"Вероятностный подход к изучению информации" материалы к уроку
методическая разработка по информатике и икт (8 класс) по теме

Анчутина Ирина Владимировна

Изучение темы "Количество информации" осуществляется в 8 классе. Отдельным блоком изучается содержательный подход к измерению информации. Данная тема для учеников является наиболее сложной, потому что мерить длину, ширину, массу, скорость, они привыкли с помощью спецмальных приборов: линейки, сантиметра, весов или секундомера, а вот как измерить "вес" информации, это остаётся под вопросом!

В данной методической разработке я представила, разработанные мною ресурсы к проведению урока: презентация, на тему "Вероятностный подход к определению количества информации" и  домашнюю работу учащимся, в виде 5 задач.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Можно ли определить количество энергии? Можно ли измерить количества вещества и как именно? Можно ли измерить количество информации и как это сделать?

Слайд 2

Вероятностный подход к определению к оличества информации Анчутина И.В. МБОУ «СОШ №58» г.Новоуральск

Слайд 3

Цель урока:

Слайд 4

Вероятностный или содержательный подход к определению количества информации. Количество информации зависит от ? е ё содержания

Слайд 5

Определите количество информации в следующих сообщениях с позиции «много» или «мало» Столица России – Москва. Сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы. Дифракцией света называется совокупность явлений, которые обусловлены волновой природой света и наблюдаются при его распространении в среде с резко выраженной оптической неоднородностью. Эйфелева башня имеет высоту 300 метров и вес 9000 тонн.

Слайд 6

Сообщение несет больше информации, если в нем содержатся ______________ и ___________________ сведения. Такое сообщение называется информативным.

Слайд 7

Количество информации зависит от ____________________ Содержит ли информацию учебник физики за 9 класс? Для кого он будет информативным – для ученика 9 класса или 1 класса?

Слайд 8

Если некоторое сообщение является информативным, следовательно, оно пополняет нас знаниями или уменьшает неопределенность наших знаний. Другими словами сообщение содержит информацию, если оно приводит к уменьшению неопределённости наших знаний .

Слайд 9

Пример Мы бросаем монету и пытаемся угадать, какой стороной она упадет на поверхность. Возможен один результат из д вух. Каждое из этих двух событий окажется равновероятным, т.е. ни одно из них не имеет преимущества перед другим. Перед броском монеты мы точно не знаем как она упадет. Это событие предсказать невозможно, т.е. перед броском существует неопределенность нашего знания (возможно одно событие из двух). После броска наступает полная определенность знания, т.к. мы получаем зрительное сообщение о положении монеты. Это зрительное сообщение уменьшает неопределенность нашего знания в два раза, т.к. из двух равновероятных событий произошло одно.

Слайд 10

Знаем ли мы перед броском, какой стороной он упадет на поверхность? Мы кидаем шестигранный кубик. В этом случае, возможно получить один результат из шести равновероятных. Неопределенность знаний равна т.к. именно шесть равновероятных событий может произойти. Когда после броска кубика мы получаем зрительное сообщение о результате, то неопределенность наших знаний уменьшается в 6 раз.

Слайд 11

На экзамен приготовлено 30 билетов Чему равно количество событий, которые могут произойти при вытягивании билета? Равновероятны ли эти события? Чему равна неопределенность знаний ученика перед тем как он вытянет билет? Во сколько раз уменьшится неопределенность знания после того как ученик билет вытянул? Зависит ли этот показатель от номера вытянутого билета?

Слайд 12

Чем ___________ начальное число возможных равновероятных событий, тем в _____________ количество раз уменьшается неопределенность наших знаний, и тем ______________ количество информации будет содержать сообщение о результате.

Слайд 13

У монеты обе стороны «орёл» Существует ли неопределенность знаний перед броском в этом случае? Почему? Получите вы новую информацию после броска? Будет ли информативным сообщение о результате броска? Чему равно количество информации в этом случае?

Слайд 14

Мы не получаем информации в ситуации, когда происходит одно событие из одного возможного. Количество информации в этом случае равно 0.

Слайд 15

Количество информации, которое находится в сообщении о том, что произошло одно событие из двух равновероятностных, принято за единицу измерения информации и равно 1 биту. 1 бит – это количество информации, уменьшающее неопределенность знаний в два раза.

Слайд 16

Игра: «Угадай число»___ Правила игры : Требуется угадать задуманное число из данного диапазона целых чисел. Игрок, отгадывающий число, задает вопросы, на которые можно ответить только « да » или « нет ». Если каждый ответ отсекает половину вариантов ( уменьшает выбор в 2 раза ), то он несет 1 бит информации. Тогда общее количество информации ( в битах ), полученной при угадывании числа, равно количеству заданных вопросов. Загадано число 5 из интервала от 1 до 16?

