Мультимедийное обеспечение по курсу "Информатика и ИКТ" 10 класс
презентация к уроку по информатике и икт (10 класс) по теме

Коваленко Валентина Владимировна

Материал основан на содержании учебника 10-11 класс «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» И. Г Семакин, Е. К. Хеннер.- 3-е изд.-М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008

Данный учебник вместе с «Практикумом по информатике» 10-11 класс поступил в школьную библиотеку в 2008 году. Содержание учебника основывается на базовом уровне курса информатики (7-9 класс), который, однако, преподается в нашей школе по курсу Н. Д. Угриновича.

Для полного освоения курса предмета, изучения технологии процесса обработки информации и реализации подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ по информатике мною разработаны мультимедийные уроки «Презентационное сопровождение к главе 1, главе 2 (параграфы 7-12»)

Источниками демонстрационных материалов послужили также имеющиеся в продаже мультимедийные диски (учебные курсы по информатике), электронные образовательные ресурсы из сети Интернет и собственные разработки.

Системные требования: операционная система Windows 98/2000/XP,  пакет  Windows Office XP и выше, Sound Card.

Part1

Часть 1 (папка part1) содержит презентацию «§_1.ppt» на введение к учебнику и  тему параграфа 1: Понятие информации.

На слайдах комментируются довольно скупые сведения из учебника о теории связи и информации, авторе книги «Кибернетика» Норберте Винере, контекстном смысле понятия «информация».

 Материал несложный, однако, он приходится на начало учебного года и учащиеся могут несерьезно отнестись к теме параграфа.

 Для контроля на следующем уроке даётся небольшая самостоятельная работа на 10-12 мин (independ_6 var.doc и solution.htm (содержание ответа)).

Part2

В части 2 (папка part2) находятся 2 презентации на содержание параграфа 2: Представление информации, языки, кодирование.

 В презентации «§_2-1» представлены сведения из базового курса информатики, на слайде 10 использованы звуковые файлы для демонстрации звуков живой природы. Все звуковые файлы во время демонстрации запускаются автоматически.

В презентации «§_2-2» выложена информация о различных видах кодировок (стенография, коды Морзе и Бодо, естественные и формальные языки, системы счисления, штриховые коды). На слайде 15 применён переключатель для кнопок «Кодирование1» и «Кодирование2» т. е. во время демонстрации необходимо нажать последовательно на эти кнопки.

Part3

В части 3 (папка part3) находится 2 презентации на содержание параграфа 3: «Измерение информации. Объемный подход».

В презентации «§_3-1» приведены сравнительные характеристики двух текстов, набранных с помощью клавиатуры компьютера. Количество информации при данном подходе не зависит от смыслового содержания текста, а зависит только от количества символов в алфавите языка и количества символов в самом тексте. Приведена формула Хартли и примеры её использования для расчета веса одного символа на русском языке в рукописном тексте и при наборе текста с помощью телеграфного аппарата (слайды 5 и 6). Единицы измерения информации (слайды 11, 12) Домашнее задание на слайде 13. В заметках к этому слайду – решение и ответы.

Для закрепления знаний по единицам измерения информации предлагается контрольная работа «Решить систему уравнений», 4 варианта (см. sistema_v_4.doc и solution.htm (содержание ответа)).

В презентации «§_3-2» дается определение содержательного подхода в измерении информации, зависимость объема информации от вероятности этого события. Приведены  наглядные примеры и  использован метод двоичного поиска для доказательства справедливости «главной формулы информатики». Домашнее задание – слайд 16. Решение и ответ на слайде 17( слайд скрыт).

Part4

 В Части 4 (папка part4) находится презентация «§_4» на содержание параграфа 7: «Хранение информации».

 Дано определение носителя информации, виды носителей информации, примеры основных видов носителей информации, использующихся в быту. Виды компьютерных носителей  информации: бумажные, магнитные, оптические, флеш. Приведена сравнительная таблица характеристик носителей информации, в изготовлении которых используются нанотехнологии (слайд 22) и примеры популярных носителей с использованием флеш-технологий. Для закрепления знаний дана самостоятельная работа с заполнением таблицы «Оптические технологии» (см. sam_optica_table.doc  и solution.htm (содержание ответа)).

