Методическая разработка по теме "Дидактические игры на занятиях информатики как средство повышения качества обучения"
методическая разработка по информатике и икт (6 класс) на тему

Ахтямова Гульнара Муратовна

Целью методической разработки является изучение влияния дидактической игры на эффективность обучения на уроке информатики, систематизирование эффективных методов и приемов использования дидактических игр на уроках информатики и ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.rar547.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр дополнительного образования детей «Поиск»

Методическая разработка по теме:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ИНФОРМАТИКИ КАК

 СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

                                                                              Разработала:

                                                                             Ахтямова Гульнара Муратовна-

                                                                              педагог дополнительного образования

г. Нефтеюганск, 2013 г.

Содержание

  1. Введение………………………………………………..         2
  1. Цель, задачи, гипотеза, объект исследования
  1. Этапы деятельности……………………………….           3
  2. Дидактическая система……………………………            6
  1. Виды дидактических игр………………………..          7
  2. Дидактические игры на занятиях информатики… 8
  1. Выводы……………………………………………………….13
  2. Список литературы………………………………………..16

Надо прогнать с уроков бога сна Морфея, и чаще приглашать бога смеха Момуса.

(Ш.А. Амонашвили)

I. Введение.

Одна из главных задач образовательных учреждений состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, "научить учащихся учиться". В связи с этим, в образовании все больше намечаются тенденции к перемещению акцента с методов, обеспечивающих репродуктивное усвоение знаний, на методы, позволяющие "добывать" знания самостоятельно, формировать ряд компетенций (прежде всего, речь идет об информационной компетентности), а также на технологии (в том числе и компьютерные), обеспечивающие общее развитие личности ребенка и его адаптацию к полноценной жизни в современном информационном обществе.

Одной из учебных дисциплин, призванных решить данную проблему, является курс информатики. Быстрое развитие информационных технологий влияет на постановку целей и задач курса информатики, заставляет вносить коррективы в содержание дисциплины "Информатика". Это, соответственно, оказывает большое влияние на уровень подготовленности школьников, обучающихся этой дисциплине к осуществлению практической деятельности в учебных учреждениях.

Одной из проблем, волнующей меня, как и всех учителей, является вопрос, как развить процесс обучения, воспитания и развития человека. Особая роль здесь отводится повсеместному внедрению компьютеров в нашу жизнь. Хотелось бы, чтобы этот процесс происходил с пользой для повышения эрудированности наших учащихся, чтобы детям хотелось все больше и больше узнавать о возможностях применения ИКТ. Как известно, эффективное обучение удается только тогда, когда у обучающихся сформирована высокая мотивация к обучению. Как этого добиться? Конечно же, через игру!

Объектом исследования выступает процесс обучения школьников.

Предмет исследования - возможности использования дидактической игры на этапе освоения новых знаний, умений и навыков.

Целью исследования является изучение влияния дидактической игры на эффективность обучения на уроке информатики, систематизировать эффективные методы и приемы использования дидактических игр на уроках информатики и ИКТ.

Гипотеза:

если разработать методику проведения дидактических игр, использовать игры и дополнительный, занимательный дидактический материал по информатике на занятиях, то повысится качество обучения школьников при решении задач по информатике.

Задачи по реализации и достижению результатов:

  1. Изучить методическую литературу.
  2. Выявить возможности формирования мотивации к овладению ИКТ.
  3. Внедрить дидактические игры в учебный процесс.
  4. Отследить, как повлияло использование дидактических игр на учебный процесс.
  5. Придать занятиям соревновательный, игровой характер на основе использования дидактических игр.

Предполагаемый результат:

  1. Повышение учебно-познавательной мотивации, интереса к изучаемому предмету.
  2. Повышение качества знаний по изучаемым темам.
  3. Повышение самообразования.

II. Этапы реализации деятельности.

  1. Диагностический (начало учебного года).
  2. Обучающий.
  3. Контролирующий (конец учебного года).

