План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе: «Действия с информацией. Хранение информации».
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) по теме

Чудайкина Оксана Борисовна

План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе.

Тема урока: «Действия с информацией. Хранение информации».

Цель урока:

  1. Акцентировать внимание учащихся на действиях с информацией (информационных процессах); раскрыть суть информационного процесса хранения информации.
  2. Развить логическое мышление, внимание, у учащихся познавательный интерес.
  3. Воспитать дисциплинированность, вежливость и тактичность.

Ход урока по этапам.

I. Организационный момент.

1. Проверка готовности группы к уроку.

2. Проверка явки учащихся.

II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков.

  1. Проверка домашнего задания (надо было заполнить таблицу).
  2. Фронтальный опрос учащихся:

Вопрос 1. Что такое информация?

Вопрос 2. Перечислите виды информации.

Вопрос 3. Перечислите виды информации по форме представления.

Вопрос 4. Что изучает наука информатика?

Вопрос 5. Для чего человеку понадобился компьютер?

  1. Сообщаю тему урока «Действия с информацией. Хранение информации».
  2. Сообщаю цель урока:  Узнать, какие действия мы совершаем с информацией, как человек хранит информацию.

III. Формирование новых понятий и способов профессиональной деятельности.

Объяснить новый материал (презентация «Хранение информации»):

Окружающий нас мир – мир информации. Информацию нам несут другие люди, всевозможные предметы и явления.

Когда вы слушаете объяснения учителя, читаете книгу, изучаете схему метро, смотрите кинофильм, посещаете музей и выставки, вы получаете информацию.

Важную информацию человек старается запомнить, а если не надеется на свою память, то и записать, например, в записную книжку.

Люди обдумывают полученную информацию, делают определённые выводы. Другими словами, обрабатывают информацию. Поиск нужного слова в словаре,  перевод текста с иностранного языка на русский, заполнение календаря погоды, раскрашивание контурных карт, вставка пропущенных букв в упражнении по русому  языку – это все примеры обработки информации.

Потребность человека выразить, передать имеющиеся у него информацию привела к появлению речи, письменности, изобразительного и музыкального искусства.

Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации.

Чтение газеты, заучивание правил или стихотворения, решение математических задач, фотографирование – это действия человека с информацией.

А вот приготовление обеда – это действия с продуктами питания. Но чтобы приготовить какое-то блюдо, необходимо иметь информацию о том, как это делается. Только тогда получается вкусно и полезно.

Правильные действия человек может осуществлять, имея информацию о том, как это делается. В детстве люди учатся ходить и говорить, рисовать, писать и читать, есть, и готовить пищу, убирать постель и мыть посуду, делать утреннюю гимнастику и чистить зубы, выполнять многие другие действия. Как всё это делается, ребёнку объясняют и показывают родители, воспитатели и учителя. Многому можно научиться, просто наблюдая, как это делают другие. Наблюдение – это тоже действие с информацией.

Каждый человек хранит определённую информацию в собственной памяти – «в уме». Вы помните  свой домашний адрес, имена, адреса и телефоны близких родственников и друзей. В вашей памяти хранятся таблицы умножений и сложений, основные орфограммы и другие знания, полученные в школе. Собственную (внутреннюю) память человека можно назвать оперативной, потому что содержащаяся в ней информация воспроизводится достаточно быстро. Но так уж устроен человек, что он не может долго хранить большие объемы информации в собственной памяти: если не закрепить знания постоянными упражнениями, информация очень быстро забывается. Чтобы избежать этого, мы используем записные книжки, справочники, энциклопедии и другие внешние хранилища информации – внешнюю память. Эту память можно назвать долговременной.

Существует память отдельного человека и память человечества. Память человечества, в отличие от памяти человека, содержит все знания, которые накопили люди за время своего существования и которыми могут воспользоваться ныне живущие люди. Эти знания представлены в книгах, запечатлены в живописных полотнах, скульптурах и архитектурах произведениях великих мастеров.

Изобретённая в 1839 году фотография позволила сохранить для потомков лица людей, пейзажи, явления природы и другие зримые свидетельства прошедших времён.

