Из опыта работы. Культурологические основы преподавания графического редактора.
материал по информатике и икт по теме

Веснина Елена Георгиевна

    Хочу поделиться небольшим опытом в изучении графических редакторов. Эта тема проходит через весь курс информатики и вызывает интерес у учащихся, так как все большее число из них проявляет желание творить свою виртуальную реальность, используя имеющиеся графические пакеты.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Из опыта работы 253.5 КБ
Office presentation icon Презентация 2.13 МБ

Предварительный просмотр:

    Внедрение компьютерной техники во все сферы человеческой деятельности послужило толком к зарождению новой научной и прикладной дисциплины – информатики. Впервые этот термин стал использоваться во Франции в 60-х годах. В англоязычных странах ему соответствует синоним computer science (наука о компьютерной технике). В нашей стране информатика стала определяться как самостоятельная область деятельности с начала 80-х годов, а спустя несколько лет вошла в школьную программу как самостоятельная дисциплина.

    Информатика определяет сферу человеческой деятельности, связанную с процессами хранения, преобразования и передачи информации с помощью компьютера. Но могущество компьютера определяется человеком и теми знаниями, которыми он обладает. В процессе изучения информатики надо не только научиться работать на компьютере, но и уметь целенаправленно его использовать для познания и созидания окружающего нас мира.

    В современной школе нет более трудной профессии. Необходимость каждые два года начинать все с нуля не знакома преподавателям других дисциплин. Данный предмет предъявляет к учителю особые требования. Во-первых, это должен быть достаточно эрудированный человек. Знание таких предметов, как русский язык, математика, физика, английский язык просо необходимо. Во-вторых, проведение лабораторно-практических занятий заставляет учителя быть и психологом, и техником одновременно. В этих занятиях принимают участие трое: учитель, учащийся и компьютер. Чтобы уроки проходили на достаточно высоком уровне, должна хорошо работать связка « учащийся-компьютер». А учитель должен установить их взаимодействие и руководить им. В- третьих, учителю необходимо умение связать теоретическую и практическую части обучения. Рассказывая о команде или программе, я должна знать, как они выполняются на практике, к каким  приводят результатам. В-четвертых, учителю необходимо непрерывно следить за развитием средств вычислительной техники, за появлением новых программ, за непрерывно меняющимися методами работы с ними.

    Как направить творческую энергию школьников на уроках информатики в реальное дело, наполнить их работу в изучении текстовых и графических редакторов значимым смыслом?

    Хочу поделиться небольшим опытом в изучении графических редакторов. Эта тема проходит через весь курс информатики и вызывает интерес у учащихся, так как все большее число из них проявляет желание творить свою виртуальную реальность, используя имеющиеся графические пакеты. Благодаря факультативу « Компьютерная графика» я могу преподнести детям данную тему в наиболее развернутом варианте. Программа курса « Компьютерная графика» представлена автором Л.А. Залоговой и входит в пакет программ для общеобразовательных учреждений. Цель курса  заключается в том, чтобы

  1. дать глубокое понимание принципов построения и хранения изображений
  2. рассмотреть основные возможности наиболее популярных графических программ
  3. научить создавать собственные изображения, используя главные инструменты этих программ

Однако анализируя тенденции и художественный уровень « творений», размещенных в Интернете или демонстрируемых по телевидению, приходится констатировать, что во многом « оборвалась времен связующая нить». Преемственности художественных, этических и эстетических традиций часто не наблюдается. « Поколение.ru», создающее свою виртуальную реальность, не напитано традициями ни национальной, ни мировой художественной культуры.

    Поэтому для прохождения данного курса я воспользовалась методикой Татьяны Александровны Подосениной. Используя её, я преследую следующие цели,

  1. развитие биофильной ориентации ребенка
  2. формирование положительной « Я – концепции»
  3. развитие образного и пространственного мышления

Компьютер рассматривается лишь как средство для достижения этих целей.

