План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе: «Носители информации».
план-конспект урока (информатика и икт, 5 класс) по теме

Чудайкина Оксана Борисовна

План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе.

Тема урока: «Носители информации».

Цель урока:

  1. Дать представление о процессе хранения информации и устройствах для хранения информации.
  2. Развить логическое мышление, внимание, у учащихся познавательный интерес.
  3. Воспитать дисциплинированность, вежливость и тактичность.

Ход урока по этапам.

I. Организационный момент.

1. Проверка готовности группы к уроку.

2. Проверка явки учащихся.

II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков.

  1. Фронтальный опрос учащихся:

Вопрос 1. Какими свойствами обладает память человека?

Вопрос 2. Как  люди хранят информацию различных видов? Приведите примеры.

Вопрос 3. Перечислите достоинства и недостатки хранения информации во внутренней и внешней памяти.

Вопрос 4. Чем отличается память человека от памяти человечества?

Вопрос 5. Как можно назвать записную книжку с точки зрения хранения информации?

  1. Сообщаю тему урока «Носители информации».
  2. Сообщаю цель урока: Выяснить, что является носителем информации.

III. Формирование новых понятий и способов профессиональной деятельности.

Объяснить новый материал:

Выйдя из пещеры и других естественных укрытий, самую важную информацию (о разливах рек, солнечных и лунных затмениях и так далее) люди стали наносить на поверхности создаваемых ими монументальных каменных построек – гробниц, ритуальных сооружений. Чтобы получить нужную информацию, человек вынужден был совершать достаточно утомительные путешествия к этим сооружениям. Возникла потребность в носителях информации, пригодных для транспортировки. Камень, глина, дерево использовались когда-то разными народами в качестве носителей информации. Но камень слишком твёрд в обработке и неподъёмен. Глина – хрупка, дерево быстро сохнет и трескается. Требовались новые материалы-носители: лёгкие и долговечные, компактные и удобные для нанесения записей.

Примерно за 3000 лет до нашей эры в Египте разработали технологию изготовления тонкого листа из стеблей в долине Нила высокого тростника – папируса. Стебель папируса разрезали на длинные узкие полоски. Затем эти полоски складывали на гладкую поверхность в ряд, одну возле другой, в продольном направлении. Далее сверху укладывали второй ряд полосок, но уже в поперечном направлении. Всю двухслойную кладку прижимали плоским камнем, и тростниковые волокна при этом выделял клейкий сок. После просушивания получался материал, похожий на бумагу, - его тоже называли папирусом.

Когда листочек папируса исписывался до конца, то к нему приклеивали другой. Книга получалась все длиннее и длиннее. Для хранения её сворачивали в трубочку – свиток. В Москве, в Государственном музее изобразительного искусства имени А.С. Пушкина хранится папирусный свиток длиной более 5 метров, в котором содержатся решения 25 математических задач.

Многие века письменные документы составлялись на пергаментных свитках. Пергамент делался из кожи животных. Её специальным образом выделывали и растягивали. Чтобы получить тонкие листы. Когда на Востоке научились ткать шёлк, его стали использовать не только для шитья одежды, но и для письма. Перечисленные носители информации были неудобные либо дорогие в изготовлении (папирус, пергамент), либо неудобные в использовании (шёлк, бамбук, береста).

Во II веке нашей эры в Китае изобрели технологию изготовления бумаги. Правда, её секрет хранился так тщательно оберегали, что до Европы бумага дошла в ХI веке, а на Руси появилась только в XVI веке.

Свойства бумаги как носителя информации поистине уникальны:

  • Во-первых, она была значительно дешевле пергамента или папируса, поскольку вырабатывалась из тряпья и древесины;
  • Во-вторых, даже тонкая бумага достаточно прочна и долговечна;
  • В-третьих, бумага очень удобна для нанесения на неё знаков и рисунков с помощью разноцветных красок.

Самое главное:

  1. Носитель информации – это любые материальные объекты, на которых хранится информация.
  2. Носителями информации служили: камень, пергамент, папирус и другие материалы, а так же изделия из них. Основным носителем информации до настоящего времени остаётся бумага.

IV. Применение умений и навыков.

Вопросы для закрепления.

  1. Что может служить носителем информации?
  2. Какие древние носители информации вам известны?
  3. Почему разные народы использовали разные носители информации?
  4. Почему с течением времени изменялись носители информации?
  5. Какие современные носители информации вы можете назвать?
  6. Каким носителем информации вы пользуетесь чаще всего?
  1. Домашнее задание.

Заполнить таблицу.

Носитель

Пример

Форма представления

Бумага

Письмо то друга

Текстовая информация

 

Табличка с номером дома

 

 

Билет на самолет

 

 

Газета

 

 

Кинофильм

 

VI. Подведение итогов.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_nositeli_informacii.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе.

Тема урока: «Носители информации».

Цель урока:

  1. Дать представление о процессе хранения информации и устройствах для хранения информации.
  2. Развить логическое мышление, внимание, у учащихся познавательный интерес.
  3. Воспитать дисциплинированность, вежливость и тактичность.

Ход урока по этапам.

I. Организационный момент.

1. Проверка готовности группы к уроку.

2. Проверка явки учащихся.

II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков.

  1. Фронтальный опрос учащихся:

Вопрос 1. Какими свойствами обладает память человека?

