. 
  16. Регистр тэгов (признаков). 
  17. Указатели особого случая. 
  18. Система команд арифметического сопроцессора. 
  19. Команды передачи данных. 
  20. Арифметические команды
  21. Дополнительные арифметические команды
  22. Команды сравнений
  23. Трансцендентные команды
  24. Административные команды

144

3

Внутри каждого раздела указываются междисциплинарные курсы и соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по профессиональному модулю, описывается примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов информатики и информационных технологий; лабораторий информатики и вычислительной техники.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета информатики и вычислительной техники: рабочие места по количеству обучающихся, компьютеры на рабочем месте учащихся с лицензионным программным обеспечением.

Технические средства обучения: персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением, мультимедийная система

Программное обеспечение:

  1. Операционная система Windows XP, 7;
  2. Язык программирования Assembler;
  3. Язык программирования Borland C++ Builder Enterprise
  4. пакет прикладных программ Microsoft Office;

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Assembler. : Практикум. 2-е изд./ В. И. Юров. - СПб : Питер, 2006 г.

2. Assembler для DOS, Windows и UNIX - 3-е изд., стер./ С.В. Зубков. - СПб : Питер, 2004 г.

3. Assembler: Учебник для вузов / В.И. Юров. - СПб : Питер, 2010 г.

6. Ассемблер для Windows: 3-е изд., перераб. и доп./ В.Ю. Пирогов. - СПб. : БХВ-Петербург, 2005 г.

7. Искусство программирования на Ассемблере./ Н. Г. Голубь. - СПб : "ДиаСофт Юп", 2006 г.

8. В.Юров, С. Хорошенко Assembler: учебный курс Питер 2004 г.

9. Зубков С.В. Assembler  для  DOS, Windows и  Unix ДМК 2004 г.

10. Юров В. И. Assembler. Специальный справочник Питер 2006 г.

11. Культин Н.Б. C/C++ в задачах и примерах. 2-е изд., перераб. и доп. (+CD)  И: «ЛАНЬ»,2012 г.

12. Кузнецов М.В. C++. Мастер-класс в задачах и примерах (+ CD) И: «ЛАНЬ», 2012 г.

Дополнительные источники:

  1. Использование Turbo Assembler при разработке  программ. Киев, Диалектика, 2003.
  2. П.И. Рудаков, К.Г. Финогенов. Программируем на языке ассемблера IBM PC. Обнинск, 2005.
  3. В.Н. Пильщиков. Программирование на языке ассемблера IBM РС. М. Диалог-МИФИ, 2005
  4. Том Сван. Освоение Turbo Assembler. II издание. Киев, Диалектика, 2002.
  5. А.В. Фролов, Г.В.Фролов. Защищённый режим процессоров Intel 80286/ 80386/ 80486. Практическое руководство по использованию защищённого режима. Москва, Диалог-МИФИ, 2003.
  6. Питер Абель. Язык Ассемблера для IBM PС и программирования. М., Высшая школа, 2003.

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Профессиональный модуль изучается параллельно с учебными дисциплинами общепрофессионального цикла.

Выполнение практических занятий предполагает деление группы по числу рабочих мест, оборудованных персональными компьютерами.

Учебные практики рассчитаны на 36  в неделю и проводится в мастерских УО. Производственная практика проходит в организациях города и Омской области любой формы собственности.

Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках профессионального модуля является освоение учебной практики с целью получения первичных профессиональных навыков.

Консультации обучающихся проводятся согласно графика консультаций, составленному учебой частью.

Формой аттестации МДК 01.01 является экзамен и МДК 01.02 является дифференцированный зачет.

Итоговая аттестация по профессиональному модулю проводится в форме экзамена (квалификационного).

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю преподаваемого модуля.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:

Инженерно-педагогический состав: высшее инженерное образование, соответствующее профилю модуля.

Мастера: обязательная стажировка в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.


5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

5.1. Контроль и оценка результатов освоения МДК (практик) осуществляется преподавателем (руководителем практик) в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, контрольных работ, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований и д.р..

