Внедрение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка
статья по информатике и икт по теме

Шведова Злата Владимировна

 

Характерная особенность муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №9»  города Нефтеюганска - это не только ЗУН (знания, умения и навыки) как цель деятельности, но и способности к анализу, к исследованию и проектированию.

Концептуальная идея о том, что способности проявляются на всех предметах независимо от того,  средствами какого предмета сформированы, положена в основу моей индивидуальной программы педагогической деятельности «Информатика как средство активизации познавательной деятельности  учащихся».  Цель программы лежит  в зоне повышения качества образования, использования ЗУН как средства формирования способностей (умений): ученик, способный к проектной деятельности; ученик, способный   образовывать новые продуктивные идеи, получать оригинальные целенаправленные результаты; ученик, умеющий самостоятельно организовать познавательный процесс.

Под моим руководством учащаяся 7 класса Сорокина Анастасия создала проектно-исследовательскую работу «Электронное учебное пособие по теме «Причастие». Оно позволяет изучать данный раздел русского языка нестандартным способом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnedrenie_ikt_tehnologiy.docx30.55 КБ

Предварительный просмотр:

Внедрение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка на примере использования электронного учебного пособия по теме «Причастие»

Характерная особенность муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №9»  города Нефтеюганска - это не только ЗУН (знания, умения и навыки) как цель деятельности, но и способности к анализу, к исследованию и проектированию.

Концептуальная идея о том, что способности проявляются на всех предметах независимо от того,  средствами какого предмета сформированы, положена в основу моей индивидуальной программы педагогической деятельности «Информатика как средство активизации познавательной деятельности  учащихся».  Цель программы лежит  в зоне повышения качества образования, использования ЗУН как средства формирования способностей (умений): ученик, способный к проектной деятельности; ученик, способный   образовывать новые продуктивные идеи, получать оригинальные целенаправленные результаты; ученик, умеющий самостоятельно организовать познавательный процесс.

Под моим руководством учащаяся 7 класса Сорокина Анастасия создала проектно-исследовательскую работу «Электронное учебное пособие по теме «Причастие». Оно позволяет изучать данный раздел русского языка нестандартным способом.

Автор осознала актуальность данного пособия, выделив следующие проблемы.

В нашем городе очень много билингвистов, для которых русский язык является иностранным. Это накладывает отпечаток на речевой фон города. Общение подростков из различных языковых групп ведёт к неправильному употреблению  ряда слов и словосочетаний, недопониманию фразеологизмов, речевых оборотов. Идёт обратный процесс – словарный запас беднеет, речь детей регрессирует.

А также существуют ситуации, когда часть детей пропускает учебные занятия в результате болезни или по какой-либо другой причине. В этом случае школьники не  усваивают тему на достаточно хорошем уровне, им нужна помощь для ликвидации пробелов в знаниях.

Настя решила поискать пути решения данного вопроса, а именно:  прививать любовь к русскому языку среди своих сверстников, пробуждать желание изучать его  более глубоко, основательно и применять полученные знания на практике, в своей речи.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Исследовать разноуровневые нестандартные задания по русскому языку.
  2. Изучить различные виды электронных тренажёров, существующих в данный момент.
  3. Изучить и проанализировать научную литературу по созданию электронного пособия.
  4. Создать электронную систему тестов, заданий с различной степенью углубления при изучении русского языка.
  5. Апробировать созданное пособие.

Работа состояла из четырех  этапов.

Для решения задач первого этапа была проанализирована литература, точнее, разделы учебника русского языка седьмого класса. Ученицей сделан вывод, что наиболее подходящая тема - причастие, потому что она помогает лучше изучить прилагательное и глагол, даёт выразительную окраску языку и обогащает его.

На втором этапе рассмотрели различные виды электронных учебников, репетиторов, тренажёров, проанализировали их возможности и функции.

При изучении отметили для себя, что:

  1. При установке этих программных продуктов важны технические характеристики компьютера. Не у всех есть соответствующие параметры. Не исключены и программные ошибки и сбои.
  2. В изученных программах широкий спектр тем, но найти и выбрать тему «Причастие» не всегда легко  тому, кто является начинающим пользователем.
  3. В программах присутствуют разнообразные сложные задания: тренажёры, популярные толковые словари, орфографические алгоритмы (данный факт отметили как  преимущество).

Изучив эти обучающие программы, автор пришла к выводу, что все они имеют свои плюсы и минусы. Выделенные преимущества и недостатки учла в своей работе.

Затем Настя начала создание самого электронного пособия. Это она осуществляла с помощью программ Microsoft Office: PowerPoint, Word, Excel и их уникальных возможностей.