1 Диагностический

Задача: отследить результативность учебного процесса, подобрать наиболее подходящие методы и формы обучения и воспитания для полного усвоения программного материала. Обоснование выбора задачи.

Для того чтобы отследить эффективность работы по данной программе, определить динамику в развитии детей, осуществлять запланированную работу, необходимо знать первоначальный уровень развития детей, их индивидуальные особенности, пробелы, трудности.

Средства реализации задачи.

  1. Тестирование по темам (приложение 1,2,3)
  2. Анкетирование на владение программным обеспечением (приложение №4).

Обработка результатов диагностического этапа.

Ф.И.

Сформированн

ость специальных знаний

Сформированн

ость специальных умений

Сформированн ость специальных навыков

Умение пользоваться дидактическим и материалами

Проявление творческих способностей

Умение планировать свою работу

Н

П

К

Н

П

К

Н

П

К

Н

П

К

Н

П

К

Н

П

К

Жигайлов Женя

С

С

С

С

С

В

Умение работать в офисных программах

Знание

Назначение

Применение

(Microsoft Office)

Ф.И

ПЭВМ

клавиш

программ

М8 \Vord

МS Ехсе!

MS Power Point

MS Pai

Н

П

К

Н

П

К

Н

П

К

Н

П

К

Н

П

К

Н

П

К

Н

П

1

Железнякова Влада

Н

с

Н

Н

Н

Н

с

2. Обучающий

Задача:

  1. ознакомить с программным обеспечением персонального компьютера, с операционной системой Windows Server.
  2. учить пользоваться программами: MS Word, MS Excel, Power Point, MS Paint.
  3. научить технологиям и приемам обработки растровых изображений в программе Photoshop, созданию интерактивной анимации в Macromedia Flash.

Обоснование выбора задачи.

Задача обучения информатике в целом - внедрение и использование новых передовых информационных технологий, пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.

Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями и планировать свою деятельность, находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, строить информационную модель исследуемого объекта или процесса.

Средства реализации задачи:

  1. Выпуск компьютерных газет.
  2. Оформление стендов.
  3. Проведение внеклассных мероприятий 
  4. Составление опорных схем 
  5. Использование занимательного материала

3.Контролирующий

Задача: определить уровень развития познавательных процессов, ux влияние на учебную деятельность, успеваемость обучающихся.

Обоснование выбора задачи.

На данном этапе проводится диагностика, которая включает в себя те же методики, которые были использованы на диагностическом этапе работы. Проводится анализ успеваемости детей в течение учебного года, сравнение данных по четвертям. Также сопоставление результатов развития познавательных процессов и успеваемости, их динамика

III. Дидактическая система

1.1. Виды дидактических игр

Дидактические игры конструируются по-разному. В некоторых из них есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило, в других — только отдельные элементы: действие или правило, или то и другое. Поэтому по структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие только отдельные элементы игры. В сюжетно- ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом. В играх- упражнениях она выражена явно. В дидактической игре ее замысел, правило, действие и включенная в них умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий.

  1. Имитационно-моделирующие игры

Как правило, требуют значительных затрат времени и организационных усилий по их проведению и последующему обсуждению. Учитель обычно представляет проведение такой игры моделированием ее хода, уточняя возможные сложности и тому подобное. Представляя дидактические игры в классе, преподаватель избегает подробного зачитывания инструкций и правил, сочетая его с пробным проигрыванием отдельных моментов игры. Распределение ролей может происходить как по инициативе учителя, так и по выбору учащихся. Необходимо определить время на освоение ролей, в некоторых случаях целесообразно провести «вхождение» в роль. В дидактическом плане особенно важным является обсуждение хода и результатов игры при активном участии самих учащихся.

  1. Компьютерные игры

Эти игры становятся средством формирования у детей основ компьютерной грамотности, ознакомления с языками программирования, навыков работы на ЭВМ. Компьютерные игры применяются как дидактическое средство при обучении в самых разнообразных предметных областях (в математике, естественных научных дисциплинах, родном и иностранных языках и д.р.)