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 1.1. Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент.

Точность определения основных этапов разработки программного обеспечения;


Правильность применения  основных принципов технологии структурного и объектно-ориентированного программирования;


Правильность оформления документации на программные средства;


Правильность и точность разработки алгоритма  поставленной задачи

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных и практических занятий;

- контрольных работ по темам МДК.

Зачеты по производственной практике и по каждому из разделов профессионального модуля.

Комплексный экзамен по профессиональному модулю.

ПК 1.2. Осуществлять разработку кода программного продукта

на основе готовых спецификаций на уровне модуля.

Правильность применение основных принципов технологии структурного и объектно-ориентированного программирования;


Правильность и точность разработки кода программного модуля на современных языках программирования;


Точность создания программы по разработанному алгоритму

как отдельного модуля;


Правильность  разработки кода программного продукта на основе готовой спецификации на уровне модуля;

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных и практических занятий;

- контрольных работ по темам МДК.

Зачеты по производственной практике и по каждому из разделов профессионального модуля.

Комплексный экзамен по профессиональному модулю.

ПК 1.3. Выполнять отладку программных модулей с использованием

специализированных программных средств.

Правильность применения основных принципов отладки и тестирования программных продуктов;


Точность использования инструментальных средств на этапе отладки программного продукта;


Правильность отладки и тестирование программы на

уровне модуля;

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных и практических занятий;

- контрольных работ по темам МДК.

Зачеты по производственной практике и по каждому из разделов профессионального модуля.

Комплексный экзамен по профессиональному модулю.

ПК 1.4. Выполнять тестирование программных модулей.

Проведения тестирования программного модуля по определенному сценарию;


Правильность выполнения отладки и тестирование программы на уровне модуля;

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных и практических занятий;

- контрольных работ по темам МДК.

Зачеты по производственной практике и по каждому из разделов профессионального модуля.

Комплексный экзамен по профессиональному модулю.

ПК 1.5. Осуществлять оптимизацию программного кода модуля.

Точность проведения оптимизации программного кода модуля по определенному сценарию;


Правильность выполнения отладки и тестирование программы на уровне модуля;


Правильность использования инструментальных средств на этапе отладки программного продукта

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных и практических занятий;

- контрольных работ по темам МДК.

Зачеты по производственной практике и по каждому из разделов профессионального модуля.

Комплексный экзамен по профессиональному модулю.

ПК 1.6. Разрабатывать компоненты проектной и технической

документации с использованием графических языков спецификаций.

Правильность использования инструментальные средства для автоматизации оформления документации;


Правильность определения и использование методов и средств разработки технической документации

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных и практических занятий;

- контрольных работ по темам МДК.

Зачеты по производственной практике и по каждому из разделов профессионального модуля.

Комплексный экзамен по профессиональному модулю.


Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1.  Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- активность и инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности;

- участие в студенческих конференциях, конкурсах и т.п.

Наблюдение и оценка на занятиях и в процессе учебной и производственной практик

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

  1. обоснованность выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области разработки и администрирования баз данных;
  2. своевременность выполнения работ и оценка их качества и точности.

Экспертная оценка решения ситуационных задач

Наблюдение и оценка на занятиях и в процессе учебной и производственной практик

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

  1. быстрота оценки ситуации и адекватность принятия решения при выполнении стандартных и нестандартных профессиональных задач в области разработки и администрирования баз данных

Экспертная оценка решения ситуационных задач

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- результативность поиска информации в различных источниках, в т.ч. сети Интернет;

- адекватность отбора и использования полученной информации для решения профессиональных задач.

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях и в процессе учебной и производственной практик

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- результативность поиска информации в Интернете;

- адекватность отбора и использования информации для решения профессиональных задач.

Наблюдение и оценка на практических занятиях

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

- соблюдение этических норм при взаимодействии с обучающимися, преподавателями и администрацией, коммуникативная толерантность.

Наблюдение и оценка на занятиях, в процессе учебной и производственной практик

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

- результативность исполнения функций руководителя работ, выполняемых группой.