В 1895 году в Париже был продемонстрирован первый в мире кинофильм. С той поры человечество получило возможность сохранять образы, воплощенные в движении (танец, жесты, пантомимы и т.д.).

Человек научился хранить и звуковую информацию. Вначале её сохранение обеспечивалось передачей «из уст в уста» (например, напевами), позднее – с помощью записи нот.

В середине прошлого столетия в Японии было налажено производство магнитофонов. До сих пор магнитофоны применяются для записи и воспроизведение звуков информации.

Современный компьютер может хранить в своей памяти различные виды информации: текстовую, числовую, звуковую и видеоинформацию.

Самое главное:

1) Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации.

2) Каждое действие с чем-либо человек осуществляет на основе информации о том, как это делается.

3) Память человека можно назвать оперативной, потому что содержащаяся в ней информация воспроизводится достаточно быстро.

4) Записные книжки, справочники, энциклопедии и другие внешние хранилища информации можно назвать долговременной памятью.

5) Современные компьютеры может хранить в своей памяти различные виды информации: текстовую, числовую, звуковую и видеоинформацию.

IV. Применение умений и навыков.

Вопросы для закрепления.

  1. Какими свойствами обладает память человека?
  2. Как  люди хранят информацию различных видов? Приведите примеры.
  3. Перечислите достоинства и недостатки хранения информации во внутренней и внешней памяти.
  1. Домашнее задание.

Выучить конспект.

VI. Подведение итогов.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_deystviya_s_informaciey._hranenie_informacii.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе.

Тема урока: «Действия с информацией. Хранение информации».

Цель урока:

  1. Акцентировать внимание учащихся на действиях с информацией (информационных процессах); раскрыть суть информационного процесса хранения информации.
  2. Развить логическое мышление, внимание, у учащихся познавательный интерес.
  3. Воспитать дисциплинированность, вежливость и тактичность.

Ход урока по этапам.

I. Организационный момент.

1. Проверка готовности группы к уроку.

2. Проверка явки учащихся.

II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков.

  1. Проверка домашнего задания (надо было заполнить таблицу).
  2. Фронтальный опрос учащихся:

Вопрос 1. Что такое информация?

Вопрос 2. Перечислите виды информации.

Вопрос 3. Перечислите виды информации по форме представления.

Вопрос 4. Что изучает наука информатика?

Вопрос 5. Для чего человеку понадобился компьютер?

  1. Сообщаю тему урока «Действия с информацией. Хранение информации».
  2. Сообщаю цель урока:  Узнать, какие действия мы совершаем с информацией, как человек хранит информацию.

III. Формирование новых понятий и способов профессиональной деятельности.

Объяснить новый материал (презентация «Хранение информации»):

Окружающий нас мир – мир информации. Информацию нам несут другие люди, всевозможные предметы и явления.

Когда вы слушаете объяснения учителя, читаете книгу, изучаете схему метро, смотрите кинофильм, посещаете музей и выставки, вы получаете информацию.

Важную информацию человек старается запомнить, а если не надеется на свою память, то и записать, например, в записную книжку.

Люди обдумывают полученную информацию, делают определённые выводы. Другими словами, обрабатывают информацию. Поиск нужного слова в словаре,  перевод текста с иностранного языка на русский, заполнение календаря погоды, раскрашивание контурных карт, вставка пропущенных букв в упражнении по русому  языку – это все примеры обработки информации.

Потребность человека выразить, передать имеющиеся у него информацию привела к появлению речи, письменности, изобразительного и музыкального искусства.

Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации.

Чтение газеты, заучивание правил или стихотворения, решение математических задач, фотографирование – это действия человека с информацией.

А вот приготовление обеда – это действия с продуктами питания. Но чтобы приготовить какое-то блюдо, необходимо иметь информацию о том, как это делается. Только тогда получается вкусно и полезно.

Правильные действия человек может осуществлять, имея информацию о том, как это делается. В детстве люди учатся ходить и говорить, рисовать, писать и читать, есть, и готовить пищу, убирать постель и мыть посуду, делать утреннюю гимнастику и чистить зубы, выполнять многие другие действия. Как всё это делается, ребёнку объясняют и показывают родители, воспитатели и учителя. Многому можно научиться, просто наблюдая, как это делают другие. Наблюдение – это тоже действие с информацией.