  1. Деловые игры

Они, основанные на воспроизведении, имитации или моделировании производственной ситуаций, направлены на приобретение опыта эффективного решение реальных профессиональных задач. Эта разновидность дидактических игр применяется в высшей школе, производственном обучении, системах повышения квалификации работников производства и аппарата управления предприятий и учреждений, где обучение направленно прежде всего на формирование и отработку конкретных умений действовать в четко очерченных реальных условиях (оперативно анализировать ситуацию, вести поиск нужной информации, решать неожиданно возникающие проблемы, намечать варианты действий, принимать решение в меняющихся условиях и т.д.). К особенностям деловых игр относятся: представленный учебный материал и воссоздание структуры и функционирование звеньев профессиональной деятельности через учебно - игровую модель производственной ситуации. Благодаря этим особенностям деловые игры предоставляют большие возможности для их применения в контексте реальной деятельности.

Особенно чётко формирование компетенции готовности к самообразованию прослеживается в ходе подготовки и проведения уроков в виде деловой игры (деловая игра «Акционерная компания», деловая игра «Производительность труда» на уроках в профильном курсе «Экономика и жизнь») и ролевых игр (урок-конференция по теме «Индустриализации страны»).

Технология деловой игры состоит из следующих этапов:

-подготовка;

-проведение;

-анализ и обобщение;

Проводится вводный инструктаж. Дополнительно проводятся консультации.

Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения. Все это формирует компетентность готовности к социальному взаимодействию, способность соотносить свои устремления с устремлениями других людей. Продуктивное взаимодействие в группе позволяет использовать ресурсы других людей к решению задач, определённых полученной ролью деловой игры.

4) Игры по станциям

Правила игры. Подобные игры рекомендуется проводить для учащихся Х - XI классов. В каждой команде может быть 10-15 человек, но общее число команд не должно превышать десяти, иначе игра затянется.

По числу команд организуются станции. Но каждая команда получает определенное задание. Время пребывания ее на станции 7—8 мин. Выполнив задание, команда переходит на следующую станцию.

Игра начинается с того, что проводят линейку всех ее участников, на которой объясняют условия игры и командирам команд выдают маршрутные листы. В маршрутных листах намечены пути следования команд с указанием классных помещений (в центре круга), где разместились города страны Информатика. На протяжении всего путешествия (в коридорах школы и на лестничных площадках) дежурят старшие школьники. Они учитывают дисциплину при передвижении команд и заносят в маршрутный лист соответствующее число очков. На каждой станции задаются вопросы и варианты ответов на них.

Результаты дидактических игр оцениваются обычно игровыми баллами (очками) или позитивными суждениями учителя. В дидактических играх со старшими школьниками и взрослыми обучающимися педагог нередко обращает внимание на отрицательные результаты с целью побудить участников к пересмотру стереотипных неэффективных действий: прямая оценка игры заменяется содержательным обсуждением её хода и результатов; важное место на этом этапе занимает самооценка участников игры.

Теория отдыха в игре. Игру как средство поддержания бодрости и силы трактовали Шиллер Спенсер. Понимая, что в игре человек не только тратит, но и восстанавливает энергию. Так исследователи, как Шалер, Валлон, Патрик, Штейнталь, считали игру не столько компенсаторной, сколько уравновешенной, значит отдыхом. Игра позволяет привлечь в работу ран бездействовавшие органы и тем самым восстановить жизненное равновесие.

1.2. Дидактические игры на занятиях информатики

Дидактические игры на занятии - это технология вовлечения учащихся в творческую деятельность. Творческая активность личности в ходе игры обуславливается тем, что игра позволяет почувствовать значимость своего «Я», особенно в тех случаях, когда ученик в игру внос оригинальное решение, влияющее на ход игры. Постепенно снимается напряжение, скованное' нерешительность и нарастает интерес. Именно интерес оказывается стимулом воздействия игроков, вызывает положительные эмоции, которые, сопровождая процесс поиска, ускоряют его.