Наблюдение и оценка на практических занятиях, учебной и производственной практике

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

- позитивная динамика учебных достижений;

- участие в различных семинарах и конференциях.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

  1. проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности.

Экспертная оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

- участие в учебных сборах, проводимых совместно с военкоматом

Отзыв военкомата, руководителя полевых сборов

Результаты указываются в соответствии с паспортом программы и разделом 2. Перечень форм контроля должен быть конкретизирован с учетом специфики обучения по программе профессионального модуля.

5.2 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ по ПМ.01 РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНЫХ МОДУЛЕЙ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ

МДК 01.01. Системное программирование

Раздел ПМ 1. Разработка спецификаций отдельных компонент

  1. История и назначение языка Си++.
  2. Структура программы на языке С++. Примеры. Этапы создания исполняемой программы.
  3. Состав языка С++. Константы и переменные С++.
  4. Типы данных в С++.
  5. Выражения. Знаки операций. Постфиксные и префиксные операции
  6. Сводка операций: скобки, порядок вычислений, инкремент и декремент, преобразование типа.
  7. Основные операторы С++ (присваивание, составные, выбора, циклов, перехода). Синтаксис, семантика, примеры.

Раздел ПМ 2. Разработка кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля

  1. Массивы (определение, инициализация, способы перебора).
  2. Сортировка массивов (простой обмен, простое включение, простой выбор).
  3. Указатели. Операции с указателями. Примеры.
  4. Одномерные массивы и указатели. Примеры.
  5. Многомерные массивы и указатели. Примеры.
  6. Символьная информация и строки. Функции для работы со строками (библиотечный файл string.h).
  7. Функции в С++. Рекурсия. Примеры.
  8. Прототип функции. Библиотечные файлы. Директива препроцессора #include.

Раздел 3. ПМ 1. Отладка, тестирование и оптимизация программных модулей

  1. Передача одномерных массивов в функции. Примеры.
  2. Передача многомерных массивов в функции. Примеры.
  3. Передача строк в функции. Примеры.
  4. Подставляемые функции. Примеры.
  5. Ссылки на функции. Примеры.

5.3. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ по ПМ.01 РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНЫХ МОДУЛЕЙ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ

Раздел  ПМ 4. Разработка кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля

  1. Место языков ассемблера среди языков программирования.
  2. Структура МП Intel 80х86: используемые регистры.
  3. Структура МП Intel 80х86: операционное устройство и шинный интерфейс.
  4. Размещение данных в памяти. Сегментация памяти.
  5. Структура регистра флагов. Команды установки флагов.
  6. Структура и форматы команд МП Intel 80х86. Команды пересылки данных.
  7. Способы адресации в командах МП Intel 80х86.
  8. Представление данных в IBM PC: целые числа.
  9. Представление данных в IBM PC: двоично-десятичные числа.
  10. Представление данных в IBM PC: алфавитно-цифровые данные.
  11. Представление данных в IBM PC: вещественные данные.
  12. Система команд МП: команды сложения и вычитания.
  13. Команды умножения и деления чисел с ФТ.
  14. Структура команд МП: базовая, индексная и косвенная адресации.
  15. Логические команды обработки битов.
  16. Команды сдвигов и их использование.
  17. Команды передачи управления: безусловные переходы. Адресация в переходах.
  18. Команды передачи управления: условные переходы.
  19. Команды передачи управления: организация циклов.
  20. Стек. Команды работы со стеком.
  21. Элементарные конструкции языка ассемблера: алфавит, ключевые слова.
  22. Элементарные конструкции языка ассемблера: числа, символьные данные.
  23. Элементарные конструкции языка ассемблера: имена, метки.
  24. Элементарные конструкции языка ассемблера: выражения и их использование.
  25. Предложения языка ассемблера: комментарии.
  26. Предложения языка ассемблера: команды.
  27. Предложения языка ассемблера: директивы.
  28. Структура файла ассемблер-программы. Директивы оформления программы.
  29. Структура файла ассемблер-программы: односегментные и многосегментные файлы.
  30. Использование прерываний в ассемблер-программах.
  31. Операторы в командах языка ассемблера.
  32. Блочная структура программы: правила описания и вызова процедур.
  33. Блочная структура программы: расположение процедур в исходном файле.
  34. Блочная структура программы: внутренние и внешние процедуры.
  35. Способы передачи параметров между процедурой и вызывающей программой.