Part5

В части 5 (папка part5) находится презентация на содержание параграфа 8: «Передача информации».

Приведена модель передачи информации по техническим каналам на примере работы мобильной телефонной связи. Даны определения линии связи, канала связи, пропускной способности канала связи, единиц измерения скорости передачи информации. Приведены примеры происхождения различного рода «шумов» и защиты каналов связи. Для закрепления материала: подготовка к контрольной работе (слайд 9) и контрольная работа в формате ЕГЭ, 4 варианта (см. control_ 4 var.doc и solution.htm (содержание ответа)).

Part6

В части 6 (папка part6) находятся две презентации на содержание параграфов 9 и 10: «Обработка информации».

 В презентации «§_9» даётся определение понятия «обработки информации», приведена модель и примеры видов обработки информации. На слайдах 8 и 9 даны определения алгоритма и историческая справка о происхождении термина «алгоритм». Приведены изображения основных фигур для построения  алгоритмических схем. В качестве домашнего задания предлагается с помощью алгоритмических фигур построить алгоритм для нахождения наибольшего общего делителя (алгоритм Евклида). Схема приведена на слайде15 (скрыт).

В презентации «§_10» даны описания автоматов для обработки информации: машины Тьюринга и машины Поста. Перечислены свойства исполнителей и свойства алгоритмов для автоматических машин, а также, алгоритм работы и набор команд машины Поста.

В папке «mach_Post» содержится исполняемый файл «2000» для запуска интерпретатора алгоритмических машин Тьюринга и Поста, справка по программе и файлы с образцами и примерами работы этим машин.

В качестве практической работы (2 варианта) на уроке предлагается создать интерактивные слайды на тему «Построение алгоритмических схем». В программе создания презентаций используются автофигуры, анимация текста и триггеры (переключатели) для запуска анимации (см. Practica_2var.ppt).

Part7

В части 7 (папка part7) находится презентация «§_12»  на  содержание параграфа 12 «Защита информации».

 Даётся определения понятий «информационной безопасности», «защиты информации», «компьютерных вирусов» и антивирусного программного обеспечения, приведена общепринятая классификация вирусов и антивирусов. Продемонстрированы примеры антивирусного программного обеспечения и сайты ведущих компаний-разработчиков.

В этой же папке находятся тесты (см. test_1.pps и test_2.pps) для контроля закрепления изученного материала и подготовки к ЕГЭ. Тесты разработаны с помощью программы создания презентаций и элементов, управляемых программой на языке Visual Basic for Application.  Для запуска тестов необходимо открыть документы в режиме среднего (или низкого) уровня безопасности макросов и, ответив на вопрос, нажать кнопку «Дальше». На последнем слайде для получения оценки необходимо нажать кнопку «Посмотреть результат». Шкала оценивания  тестов: 75% и более правильных ответов-«5»,  от 50% до 75%-«4», от 25% до 50%-«3», до 25% -«2». Для  возможного повторного прохождения теста необходимо нажать «Начать заново».

Ответы на вопросы теста содержатся в файле sol_test1_test2.html.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл part1.rar480.05 КБ
Файл part2.rar903.5 КБ
Файл part3.rar493.18 КБ
Файл part4.rar628.88 КБ
Файл part5.rar485.82 КБ
Файл part6.rar490.96 КБ
Файл part7.rar1.19 МБ

Предварительный просмотр:

Самостоятельная  работа, вариант 1

  1. Расшифруйте  аббревиатуру  ГИС:

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

  1. К какому типу средств информатизации относятся  табличные процессоры? ________________________________________________________________

  1. Если под информацией понимать то, что распространяется через книги, то  к какой философской концепции ее можно отнести? ___________________________________________________________________

  1. Кто автор теории кибернетики? ___________________________________________________________________

  1. «Информация возникла вместе с жизнью». Как называется философская концепция, основывающаяся  на этом постулате? ____________________________________________________________________
  2.  Что такое «контекстный смысл» понятия информации?