Дидактическая игра по своей сути - сложное, многогранное явление. На моих занятиях о может выступать в качестве метода обучения, потому что выполняет следующие функции:

  1. обучающую (способствует формированию мировоззрения, теоретических знаний практических умений, расширения кругозора, навыков самообразования и т. д.),
  2. развивающую (происходит развитие мышления, активности, памяти, способное выражать свои мысли, а также развития познавательного интереса),
  3. воспитывающую (воспитание коллективизма, доброжелательного и уважительно отношения к партнерам и оппонентам по игре),
  4. мотивационную (побуждение к применению полученных знаний, умений, проявление инициативы, самостоятельности, коллективного сотрудничества).

Посредством дидактических игр появляется возможность контроля и диагностики хода результата учебного процесса, а также внесение в него необходимых изменений, т.е. игра в данном случае выполняет контрольно-коррекционную функцию.

Дидактическая игра может являться формой обучения, так как она имеет свою структуру организации, выражающуюся в виде согласованной деятельности учителя и учащихся.

Дидактическая игра - это и средство обучения, потому что она является источник получения знаний, формирования умений. Она позволяет пробуждать и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшить наглядность учебного материала, сделав его, таким.

Конечно, нельзя противопоставить дидактическую игру и урок информатики, но в ситуации дидактической игры усвоение знаний происходит эффективнее. Самое главное - дидактическая задача в дидактической игре скрыта от учащегося, а его внимание обращено на выполнение игровых действий. Задача обучения им не осознается. Все это делает игру особой формой обучения, благодаря которой дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Причем соотношения между учащимися и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой.

Дидактическая игра повышает интерес к учебным знаниям в целом и к тем проблемам: которые моделируются с помощью игры. Данная особенность игры позволяет снимать «учебную усталость», которая появляется у большинства школьников в процессе изучения того или иного предмета, в частности и информатики, ведь, несмотря на актуальность основной части учебных тем, преподавателю требуются специальные усилия, чтобы удерживать внимание класса, стимулировать интерес к сути рассматриваемых вопросов.

Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. Игра требует от ребенка включенности в свои правила; он должен представить себе отсутствующий предмет или воображаемую ситуацию и действовать так, чтобы остальные участники игры его поняли и были удовлетворены его выдумкой; он должен быстро поразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации. Таким образом, в игровой деятельности формируется произвольность психических процессов, когда ребенок может следовать сознательной цели. Ситуация игры оказывает постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка, подготавливает к мышлению в плане представлений, развивает воображение. Притязание на признание в игре развивают личностные качества: учат сдержанности, рефлексии, воле к победе.

Дидактическая игра содержит как бы два элемента - познавательный и игровой. И очень важно, чтобы ни один из них не был упущен, иначе ее эффективность может быть сведена к нулю. Выбирая игру. обязательно надо стремиться к тому, чтобы она способствовала достижению учебно- воспитательной цели: закреплению и углублению знаний, воспитанию внимания, сообразительности, выдержки.

Ценнейшим качеством дидактических игр является их возможность индивидуализировать юту на уроке, обеспечивать задания, посильные каждому ученику, с учетом его умственных возможностей и максимально развивать способности каждого ученика.

Дидактическая игра имеет ряд черт, которые присущи и учебной» и игровой деятельности. Это называется ее целевой установкой на формирование знаний и умений школьника и, вместе с тем, ориентировка на возбуждение у учащегося чувства радости, подъема душевных сил и, что немаловажно, мобилизацию внимания.

Дидактическая игра применима ко всем типам урока.