Раздел  ПМ 5. Отладка, тестирование и оптимизация программных модулей

  1. Передача параметров между процедурой и вызывающей программой. Проблема сохранения регистров.
  2. Программные пакеты  MASM и TASM: этапы обработки задания (подготовка исходного файла и его трансляция).
  3. Программные пакеты  MASM и TASM: этапы обработки задания (компоновка объектного модуля и отладка программы).
  4. Программные пакеты  MASM и TASM: общие функции и различия.
  5. Модели памяти и их использование в ТАСМ.
  6. Макросы: макроопределения и их использование.
  7. Макросы: использование параметров и комментарии.

Раздел  ПМ 6.  Разработка компонентов проектной и технической документации с использованием графических языков спецификаций

  1. Требования к программному проекту
  2. Требования к оформлению программной документации
  3. Составление эскизного проекта

Перечень практических заданий к экзамену

1. Задание: составить программу вычисления X в зависимости от значения символа ch  по формуле, соответствующей варианту.  Значение символа ch вводится с клавиатуры.  Для контроля за правильностью работы программы использовать модуль IO.ASM. Формулы для расчета:

                        (8g)/(5m),           если  ch> 'c'

        X =         d+g-6,           если  ch = 'c'

3v-4d+100,    если  ch < 'c'

2.Задание: составить программу вычисления X в зависимости от значения символа ch  по формуле, соответствующей варианту.  Значение символа ch вводится с клавиатуры.  Для контроля за правильностью работы программы использовать модуль IO.ASM. Формулы для расчета:

                        3+vg-m,            если  ch> 't'

        X =         (10d)/(7m),            если  ch = 't'

m-7+3d,            если  ch < 't'

3. Составить программу вычисления у по формуле: y=2m-7g+4-d*v

4. Составить программу вычисления у по формуле: y=2m+8-g*d+5v

5. Найти в DSEG: 1) 3-й по порядку нулевой байт; 2) 4-й по порядку код CR (0Dh); 3) 4-й байт из числа тех, которые ниже 20h; 4) 3-й по порядку код '$'(24h);

6. Найти в DSEG: 1) байт, следующий за 3-м кодом ';' (3Bh); 2) 4-й байт из числа больших, чем 29h; 3) байт, следующий за 3-м отрицательным байтом;

7. Найти в DSEG: 1) байт, являющийся 4-м нечетным; 2) байт, следующий за 3-м кодом пробела (20h); 3) 3-й байт из числа тех, которые выше 10h;

8. Написать программу с использованием процедур, которая запрашивает строку (ввод с клавиатуры), и затем переводит все символы по следующему алгоритму: Если символ в нижнем регистре, перевести его в верхний регистр; если в верхнем – в нижний

9. Написать программу с использованием процедур, которая запрашивает строку (ввод с клавиатуры), и затем переводит все символы по следующему алгоритму: Вывести строку в обратном порядке

10. Написать программу с использованием процедур, которая запрашивает строку (ввод с клавиатуры), и затем переводит все символы по следующему алгоритму:  Вывести строку, в закодированном виде, от каждого кода символа строки отнимается число 10.

11. Написать программу с использованием процедур, которая запрашивает строку (ввод с клавиатуры), и затем переводит все символы по следующему алгоритму: Удалить все символы в верхнем регистре;

12. Написать программу с использованием процедур, которая запрашивает строку (ввод с клавиатуры), и затем переводит все символы по следующему алгоритму: Найти позицию символа (вводится с клавиатуры) в строке и вывести позицию (и) в шестнадцатеричном виде.

