Технологическая карта урока "Информатика и ИКТ", 7 класс ФГОС по теме "Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации"
методическая разработка по информатике и икт (7 класс)

Терентьева Лариса Николаевна

Тип урока: Освоение новых знаний

Задачи урока:

1)  рассмотрение алфавитного подхода к измерению информации;

2)  определение информационного веса символа произвольного алфавита;

3)  определение  информационного  объѐма  сообщения,  состоящего  из  символов некоторого алфавита;

4)  изучение единиц измерения информации и соотношения между ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл universalnatehnol_karta_uroka_terenteva_l.n.docx168.3 КБ

Предварительный просмотр:

Универсальная технологическая карта  урока

Предмет

Информатика и ИКТ

Класс

7 класс

Тема урока

Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации.

Педагогическая цель урока

Образовательная (дидактическая) – познакомить с алфавитным подходом при определении количества информации, единицами измерения информации

  Деятельностная –  формирование практических навыков по определению количества информации в сообщении.

Задачи урока

1)  рассмотрение алфавитного подхода к измерению информации;

2)  определение информационного веса символа произвольного алфавита;

3)  определение  информационного  объѐма  сообщения,  состоящего  из  символов некоторого алфавита;

4)  изучение единиц измерения информации и соотношения между ними.

Тип урока

«Освоение новых знаний»

Планируемые образовательные результаты (с учетом разделов «Ученик научится», «Ученик получит возможность научиться»)

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ученик научится:         

оперировать единицами измерения количества информации

Ученик получит возможность научиться:         

оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита

Регулятивные: понимание сущности измерения как сопоставления измеряемой величины с единицей измерения; владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Познавательные: перерабатывать информацию для получения необходимого результата;

выполнять анализ и синтез;

выстраивать логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные:         формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;  осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Смыслообразование.

Владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

навыки концентрации внимания.

Условия реализации урока

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы (методическая литература,  технологии)

Оборудование

Презентация «Измерение информации» из электронного приложения к учебнику

ЭОР «Алфавитный подход к измерению информации»  http://school-collection.edu.ru/catalog/res/58f73ba3-5116-4d38-8009-61f7fe64ed6d/view/

Информатика:  учебник для 7 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М. : БИНОМ, Лаборатория знаний, 2015;

Информатика:  рабочая тетрадь для 7 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М. : БИНОМ, Лаборатория знаний, 2015

Информатика. Методическое пособие для учителя. УМК для основной школы. 5-6, 7-9 классы. / М. Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

ИКТ - технологии, технология критического обучения

персональный компьютер (ПК) учителя,
мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся.

Основные понятия

бит;

информационный вес символа;

информационный объём сообщения;

единицы измерения информации.

Форма проведения урока

Смешанная (беседа+самостоятельная работа учащихся)

Этап 1

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель - осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности. Время – 3 мин.

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Приветствует обучающихся, улыбаясь, создаёт эмоциональный настрой на урок.

Приём “Необъявленная тема” На доске записано «Тема урока:». Собирается записать тему урока, выдерживает паузу до тех пор, пока все не обратят внимание на руку учителя.

- Ребята, извините, но моя рука отказалась написать тему урока. Нужна ваша помощь! Ответьте устно на вопрос: «Как измерить …?»

Как вы думаете, какой будет тема урока?

Какова цель нашего урока?

Учитель вызывает 2-ух учащихся к доске. Один должен записать тему урока, другой гипотезу: что узнаем и чему научимся на уроке.

Как измерить:

а) длину

б) массу

в) температуру

г) информацию ?

Дети рассаживаются по местам за парты. Проверяют наличие принадлежностей. Слушают учителя.

Устно коллективно отвечают на вопрос:

- с помощью линейки в мм, см, м, км

- с помощью весов в г, кг, ц, т

- с помощью термометра в градусах

- затрудняются ответить.

- «Измерение информации»

Первый пишет на доске тему «Измерение информации», остальные записывают тему в тетрадях.

Второй ученик записывает на доске цель - узнать как можно измерять количество информации,
научиться определять количество информации в различных сообщениях.

Знание единиц измерения длины, массы, температуры.

Личностные: Смыслообразование.