При организации игры помимо этапа разработки ее сценария, который является с ответственным и сложным при подготовке дидактической игры, немаловажен правильный план заданий и разработка критериев оценки деятельности учащихся. Причем, подбор заданий » быть произведен самостоятельно или совместно с учащимися (например, они могут готовить за для команды соперников), практические и творческие задания и упражнения должны занимательными (по форме, содержанию, сюжету и пр.), они должны развивать логическое образное мышление, смекалку, сообразительность. Желательно иметь несколько способов чтобы их выполнение было бы затруднительно без хорошего знания теоретического мате] Большинство задач должны быть доступны и легко решаемы основной массой учащихся. При оценки также могут разрабатываться учителем вместе с учениками. Конечно, они могут различны при разных видах работы, выставлять оценку может как учитель, так и сами учащиеся групповой работе, после анализа каждого члена группы). Возможны различные вар выставления оценки: в течение урока, в конце игры или после урока (если необходимо оценить письменную работу).

Необходимо обратить внимание на заключительный этап дидактической игры - ее ан Анализ дидактической игры должен происходить как на уровне класса, можно в различных ф (устно, поочередно или выборочно, письменно, например, в форме анкетирования), так педагогическом уровне, для чего на урок приглашаются другие учителя.

Дидактической игрой создаются все необходимые условия для возникновения и разрешение проблемных ситуаций. За счет деятельностных мотивов учащиеся вовлекаются в игру в условиях ее неопределенности, непредсказуемости. В игре практически снимается такое ограничение свободы деятельности, как моральная ответственность за совершенную ошибку. Благодаря атмосфере взаимного доверия, взаимопонимания и сотрудничества создается благоприятная почва для развития самосознания, целенаправленной коррекции поведения учащихся учителем, формирования правильной ориентации в системе духовных ценностей. Кроме того, пространственно-временная особенность дидактической игры позволяет придать учебно-игровой деятельности динамичный насыщенный характер, позволяет увидеть взаимосвязь и взаимообусловленность действий участников игры, создает возможность при совершении неверных, ошибочных ходов, повторить их, но уже в скорректированном виде.

Кроме того, благодаря их использованию, в учебный процесс включаются нетрадиционные виды деятельности, например, организационная, коммуникативная и т.д., что способствует значительному обогащению процесса познания. В ходе игрового взаимодействия происходит улучшение отношений между участниками игры и педагогами, так как игровое взаимодействие предусматривает неформальное общение и позволяет раскрыть и тем и другим свои личностные качества, лучшие стороны своего характера. Игра стимулирует формирование, наряду с партнерскими отношениями, чувство внутренней свободы, ощущение дружеской поддержки и возможность оказать в случае необходимость помощь своему партнеру, что способствует сближению участников, углубляет их взаимоотношения. Наличие определенных игровых ограничений развивает способности играющего к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли. В игре ребенок сталкивается с целым набором различных правил, которые ему необходимо понять, сознательно принять, а в дальнейшем, несмотря на трудности, моделируемые в ходе игры, неукоснительно выполнять.

Игра, обладая широким спектром специальных игровых методических приемов, и самой атмосферой игры, помогает поддерживать внимание, что, в конечном счете, ведет к более глубокому и прочному пониманию изученных понятий. Следовательно, игра позволяет сменить пассивную позицию ребенка на сознательно активную, стимулирует рост познавательной активности школьников, что дает им возможность получать и усваивать большее количество информации.

Успешно проведенная игра, а тем более система игр, повышает самооценку участников, так как у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности.

Организуя и проводя различные игры, передо мною открывается масса возможностей. Прежде всего, это накопление нового дидактического опыта, в том числе и принципиально отличающегося от того, что был в профессиональном арсенале учителя. Систематическое использование игры расширяет набор методических приемов, которые могут быть использованы в другом контексте.

Подготовка и проведение игры ведет к более глубокому пониманию мною своих профессиональных возможностей и, как следствие, изменение методики преподавания, повышение ее эффективности в силу того, что в большей мере я опираюсь на свои природные способности, стремлюсь максимально выразить свою личность, в ходе общения с учащимися.

В процессе использования Игры осуществляется более глубокая и разносторонняя диагностика учащихся и, следовательно, возможность реальной реализации принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников, переход от декларирования а педагогического постулата к его воплощению в повседневную школьную практику.