Каждый человек хранит определённую информацию в собственной памяти – «в уме». Вы помните  свой домашний адрес, имена, адреса и телефоны близких родственников и друзей. В вашей памяти хранятся таблицы умножений и сложений, основные орфограммы и другие знания, полученные в школе. Собственную (внутреннюю) память человека можно назвать оперативной, потому что содержащаяся в ней информация воспроизводится достаточно быстро. Но так уж устроен человек, что он не может долго хранить большие объемы информации в собственной памяти: если не закрепить знания постоянными упражнениями, информация очень быстро забывается. Чтобы избежать этого, мы используем записные книжки, справочники, энциклопедии и другие внешние хранилища информации – внешнюю память. Эту память можно назвать долговременной.

Существует память отдельного человека и память человечества. Память человечества, в отличие от памяти человека, содержит все знания, которые накопили люди за время своего существования и которыми могут воспользоваться ныне живущие люди. Эти знания представлены в книгах, запечатлены в живописных полотнах, скульптурах и архитектурах произведениях великих мастеров.

Изобретённая в 1839 году фотография позволила сохранить для потомков лица людей, пейзажи, явления природы и другие зримые свидетельства прошедших времён.

В 1895 году в Париже был продемонстрирован первый в мире кинофильм. С той поры человечество получило возможность сохранять образы, воплощенные в движении (танец, жесты, пантомимы и т.д.).

Человек научился хранить и звуковую информацию. Вначале её сохранение обеспечивалось передачей «из уст в уста» (например, напевами), позднее – с помощью записи нот.

В середине прошлого столетия в Японии было налажено производство магнитофонов. До сих пор магнитофоны применяются для записи и воспроизведение звуков информации.

Современный компьютер может хранить в своей памяти различные виды информации: текстовую, числовую, звуковую и видеоинформацию.

Самое главное:

1) Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации.

2) Каждое действие с чем-либо человек осуществляет на основе информации о том, как это делается.

3) Память человека можно назвать оперативной, потому что содержащаяся в ней информация воспроизводится достаточно быстро.

4) Записные книжки, справочники, энциклопедии и другие внешние хранилища информации можно назвать долговременной памятью.

5) Современные компьютеры может хранить в своей памяти различные виды информации: текстовую, числовую, звуковую и видеоинформацию.

IV. Применение умений и навыков.

Вопросы для закрепления.

  1. Какими свойствами обладает память человека?
  2. Как  люди хранят информацию различных видов? Приведите примеры.
  3. Перечислите достоинства и недостатки хранения информации во внутренней и внешней памяти.
  1. Домашнее задание.

Выучить конспект.

VI. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе: «Информация и информатика».

План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе.Тема урока: «Информация и информатика».Цель урока:Сформировать общее представление: о предмете изучения информатики; о понятии информация; о видах...

План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе: «Носители информации».

План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе.Тема урока: «Носители информации».Цель урока:Дать представление о процессе хранения информации и устройствах для хранения информации.Развить логич...

План-конспект открытого урока по математике в 5 классе. Тема урока: «Проценты»

         Открытый урок в 5 классе по теме «Проценты»  Цель : 1.Решение задач на проценты.            2....

Урок информатики в 7-м классе по теме "Устройства вывода информации"

В статье представлен конспект урока по информатике с использованием ЭОР информационного, практического и контролирующего типов на разных этапах урока: актуализации знаний, введения нового материала, з...

Технологическая карта урока "Информатика и ИКТ", 7 класс ФГОС по теме "Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации"

Тип урока: Освоение новых знанийЗадачи урока:1)  рассмотрение алфавитного подхода к измерению информации;2)  определение информационного веса символа произвольного алфавита;3)  определе...

План-конспект открытого урока по баскетболу в 10 классе Тема: Совершенствование технических действий в баскетболе .

Задачи урока: Образовательные: совершенствовать передачу – ловлю мяча на месте, при встречном движении; совершенствовать умения в бросках мяча в корзину, в движении с отражением от щита, подбор ...