-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Самостоятельная  работа, вариант 3

  1. Расшифруйте  аббревиатуру  ИКТ:

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

  1. К какому типу средств информатизации относятся  сервисные оболочки? ________________________________________________________________

  1. Как  правильно  называть информацию, циркулирующую в устройствах компьютера? ___________________________________________________________________

  1. Кто автор теории информации и связи? ___________________________________________________________________

  1. «Информация возникла вместе со Вселенной». Как называется философская концепция, основывающаяся  на этом постулате? ____________________________________________________________________
  2.  Что такое наследственная информация?



Самостоятельная  работа, вариант 2

  1. Расшифруйте  аббревиатуру  ДНК:

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

  1. К какому типу средств информатизации относятся рабочие станции? ________________________________________________________________

  1. Если под информацией понимать то, что распространяется через солнечный свет, то  к какой философской концепции ее можно отнести? ___________________________________________________________________

  1. Вы дотронулись до горячей поверхности. Какая наука изучает полученную вами информацию? ___________________________________________________________________

  1. «Информация возникла вместе с социумом». Как называется философская концепция, основывающаяся  на этом постулате? ____________________________________________________________________
  2.  Что означает «уменьшение неопределенности знаний»?


Самостоятельная  работа, вариант 4

  1. Расшифруйте  аббревиатуру  СМИ:

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

  1. К какому типу средств информатизации относятся компьютерные сети? ________________________________________________________________

  1. Если под информацией понимать то, что распространяется через рукописи, то  к какой философской концепции ее можно отнести? ___________________________________________________________________

  1. Вы и ваша сестра - близнецы. Какая наука изучает вашу похожесть? ___________________________________________________________________

  1. «Информация  является свойством всех материальных объектов». Как называется философская концепция, основывающаяся  на этом постулате? ____________________________________________________________________
  2.  Что изучает социальная информатика?



Самостоятельная  работа, вариант 5

  1. «Информация – мера уменьшения неопределенности знаний» Кто автор этого постулата?:

___________________________________________________________________

  1. К какому типу средств информатизации относятся накопители информации? ________________________________________________________________

  1. Если под информацией понимать то, что распространяется через материю, то  к какой философской концепции ее можно отнести? ___________________________________________________________________

  1. Вас укусила оса. Какая наука изучает  информационные процессы, происходящие после этого в вашем организме? ___________________________________________________________________

  1. «Процессы управления это информационные процессы, передаваемые по информационным каналам». Как называется  наука, основанная на этом законе? ____________________________________________________________________
  2.  Что изучает теоретическая  информатика?


Самостоятельная  работа, вариант 6

  1. «Информация – обозначение содержания, полученного из внешнего мира
    в процессе  приспособления нас и наших чувств к нему». Как автор этого определения? ___________________________________________________________________

  1. К какому типу средств информатизации относятся операционные системы? __________________________________________________________________

  1. Если под информацией понимать то, что распространяется через СМИ, то к какой философской концепции ее можно отнести? ____________________________________________________________________

  1. Какой носитель передает  информацию в генетике? ____________________________________________________________________

  1. Вы дотронулись до острия ножа и порезались. Какая наука изучает информационные процессы, происходящие после этого в вашем организме?

______________________________________________________________________

  1.  Что изучает прикладная информатика?

______________________________________________________________________



Подписи к слайдам:

Представление информации, языки § 2 Информационные объекты Информация существует в виде объектов:текстов, рисунков, чертежей, фотографий;световых и звуковых сигналов;электрических и нервных импульсов;радиоволн;запахов и вкусовых ощущений;жестов и мимики;хромосом и т. д. 86%
7%
3%
2%
2%
Виды информации, воспринимаемые человеком Визуальная – 86%Аудиальная (звуковая) – 7 %Вкусовая – 3%Обонятельная – 2%Осязательная – 2% Свойства информации Полезность (релевантность)Актуальность, своевременность ДостоверностьДоступностьТочность, полнотаКраткость Источник информации
Приемник информации
Канал связи
Передача информации Помехи в канале связи
Передача информации может сопровождаться воздействием помех, вызывающих искажение и потерю и информации
Средства обработки информации:живые организмы; системы; устройства, в т. ч. универсальная машина - компьютер
Обработка информации — получение одних информационных объектов из других путем выполнения некоторых алгоритмов они растут тем быстрее, чем больше их расходуют!!!
Закон информационных ресурсов — в отличие от всех других видов ресурсов Способы кодирования зависят от цели кодирования
Пример:кодовая таблица кириллицы CP866
Кодирование — процесс представления информации в удобном для передачи и/или хранения виде Прямая речь – самый первый способ кодирования информации Подражание звукам природы привело к развитию речевого кодирующего аппарата человека Языки мира В мире существуют сотни живых языков и тысячи диалектов. Чем больше языков человек знает, тем больше информации он может получить! Домашнее задание §2 стр.13-15