Игра направлена на то, чтобы научить школьника осознавать мотивы своего учена поведения в игре и в жизни, то есть формировать цели и программы самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

Давая школьнику, возможность участвовать в серии ролевых и деловых игр, учит: активизирует его, изменяет мотивацию ребенка на личностно значимую. В старших классах игра рассматривается, как возможность учащихся проверить свои силы и готовность к реальной жизни после окончания школы, особенно прекрасную возможность для этого предоставляют деловые игры. Содержательная сторона игры приобщает участников к жизни. Игра позволяет участникам «делать ошибки» и на их анализе видеть причины и последствия таких действий. Это в полной мере отвечу потребностям детей «быть взрослыми».

Использование дидактических игр на уроке не только способствует лучшему усвоению программного материала по информатике, но и развитию логического мышления, речи, развитию наблюдательности, внимания и интереса к информатике.

В процессе ознакомления учащихся с компьютерной техникой, возможно, использование следующих методических приемов:

1.Выпуск компьютерных газет.

Газета может быть стенной или компьютерной. Последний вариант возможен, если учащие знакомы с навыками работы в текстовом редакторе,  в программе верстки.

Темы могут быть следующими: «Как появился компьютер?», «Где и как используется ПК' «Из чего состоит современный персональный компьютер?», «Десятка наиболее популярных в классе компьютерных игр», «ПК в играх и задачах» и т.п.

2.Оформление стендов.

Для организации работы необходимы большой стенд, карандаши, фломастеры, край ножницы, рекламные проспекты, журналы, газеты. Можно использовать материалы Интернета.

Стенд разбивается на колонки, например такие: Где? Как используется? Ввод. Что дела< компьютер? Вывод.

Учащиеся класса работают в группах. Каждая из которых разрабатывает определенную тему касающуюся применения ЭВМ в той или иной области. Все собранные материалы прикрепляются к стенду, затем проводится их обсуждение.

Можно подобное задание давать за несколько дней до урока, чтобы у учеников было достаточно времени для сбора реальных входных и выходных форм.

3.Проведение внеклассных мероприятий.

Можно использовать следующие формы работы:

  1. проведение олимпиад на лучшее знание устройства компьютера и сфер его применения
  2. проведение театрализованных представлений;

4.Составление опорных схем

Данный вид работы может быть организован различными способами:

  1. опорная схема составляется мною на доске в ходе объяснения нового материала;
  2. учащиеся строят схему на доске;
  3. самостоятельное построение на этапе контроля знаний.

5.Использование занимательного материала.

При изучении компьютера на уроках информатики можно использовать следующие формы занимательного материала:

  1. дидактические и компьютерные игры;
  2. ребусы;
  3. загадки;
  4. стихи, сказки;
  5. кроссворды.

Ознакомление с устройством ПК можно построить как урок - сказку.

IV. Выводы:

  1. Дидактические игры повышают эффективность процесса обучения, делает его более | гибким и целенаправленным, а также способствует развитию творчески, познавательных способностей учащихся.
  1. Дидактические игры намного упрощает учителю проведение занятий использовании игр значимость учителя как проводника знаний снижается, роль учете меняется.
  2. Дидактическая игра как форма обучения развивает у учащихся устойчивый интерес к предмету, формирует умение самостоятельно работать, заметно развивает навыки работы с учебным программным средством.

Передо мной были поставлены задачи, с которыми мы справились:

  1. Изучить методическую литературу.
  2. Выявить возможности формирования мотивации к овладению ИКТ.
  3. Внедрить дидактические игры в учебный процесс.
  4. Отследить, как повлияло использование дидактических игр на учебный процесс.
  5. Придать занятиям соревновательный, игровой характер на основе использования дидактических игр.

Изучено влияние дидактической игры на эффективность обучения.