    Развитие биофильной ориентации ребенка является моей основной целью ( биофилия – любовь к живому, в отличии от некрофилии – любви к неживому). Время, в которое мы живем, в силу технократической направленности современной цивилизации изобилует большим количеством некрофильных искусов: компьютеры с электронными играми, индустриальная кукла Барби, упакованная функциональными аксессуарами, мультипликационные фильмы с роботами и т.д. Вырастая некрофилом, ребенок становиться тяжелым невротиком. Поэтому темы уроков подбираются так, чтобы любовь к живому превалировала над техническими манипуляциями в самом графическом редакторе, а  компьютер рассматривался лишь как средство выражения сути, образа, чувства, т. е. как средство самовыражения ребенка.

     Совокупность устойчивых представлений человека о себе называется « Я – концепцией». Положительная  « Я – концепция» позволяет человеку предполагать, что он сможет выполнить ту или иную задачу, и спокойно совершать действия по её выполнению. Отрицательная « Я - концепция « оказывает тормозящее, угнетающее, парализующее действие, приводя человека в непродуктивное состояние. Очевидно, что для адаптивности человека в обществе ему необходимо иметь положительную « Я – концепцию», т. е. положительную оценку своих способностей и возможностей. « Ты можешь!» - основополагающее убеждение, которое искренне звучит на протяжении всего процесса обучения.

    Достаточно часто  в нашей образовательной системе из цепочки понятие – образ остается только первая часть – понятие . Поэтому развитие образного мышления является одной из целей моих уроков. Методика построения  их такова , что в процессе настройки на тему урока у ребенка вызывается ряд ассоциаций, которые наслаиваются, как снежный ком , помогая создать образ. Также использую систему упражнений , позволяющих осуществлять « уход в пространство», « захват пространства», что способствует созданию трехмерных рисунков и ощущению перспективы.

    Психологические аспекты методики построения уроков направляю на формирование гармоничной личности с положительной « Я – концепцией». Каждый ребенок на каждом  уроке, вне зависимости от успешности или не успешности выполнения  задания по заданной тематике, но при наличии старания ( желания) его выполнить, должен чувствовать, что создал нечто неоспоримо значимое и ценное, достойное внимания и восхищения.

    Поскольку любой рисунок представляет собой материал для психологического тестирования, то важным аспектом являются психодиагностика и психокоррекция.

     Компьютерная графика в первую очередь связана с цветом, поэтому для работы с ней необходимы минимальные знания о воздействии цвета на психику человека, т.е. о механизмах цветовосприятия и цветопредпочтения. В Японии педагоги специально анализируют детские рисунки с целью выявления цветопредпочтения детей. Они полагают, что нарушение цветовосприятия говорит о дисгармонии в психике, и если наладить правильное восприятие цвета, то происходит восстановление гармонии психической  жизни ребенка. Предпочтение, отдаваемое ребенком одному цвету, и неприятие другого имеют определенное значение: выбор цвета точно отражает душевное состояние.

    Именно комплексный подход к урокам компьютерной графики  помогает мне увлечь детей, помочь им чувствовать свою успешность, заинтересовать как сюжетом рисунка, так и самим творческим процессом.

    Методически уроки строю традиционно – от простого к сложному. В ходе занятий учащиеся шаг за шагом осваивают возможности графического  редактора, и одновременно обретают навыки работы за компьютером: хранение файлов, копирование, использования элементов графического интерфейса и понимания символических значений элементов этого интерфейса. Предлагаемые на уроках задания, объединенные единой тканью искусствоведческой тематики, в рамках которой происходит освоение технических возможностей редактора, тесно связаны с привычным миром детства: сказками, фольклором в изобразительном искусстве и предметах бытовой утвари, народными и традиционными праздниками, временами года, городской и парковой архитектурой.

    Уроки поддерживаю большим количеством иллюстраций. Я считаю, что иллюстративный материал предназначен для решения таких задач как:

  1. Придать наглядность объяснениям инструментальной среды
  2. Продемонстрировать эталон, к которому следует стремится, и на примерах рисунков детей подчеркнуть достижимость эталона.
  3. Проиллюстрировать этапность работы над рисунком, дать своеобразный графический алгоритм.