При создании электронного пособия помня о том, что было положительного в других программах, учла и недочёты. Итак, в своём пособии использовала всё положительное из других электронных учебников и программ, адаптировав это для возможностей своих сверстников.

В своём пособии Настя использует разнообразные тесты, викторины, кроссворды. Прежде чем переходить к выполнению практических заданий, каждый ученик может обратиться к повторению теоретических сведений.

Для этого в пособие включён теоретический материал по разделам «Глагол» и «Причастие», что поможет школьникам при выполнении тестов, заданий викторины, решении кроссвордов.

Тесты составлены по темам: «Действительные и страдательные причастия», «Морфологические и синтаксические признаки причастий», «НЕ с причастиями» и другие. Есть также и обобщающие тесты для контроля знаний и диагностики. Они проверяют, насколько хорошо усвоен материал, выявляют пробелы в знаниях, приучают к тестовой форме контроля как таковой. Тесты включены по степени сложности – сначала простые задания, затем усложнённые.

Для этого использована программа Excel, так как это, во-первых, инструмент для табличных расчётов, во-вторых, в неё встроены стандартные функции. Например, функция «СУММ» позволяет подсчитать количество набранных баллов  учащимся, без этого была бы невозможна проверка.  

Настя использовала функцию «Условное выражение ЕСЛИ», которая позволяет выбирать вариант ответа («неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично») от условия  количества набранных баллов. Всего создано 16 тестов, 4 из них по глаголу, 12 по причастию.

Для повторения ранее изученного используются кроссворды. Кроссворды – то занятие, которым занимаются в свободное время дети, но здесь оно представлено в электронном виде, поэтому может вызвать дополнительный интерес к овладению языковыми формами, осмысленному наблюдению над языком, нацеленному на решение конкретных задач. Создано 6 кроссвордов.

Для создания кроссвордов она воспользовалась помощью встроенного векторного редактора Microsoft Word.

В работе активно применяла программу Microsoft PowerPoint для создания презентаций. Таким образом оформлены викторины и готовая работа. По каждой теме (по причастию и глаголу) сделана отдельная викторина. Это красиво и удобно. Анимация, использующаяся в презентации, очень нравится семиклассникам. Среди уникальных возможностей PowerPoint – возможность добавления гиперссылок. В готовой работе они  использованы  для быстрого доступа ко всем компонентам пособия. Благодаря таким переходам ученик может повторить теорию, а может сразу перейти к проверке своих знаний. Также у него есть возможность выбора темы параграфа и задания.

Создав электронное пособие «Причастие», апробировала его с помощью учителя русского языка и литературы на уроках в 7 классе. Также пособие было передано детям, обучающимся на дому. Учащиеся с интересом занимались, получали оценки. Возможность перед тестом повторить теоретический материал принималась на «ура». Учащимся и учителю русского языка понравилась такая форма обучения. Хоть эта тема и сложная, благодаря пособию она изучается легче. Для сравнения результатов использовались проверочные диктанты.

Применяя электронное пособие «Причастие» на уроках и во внеурочное время, у учащихся действительно повысилась грамотность, скорость решения орфографических задач, что доказывают проведённые проверочные диктанты по этой теме до использования пособия и после его использования.

Оценки:

до применения пособия

после применения пособия

«3»

10

5

«4»

12

12

«5»

3

8

Симбиоз компьютерных технологий и русского языка заинтересовал школьников не только самим языком, но и использованием компьютера как средства  получения новых знаний.

Данная работа имеет практическую значимость. Ученики улучшили свою успеваемость на 20% по этой  теме, повысили уровень образованности, получили навыки работы с тестовой формой контроля, причём в компьютерном варианте. А  автор пособия получила навыки работы с компьютером по внешкольной программе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Косарева Н.Н., Отставнова В.В. Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы для активизации познавательной деятельности обучающихся.

Данная работа представляет собой обобщение опыта работы по использованию ИКТ на уроках русского языка и литературы в старших классах средней школы....

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ « Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка»

Одной из важнейших проблем обучения является снижение учебной мотивации учащихся, что особенно заметно в подростковом возрасте. 15% успешно обучающихся детей в школе - это дети послушные, доброс...

Информационно – коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы.

Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению компьютера на уроке, и это вполне обоснованно. Ведь задачи, стоящие перед учителем-словесником, во многом отличаются от це...

«Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы»

Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы...

Роль использования информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы

В статье содержится материал, расрывающий роль ипользования ИКТ в деятельности учителя-словесника....

Выступление на методическом объединении по теме "Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка"

Выступление на методическом объединении по теме "Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка"...

Внедрение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Как за минуту провести опрос всего класса?Нам поможет в этом новое современное приложение Plickers/...