Вопрос 2. Как  люди хранят информацию различных видов? Приведите примеры.

Вопрос 3. Перечислите достоинства и недостатки хранения информации во внутренней и внешней памяти.

Вопрос 4. Чем отличается память человека от памяти человечества?

Вопрос 5. Как можно назвать записную книжку с точки зрения хранения информации?

  1. Сообщаю тему урока «Носители информации».
  2. Сообщаю цель урока: Выяснить, что является носителем информации.

III. Формирование новых понятий и способов профессиональной деятельности.

Объяснить новый материал:

Выйдя из пещеры и других естественных укрытий, самую важную информацию (о разливах рек, солнечных и лунных затмениях и так далее) люди стали наносить на поверхности создаваемых ими монументальных каменных построек – гробниц, ритуальных сооружений. Чтобы получить нужную информацию, человек вынужден был совершать достаточно утомительные путешествия к этим сооружениям. Возникла потребность в носителях информации, пригодных для транспортировки. Камень, глина, дерево использовались когда-то разными народами в качестве носителей информации. Но камень слишком твёрд в обработке и неподъёмен. Глина – хрупка, дерево быстро сохнет и трескается. Требовались новые материалы-носители: лёгкие и долговечные, компактные и удобные для нанесения записей.

Примерно за 3000 лет до нашей эры в Египте разработали технологию изготовления тонкого листа из стеблей в долине Нила высокого тростника – папируса. Стебель папируса разрезали на длинные узкие полоски. Затем эти полоски складывали на гладкую поверхность в ряд, одну возле другой, в продольном направлении. Далее сверху укладывали второй ряд полосок, но уже в поперечном направлении. Всю двухслойную кладку прижимали плоским камнем, и тростниковые волокна при этом выделял клейкий сок. После просушивания получался материал, похожий на бумагу, - его тоже называли папирусом.

Когда листочек папируса исписывался до конца, то к нему приклеивали другой. Книга получалась все длиннее и длиннее. Для хранения её сворачивали в трубочку – свиток. В Москве, в Государственном музее изобразительного искусства имени А.С. Пушкина хранится папирусный свиток длиной более 5 метров, в котором содержатся решения 25 математических задач.

Многие века письменные документы составлялись на пергаментных свитках. Пергамент делался из кожи животных. Её специальным образом выделывали и растягивали. Чтобы получить тонкие листы. Когда на Востоке научились ткать шёлк, его стали использовать не только для шитья одежды, но и для письма. Перечисленные носители информации были неудобные либо дорогие в изготовлении (папирус, пергамент), либо неудобные в использовании (шёлк, бамбук, береста).

Во II веке нашей эры в Китае изобрели технологию изготовления бумаги. Правда, её секрет хранился так тщательно оберегали, что до Европы бумага дошла в ХI веке, а на Руси появилась только в XVI веке.

Свойства бумаги как носителя информации поистине уникальны:

  1. Во-первых, она была значительно дешевле пергамента или папируса, поскольку вырабатывалась из тряпья и древесины;
  2. Во-вторых, даже тонкая бумага достаточно прочна и долговечна;
  3. В-третьих, бумага очень удобна для нанесения на неё знаков и рисунков с помощью разноцветных красок.

Самое главное:

  1. Носитель информации – это любые материальные объекты, на которых хранится информация.
  2. Носителями информации служили: камень, пергамент, папирус и другие материалы, а так же изделия из них. Основным носителем информации до настоящего времени остаётся бумага.

IV. Применение умений и навыков.

Вопросы для закрепления.

  1. Что может служить носителем информации?
  2. Какие древние носители информации вам известны?
  3. Почему разные народы использовали разные носители информации?
  4. Почему с течением времени изменялись носители информации?
  5. Какие современные носители информации вы можете назвать?
  6. Каким носителем информации вы пользуетесь чаще всего?
  1. Домашнее задание.

Заполнить таблицу.

Носитель

Пример

Форма представления

Бумага

Письмо то друга

Текстовая информация

Табличка с номером дома

Билет на самолет

Газета

Кинофильм

VI. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе: «Информация и информатика».

План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе.Тема урока: «Информация и информатика».Цель урока:Сформировать общее представление: о предмете изучения информатики; о понятии информация; о видах...

План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе: «Действия с информацией. Хранение информации».

План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе.Тема урока: «Действия с информацией. Хранение информации».Цель урока:Акцентировать внимание учащихся на действиях с информацией (информационных пр...

План-конспект открытого урока по математике в 5 классе. Тема урока: «Проценты»

         Открытый урок в 5 классе по теме «Проценты»  Цель : 1.Решение задач на проценты.            2....

План-конспект открытого урока английского языка в 5 классе по учебнику Spotlight-5 Тема урока - “Going shopping”.

План-конспект открытого урока английского языка в 5 классе по учебнику Spotlight-5 Тема урока -  “Going shopping”....

План-конспект открытого урока "Портрет в скульптуре" 6 класс с самоанализом урока

Цель: познакомить учащихся с разновидностями портрета в скульптуре, с выразительными возможностями скульптуры....

План-конспект открытого урока английского языка в 5 классе по учебникуSpotlight-5 Тема урока – “Going shopping”.

Цели:1)практические:- развитие лексических навыков по теме «Магазины, покупки»;- практика учащихся в устной речи, чтении (развитие умений ознакомительного и изучающего чтения), аудировании;- развитие ...