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные:

Извлечение необходимой информации, самостоятельное формулирование темы, осознанное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической речью.

Этап 2

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Цель - подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Время – 4 мин.

Попробуем с вами разобраться  в новой теме.  

Раздает карточку с сообщением
Я памятник себе воздвиг нерукотворный.

 Сообщает ученикам:

- Сообщение напечатано на компьютере.

Предлагает письменно ответить на вопросы.

- В какой форме представлена информация?

- Какой алфавит использовался при создании этого сообщения на ПК ?

- Какова мощность такого алфавита?

- Какое количество информации содержит данное сообщение?

Письменно в тетрадях отвечают на вопросы:

- В текстовой форме.

- Использовался компьютерный алфавит.

- Мощность компьютерного алфавита N=256.

Затрудняются дать правильный ответ.

Знание понятий алфавит, компьютерный алфавит, мощность алфавита.

Личностные:

Смыслообразование.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической речью.

Этап 3

Выявление места и причины затруднений.

Цель - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Время – 1 мин.

Ребята, почему вы затрудняетесь дать правильный ответ?

 

Ответить на вопрос учителя.

Отвечают на вопрос:

- Не знаем как и какими единицами измерять информацию в данном сообщении.

Личностные:

Смыслообразование.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической речью.

Этап 4

Построение выхода из затруднения.

Цель - постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. Время – 12 мин.

В помощь учащимся предлагает самостоятельно  прочитать  §1.6  в учебнике, обсудить информацию в парах и записать в тетрадь краткий конспект, ответив на вопросы 2, 3, 4, 6  к §1.6 , узнать о соотношении единиц измерения информации из п.1.6.4

Для проверки выводит на экран слайд с основными понятиями и формулами.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/58f73ba3-5116-4d38-8009-61f7fe64ed6d/view/

Узнать об измерении информации, прочитав  §1.6 в учебнике, обсудить информацию в парах

и записать в тетрадь краткий конспект, ответив на вопросы 2, 3, 4, 6  к §1.6, узнать о соотношении единиц измерения информации из п.1.6.4.

Ребята изучают материал, обсуждают информацию в парах. Записывают в тетрадь краткий конспект:

Для измерения информации в сообщении применяется алфавитный подход, в котором  не учитывается содержание сообщения, а учитывается количество символов в нем К, мощность алфавита  N и информационный вес одного символа i. Объем информации в сообщении вычисляется по формуле I=K*i, где i можно вычислить из соотношения N= 2i. За минимальную единицу измерения принят 1 бит.

Кроме минимальной единицы измерения информации применяются и более крупные: 1байт= 8 бит, 1Кбайт = 1024 байтам, 1Мбайт = 1024 Кбайт, 1 Г байт = 1024 Мбайт.

Сверяют свои ответы с данными на слайде.

 

Знание понятий:

бит;

информационный вес символа;

информационный объём сообщения;

единицы измерения информации.

Личностные:

формирование навыков самоорганизации

развитие логического мышления

Познавательные:

развитие познавательной активности

развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста;

умение кратко формулировать мысль

умение обрабатывать  информацию и делать вывод.

формирование  основных понятий.

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической речью.

Этап 5

Реализация выхода из затруднения. Цель - построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

 Время – 4 мин.

Теперь попробуйте определить количество информации в сообщении:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный.

Визуально проверяет решения в тетрадях учащихся, при необходимости делает коррективы в решении.

Определить количество информации в сообщении:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный.

Находят решение проблемы, записывают его в тетрадь.

N=256, i=8 бит, K=38 символов

I= K*i, I= 38*8 = 304 бита = 38 байт . Представляют результаты своей работы учителю.

По желанию один учащийся выполняет задание на доске.

Знание понятий:

бит;

информационный вес символа;

информационный объём сообщения;

единицы измерения информации.

Личностные:

-формирование навыков самоорганизации

-развитие логического мышления

Регулятивные:

умение применять полученные знания на практике, осуществлять контроль по результату.

Познавательные:   умение ориентироваться в понятиях.  Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической речью.

Этап 6

Первичное закрепление изученного. Цель - усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Время – 10 мин.

- Давайте выполним задания №56,61,70 в рабочей тетради.

Чертит на доске таблицу учета решений.