Предварительный просмотр:

Фамилия ______________________

Контрольная работа, вар 1

2 x -1 Кб = 2 y+ 6 байт                        Решение:

1024 x Гб = 2 y - 4 Тб


 Фамилия ______________________

Контрольная работа, вар 2

16 x  Мб = 2 y Кб                        Решение:

32 y - 4 байт = 64 x Гб

Фамилия ______________

Контрольная работа, вар 3

32 y + 10  байт = 2 20 - x Кб                Решение:

4 x  Мб = 8 6 - y бит


Фамилия ___________________

Контрольная работа, вар 4

8 x + 10  бит = 2 10 - y Гб                Решение: 

64 y  Кб = 4 9 + x Пб



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа «Оптические технологии»
Заполните таблицу (места заполнения отмечены знаком: ?)

Информ.
объём

Длина волны
(нм)

Тип луча

Диаметр пучка лазера (?___)

?

?

405

голубой

58

HD DVD

до 40 Гб

?

?

82

?

4,7 Гб –1 слой /
8,5 Гб – 2 слоя

650

красный

?

СD

?

780

?

211

Самостоятельная работа «Оптические технологии»
Заполните таблицу  (места заполнения отмечены знаком: ?)

Информ.
объём

Длина волны
(нм)

Тип луча

Диаметр пучка лазера (?___)

?

?

405

голубой

58

HD DVD

до 40 Гб

?

?

82

?

4,7 Гб –1 слой /
8,5 Гб – 2 слоя

650

красный

?

СD

?

780

?

211

Самостоятельная работа «Оптические технологии»
Заполните таблицу  (места заполнения отмечены знаком: ?)

Информ.
объём

Длина волны
(нм)

Тип луча

Диаметр пучка лазера (?___)

?

?

405

голубой

58

HD DVD

до 40 Гб

?

?

82

?

4,7 Гб –1 слой /
8,5 Гб – 2 слоя

650

красный

?

СD

?

780

?

211



Предварительный просмотр:

Самостоятельна  работа вар 1

  1. Информация передается по  беспроводной сети (скорость передачи высокая: 48 Мбита/с). Какое количество информации в Мб можно  непрерывно передавать  по этой сети, если время подключения ограничено 1 минутой?

                

                

                

                

  1. Компьютер работает  в локальной сети (пропускная способность: 100 Мбит/с). За какое время (в минутах) можно передать DVD-фильм  размером 2 Гб  с одного компьютера на другой?

                

                

                

                

  1. Какова пропускная способность (в Мбит/с) канала  передачи информации, если за 8 секунд пользователь компьютера закачал документ размером 32 Мб?

                

                

                

                


Самостоятельна  работа вар 2

  1. Информация передается по  беспроводной сети (скорость передачи отличная: 64 Мбита/с). Какое количество информации в Мб можно  непрерывно передавать  по этой сети, если время подключения ограничено 30 секундами?

                

                

                

                

  1. Компьютер работает  в локальной сети (пропускная способность: 100 Мбит/с). За какое время (в минутах) можно передать DVD-фильм  размером 1 Гб  с одного компьютера на другой?

                

                

                

                

  1. Какова пропускная способность (в Мбит/с) канала  передачи информации, если за 10 секунд пользователь компьютера закачал документ размером 48 Мб?

                

                

                

                


Самостоятельна  работа вар 3

  1. Информация передается по  беспроводной сети (скорость передачи низкая: 18 Мбит/с). Какое количество информации в Мб можно  непрерывно передавать  по этой сети, если время подключения ограничено 40 секундами?

                

                

                

                

  1. Компьютер работает  в локальной сети (пропускная способность: 100 Мбит/с). За какое время (   в минутах) можно передать DVD-фильм  размером 4 Гб  с одного компьютера на другой?