13. Исходные данные:

  1. дата рождения студента в формате  ДД-ММ- ГГ  -  числа – d, m, g (байт)
  2. возраст студента ( количество полных лет ) – число  v (байт)

Задание:  Составить программу вычисления у по формуле:  y=5v-d*m+6g+3

14. Исходные данные:

  1. дата рождения студента в формате  ДД-ММ- ГГ  -  числа – d, m, g (байт)
  2. возраст студента ( количество полных лет ) – число  v (байт)

Задание:  Составить программу вычисления у по формуле:  y=5d-g*v+7m-2

15. Вычислить: (A*B-C)/D

16. Найдите ошибку в следующих командах:

MOV DS,@DATA

MOV AX,ES

MOV DS,AX

MOV CS,AX

MOV (ячейка памяти), (ячейка памяти)

17. Найдите ошибку в следующих командах:

XCNG AX,BX

XCHG CX,BL

XCHG ES,DS

XCHG DATA1,AX

18. Вычисление результата выполнения арифметического выражения, в котором некоторые числа постоянны, а другие переменные.  

Формула вычислений: X =  (A * 2 + B * C ) / (D - 3)

19. Исходные данные:

  1. дата рождения студента в формате  ДД-ММ- ГГ  -  числа – d, m, g (байт)
  2. возраст студента ( количество полных лет ) – число  v (байт)

Задание:  Составить программу вычисления у по формуле:  y=2v+6d-m*g+3

20. Исходные данные:

  1. дата рождения студента в формате  ДД-ММ- ГГ  -  числа – d, m, g (байт)
  2. возраст студента ( количество полных лет ) – число  v (байт)

Задание:  Составить программу вычисления у по формуле:  y=g*m-7d+v-20

21. Исходные данные:

  1. дата рождения студента в формате  ДД-ММ- ГГ  -  числа – d, m, g (байт)
  2. возраст студента ( количество полных лет ) – число  v (байт)

Задание:  Составить программу вычисления у по формуле:  y=g*m-4d+8v-7

22. Исходные данные:

  1. дата рождения студента в формате  ДД-ММ- ГГ  -  числа – d, m, g (байт)
  2. возраст студента ( количество полных лет ) – число  v (байт)

Задание:  Составить программу вычисления у по формуле:  y=2+m*d-3g+7v

        

  1. Учебная практика: МДК 01.01. Системное программирование

Пакет решенных задач на языке программирования Assembler.

Учебная практика: МДК.01.02. Прикладное программирование

Пакет решенных задач на языке программирования Cи++.

  1. производственная практика ПМ 1. Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем

Комплект материалов:

  1.  Отзыв-характеристика от руководителя предприятия (организации) с оценкой выполненной работы, заверенный подписью руководителя и печатью предприятия;
  2.  Дневник практики:
  1. заполненная информационная часть;
  2.  перечень индивидуальных заданий по практике;
  3.  наличие всех записей о видах выполняемых работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ПМ 03.Участие в интеграции программных модулей

Рабочая программа профессионального модуля ПМ 03. Участие в иртеграции программных модулей разработана для студентов специальности 230115 Программирование  в компьютерных  системах....

Программное обеспечение и компьютерные сети

тесты по темам Программное обеспечение и компьютерные сети для программы MyTest...

Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 03. "Участие в интеграции программных модулей". Специальность: 09.02.03. Программирование в компьютерных системах. 4 курс.

Аннотация рабочей программы профессионального модуля ПМ.03. «Участие в интеграции программных модулей»для специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системахРабочая программа професси...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «ПМ.02. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ ПРОГРАММНЫХ МОДУЛЕЙ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «ПМ.02. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ ПРОГРАММНЫХ МОДУЛЕЙ" по специальности   СПО 09.02.07 Информационные системы и программир...

Особенности изучения программного обеспечения и операционных систем в школьном курсе информатики

Программами для общеобразовательных учебных заведений по дисциплине "Информатика" предусмотрено, что в зависимости от типа компьютерной техники и программного обеспечения, учитель может само...