    Первые уроки в графическом редакторе очень сложны. Чтобы немного облегчить труд ученика готовлю технологические карты, где пошагово показана примерная последовательность рисования некоторого объекта и инструменты, и приспособления, с помощью которых ученик добивается успеха. Вот одна из таких карт.


Последовательность

выполнения рисунка

Инструменты и приспособления


1


овал


2


Рисунок, непрозрачный фон,

выделение, перенос


3


кисть

      Как только ученик овладеет инструментарием графического редактора у него проходит неуверенность и напряженность в работе. После этого начинается вдумчивая и раскрепощенная работа детей, когда их фантазия не знает границ. Дальнейшие детские работы радуют и удивляют, нужно только мягко помочь им пройти начальный этап обучения.

     По мере возможности пользуюсь данной методикой и при изучении графических редакторов в 5 и 6 классах. Так как  академический час ограничен, а создание действительно интересных, художественных иллюстраций – дело кропотливое, поэтому на обычном уроке ребенок не может создать что  то значительное. Ввиду этого я ввожу минимум искусствоведческих знаний и больше времени отвожу на овладение  графическим инструментарием  при создании маленьких композиций.  Вот некоторые из них.

                                                     

     Чтобы развивать интерес у учащихся к своему предмету провожу внеклассные мероприятия.  Одно из таких мероприятий было посвящено компьютерной графике. Внеклассное мероприятие называлось « Счастливый случай». В 5 гейме – « Домашнее задание» -  ребята заранее должны были заготовить рисунки на тему: « Как прекрасен этот мир».

        И в заключение хочу сказать следующее. Очень велик разрыв между носителями традиционной культуры и носителями современных  информационных технологий, освоение которых требует много сил и времени и само по себе увлекательно. С детства погрузившись в виртуальную культуру в том виде, в котором она сейчас существует, в пласт традиционной мировой культуры дети входят поверхностно, не напитывая ею душу, т.е. только на уровне информации, с иссушающим душу рационализмом, не понимая, что этим не только обедняют себя но и создают психологические проблемы, которые им придется решать во взрослой жизни. Курс компьютерной графики для детей, основанный на традиционных культурологических ценностях, с использованием новейших технологий как для творческого самовыражения, возможно, способен стать такой связующей нитью.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Культурологические основы преподавания графического редактора Из опыта работы учителя информатики МОУ СОШ № 5 Весниной Е.Г.

Слайд 2

развитие биофильной ориентации ребенка Формирование положительной « Я – концепции» Развитие образного и пространственного мышления Цели:

Слайд 3

Совокупность устойчивых представлений человека о себе называется « Я –концепцией»

Слайд 5

Тематика заданий

Слайд 6

Придать наглядность объяснениям инструментальной среды Продемонстрировать эталон, к которому следует стремиться, и на примерах рисунков детей подчеркнуть достижимость эталона. Проиллюстрировать этапность работы над рисунком, дать своеобразный графический алгоритм

Слайд 13

Зинченко Юлия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа в текстовом и графическом редакторах

Практическая работа в текстовом и графическом редакторах, позволяющая проверить приобретенные навыки работы в этих прикладных программах + шифрование информации....

Практическая работа "Создание пиктограммы в графическом редакторе Paint"

Практическая работа "Создание пиктограммы в графическом редакторе Paint" для учащихся 5 классов при работе с инструментом "Масштаб"....

Работа с фрагментами в графическом редакторе

Работа с фрагментами в графическом редакторе...

Отношение «входит в состав». Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 5–6)

Технологическая карта урока. Отношение «входит в состав».  Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 5–6).УМК Босо...

Практический урок информатики по теме "Работа с объектами в графическом редакторе Paint"

Представлено несколько упражнений для учеников в графическом редакторе. Выполнив их, учащиеся хорошо освоят эту тему, так как в описании упражнений поэтапно расписаны все действия в графическом ...

Конспект урока по информатике на тему «Работа со слоями в графическом редакторе GIMP. Прозрачность слоя» 7 класс

Ход урока. Инструкция и картинки для выполнения данной работы и небольшая презентация с итоговой работой и критерием оценивания...

Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами. Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов»

Урок 3.Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами. Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических о...