                

                

                

                

  1. Какова пропускная способность (в Мбит/с) канала  передачи информации, если за 5 секунд пользователь компьютера закачал документ размером 60 Мб?

                

                

                

                


Самостоятельна  работа вар 4

  1. Информация передается по  беспроводной сети (скорость передачи хорошая: 36 Мбит/с). Какое количество информации в Мб можно  непрерывно передавать  по этой сети, если время подключения ограничено 2 минутами?

                

                

                

                

  1. Компьютер работает  в локальной сети (пропускная способность: 100 Мбит/с). За какое время (в минутах) можно передать DVD-фильм  размером 3 Гб  с одного компьютера на другой?

                

                

                

                

  1. Какова пропускная способность (в Мбит/с) канала  передачи информации, если за 10 секунд пользователь компьютера закачал документ размером 120 Мб?

                

                

                

                



Подписи к слайдам:

ввод /вывод данных
процесс
цикл
проверка выполнения условия
вызов процедуры
начало/конец работы
Перед вами основные алгоритмические фигуры. Нажмите на кнопку «Начать» и выберите название фигуры. Оно переместится на эту фигуру
НАЧАТЬ
Построение алгоритмических схем ввод /вывод данных
процесс
цикл
проверка выполнения условия
вызов процедуры
начало/конец работы
Перед вами основные алгоритмические фигуры. Нажмите на её название и оно появится на этой фигуре
начало/конец работы
цикл
вызов процедуры
процесс
ввод /вывод данных
проверка выполнения условия
Построение алгоритмических схем


Подписи к слайдам:

Защита информации
Компьютерные вирусыи антивирусное программное обеспечение
«Вирус - неклеточная формы жизни, способная проникать в живую клетку и размножаться внутри нее…»Энциклопедический словарь Информационная безопасность имеет три основные составляющие: конфиденциальность – защита от незаконного доступа; целостность – защита точности и полноты информации; доступность – обеспечение доступа к информации в любое время Защита информации (data security) – совокупность методов и средств, обеспечивающих целостность, конфиденциальность, доступность информации Активация вируса может привести к уничтожению других программ и данных
Компьютерные вирусы (сomputer virus) – программы, скрыто внедряющиеся в документы и/или системные файлы «среде обитания»:
относительно безвредные;неопасные;опасные;очень опасные.
файловые (file infector);загрузочные (вoot-sector virus);сетевые (network virus);полиморфные (polymorphous virus)
Вирусы классифицируются по: масштабу вредных воздействий: Примеры названий вирусных программ Backdoor.Win32.PcClient.qzf Macros.Win32.Bandok.iu Klez-Dropper.Win32.VB.gkr Dropper.Win32.Sheldor.cj Script.Win32.Pakes.lkg Trojan-Downloader.Win32.Hmir.qye Worm.Win32.Bifrose.aemf Badtrans-Ransom.Win32.Hexzone.jz Антивирусные программы – программы, которые предотвращают заражение компьютерным вирусом и ликвидируют последствия заражения Виды антивирусных программ ПолифагиСканеры (Мониторы)РевизорыБлокировщики Разработчик: "Лаборатория Касперского"
www.kaspersky.ru
Антивирусное ПО Разработчик: "Лаборатория Данилова" и "ДиалогНаука"
    www.drweb.ru
Антивирусное ПО Разработчик: “Компания Avira”
www.avirus.ru
Антивирусное ПО www.agnitum.com
Разработчик: “Компания Agnitum”
Антивирусное ПО www.adaware.ru
Разработчик: “Компания Lavasoft”
Антивирусное ПО www.avast.ru
Разработчик: “Компания ALWIL Software”
Антивирусное ПО Разработчик: Компания “Panda Software” www.pandasoftware.com
Антивирусное ПО www.symantec.com
Разработчик: “Компания Symantec ”
Антивирусное ПО Домашнее задание §12 страница 60-62

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок с мультимедийным обеспечением по теме «Welcome to London». 5 класс.

Урок в нетрадиционной форме в которой используется групповая работа и элементы проектной методики. После скачивания необходимо увеличить картинки в презентации....

Мультимедийное обеспечение образовательного процесса

Мультимедийные технологии как средство информатизации образовательного процесса. ...