 Объясняет систему оценивания:

 Верно решённое 1 задание – оценка «3», верно решённые 2 задания – оценка «4», верно решённые 3 задания – оценка «5».

ФИ

№56

№61

№70

Иванов Иван

Выполни задания в рабочей тетради

Выполняют № 56, 61, 70 в РТ.

№56

№61. Расположите величины в порядке убывания: 1024 бита, 1000 байтов, 1 бит, 1 байт, 1 Кбайт

Ответ: 1 Кбайт, 1000 байтов, 1024 бита, 1 байт, 1 бит

№70 Заполните пропуски (степени двойки)

Представляют результаты своей работы учителю. Если кто-то решает задачу долго, решивший ученик может оформить решение на доске с объяснением. (Зависит от уровня подготовки детей).

 

Знание понятий:

бит;

информационный вес символа;

информационный объём сообщения;

единицы измерения информации.

Личностные: овладение нормами и правилами организации труда;

развитие ответственности за качество своей деятельности

Регулятивные:

умение применять полученные знания на практике осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе работы и обоснование способов их исправления

Познавательные:   умение ориентироваться в понятиях. 

Коммуникативные взаимодействовать  в группе;

выражение своих мыслей, аргументация своих мнений;

умение слушать других и быть готовым принять другую точку зрения.

Этап 7

Включение в систему знаний и повторение.
Цель - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. Время – 5 мин.

- Давайте вспомним и повторим изученный материал по теме урока. Предлагает учащимся приём  «Фишбоун» (рыбный скелет). Раздает  листочки с «рыбным скелетом», который нужно заполнить информацией, работая в парах.

Заполнить «рыбный скелет». Озвучить, что записали (один из пары).

Вписывают понятия. Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Озвучивают, что записали (один из пары).

Знание понятий: алфавит, мощность алфавита, бит;

информационный вес символа;

информационный объём сообщения;

единицы измерения информации.

Личностные: овладение нормами и правилами организации труда;

развитие ответственности за качество своей деятельности

Познавательные:   умение ориентироваться в понятиях. 

Коммуникативные управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической речью., аргументация своих мнений;

умение слушать других и быть готовым принять другую точку зрения.

Этап 8

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель - самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Время – 4 мин.

Приём  «Корзина» - передаёт нарисованную (можно реальную)  корзину ученику.

Вы должны  зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".

Пример. 

Я научился …

Яразобрался …

Я запомнил…

Выполнить самооценку собственной деятельности, соотнести учебную деятельность и её результаты, определить дальнейшие цели деятельности.

Каждый учащийся не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".

Пример. 

Я научился …

Я разобрался …

Я запомнил…

Личностные:

Смыслообразование.

Регулятивные:

Самооценка.

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической речью.

Домашнее задание

(2 мин.)

 §1.6, №59, №60, №62 в РТ, повторить материал главы 1

Записать в дневник домашнее задание

Записывают в дневник домашнее задание

Регулятивные:

Планирование,  саморегуляция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алфавитный подход к измерению информации

"Урок на тему:Алфавитный подход к измерению информации"...

АЛФАВИТНЫЙ ПОДХОД К ИЗМЕРЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ

Презентация - лекция (10 класс)....

Алфавитный подход к измерению информации. 8 класс

План-конспект урока с использованием электронных образовательных ресурсов из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов....

Конспект урока по информатике в 8 классе "Алфавитный подход к измерению информации"

На уроке рассматривается понятие количества информации, учащиеся знакомятся с  алфавитным подходом при определении количества информации, знакомятся с единицами измерения информации, учатся ...

Единица измерения. Содержательный и алфавитный подход к измерению информации.

Единица измерения.Содержательный и алфавитный подход к измерению информации....

Алфавитный подход к измерению информации, ФГОС, 7 класс

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС второго поколения.На уроке ученики:самостоятельно работают с текстом, ищут в нем ответы на вопросы, которые возникли в ходе решения задачучатся работать в ...

Алфавитный подход к измерению информации 10 класс (углубленный уровень)

Конспект урока по информатикеКласс: 10УМК: Поляков К. Ю., Еремин Е. А. Информатика. Углубленный уровень. Часть 1.– Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2014.-344 с.Уровень обучения: профильный.Тем...