Слайд 17

вопрос ответ неопределенность знаний Полученное количество информации Число больше 8? нет 8 1 бит Число больше 4? да 4 1 бит Число больше 6? нет 2 1 бит Число 5? да 1 1 бит Итого: 4 бита Загадано число 5 из интервала от 1 до 16?

Слайд 18

Загадано число 8 из интервала от 1 до 32?

Слайд 19

Формула, связывающая между собой количество возможных событий и количество информации. N – количество возможных вариантов, I – количество информации. N = 2 I

Слайд 20

Количество информации в сообщении об одном из N равновероятных событий I = log 2 N

Слайд 21

Какое количество информации можно получить при угадывании числа из интервала от 1 до 11?

Слайд 22

Итоги урока:

Слайд 23

Домашнее задание: Выучить основные определения и формулы; Задачи на распечатках решить.



Предварительный просмотр:

Домашнее задание №1

  1. Какое количество информации будет получено при отгадывании числа из интервала:

а) от 1 до 64;            б) от 1 до 20;                 в) от 1 до 61

  1. Какой объем информации содержит сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в 4 раза?
  2. «Вы выходите на следующей остановке?» - спросили человека в автобусе. «Нет», - ответил он. Сколько информации содержит ответ?
  3. Вы подошли к светофору, когда горел жёлтый свет. После этого загорелся зеленый. Какое количество информации вы при этом получили?
  4. Вы подошли к светофору, когда горел красный свет. После этого загорелся желтый. Какое количество информации вы при этом получили?

Домашнее задание №1

  1. Какое количество информации будет получено при отгадывании числа из интервала:

а) от 1 до 64;            б) от 1 до 20;                 в) от 1 до 61

  1. Какой объем информации содержит сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в 4 раза?
  2. «Вы выходите на следующей остановке?» - спросили человека в автобусе. «Нет», - ответил он. Сколько информации содержит ответ?
  3. Вы подошли к светофору, когда горел жёлтый свет. После этого загорелся зеленый. Какое количество информации вы при этом получили?
  4. Вы подошли к светофору, когда горел красный свет. После этого загорелся желтый. Какое количество информации вы при этом получили?

Домашнее задание №1

  1. Какое количество информации будет получено при отгадывании числа из интервала:

а) от 1 до 64;            б) от 1 до 20;                 в) от 1 до 61

  1. Какой объем информации содержит сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в 4 раза?
  2. «Вы выходите на следующей остановке?» - спросили человека в автобусе. «Нет», - ответил он. Сколько информации содержит ответ?
  3. Вы подошли к светофору, когда горел жёлтый свет. После этого загорелся зеленый. Какое количество информации вы при этом получили?
  4. Вы подошли к светофору, когда горел красный свет. После этого загорелся желтый. Какое количество информации вы при этом получили?

Домашнее задание №1

  1. Какое количество информации будет получено при отгадывании числа из интервала:

а) от 1 до 64;            б) от 1 до 20;                 в) от 1 до 61

  1. Какой объем информации содержит сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в 4 раза?
  2. «Вы выходите на следующей остановке?» - спросили человека в автобусе. «Нет», - ответил он. Сколько информации содержит ответ?
  3. Вы подошли к светофору, когда горел жёлтый свет. После этого загорелся зеленый. Какое количество информации вы при этом получили?
  4. Вы подошли к светофору, когда горел красный свет. После этого загорелся желтый. Какое количество информации вы при этом получили?

Ответы:

  1. А) 8 бит; Б)
  2. 2 бита
  3. 1 бит
  4. 1 бит
  5. 0 бит


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вероятностный подход к определению количества информации

"Урок на тему: Вероятностный подход к определению количества информации"...

Вероятностный подход к определению количества информации 10класс

Материал разработан на два урока, с использованием электронных таблиц Excel...

Вероятностный подход к определению количества информации.

Презентация к уроку "Информатика и ИКТ" ,10 класс (базовый уровень),...

Вероятностный подход к определению количества информации

Представлен конспект урока информатики в 10 классе по теме «Вероятностный подход к определению количества информации». Разбираются типовые задачи по этой теме....

Презентация по теме "Преимущества двоичного кодирования. Вероятностный подход для подсчёта количества информации в сообщении"

содержание презентации полностью соответствует материалу учебника Угринович Н. Д. "Информатика и ИКТ 8 класс"...

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ В 11-Х КЛАССАХ

Все актуальней становятся проблемы ценностного характера у подрастающего поколения. Происходит подмена жизненных ценностей. У молодежи меняются приоритеты. Задача современного педагога - показать, что...