  1. Процесс обучения представляет собой взаимодействие учителя и ученика, и если я не  буду проводить специальную работу, обеспечивающую включение в деятельность учащихся, то от  взаимодействия останутся только мои действия как учителя. Я могу придумать учебную за; подготовить систему заданий, но выполнять их должны ученики. Для этого в классе стар создать атмосферу совместного творческого поиска, в частности через дидактическую игру.
  2. Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного  интереса к предмету информатики и ИКТ.
  3. В обучении активно работаю над развитием всех учащихся, как сильных по успеваемости, слабых.
  4. На практике я убедилась, что использование игровых приемов в учебном процессе способ активизации познавательной деятельности, углублению знаний учащихся по курс

Качество знаний за 2011-2012 учебный год - 92 %.

Проведя игру и контрольную работу по одной теме, я получила различные результаты. Если при проведении контрольной работы было выполнено 75% заданий, то во время дидактической игры - 100%. Причем, уровень выполнения заданий в игре был значительно выше. При выполнении заданий ребята не только использовали логическое мышление, но и показывали творческий подход, который сделал результаты интересными и разнообразными. В выполнении задания участвовали все ученики, тем самым, развивая межличностные отношения, переплетающие такие моменты, как соревнования и взаимная поддержка.

Ребята под моим руководством принимают активное участие на Всероссийских конкурсах.

Список использованных материалов:

  1. Актуальные вопросы формирования интереса в об ч Учебное пособие по ред. Г.И. Щукиной; М.1984
  2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!; М., 1983.
  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.; Лениздат, 1992
  4. Брунер Дж. Психология познания /перевод под ред. А.Р.Лурия/; М., Прогресс, 19"
  5. Бую Т.А. Игра в эстетическом воспитании школьника 1997, №2
  6. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вое психологии, 1966.—№6. с.46.
  7. Газман О.С. Каникулы: игра, воспитание; М.,1988, с.6-12.
  8. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу - с игрой; М.1991
  9. Губанова О.В., Левкина И.С. Использование игровых приемов на уроках. 1997, №«
  10. Игра как нестандартная форма учета знаний. Средняя школа, 1994, №12
  11. Махмутов М. И. Современный урок. — 2-е изд. — М., 1985.
  12. Медведицков А. П. Формирование ответственного отношения старшеклассников к учению в коллективной учебной деятельности. — Омск, 1985.
  13. Никитин Б. П. Развивающие игры. — М., 1985.
  14. Николаева Л. А. Конференции старшеклассников. — М., 1980.
  15. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие; М.: Педагогическое обш России,2000, с. 312-336.
  16. Огородников И. Т. Педагогика. — М., 1968.
  17. Онищук В. А. Урок в современной школе. — М., 1986.
  18. Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся. — М., 1972.
  19. Пономарев Я, Гаджиев Ч. Закономерности общения в творческом коллективе//Вопросы психологии.—1986.— № 6.
  20. Портов М. Л. Труд руководителя школы. —М., 1984.
  21. Рабунскии Е. С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. —
  22. 1975.
  23. Рачвнко И. П. НОТ учителя. — М., 1982.
  24. Симонов В. П. Оценка эффективности учебно-воспитательной деятельности учителя руководителем школы. — М., 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестирование в школьном курсе математики и на элективных курсах как средство повышения качества обучения.

Описание педагогического опыта работы.Тестирование  в школьном курсе математики и на элективных курсах как средство повышения качества обучения....

Обучение в сотрудничестве как средство повышения качества обучения иностранному языку.

Представлен опыт технологии  обучения в сотрудничестве.Рассмотрены разнообразные варианты данной технологии....

Игра, как эффективное средство повышения качества обучения и воспитания на примере ТО художественной направленности "Мастерица".

Ценность игровых технологий состоит в том, что игра, являясь развлечением, способна перерасти в обучение, в творчество....

ИНТЕГРАЦИЯ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Выступление на методическом объединении.Союз трех фундаментальных учебных дисциплин — языка, математики и информатики — образует нераздельную основу современного образования...

Обучение в сотрудничестве как средство повышения качества обучения иностранному языку.

Данная посвящена методам и приёмам обучения в сотрудничестве....